О ПОЛОЖЕНИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 4/99). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 18.02.04 16-00-10/3

     
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          18 февраля 2004 г.
                             N 16-00-10/3

                                 (Д)

     
     Министерством финансов  Российской  Федерации  в  соответствии  с
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,  утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N
273, а также в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского
учета   в   соответствии   с   международными  стандартами  финансовой
отчетности,  утвержденной  Постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от  6  марта 1998 г.  N 283,  было разработано и утверждено
Положение   по   бухгалтерскому   учету   "Бухгалтерская    отчетность
организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н).
Положение разработано в полном соответствии с Федеральным  законом  "О
бухгалтерском   учете",   третья  глава  которого  посвящена  вопросам
состава,  периода и порядка представления и публичности  бухгалтерской
отчетности.
     В соответствии с пунктом 1 статьи  15  Закона  определены  адреса
представления   организацией   бухгалтерской   отчетности,  исходя  из
которого   организации   представляют   бухгалтерскую   отчетность   в
территориальные  органы  статистики по месту их регистрации.  При этом
каких-либо  особых  требований  к  составу  бухгалтерской  отчетности,
срокам  и порядку ее представления в территориальные органы статистики
Законом не определено.
     В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету
существует дифференцированный подход  к  формированию  разными  типами
организаций объема информации, предоставляемой в составе бухгалтерской
отчетности.   Это   означает,   что,   например,    субъекты    малого
предпринимательства   и   некоммерческие  организации  при  отсутствии
соответствующих данных в  состав  бухгалтерской  отчетности  могут  не
включать  Отчет  об  изменениях  капитала,  Отчет  о движении денежных
средств,   Приложение   к   Бухгалтерскому   балансу.    Коммерческими
организациями,  не  являющимися  крупными,  предполагается к раскрытию
объем отчетной информации применительно к образцам форм  бухгалтерской
отчетности,  которые  разрабатываются  Минфином  России.  Коммерческие
организации,  являющиеся крупными  организациями,  имеющими  несколько
видов  деятельности,  используют разработанные Минфином России образцы
форм бухгалтерской отчетности при разработке  и  принятии  своих  форм
бухгалтерской  отчетности,  в  состав  которой  при  этом  могут  быть
включены формы сверх рекомендованных образцов форм.  Это вызвано  тем,
что  общие  требования  к  бухгалтерской  отчетности,  определенные  в
нормативных  документах  по  бухгалтерскому  учету  (достоверности   и
полноты,     существенности,     нейтральности,    последовательности,
сопоставимости и др.),  приводят  к  необходимости  увеличения  объема
раскрываемой   в   бухгалтерской   отчетности   информации  указанными
организациями и принятию большего количества отчетных  показателей,  а
также форм, включаемых в состав бухгалтерской отчетности.
     При этом  большая  часть  информации  должна  раскрываться  не  в
отчетных формах, а в пояснительной записке. Это касается и показателей
по сегментам (видам деятельности).
     Учитывая содержание    статьи    13    Федерального   закона   "О
бухгалтерском учете",  организация должна представлять в установленные
адреса  бухгалтерскую  отчетность  в  составе  форм,  разработанных  и
принятых ею. Представление бухгалтерской отчетности по рекомендованным
образцам   свидетельствует   о   неполном   выполнении   организациями
требований   нормативных   документов   по    бухгалтерскому    учету.
Представление  бухгалтерской  отчетности  может по решению организации
(см.  п.  6  ст.  13  Федерального  закона  "О  бухгалтерском  учете")
осуществляться  на  бумажном  носителе  или в электронном виде.  Право
пользователей (включая  органы  статистики)  бухгалтерской  отчетности
требовать   от   организации   ее  представления  в  электронном  виде
федеральным законом не определено. Организация вправе также определять
технический    способ   заполнения   форм   бухгалтерской   отчетности
(заполнение от руки или  с  помощью  печатающих  средств,  составление
электронной   версии  форм  бухгалтерской  отчетности).  Бухгалтерская
отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.
     Обращается внимание  на  то,  что  в Приказе Госкомстата России и
Минфина России от 14 ноября 2003 г.  N 475/102н "О  Кодах  показателей
годовой   бухгалтерской  отчетности  организаций,  данные  по  которым
подлежат обработке в органах государственной статистики"  указывается,
что  коды показателей бухгалтерской отчетности должны быть проставлены
организацией  в  формах  бухгалтерской  отчетности  в  соответствии  с
указанным   Приказом   в   случае   включения   организацией  в  формы
бухгалтерской отчетности при их разработке и принятии сформированных в
бухгалтерском учете показателей,  данные по которым подлежат обработке
в органах государственной статистики.
     Одновременно следует  отметить,  что имеющие место случаи,  когда
налоговые  органы  отказывают  в  принятии  бухгалтерской   отчетности
организации  в  связи  с  отсутствием  отметки территориального органа
статистики ("штампа") о представлении ему бухгалтерской отчетности, не
соответствуют требованиям законодательства.
     
Руководитель Департамента
методологии бухгалтерского учета
и отчетности
                                                            А.С.БАКАЕВ
18 февраля 2004 г.
N 16-00-10/3