ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН Настоящий Закон определяет правовые основы государственного контроля за соблюдением порядка формирования и применения регулируемых цен (далее - государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования) на территории города Москвы в целях реализации ценовой и тарифной политики города Москвы, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, а также предупреждения административных правонарушений в сфере ценообразования. Статья 1. Сфера применения настоящего Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении органами исполнительной власти города Москвы государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования физическими и юридическими лицами, производящими (реализующими) продукцию (товары, работы, услуги) (далее - продукция), цены на которую устанавливаются или регулируются уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и государственными органами города Москвы. 2. Настоящий Закон применяется к отношениям, возникающим в сфере производства (реализации) продукции на территории города Москвы, если федеральным законодательством и законодательством города Москвы не установлено иное. 3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, урегулированные специальными федеральными законами, законами города Москвы. 4. Правовое регулирование отношений в области государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в городе Москве осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, иными федеральными законами, законами города Москвы и настоящим Законом. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: цена (тариф, расценка, ставка и тому подобное) (далее - цена) - стоимость единицы продукции, по которой осуществляется ее реализация покупателю; надбавка (наценка) к ценам (далее - надбавка) - элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже продукции и получение прибыли; скидка к ценам (далее - скидка) - снижение цены продукции, предоставляемое продавцом покупателю; субъекты ценообразования - юридические и физические лица, в установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы случаях определяющие порядок ценообразования и порядок применения цен (надбавок, скидок) либо применяющие цены (надбавки, скидки), регулируемые (устанавливаемые) уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и государственными органами города Москвы; регулирование цен - воздействие государства в лице уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации и государственных органов города Москвы на уровень цен (надбавок, скидок), порядок их установления и применения; регулируемая цена - цена, в отношении которой уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и государственными органами города Москвы применяется ограничение ее пределами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством города Москвы, либо установление в твердой денежной сумме; предельная цена - цена, уровень которой ограничен верхним пределом (предельная максимальная) или нижним пределом (предельная минимальная); установленная надбавка (скидка) к ценам - надбавка (скидка), в отношении которой уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и государственными органами города Москвы применяется ограничение ее пределами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством города Москвы; порядок ценообразования - соответствие процесса формирования и применения цен (надбавок, скидок) федеральному законодательству и законодательству города Москвы, регламентирующим его. Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением порядка ценообразования Контроль за соблюдением порядка ценообразования осуществляется: а) органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным Правительством Москвы осуществлять государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования (далее - уполномоченный орган контроля); б) другими органами исполнительной власти города Москвы, имеющими право осуществлять контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах их компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 4. Права уполномоченного органа контроля Уполномоченный орган контроля вправе: а) проверять деятельность субъектов ценообразования всех организационно-правовых форм и форм собственности в отношении соблюдения ими порядка ценообразования при проведении плановых и внеплановых проверок; б) требовать у проверяемого субъекта ценообразования предоставления документов, информации по установленным действующим законодательством формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, калькуляций и иной документации, обосновывающей состав и размер затрат, включенных в цену (надбавку, скидку), объяснений в письменной форме о порядке ценообразования и иной информации, относящейся к предмету проверки; в) требовать в необходимых случаях от руководителей проверяемых субъектов ценообразования проведения инвентаризации продукции (товаров), проведения контрольных обмеров выполненных работ; г) принимать решение о взыскании в бюджет города Москвы суммы излишне полученной субъектом ценообразования в результате нарушения порядка ценообразования выручки, вносить субъекту ценообразования представление об устранении нарушения порядка ценообразования, а также об устранении причин этого нарушения и условий, способствовавших его совершению; д) выносить постановления о наложении административного штрафа за нарушение порядка ценообразования; е) обращаться в суд с исками (заявлениями), а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением порядка ценообразования; ж) требовать при проведении проверок необходимую информацию (документы), относящуюся к предмету проверки субъекта ценообразования, у иных субъектов ценообразования, с которыми связана деятельность проверяемого субъекта ценообразования; з) осуществлять иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 5. Нарушение порядка ценообразования 1. Нарушением порядка ценообразования признается противоправное, виновное действие (бездействие) субъекта ценообразования, выражающееся в несоответствии порядка формирования цен (надбавок, скидок) и их применения обязательным правилам, установленным федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. К нарушениям порядка ценообразования относятся: а) завышение или занижение регулируемых цен; б) завышение или занижение предельных цен; в) завышение или занижение установленных надбавок; г) завышение предельного уровня рентабельности, в том числе за счет включения в расходы на производство (реализацию) продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством; д) непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок, в том числе непредоставление установленных льгот; е) нарушение порядка декларирования или регистрации цен; ж) установление субъектами ценообразования, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации заключать публичный договор, разного уровня цен на однородную продукцию (за исключением случаев, когда федеральным законодательством и законодательством города Москвы допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей); з) взимание платы за продукцию, которая в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы должна быть предоставлена бесплатно; и) завышение цен на продукцию, поставляемую субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров для государственных нужд; к) иные нарушения установленного порядка ценообразования. Статья 6. Ответственность за нарушение порядка ценообразования 1. В случае нарушения порядка ценообразования субъекты ценообразования обязаны в соответствии с представлением уполномоченного органа контроля прекратить нарушение, отменить цены (надбавки, скидки), установленные с нарушением порядка ценообразования, устранить причины данного нарушения и условия, способствовавшие его совершению, выполнить иные действия, предусмотренные представлением. 2. Субъекты ценообразования, получившие излишнюю выручку в результате нарушения порядка ценообразования, обязаны: а) перечислить в бюджет города Москвы в соответствии с федеральным законодательством сумму излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки; б) уплатить административный штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. Сумма излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки определяется как разница между фактической выручкой от реализации продукции по завышенным ценам (с учетом доплат, надбавок, скидок к ним и тому подобного) и стоимостью этой же продукции по ценам (с учетом доплат, надбавок, скидок к ним и тому подобного), сформированным в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 4. Субъекты ценообразования, допустившие нарушение порядка ценообразования и выявившие это нарушение самостоятельно, осуществляют возврат излишне полученных сумм потребителям (перерасчет с ними) либо в случае невозможности такого возврата (перерасчета) вносят в бюджет города Москвы всю сумму излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки без уплаты административного штрафа. Статья 7. Порядок рассмотрения материалов проверки и принятия решения о взыскании суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки 1. Уполномоченный орган контроля рассматривает материалы проверки о нарушении порядка ценообразования в пределах своей компетенции. 2. Материалы проверки вправе рассматривать руководитель уполномоченного органа контроля (его заместители). 3. Материалами проверки являются акт проверки, составленный по результатам проведения плановой и внеплановой проверки, объяснения субъекта ценообразования в письменной форме, иные документы, содержащие фактические данные, на основании которых руководитель уполномоченного органа контроля (его заместители) устанавливает наличие или отсутствие нарушения порядка ценообразования, виновность субъекта ценообразования, размер суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки. 4. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. 5. Материалы проверки рассматриваются руководителем уполномоченного органа контроля (его заместителями) в пятнадцатидневный срок со дня получения этих материалов. 6. В случае поступления ходатайства от субъекта ценообразования либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств нарушения порядка ценообразования срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен руководителем уполномоченного органа контроля (его заместителями), но не более чем на один месяц. 7. Материалы проверки рассматриваются с участием субъекта ценообразования, в отношении которого проводилась проверка. В отсутствие указанного субъекта ценообразования материалы проверки могут быть рассмотрены лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении субъекта ценообразования о месте и времени рассмотрения материалов проверки и если от субъекта ценообразования не поступило ходатайство об отложении рассмотрения материалов проверки либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 8. При рассмотрении материалов проверки руководитель уполномоченного органа контроля (его заместители) руководствуется нормами федерального законодательства и настоящего Закона. 9. По результатам рассмотрения материалов проверки уполномоченный орган контроля вправе принять решение о взыскании суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки (далее - решение о взыскании). 10. Основанием для принятия решения о взыскании руководителем уполномоченного органа контроля (его заместителями) являются материалы проверки, проведенной уполномоченным органом контроля. 11. В решении о взыскании должны быть указаны: а) наименование уполномоченного органа контроля, принявшего данное решение; б) дата и место рассмотрения материалов проверки; в) сведения о субъекте ценообразования, в отношении которого принимается данное решение; г) статья федерального закона, закона города Москвы, иного нормативного правового акта, устанавливающая порядок ценообразования, который был нарушен субъектом ценообразования; д) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов проверки; е) размер суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки; ж) статья настоящего Закона, иного нормативного правового акта, предусматривающая взыскание суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки; з) срок и порядок обжалования данного решения. 12. Копия решения о взыскании немедленно после окончания рассмотрения материалов проверки выдается под расписку законному представителю субъекта ценообразования либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного решения заказным письмом с уведомлением о вручении. 13. Руководитель уполномоченного органа контроля (его заместители) при установлении причин нарушения порядка ценообразования и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие субъекты ценообразования и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Субъекты ценообразования и должностные лица обязаны рассмотреть указанное представление в течение одного месяца со дня его получения и сообщить в уполномоченный орган контроля о принятых мерах. Статья 8. Порядок обжалования решения о взыскании суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки 1. Решение уполномоченного органа контроля о взыскании, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы субъектом ценообразования в вышестоящий орган или суд. 2. Подача жалобы в вышестоящий орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. 3. Жалоба в вышестоящий орган подается в письменной форме в течение десяти суток со дня получения субъектом ценообразования решения уполномоченного органа контроля о взыскании. В случае пропуска срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. 4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий орган или в суд, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. 5. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же орган. 6. Решение вышестоящего органа по жалобе принимается в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Статья 9. Порядок исполнения решения о взыскании суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки 1. Решение уполномоченного органа контроля о взыскании подлежит исполнению субъектом ценообразования в срок не позднее 30 дней со дня его получения либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. 2. В случае отправки решения о взыскании посредством почтовой связи оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма с уведомлением о вручении. 3. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения о взыскании невозможно в установленные сроки, руководитель (его заместители) уполномоченного органа контроля, принявшего данное решение, может отсрочить уплату суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки на срок до одного месяца. 4. С учетом финансового положения субъекта ценообразования, в отношении которого вынесено решение о взыскании, уплата суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки может быть рассрочена руководителем (его заместителями) уполномоченного органа контроля, принявшего данное решение, на срок до трех месяцев. Статья 10. Права уполномоченного контроля по защите интересов города Москвы в судебных органах В случае неисполнения субъектом ценообразования решения о взыскании суммы излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки уполномоченный орган контроля вправе обратиться с заявлением о взыскании в суд. Статья 11. Порядок распределения денежных средств, взыскиваемых по решениям и постановлениям уполномоченного органа контроля 1. Суммы взысканной излишне полученной в результате нарушения порядка ценообразования выручки зачисляются в бюджет города Москвы с последующим их распределением в соответствии с законом города Москвы о бюджете города на очередной финансовый год. 2. Суммы административных штрафов зачисляются в соответствующий бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Статья 12. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу: а) Закон города Москвы от 26 февраля 1997 года N 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии"; б) часть 12 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы"; в) Закон города Москвы от 27 марта 2002 года N 16 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 февраля 1997 года N 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии". Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 28 января 2004 года N 5 |