КАК ФОРМИРУЕТСЯ НАЛОГОВАЯ БАЗА ДЛЯ АГЕНТА И ПРИНЦИПАЛА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПО АГЕНТСКИМ ДОГОВОРАМ, А ТАКЖЕ ПО ДОГОВОРАМ ОБ УСТУПКЕ ПРАВ?. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 26.09.03 26-12/54135

        КАК ФОРМИРУЕТСЯ НАЛОГОВАЯ БАЗА ДЛЯ АГЕНТА И ПРИНЦИПАЛА
       ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПО АГЕНТСКИМ ДОГОВОРАМ,
                А ТАКЖЕ ПО ДОГОВОРАМ ОБ УСТУПКЕ ПРАВ?
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                         26 сентября 2003 г.
                            N 26-12/54135

                                 (Д)


     Налоговой базой для целей исчисления налога на прибыль признается
денежное выражение прибыли,  определяемой в соответствии  со  ст.  247
Налогового  кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ),  подлежащей
налогообложению.
     Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы,
уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в
соответствии с главой 25 НК РФ.
     К доходам в целях налогообложения  прибыли  относятся  доходы  от
реализации  товаров  (работ,  услуг)  и  имущественных прав (доходы от
реализации) и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
     Порядок определения  доходов  для целей исчисления налоговой базы
по налогу на прибыль определен ст. 248 НК РФ. При этом понятие "доходы
от  реализации"  в  ст.  249  НК  РФ  отождествляется  с  выручкой  от
реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
     На основании  п.  1  ст.  252  НК  РФ  налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на  сумму  произведенных  расходов  (за  исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     Расходами признаются обоснованные и документально  подтвержденные
затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных  ст.  265  НК  РФ - убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под обоснованными  расходами  понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под документально  подтвержденными  расходами понимаются затраты,
подтвержденные   документами,   оформленными    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     Расходами признаются  любые  затраты   при   условии,   что   они
произведены для осуществления деятельности,  направленной на получение
дохода.
     Согласно статье  11  части  первой  НК  РФ  институты,  понятия и
термины гражданского,  семейного и  других  отраслей  законодательства
Российской   Федерации,  используемые  в  НК  РФ,  применяются  в  том
значении,  в каком они используются в этих отраслях  законодательства,
если иное не предусмотрено НК РФ.
     Для расчета налоговой базы по агентским договорам  (в  том  числе
договорам   комиссии   и  поручения),  заключенным  в  соответствии  с
требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации,  следует иметь
в виду следующее.
     При определении  налоговой  базы  по   налогу   на   прибыль   не
учитываются  доходы  в  виде  имущества  (включая  денежные средства),
поступившего комиссионеру,  агенту и (или) иному поверенному в связи с
исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или
другому аналогичному договору,  а  также  в  счет  возмещения  затрат,
произведенных  комиссионером,  агентом  и  (или)  иным  поверенным  за
комитента,  принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не
подлежат  включению  в  состав  расходов комиссионера,  агента и (или)
иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.  К
указанным  доходам  не  относится  комиссионное,  агентское  или  иное
вознаграждение (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
     При определении  налоговой  базы  не  учитываются  расходы в виде
имущества  (включая  денежные  средства),  переданного  комиссионером,
агентом  и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по
договору  комиссии,  агентскому  договору   или   иному   аналогичному
договору,  а также в счет оплаты затрат,  произведенной комиссионером,
агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного
доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов
комиссионера,  агента и  (или)  иного  поверенного  в  соответствии  с
условиями заключенных договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ).
     При реализации  товаров  (работ,  услуг)  по  договору   комиссии
(агентскому   договору)   налогоплательщиком-комитентом  (принципалом)
датой  получения  дохода  от  реализации  признается  дата  реализации
принадлежащего  комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав),
указанная в извещении комиссионера (агента) о  реализации  и  (или)  в
отчете комиссионера (агента).
     В соответствии с п.  1 ст.  382 Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  под уступкой права требования понимается сделка по передаче
кредитором  права  (требования),  принадлежащего  ему   на   основании
обязательства, другому лицу.
     То есть  по  своей  правовой  природе  уступка  права  требования
является формой перемены лиц (кредиторов) в обязательстве.
     Первоначальный кредитор    называется    цедентом,    новый     -
цессионарием.
     При заключении  сделки  по  уступке  права   требования   стороны
(контрагенты) должны совершить необходимые действия, свидетельствующие
о полной и безусловной смене лиц (кредиторов) в том  обязательстве,  в
рамках которого возникло уступаемое право требования.
     Для признания действительной операции уступки права требования  в
первую   очередь  необходимо  подтвердить  разрыв  прежним  кредитором
каких-либо обязательственных отношений с должником.
     Особенности определения   налоговой   базы  (прибыли,  подлежащей
налогообложению) как разницы между доходами и расходами при исчислении
налога    на    прибыль   по   операции   уступки   права   требования
налогоплательщиками,  использующими метод начисления,  установлены ст.
279 НК РФ.
     При этом следует  исходить  из  специфики  права  требования  как
объекта    гражданского   оборота,   гражданско-правовой   природы   и
экономического содержания уступки права требования.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев

26 сентября 2003 г.
N 26-12/54135