ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НУЖНО ЛИ СДАВАТЬ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГУ С ПРОДАЖ, ЕСН И КАК ОНИ ЗАПОЛНЯЮТСЯ?. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 10.10.03 21-07/56743

          ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
         НУЖНО ЛИ СДАВАТЬ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ
        СТОИМОСТЬ, НАЛОГУ С ПРОДАЖ, ЕСН И КАК ОНИ ЗАПОЛНЯЮТСЯ?
 
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                          10 октября 2003 г.
                            N 21-07/56743

                                 (Д)

 
     В соответствии с пунктами 2 и 3  ст.  346.11  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее - НК РФ) налогоплательщики,  применяющие
упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога
на   добавленную   стоимость   (далее  -  НДС),  за  исключением  НДС,
подлежащего уплате в  соответствии  с  НК  РФ  при  ввозе  товаров  на
таможенную  территорию  Российской  Федерации.  Применение  упрощенной
системы  налогообложения  налогоплательщиками  предусматривает  уплату
единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности
организаций  за  налоговый  период,  взамен  уплаты  ряда  налогов,  в
частности  налога  с  продаж  (далее  -  НСП).  (С  1 января 2004 года
согласно Федеральному закону от 27.11.2001 N 148-ФЗ глава 27 "Налог  с
продаж"   утрачивает   силу.   Следовательно,   у   данной   категории
налогоплательщиков отсутствует  обязанность  по  исчислению  и  уплате
указанных  налогов в бюджет и подаче в налоговый орган соответствующих
налоговых деклараций.
     Вместе с  тем  согласно  п.  5  ст.  346.11  НК  РФ организации и
индивидуальные   предприниматели,   применяющие   упрощенную   систему
налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых
агентов, предусмотренных НК РФ.
     В соответствии  со  ст.  24  НК РФ налоговыми агентами признаются
лица,  на которых в соответствии с  НК  РФ  возложены  обязанности  по
исчислению,   удержанию   у   налогоплательщика   и   перечислению   в
соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     Таким образом,    в    случае    исполнения   налогоплательщиками
обязанностей налоговых агентов по НДС, НСП на них лежит обязанность по
представлению  в  налоговый  орган  по  месту своего учета документов,
необходимых для осуществления контроля  за  правильностью  исчисления,
удержания  и  перечисления  налогов  с соблюдением установленных НК РФ
сроков.  За неисполнение или ненадлежащее  исполнение  возложенных  на
него  обязанностей  налоговый агент согласно п.  5 ст.  24 НК РФ несет
ответственность  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками единого
социального налога (далее - ЕСН) признаются лица, производящие выплаты
физическим   лицам,   в   частности   организации   и   индивидуальные
предприниматели,   а   согласно   подп.   2   п.   1  ст.  235  НК  РФ
налогоплательщиками  признаются   индивидуальные   предприниматели   и
адвокаты.
     Пунктом 1 ст.  236 НК РФ установлено,  что объектом обложения ЕСН
(при   традиционной   системе   налогообложения)   для  организаций  и
индивидуальных  предпринимателей,  производящих   выплаты   физическим
лицам,   признаются   выплаты   и   иные  вознаграждения,  начисляемые
налогоплательщиками  в   пользу   физических   лиц   по   трудовым   и
гражданско-правовым  договорам,  предметом которых является выполнение
работ,  оказание услуг (за исключением  вознаграждений,  выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     Пунктом 2   ст.   236   НК   РФ   предусмотрено,   что   объектом
налогообложения   для   индивидуальных  предпринимателей  и  адвокатов
признаются доходы от предпринимательской  либо  иной  профессиональной
деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     Суммы, не подлежащие обложению ЕСН,  указаны в  ст.  238  НК  РФ.
Необходимо также иметь в виду, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ
при определении налоговой базы не учитываются государственные пособия,
выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации,
решениями  представительных   органов   местного   самоуправления,   в
частности пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за
больным ребенком, пособия по беременности и родам.
     Согласно пунктам  2  и 3 ст.  346.11 НК РФ уплата единого налога,
исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности  за  налоговый
период, производится налогоплательщиками также взамен уплаты ЕСН.
     Вместе с тем для организаций и  индивидуальных  предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения,  сохранена обязанность
по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование  в
порядке,  предусмотренном  Федеральным  законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
     Федеральным законом   от  31.12.2002  N  190-ФЗ  "Об  обеспечении
пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих
в   организациях  и  у  индивидуальных  предпринимателей,  применяющих
специальные налоговые режимы,  и некоторых других  категорий  граждан"
(далее  - Закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ) предусмотрено,  что исчисление
пособия по временной  нетрудоспособности,  его  назначение  и  выплата
работникам,   работающим   по   трудовым   договорам,   заключенным  с
организациями или индивидуальными  предпринимателями,  перешедшими  на
упрощенную  систему  налогообложения,  осуществляются в соответствии с
общими  правилами,  установленными  нормативными  правовыми  актами  о
пособиях по государственному социальному страхованию.
     При этом  в  соответствии  с  частью  первой  ст.  2  Закона   от
31.12.2002  N  190-ФЗ  выплата пособия по временной нетрудоспособности
(за исключением пособия по  временной  нетрудоспособности  в  связи  с
несчастным  случаем на производстве или профессиональным заболеванием)
указанным работникам производится из двух источников:
     - часть суммы пособия, не превышающая за полный календарный месяц
одного минимального размера оплаты труда,  установленного  федеральным
законом,  -  за  счет средств Фонда социального страхования Российской
Федерации,  поступающих  от   единого   налога   для   организаций   и
индивидуальных   предпринимателей,   применяющих   упрощенную  систему
налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, единого сельскохозяйственного налога;
     - оставшаяся часть суммы пособия по временной нетрудоспособности,
превышающая  один  минимальный размер оплаты труда,  - за счет средств
работодателей    (организаций,    индивидуальных     предпринимателей,
применяющих специальные налоговые режимы).
     Иные пособия по обязательному социальному страхованию (пособие по
беременности  и  родам,  единовременное  пособие при рождении ребенка,
единовременное  пособие  женщинам,  вставшим  на  учет  в  медицинских
учреждениях  в  ранние  сроки  беременности,  пособие  при усыновлении
ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет,  социальное пособие на погребение
или возмещение  стоимости  гарантированного  перечня  услуг)  согласно
части  третьей  ст.  2  Закона  от  31.12.2002  N 190-ФЗ выплачиваются
работникам,   занятым   в   организациях    или    у    индивидуальных
предпринимателей,   применяющих   специальные   налоговые   режимы,  в
установленных федеральными законами размерах  за  счет  средств  Фонда
социального  страхования  Российской  Федерации.  Порядок исчисления и
выплаты  пособий   по   временной   нетрудоспособности   находится   в
компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации.
     Таким образом,  при традиционной системе налогообложения  пособия
по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком,
пособия  по  безработице,  беременности  и  родам,   выплачиваемые   в
соответствии     с     законодательством     Российской     Федерации,
законодательными  актами  субъектов  Российской  Федерации,  решениями
представительных   органов   местного   самоуправления,   не  подлежат
обложению ЕСН в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ.
     При упрощенной  системе  налогообложения  ЕСН не уплачивается,  а
исчисление пособия по временной нетрудоспособности,  его назначение  и
выплата  работникам  осуществляются в соответствии с общими правилами,
установленными   нормативными   правовыми   актами   о   пособиях   по
государственному социальному страхованию.

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина
10 октября 2003 г.
N 21-07/56743