ЛЕТОМ 2002 ГОДА РЕШЕНИЕМ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА БАНКРОТОМ, И В ОТНОШЕНИИ НЕЕ ОТКРЫТО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ КАК ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА. НАЗНАЧЕН КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ. В ХОДЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 24.10.03 11-11Н/59780

   ЛЕТОМ 2002 ГОДА РЕШЕНИЕМ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИЗНАНА БАНКРОТОМ, И В ОТНОШЕНИИ НЕЕ ОТКРЫТО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    ПО УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ КАК ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА. НАЗНАЧЕН
   КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ. В ХОДЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ
   ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ВКЛЮЧЕНИЮ В КОНКУРСНУЮ
 МАССУ, СОСТАВЛЕН АКТ СВЕРКИ, В КОТОРОМ ОТРАЖЕНА ПЕРЕПЛАТА ПО НАЛОГАМ
    СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ. ИНСПЕКЦИЯ ПИСЬМОМ ОТКАЗАЛА КОНКУРСНОМУ
   УПРАВЛЯЮЩЕМУ В ВОЗВРАТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЮДЖЕТОВ
 ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГОВ. КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ОБРАТИЛСЯ В
  АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ С ИСКОМ ОБЯЗАТЬ ИНСПЕКЦИЮ ВОЗВРАТИТЬ ИЗ
    БЮДЖЕТОВ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЕ СУММЫ НАЛОГОВ В УКАЗАННОМ РАЗМЕРЕ.
   РЕШЕНИЕМ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ, ОСТАВЛЕННЫМ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
     ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ТОГО ЖЕ СУДА, ИСКОВЫЕ
  ТРЕБОВАНИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО УДОВЛЕТВОРЕНЫ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
   ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА НАЗВАННЫЕ ВЫШЕ
  РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОСТАВЛЕНЫ БЕЗ
ИЗМЕНЕНИЯ, КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА ИНСПЕКЦИИ - БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. ВМЕСТЕ
  С ТЕМ ИНСПЕКЦИЕЙ РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ НЕ ИСПОЛНЕНО.
                  ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          24 октября 2003 г.
                            N 11-11н/59780

                                 (Д)


     Согласно п.   1   ст.  16  Арбитражного  процессуального  кодекса
Российской  Федерации  вступившие  в  законную  силу   судебные   акты
арбитражного  суда  являются обязательными для органов государственной
власти,  органов местного самоуправления,  иных органов,  организаций,
должностных  лиц  и  граждан  и подлежат исполнению на всей территории
Российской Федерации.
     Согласно п.  7  ст.  78  Налогового  кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в случае  наличия  у  налогоплательщика  недоимки  по
уплате  налогов и сборов или задолженности по пеням,  начисленным тому
же бюджету (внебюджетному фонду),  возврат  налогоплательщику  излишне
уплаченной  суммы  производится  только после зачета указанной суммы в
счет погашения недоимки (задолженности).
     Вместе с тем п.  1 ст.  11 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) в редакции,
действующей  в  обжалуемом  периоде,  установлено,  что кредиторами по
денежным обязательствам (далее  -  кредиторы)  являются  российские  и
иностранные   физические   и  юридические  лица,  а  также  Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
     В пункте 3 названной выше статьи указано,  что к налоговым и иным
уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах,  если  иное  не
предусмотрено Законом N 6-ФЗ.
     При этом в соответствии с п.  4 ст.  11 Закона N 6-ФЗ  с  момента
принятия  арбитражным  судом  к  производству  заявления  о  признании
должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику  в  целях
удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
     Согласно п. 1 ст. 98 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в
рамках конкурсного производства.
     Таким образом,  о наличии у должника обязанности перед кредитором
последний должен заявить в рамках дела о банкротстве с тем,  чтобы его
требования  были  включены  в  реестр  требований  кредиторов  и   при
признании    должника   банкротом   были   удовлетворены   в   порядке
установленной очередности.
     Следовательно, норма п. 7 ст. 78 Кодекса не подлежит применению в
отношении лиц, признанных банкротом по решению арбитражного суда.
     Исходя из   изложенного   действия   инспекции,   выразившиеся  в
проведении зачета сумм излишне уплаченных организацией  налогов  после
принятия арбитражным судом решения о признании ее банкротом,  являются
неправомерными.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин