Страницы: 1 2 ОБ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 15 января 2004 г. N 79/669-4 (Д) В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагается). 2. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации А.А.ВЕШНЯКОВ Секретарь Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации O.K.ЗАСТРОЖНАЯ Утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 января 2004 г. N 79/669-4 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 13 статьи 21 и статьей 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 3 и 5 статьи 19, пунктом 30 статьи 73, статьей 80 Федерального закона о выборах Президента, а также подпунктами 1, 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 6, пунктом 5 статьи 13 и статьей 23 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". 1.2. Нормативно-правовой основой использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации являются Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах Президента), "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - Федеральный закон о ГАС "Выборы"), нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1.3. В соответствии с пунктом 6 статьи 80 Федерального закона о выборах Президента с момента начала голосования и до момента подписания протокола соответствующая избирательная комиссия использует ГАС "Выборы" для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Федерального закона о выборах Президента данные о ходе голосования и его результаты, полученные через ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов в порядке, установленном Федеральным законом об основных гарантиях. 1.4. В соответствии со статьей 23 Федерального закона о ГАС "Выборы" и статьей 80 Федерального закона о выборах Президента при использовании ГАС "Выборы" соответствующая избирательная комиссия образует группу контроля из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и правом совещательного голоса для контроля за использованием ГАС "Выборы". Члены группы контроля избирают из своего состава руководителя группы контроля, который должен быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Группы контроля должны быть сформированы на основании соответствующих решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий не позднее чем за две недели до дня голосования. Группа контроля проверяет готовность комплекса средств автоматизации к работе, контролирует правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий и правильность повторного ввода или корректировки введенных ранее данных, если об этом было принято соответствующее решение избирательной комиссии, следит за соблюдением требований Федеральных законов о выборах Президента и о ГАС "Выборы", инструкций и других нормативных документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по использованию ГАС "Выборы", в том числе технических средств подсчета голосов избирателей, а также за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами работ соответствующих избирательных комиссий (записи в журнале, акты, компьютерные распечатки, заверенные подписями членов группы контроля). 1.5. С момента начала голосования ГАС "Выборы" используется для автоматизации следующих основных процессов: - учет движения избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений; - обработка (ввод и суммирование) и представление в вышестоящие избирательные комиссии данных об открытии помещений для голосования и сведений об участии избирателей в выборах; - ручной ввод данных об итогах голосования из протоколов избирательных комиссий, суммирование данных, их передача в вышестоящие избирательные комиссии. При этом обеспечивается проверка правильности суммирования данных соответствующих протоколов и их хранение в защищенном от искажений виде; - подготовка информационных материалов в виде таблиц, пригодных для вывода на бумажный носитель и удобных для просмотра на средствах отображения, таких как табло, экраны, а также для публикации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. 1.6. ГАС "Выборы" при обработке данных протоколов избирательных комиссий об итогах голосования препятствует предумышленному или непредумышленному искажению данных, вводимых из протоколов. При этом ведется автоматическая запись (протокол) работы с комплексом ГАС "Выборы", включая фиксирование времени исправления ошибок и опечаток при вводе данных протокола. Протокол работы с комплексом доступен для просмотра и анализа. 1.7. Подготовка и настройка программного обеспечения комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" производится системным администратором в соответствии с эксплуатационной документацией, утвержденной Федеральным центром информатизации при ЦИК России. 1.8. Если одновременно проводятся выборы Президента Российской Федерации и выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, в территориальных избирательных комиссиях при вводе данных протоколов участковых избирательных комиссий в первую очередь вводятся данные протокола об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации. 2. Работа участковой избирательной комиссии 2.1. Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования 2.1.1. После начала работы участковой избирательной комиссии, но до открытия помещения для голосования члены участковой избирательной комиссии подсчитывают неиспользованные открепительные удостоверения, о чем составляется соответствующий акт. 2.1.2. Незамедлительно после открытия помещения для голосования участковая избирательная комиссия передает информацию об открытии помещения для голосования в территориальную избирательную комиссию по телефону: а в течение дня голосования в соответствии с установленными ЦИК России сроками передачи данных информирует территориальную избирательную комиссию об участии избирателей в выборах. 2.1.3. Участковая избирательная комиссия обеспечивает проведение голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования. 2.1.4. В пределах своих полномочий участковая избирательная комиссия рассматривает поступившие в день голосования жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона о выборах Президента и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения. 2.1.5. Участковая избирательная комиссия осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом о выборах Президента. 2.2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 2.2.1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2.2.2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составляется на двух сторонах одного листа формата A3. Протокол должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой избирательной комиссии и указанием даты и времени (часы, минуты) составления протокола. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован и подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой избирательной комиссии. В случае проведения повторного голосования протокол участковой избирательной комиссии может составляться на двух сторонах одного листа формата A4. Протокол участковой избирательной комиссии составляется в двух экземплярах. Номер экземпляра должен указываться в специально отведенной для этого строке - вверху слева на первой странице протокола. Время составления протокола, указанное в этих экземплярах, должно быть одинаковым. 2.2.3. Протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии содержит следующие данные: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово "Протокол"; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка, адреса помещения для голосования; д) строки протокола: строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; строка 4. Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования; строка 5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 6. Число погашенных избирательных бюллетеней; строка 7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 9. Число недействительных избирательных бюллетеней; строка 10. Число действительных избирательных бюллетеней; строка 11. Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией; строка 12. Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; строка 13. Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; строка 14. Число неиспользованных открепительных удостоверений; строка 15. Число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией; строка 16. Число утраченных избирательных бюллетеней; строка 17. Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней. 2.2.4. В строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования вносятся: в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов, а при совпадении указанных сведений - иные сведения о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах (по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации); число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 2.2.5. Протокол должен содержать: а) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; б) сведения о количестве составленных участковой избирательной комиссией в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; в) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи; г) дата и время (часы и минуты) подписания протокола; д) печать избирательной комиссии. 2.2.6. Числа по всем строкам заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например: ----------------------------- ------------------------------- | 0 | 8 | 7 | 4 | | 0 | 0 | 3 | 6 | ----------------------------- или ------------------------------- В случае если в строку должна быть внесена цифра "0", то нули проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово "ноль". В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Федерального закона о выборах Президента при образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования на территориях иностранных государств, требование о предельном числе избирателей (3 тысячи), зарегистрированных на территории избирательного участка, может не применяться. При этом, если количество цифр в строке окажется более четырех, цифра, обозначающая значение "десятки тысяч", пишется слева от четырех клеток. 2.3. Подготовка к непосредственному подсчету голосов избирателей 2.3.1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2.3.2. В соответствии с положениями пунктов 1 и 5 статьи 23 Федерального закона о выборах Президента на заседаниях участковой избирательной комиссии, а также при осуществлении ею работы со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении участковой избирательной комиссией работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении участковой избирательной комиссией работы с перечисленными избирательными документами, при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе также присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 2.3.3. По истечении времени голосования (в 20 часов по местному времени) председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. После того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем участковой избирательной комиссии об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой избирательной комиссии доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, перечень лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, которые имеют право присутствовать при подсчете голосов. После этого двери помещения, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, закрываются. 2.3.4. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих при подсчете голосов. 2.3.5. Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами Федерального закона о выборах Президента имеют право присутствовать при подсчете голосов, занимают места, позволяющие им наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением участковой избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов, вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования. 2.3.6. В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, вывешивается увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии. В увеличенной форме протокола подписи членов участковой избирательной комиссии не воспроизводятся. Увеличенная форма протокола должна быть расположена в помещении для голосования таким образом, чтобы лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, которые в соответствии с положениями Федерального закона о выборах Президента вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей, могли прочитать в них данные об итогах голосования. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения. 2.4. Объявление последовательности и порядка действий членов участковой избирательной комиссии Председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса: 1) подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней; 2) работа со списком избирателей; 3) осуществление подсчета избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику); 4) вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней; 5) подсчет голосов избирателей и проверка контрольных соотношений; 6) составление протокола в двух экземплярах; 7) проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии, рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе подсчета голосов избирателей, принятие решения об итогах голосования, подписание протокола. Выдача (заверение) копий протокола. 2.5. Проверка готовности к подсчету голосов Председатель участковой избирательной комиссии перед подсчетом голосов обязан проверить наличие всех составленных в день голосования либо ранее (при проведении досрочного голосования) избирательных документов и готовых для заполнения бланков следующих документов: 1) реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона о выборах Президента, поступивших в участковую избирательную комиссию; 2) акт о передаче территориальной избирательной комиссией избирательных бюллетеней соответствующей участковой избирательной комиссии; 3) заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступили; 4) доверенности на получение открепительного удостоверения, если они предъявлялись; 5) акты о предъявлении и опечатывании пустых переносных ящиков для досрочного голосования, если проводилось досрочное голосование; 6) акты о проведении досрочного голосования, если проводилось досрочное голосование; 7) акт о числе неиспользованных открепительных удостоверений; 8) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам комиссии для выдачи их избирателям в помещении для голосования; 9) акт о передаче территориальной избирательной комиссией соответствующей участковой избирательной комиссии списка избирателей; 10) акты о погашении испорченных избирательных бюллетеней, если такие факты имели место; 11) реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования; 12) письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если такие заявления поступили; 13) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям для голосования вне помещения для голосования; 14) акт о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось; 15) список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (заполняется с момента открытия помещения для голосования); 16) образец акта о признании недействительными избирательных бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования; 17) образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы; 18) незаполненный реестр выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке; 19) бланки решения участковой избирательной комиссии; 20) бланки письма участковой избирательной комиссии. Председатель участковой избирательной комиссии, убедившись в том, что все готово к подсчету голосов, приглашает членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов. 2.6. Процедура погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, работа с погашенными избирательными бюллетенями и неиспользованными открепительными удостоверениями 2.6.1. В ходе работы по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона о выборах Президента и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии. 2.6.2. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса прежде всего подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки "Против всех кандидатов"), а затем оглашают и заносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. 2.6.3. В увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель председателя, секретарь либо член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, организующий подсчет голосов избирателей. 2.6.4. Далее члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают из соответствующего акта число неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 14 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.6.5. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями, неиспользованными открепительными удостоверениями, а также с отрывными талонами открепительных удостоверений, изъятых у избирателей, проголосовавших при предъявлении открепительных удостоверений. 2.7. Заполнение строки 2 протокола об итогах голосования 2.7.1. Председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой избирательной комиссии оглашает число избирательных бюллетеней, поступивших в участковую избирательную комиссию из территориальной избирательной комиссии, и предъявляет присутствующим соответствующий акт. Эти данные заносятся в строку 2 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенную форму. 2.7.2. В случае, если в участковую избирательную комиссию в силу исключительных обстоятельств поступило по соответствующему акту дополнительное количество избирательных бюллетеней, председатель участковой избирательной комиссии оглашает их суммарное число. 2.8. Работа со списком избирателей 2.8.1. В ходе работы со списком избирателей председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона о выборах Президента и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии. 2.8.2. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: 1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам). В это число входят избиратели, проголосовавшие в день голосования по открепительным удостоверениям и дополнительно включенные в список избирателей; 2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); 3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосовал вне помещения для голосования" в списке избирателей); 4) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу отметок "Голосовал досрочно" в списке избирателей); 5) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение в УИК N ___" в списке избирателей); 6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по числу отметок "Голосовал по открепительному удостоверению N ___" в списке избирателей). Если избиратель данного избирательного участка, который в связи с получением открепительного удостоверения был исключен из списка избирателей, в день голосования изъявил желание принять участие в голосовании на этом же избирательном участке, то он по предъявлении паспорта (документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации) и открепительного удостоверения дополнительно включается в список избирателей, в котором напротив его данных также проставляется отметка "Голосовал по открепительному удостоверению N ___"; 7) число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссии (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение в ТИК" в списке избирателей и может быть проверено по заверенной выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений, представленной территориальной избирательной комиссией). 2.8.3. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка избирателей, сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов, при этом оглашая наименование каждой из позиций, указанных в подпункте 2.8.2 настоящей Инструкции, и суммарные данные по каждой из них. После установления итоговых данных, определяемых как сумма вышеуказанных данных, установленных по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные в последний лист (на последнюю страницу) списка избирателей, подтверждает их своей подписью, заверяет печатью участковой избирательной комиссии и оглашает наименование позиций и соответствующие суммарные данные. Для удобства подсчета итогов по всем страницам списка избирателей можно использовать заранее расчерченные листы для внесения в них суммарных данных с каждой страницы списка избирателей. Однако в этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных на расчерченные листы для суммирования. Если список избирателей состоит из нескольких книг, на последней странице каждой книги записываются суммарные данные по соответствующей книге списка избирателей. При этом суммарные данные по всем страницам списка избирателей вносятся на последний лист последней книги списка избирателей. 2.8.4. Дальнейшая работа участковой избирательной комиссии должна быть организована следующим образом: председатель участковой избирательной комиссии оглашает данные, заместитель председателя участковой избирательной комиссии заносит их в увеличенную форму протокола об итогах голосования (в случае его отсутствия эта работа организуется в соответствии с подпунктом 2.6.3 настоящей Инструкции), а секретарь участковой избирательной комиссии - непосредственно в протокол об итогах голосования: 1) в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования; 2) в строку 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2 - 9 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента; 3) в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; 4) в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; 5) в строку 11 - число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией в соответствии с актом передачи территориальной избирательной комиссией открепительных удостоверений; 6) в строку 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; 7) в строку 13 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; 8) в строку 15 - число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией. 2.8.5. После внесения указанных данных в протокол и его увеличенную форму со списком избирателей вправе ознакомиться лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета. 2.8.6. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии. 2.9. Непосредственный подсчет голосов избирателей 2.9.1. Перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах Президента, предъявляемые к порядку подсчета голосов, а также проверяет отсутствие письменных принадлежностей у членов участковой избирательной комиссии. 2.9.2. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням. 2.9.3. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 статьи 73 Федерального закона о выборах Президента, когда на оборотной стороне вызвавшего сомнение избирательного бюллетеня необходимо произвести запись о признании его действительным либо недействительным и заверить подписями не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2.9.4. При непосредственном подсчете голосов в ходе сортировки избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Данные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае обнаружения участковой избирательной комиссией в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, причина (причины), по которой они считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии направляется в территориальную избирательную комиссию. 2.10. Подсчет числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования 2.10.1. В ходе подсчета числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов очередность действий членов участковой избирательной комиссии и порядок заполнения строки 7 протокола об итогах голосования. 2.10.2. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем - с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. 2.10.3. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования (в соответствии с пунктом 15 статьи 71 Федерального закона о выборах Президента по окончании проведения голосования вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования участковой избирательной комиссией составляется соответствующий акт; в соответствии с пунктом 8 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента участковой избирательной комиссией составляется соответствующий акт о проведении досрочного голосования). 2.10.4. Затем проводится проверка целостности печатей (пломб) на переносных ящиках, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. 2.10.5. Подсчет избирательных бюллетеней ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются. Число извлеченных из переносных ящиков для голосования избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования (непосредственно в строку 7 протокола вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования). Если в данном переносном ящике для голосования число обнаруженных избирательных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования. 2.10.6. Если после оглашения и внесения данных в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования будет установлено, что число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования, превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени установленной формы, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В случае проведения выборов разных уровней, при возникновении вышеуказанной ситуации, недействительными признаются избирательные бюллетени только соответствующего уровня, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней по каждому переносному ящику для голосования оглашается, вносится в указанный акт, а также в строку 9 увеличенной формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в строку 9 протокола вносится общее число недействительных избирательных бюллетеней). На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеней недействительными, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Эти избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. 2.10.7. После вскрытия всех переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия суммирует данные о числе избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, по всем переносным ящикам для голосования, оглашает и заполняет строку 7 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Затем участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию стационарных ящиков для голосования. 2.11. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней 2.11.1. Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов требования Федерального закона о выборах Президента, порядок дальнейшей работы членов участковой избирательной комиссии с избирательными бюллетенями. 2.11.2. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. 2.11.3. После вскрытия стационарных ящиков для голосования извлеченные из них избирательные бюллетени смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования. Если одновременно с выборами Президента Российской Федерации проводятся выборы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательные бюллетени по данным выборам сортируются в отдельные пачки. При этом участковая избирательная комиссия обязана предпринять меры для обеспечения сохранности бюллетеней после их сортировки по отдельным пачкам, в том числе при раздельном хранении указанных пачек. В этом случае в первую очередь ведется подсчет голосов избирателей по выборам Президента Российской Федерации, и только после составления и подписания протокола участковая избирательная комиссия вправе приступать к составлению протокола об итогах голосования по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Одновременный подсчет голосов избирателей по выборам Президента Российской Федерации и по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления не допускается. 2.11.4. Затем обрабатываются избирательные бюллетени по выборам Президента Российской Федерации. Прежде чем приступить к их обработке, членам участковой избирательной комиссии необходимо убедиться, что после проведенной сортировки в пачках с избирательными бюллетенями по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления не содержатся избирательные бюллетени по выборам Президента Российской Федерации. 2.12. Подсчет числа голосов избирателей и составление протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования 2.12.1. Перед началом сортировки избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок действий членов участковой избирательной комиссии и требования Федерального закона о выборах Президента, касающихся работы с недействительными избирательными бюллетенями. 2.12.2. Для удобства сортировки избирательных бюллетеней для голосования возможно использование табличек с фамилиями зарегистрированных кандидатов. 2.12.3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, против всех кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. 2.12.4. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. 2.12.5. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Сортировка избирательных бюллетеней может проводиться не более чем двумя группами членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, однако при этом одновременное оглашение содержания двух избирательных бюллетеней не допускается. 2.12.6. После сортировки избирательных бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 18 и в последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы. 2.12.7. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных избирательных бюллетеней, включая избирательные бюллетени, признанные недействительными на основании пункта 13 статьи 73 Федерального закона о выборах Президента (то есть избирательные бюллетени, которые были извлечены из переносного ящика для голосования и признаны недействительными по той причине, что их количество превысило число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня), оглашается и заносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. В соответствии с пунктом 16 статьи 73 указанного Федерального закона недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатов, позиций "Против всех кандидатов", или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. 2.13. Учет участковой избирательной комиссией голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, выбывшего после либо в период досрочного голосования 2.13.1. Если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей и после начала досрочного голосования один или несколько зарегистрированных кандидатов выбыли, председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок обработки избирательных бюллетеней, в которых избиратели поставили отметки в квадратах справа от сведений о зарегистрированном кандидате, выбывшем после либо в период досрочного голосования. 2.13.2. В случае, если зарегистрированный кандидат выбыл после либо в период проведения досрочного голосования и на избирательном участке среди отдельных групп избирателей было проведено досрочное голосование в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента, при установлении итогов голосования участковая избирательная комиссия после сортировки избирательных бюллетеней по голосам, в том числе поданным за указанного зарегистрированного кандидата, принимает решение о признании этих избирательных бюллетеней недействительными (Приложение N 1), которое прилагается к протоколу об итогах голосования. Общее количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными по указанным основаниям, суммируется с количеством других недействительных бюллетеней и вносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму. 2.13.3. Если выбыло два и более зарегистрированных кандидата, количество признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за указанных зарегистрированных кандидатов, суммируется. 2.13.4. Избирательные бюллетени, признанные недействительными по указанным основаниям, упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам и опечатываются по правилам, предусмотренным пунктом 22 статьи 73 Федерального закона о выборах Президента. 2.14. Заполнение строк 8 и 10 протокола об итогах голосования, ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями 2.14.1. Перед заполнением строк 8 и 10 протокола об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" к их заполнению. 2.14.2. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.14.3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10, оглашают его и заносят в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. 2.14.4. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе визуально ознакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2.15. Проверка контрольных соотношений 2.15.1. В ходе проверки контрольных соотношений председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок проверки. 2.15.2. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования (цифрами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 72 Федерального закона о выборах Президента): 1 больше или равно 3 + 4 + 5; 2 равно 3 + 4 + 5 + 6; 7 + 8 равно 9 + 10; 10 равно 18 + все последующие строки протокола. В связи с тем, что несоответствие записей данных цифрами и прописью является наиболее распространенной ошибкой, перед проведением проверки контрольных соотношений проверяется соответствие записей данных в строках протокола, выполненных цифрами и прописью. 2.15.3. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола и его увеличенной формы проставляется цифра "0". 2.15.4. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней и данных по листам списка избирателей. Также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней от территориальной избирательной комиссии. В случае, если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. При этом на каждой странице старого бланка протокола делается отметка "Ошибочный". 2.15.5. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования - строку 16 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 17 "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 этого протокола, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 этого протокола, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0". Таким образом, второе контрольное соотношение выражается в следующем виде: 2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 16 - 17. Перед проверкой данного контрольного соотношения участковая избирательная комиссия должна убедиться в строгом соблюдении вышеописанного порядка вычисления значений строк 16 и 17 (в связи с тем, что имели место ошибочные действия отдельных участковых избирательных комиссий, которые, например, в строку 16 заносили число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, но по какой-то причине не опущенных ими в ящики для голосования). 2.15.6. Если в ходе указанной проверки участковая избирательная комиссия пришла к выводу, что имело место хищение (утрата) избирательных бюллетеней, не выданных избирателям, то избирательные бюллетени, ранее признанные бюллетенями неустановленной формы, проверяются вторично, а также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу от территориальной избирательной комиссии. Если после произведенной проверки этот предварительный вывод участковой избирательной комиссии подтвердился, участковая избирательная комиссия направляет соответствующее заявление в правоохранительные органы. 2.15.7. После проверки протокола об итогах голосования на соблюдение вышеуказанных контрольных соотношений участковая избирательная комиссия должна проверить выполнение следующих соотношений: а) [11] = [12] + [14]. Проверка этих соотношений позволяет оценить работу участковой избирательной комиссии с открепительными удостоверениями. При неисполнении этих соотношений участковая избирательная комиссия должна удостовериться в правильности занесения данных в указанные строки протокола. В случае, если ошибка в заполнении строк не выявлена, участковая избирательная комиссия определяет причину неисполнения соотношений и составляет соответствующий акт, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования; б) [3] + [4] + [5] >= [9] + [10]; [4] >= [8]; [3] + [5] >= [7]. Проверка этих соотношений позволяет оценить работу участковой избирательной комиссии по подсчету действительных и недействительных избирательных бюллетеней, а также избежать технических ошибок при заполнении строк 7 и 8. При возникновении ситуации, описанной в подпункте 2.10.6 настоящей Инструкции, проверка этого соотношения не производится. Если в ходе проверки участковая избирательная комиссия пришла к выводу, что существует факт превышения необходимого числа избирательных бюллетеней, то все бюллетени для голосования проверяются еще раз на предмет их соответствия установленной форме, включая проверку оттиска печати и подписей членов участковой избирательной комиссии, заверявших избирательные бюллетени. Если после произведенной проверки предварительный вывод участковой избирательной комиссии не изменился, участковая избирательная комиссия составляет акт о факте превышения необходимого числа избирательных бюллетеней, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия направляет соответствующее заявление в правоохранительные органы. 2.16. Упаковка избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений 2.16.1. После завершения подсчета голосов избирателей избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются избирательные бюллетени, поданные против всех кандидатов, недействительные, погашенные избирательные бюллетени, избирательные бюллетени неустановленной формы, отрывные талоны открепительных удостоверений, изъятые у избирателей. Если одновременно с выборами Президента Российской Федерации проводятся выборы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, то избирательные документы по указанным выборам в аналогичном порядке упаковываются в отдельные пачки. Неиспользованные открепительные удостоверения опечатываются в отдельный конверт, сохранность которого обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии либо до момента погашения в соответствии с пунктом 8 статьи 68 Федерального закона о выборах Президента, либо до начала выдачи открепительных удостоверений по письменным заявлениям избирателей при назначении повторного голосования по выборам Президента Российской Федерации. 2.16.2. На каждой пачке указывается число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченная в соответствующих бюллетенях, либо ставится одна из следующих отметок: "Недействительные бюллетени", "Против всех кандидатов", "Избирательные бюллетени неустановленной формы" и так далее. 2.16.3. Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также отрывные талоны открепительных удостоверений, изъятые у избирателей, упаковываются в бумажные мешки (мешок), на которые наклеиваются этикетки с указанием номера избирательного участка, названия выборов, даты выборов. На этикетке по каждому виду выборов указывается число погашенных избирательных бюллетеней, действительных избирательных бюллетеней, число недействительных избирательных бюллетеней, число бюллетеней неустановленной формы, а также число отрывных талонов открепительных удостоверений, изъятых у избирателей. Мешки опечатываются печатью участковой избирательной комиссии, заверяются подписью председателя (в случае его отсутствия - заместителя председателя или секретаря) участковой избирательной комиссии и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных этикетках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. 2.16.4. В ходе упаковки избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии разъясняет лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, требования Федерального закона о выборах Президента к проведению данной работы. 2.17. Заполнение граф "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу", "Сведения о количестве составленных участковой избирательной комиссией в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей актов и иных документов, прилагаемых к протоколу" 2.17.1. Перед заполнением граф "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу" в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии доводит до сведения присутствующих при подсчете голосов информацию о поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобах (заявлениях) и решениях, принятых участковой избирательной комиссией по указанным жалобам (заявлениям), перечисляет акты и иные документы, прилагаемые к соответствующим протоколам, выясняет у присутствующих при подсчете голосов наличие замечаний, жалоб на действия участковой избирательной комиссии (при необходимости участковая избирательная комиссия рассматривает замечание, жалобу и принимает решение). 2.17.2. После этого подписывается реестр учета жалоб (заявлений) и заполняется графа протокола "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу". Жалобы (заявления), поступившие в участковую избирательную комиссию в данный период, но связанные с выборами в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, если они проводятся одновременно с выборами Президента Российской Федерации, приобщаются к протоколу об итогах голосования по соответствующим выборам. 2.17.3. Аналогичным образом заполняется графа "Сведения о количестве составленных участковой избирательной комиссией в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей актов и иных документов, прилагаемых к протоколу". Таким образом, в случае отсутствия в участковой избирательной комиссии жалоб (заявлений), поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов, в соответствующей графе протокола проставляются нули. Вместе с тем графа протокола "Сведения о количестве составленных участковой избирательной комиссией в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей актов и иных документов, прилагаемых к протоколу" не может содержать цифру "0", так как в соответствии с требованиями Федерального закона о выборах Президента участковая избирательная комиссия в день голосования составляет несколько актов. Среди них: о числе неиспользованных открепительных удостоверений - если остались неиспользованные открепительные удостоверения; о количестве заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также о количестве выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней, о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования с каждым переносным ящиком для голосования, - если проводилось голосование вне помещения для голосования в день голосования; акт, составляемый в случае, если число избирательных бюллетеней по выборам Президента Российской Федерации установленной формы, обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования, превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеня, при этом все бюллетени по выборам Президента Российской Федерации, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, признаются недействительными; акт, составляемый в случае, если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются. 2.18. Проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии 2.18.1. Перед проведением итогового заседания председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона о выборах Президента по дальнейшим действиям членов участковой избирательной комиссии. 2.18.2. После проведения всех необходимых действий и подсчетов, включая тщательную проверку контрольных соотношений, а также иных соотношений, указанных в подпункте 2.15.7, участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, затем участковая избирательная комиссия принимает решение об утверждении итогов голосования на избирательном участке, после чего члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подписывают протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии. Копия решения участковой избирательной комиссии об утверждении итогов голосования вместе с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования направляется в территориальную избирательную комиссию. 2.18.3. Протокол об итогах голосования, заполненный в двух экземплярах, подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами, если в соответствии с пунктом 32 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях и пунктом 11 статьи 66 Федерального закона о выборах Президента ЦИК России либо по ее поручению избирательная комиссия субъекта Российской Федерации приняла решение об использовании технических средств подсчета голосов в качестве стационарных ящиков для голосования (пункт 2.21 настоящей Инструкции). Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в них каких-либо изменений, а также ручкой, технические свойства которой позволяют бесследно стирать написанный текст (химический состав указанных ручек подобран таким образом, что текст может быть удален без особых усилий и применения дополнительных технических средств. Как правило, на этой же ручке находится либо ластик, либо небольшой резервуар для химического состава, удаляющего следы чернил). Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 2.18.4. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия, например "Болен", "Командировка" и т.д. Запись заверяется подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря участковой избирательной комиссии. 2.18.5. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 2.18.6. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение (в письменном виде), о чем в протоколе делается соответствующая запись. В этом случае участковая избирательная комиссия на этом же итоговом заседании рассматривает поступившее особое мнение члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и принимает соответствующее решение, которое вместе с копией решения об утверждении итогов голосования на избирательном участке и первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии направляется в территориальную избирательную комиссию. 2.19. Порядок выдачи копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования 2.19.1. После подписания протокола об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим порядок дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии и соответствующие требования Федерального закона о выборах Президента. 2.19.2. По требованию члена участковой избирательной комиссии, лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования, в том числе составленного повторно, обязана выдать указанным лицам копии протокола об итогах голосования или предоставить им возможность изготовить эти копии, а также заверить их. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, а лицо, получившее копию, расписывается в нем, указывая при этом контактный телефон, по которому он может быть извещен о проведении, в случае необходимости, заседания участковой избирательной комиссии для подписания повторного протокола. 2.19.3. Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования несет председатель участковой избирательной комиссии либо лицо, его заменяющее, ответственность за полноту и достоверность содержащихся в копии протокола об итогах голосования данных несет лицо, заверяющее указанную копию протокола. Копию протокола об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола, заверяет председатель (в случае его отсутствия - заместитель председателя или секретарь) участковой избирательной комиссии, предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер избирательного участка, адрес помещения для голосования, заполненные по всем строкам протокола числовые данные - при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью), после чего в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу проставляет надпись "Копия", затем, после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола, делает запись "Верно", указывает свои фамилию, имя, отчество, должность в избирательной комиссии, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать участковой избирательной комиссии. 2.19.4. При проведении досрочного голосования всех избирателей избирательного участка копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, выданная лицу из числа перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, не может быть обнародована ранее 21 часа по московскому времени 14 марта 2004 года. 2.20. Порядок работы с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания 2.20.1. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, после подписания всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо после заверения этих копий, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. 2.20.2. К первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона о выборах Президента, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию. 2.20.3. Вся избирательная документация участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе избирательные бюллетени, за исключением первого экземпляра протокола об итогах голосования (с приобщенными к нему документами в соответствии с пунктом 27 статьи 73 Федерального закона о выборах Президента), представляемого в вышестоящую избирательную комиссию, хранится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не менее одного года со дня официального опубликования общих результатов выборов, а затем архивируется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 2.20.4. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, перечисленным в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с предусмотренной положениями Федерального закона о выборах Президента избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей, а также печать участковой избирательной комиссии, передаются для хранения в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих выборов Президента Российской Федерации. Ответственность за сохранность списка избирателей и печати участковой избирательной комиссии несет председатель территориальной избирательной комиссии. Списки избирателей и печати участковых избирательных комиссий всех избирательных участков, образованных на соответствующей территории, хранятся в сейфе либо ином специально приспособленном для хранения документов месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц, в течение сроков, установленных в соответствии со статьей 81 Федерального закона о выборах Президента. За два дня до истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии копии второго экземпляра протокола, имеющиеся в участковой избирательной комиссии, уничтожаются, о чем составляется акт, который передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию. 2.20.5. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании до установления итогов голосования территориальной избирательной комиссией рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола. Если неточность в составлении протокола участковой избирательной комиссии выявлена избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в ходе предварительной проверки правильности составления сводной таблицы и протокола территориальной избирательной комиссии, соответствующая участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании до установления итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола участковой избирательной комиссии. Если неточность в составлении протокола участковой избирательной комиссии выявлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ходе предварительной проверки правильности составления сводной таблицы и протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, соответствующая участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании незамедлительно рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола участковой избирательной комиссии. Информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона о выборах Президента, участковая избирательная комиссия обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". По требованию члена участковой избирательной комиссии, лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, участковая избирательная комиссия выдает им копии протокола об итогах голосования или предоставляет возможность изготовить эти копии, а также заверяет их в порядке, указанном в подпункте 2.19.3 настоящей Инструкции, отмечая факт выдачи копии в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования. Лицо, получившее копию протокола, расписывается в данном реестре. Указанный протокол после выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо после заверения этих копий незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. 2.21. Использование технических средств подсчета голосов, технической системы передачи информации о выборах 2.21.1. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации участковые избирательные комиссии используют при голосовании на выборах Президента Российской Федерации вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов (в том числе сканеры избирательных бюллетеней, комплексы обработки избирательных бюллетеней), при этом в случае проведения совмещенных выборов разных уровней использование этих технических средств обязательно при подсчете голосов на выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчета голосов, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. При использовании технических средств подсчета голосов участковой избирательной комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 24 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях. Полученный с применением технического средства подсчета голосов протокол об итогах голосования, заполненный в двух экземплярах, приобретает юридическую силу после его подписания всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В протоколе проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. 2.21.2. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов, за исключением сведений об общем числе проголосовавших избирателей, до окончания голосования на избирательном участке. 2.21.3. При наличии соответствующего оборудования (факс, радиосвязь) данные протокола об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании, на полярной станции, в отдаленной или труднодоступной местности либо за пределами территории Российской Федерации, передаются по техническим каналам связи в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования и другой избирательной документации, предусмотренной пунктом 27 статьи 73 Федерального закона о выборах Президента, в вышестоящую избирательную комиссию при первой возможности, либо непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению. 2.21.4. Порядок использования технической системы передачи информации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданной по техническим каналам связи, данных протокола об итогах голосования утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 3. Работа территориальной избирательной комиссии 3.1. Подсчет открепительных удостоверений, погашение избирательных бюллетеней 3.1.1. В день голосования до начала голосования члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают неиспользованные открепительные удостоверения, находившиеся в территориальной избирательной комиссии. О числе неиспользованных открепительных удостоверений составляется соответствующий акт. 3.1.2. После истечения времени голосования члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают избирательные бюллетени, находившиеся в территориальной избирательной комиссии. О погашении избирательных бюллетеней составляется соответствующий акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции. 3.1.3. После составления соответствующих актов председатель, заместитель председателя или секретарь территориальной избирательной комиссии передает данные о числе неиспользованных открепительных удостоверений и о погашении избирательных бюллетеней системному администратору комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии для ввода в ГАС "Выборы". 3.2. Обобщение данных об открытии помещений для голосования, об участии избирателей в выборах 3.2.1. В день голосования члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса с 8 часов по телефону либо иным способом получают от председателей или секретарей участковых избирательных комиссий данные об открытии помещений для голосования избирательных участков и, в соответствии с установленными ЦИК России сроками и порядком передачи информации, данные об участии избирателей в выборах. После получения соответствующих сведений председатель, заместитель председателя или секретарь территориальной избирательной комиссии передает эти данные системному администратору, обеспечивающему эксплуатацию комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии для ввода в ГАС "Выборы" и передачи информации по системе телекоммуникаций ГАС "Выборы" в вышестоящие избирательные комиссии. 3.3. Организация работы по суммированию данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования 3.3.1. На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях, за пределами территории Российской Федерации, соответствующая территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протокола не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в нем данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Председатель территориальной избирательной комиссии заблаговременно определяет порядок работы членов территориальной избирательной комиссии в день голосования и при обработке протоколов участковых избирательных комиссий. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции. 3.3.2. Прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной избирательной комиссии по приему протоколов участковых избирательных комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов территориальной избирательной комиссии, лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя (а в его отсутствие - заместителя председателя, секретаря или уполномоченного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса) с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения. 3.3.3. В случае проведения в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона о выборах Президента досрочного голосования и поступления в территориальную избирательную комиссию данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, переданных по техническим каналам связи, указанные данные хранятся председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии до окончания времени голосования в день голосования. После 20 часов по местному времени в день голосования председатель, либо заместитель председателя, либо секретарь территориальной избирательной комиссии вносит в увеличенную форму сводной таблицы данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, поступившие в территориальную избирательную комиссию по техническим каналам связи, включая данные протоколов участковых избирательных комиссий избирательных участков, где проводилось досрочное голосование, и расписывается в соответствующих графах увеличенной формы сводной таблицы. Затем данные вышеуказанных протоколов вводятся в базу данных ГАС "Выборы" и в сводную таблицу территориальной избирательной комиссии. 3.3.4. Председатель участковой избирательной комиссии (а в его отсутствие - заместитель председателя, секретарь или уполномоченный член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса) после внесения данных протокола об итогах голосования в увеличенную форму сводной таблицы представляет протокол участковой избирательной комиссии для проверки правильности его оформления (наличие подписей, печати и т.д.) члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола и полноту приложенных к нему документов. Данные протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно вносятся в ГАС "Выборы", при этом производится проверка контрольных соотношений. Если протокол участковой избирательной комиссии признан правильно оформленным, член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса фиксирует время представления протокола в реестре приема протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования и информирует председателя территориальной избирательной комиссии о проведенной проверке. 3.3.5. Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований Федерального закона о выборах Президента, предъявляемых к составлению протокола, участковая избирательная комиссия обязана составить повторный протокол в Страницы: 1 2 |