ЛЕТОМ 2002 ГОДА РЕШЕНИЕМ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА БАНКРОТОМ, И В ОТНОШЕНИИ НЕЕ ОТКРЫТО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ КАК ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА. НАЗНАЧЕН КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ. В ХОДЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ВКЛЮЧЕНИЮ В КОНКУРСНУЮ МАССУ, СОСТАВЛЕН АКТ СВЕРКИ, В КОТОРОМ ОТРАЖЕНА ПЕРЕПЛАТА ПО НАЛОГАМ СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ИНСПЕКЦИЯ ПИСЬМОМ ОТКАЗАЛА КОНКУРСНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ В ВОЗВРАТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЮДЖЕТОВ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГОВ. КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ОБРАТИЛСЯ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ С ИСКОМ ОБЯЗАТЬ ИНСПЕКЦИЮ ВОЗВРАТИТЬ ИЗ БЮДЖЕТОВ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЕ СУММЫ НАЛОГОВ В УКАЗАННОМ РАЗМЕРЕ. РЕШЕНИЕМ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ, ОСТАВЛЕННЫМ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ТОГО ЖЕ СУДА, ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО УДОВЛЕТВОРЕНЫ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА НАЗВАННЫЕ ВЫШЕ РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОСТАВЛЕНЫ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА ИНСПЕКЦИИ - БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ИНСПЕКЦИЕЙ РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ НЕ ИСПОЛНЕНО. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 24 октября 2003 г. N 11-11н/59780 (Д) Согласно п. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Вместе с тем п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) в редакции, действующей в обжалуемом периоде, установлено, что кредиторами по денежным обязательствам (далее - кредиторы) являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В пункте 3 названной выше статьи указано, что к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено Законом N 6-ФЗ. При этом в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Согласно п. 1 ст. 98 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Таким образом, о наличии у должника обязанности перед кредитором последний должен заявить в рамках дела о банкротстве с тем, чтобы его требования были включены в реестр требований кредиторов и при признании должника банкротом были удовлетворены в порядке установленной очередности. Следовательно, норма п. 7 ст. 78 Кодекса не подлежит применению в отношении лиц, признанных банкротом по решению арбитражного суда. Исходя из изложенного действия инспекции, выразившиеся в проведении зачета сумм излишне уплаченных организацией налогов после принятия арбитражным судом решения о признании ее банкротом, являются неправомерными. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |