О ПРИЗНАНИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 января 2004 г. N 04-02-05/3/1 (НЦПИ) Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях налогообложения прибыли организаций расходов на участие в конкурсе (тендере) на заключение договора (в рамках деятельности организации), а также сумм налога на добавленную стоимость по таким расходам, если организация проиграла конкурс и договор с ней заключен не был, и сообщает следующее. Порядок учета расходов для целей налогообложения прибыли установлен гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Этой главой прямо не предусмотрено отнесение или неотнесение расходов на приобретение права на участие в конкурсе (тендере) на заключение договора (в рамках деятельности организации), если организация проиграла конкурс и договор с ней заключен не был, к расходам организации в целях налогообложения. В ст.270 Кодекса содержится открытый перечень расходов, не подлежащих учету при определении налоговой базы, в состав которых входят также и иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса. Пунктом 1 ст.252 Кодекса установлено, что для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Так как расходы на участие в конкурсе (тендере) на заключение договора, который был проигран, не привели к получению дохода, то, по нашему мнению, не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации. Следует отметить, что в гл.25 Кодекса предусмотрен особый порядок отнесения расходов на участие в конкурсе на получение лицензии на право пользования недрами к расходам в целях налогообложения прибыли. Согласно ст.325 Кодекса к расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в том числе относятся расходы на оплату участия в конкурсе. В случае если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет. Согласно пп.17 п.2 ст.149 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). То есть плата за участие в конкурсе на получение лицензии на право пользования недрами не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Руководитель Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев 21 января 2004 г. N 04-02-05/3/1 |