ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 9 марта 2004 г. N 1123 (Д) В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, совершенствования работы по организации и осуществлению опытноэкспериментальной деятельности в системе образования приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования (приложение 1); 1.2. Перечень структурных подразделений Минобразования России, ответственных за организацию и координацию опытно-экспериментальной деятельности в системе образования (приложение 2). 2. Считать утратившими силу Приказы Минобразования России от 18.10.1999 N 579 "Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной площадке" и от 13.04.1999 N 974 "Об утверждении Положения об организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования". 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. И.о. Министра В.М.ФИЛИППОВ 9 марта 2004 г. N 1123 Приложение 1 к Приказу Минобразования России от 9 марта 2004 года N 1123 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования (далее - Положение) разработано с целью определения общих условий и порядка организации Минобразованием России опытно-экспериментальной деятельности, направленной на структурное и содержательное обновление системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования. 1.2. Под опытно-экспериментальной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования, контроля качества образования, а также по другим направлениям, предусмотренным Федеральной программой развития образования и иными нормативно-правовыми актами, определяющими приоритеты государственной политики Российской Федерации в области образования. Опытно-экспериментальная деятельность может быть организована в рамках экспериментов, проводимых или организуемых Минобразованием России (далее - федеральный эксперимент), либо инициативных экспериментальных проектов, поддерживаемых Минобразованием России. 1.3. Субъектам указанной опытно-экспериментальной деятельности может быть присвоен статус федеральной экспериментальной площадки Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭП) или статус участника федерального эксперимента в области образования (далее - УФЭ). 1.4. Статус ФЭП может быть присвоен разработавшим в инициативном порядке экспериментальные проекты или участвующим в содержательном исполнении экспериментальных проектов, разработанных или организованных Минобразованием России: образовательным организациям (вне зависимости от организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности и подчиненности); местным (муниципальным) системам образования, системам образования субъектов Российской Федерации; под местной (муниципальной) системой образования, системой образования субъекта Российской Федерации в настоящем Положении понимается совокупность образовательных организаций, иных организаций системы образования, органа управления образованием, расположенных на территории административной единицы и обеспечивающих синергетический эффект; объединениям образовательных организаций или иных организаций, включая иностранные и международные, организующие и (или) реализующие образовательные проекты, зарегистрированные в качестве юридического лица. 1.5. При присвоении статуса ФЭП образовательным организациям, объединениям образовательных организаций и/или систем образования органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут оказывать содействие деятельности ФЭП, создавать условия, необходимые для реализации ими экспериментальных проектов и использования их результатов в массовой практике. 1.6. Статус УФЭ может быть присвоен как вышеуказанным, так и научным и иным организациям, ведущим работы по реализации и/или обеспечению эксперимента в области образования, проводимого Минобразованием России. Условия и порядок присвоения статуса УФЭ, а также цели и основные направления деятельности УФЭ определяются Минобразованием России в рамках регулирования соответствующего федерального эксперимента. 2. Основные направления деятельности ФЭП 2.1. Основными направлениями деятельности ФЭП являются: - разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно-методических, методических, учебно-лабораторных комплектов; - разработка и апробация новых механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования; - создание и развитие новых структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем; - разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образованием; - разработка и апробация новых средств обеспечения общественной поддержки программ развития образования; - разработка новых типов и видов образовательных организаций, объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т.п.); - апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения; - разработка и апробация новых направлений подготовки (специальностей), специализаций, а также новых образовательных услуг; - опытно-экспериментальная деятельность по актуальным проблемам образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Российской Федерации. 2.2. ФЭП могут осуществлять экспериментальные проекты по одному или нескольким направлениям опытно-экспериментальной деятельности, как по тематике, предложенной Минобразованием России, так и по самостоятельно избранным темам, если последние имеют существенное значение для обеспечения реализации Федеральной программы развития образования и решения других перспективных задач развития образования. 3. Управление деятельностью ФЭП 3.1. Общие вопросы организации опытно-экспериментальной деятельности возлагаются на структурное подразделение Минобразования России, отвечающее за координацию работ по реализации Федеральной программы развития образования. Координация работ по созданию и деятельности ФЭП осуществляется структурными подразделениями Минобразования России в соответствии с их компетенцией. 3.2. В целях координации и развития опытно-экспериментальной деятельности при Минобразовании России создается Совет по федеральным экспериментальным площадкам (далее - Совет). В состав Совета входят представители органов управления образованием, заинтересованных министерств и ведомств, Российской академии образования, научных и образовательных организаций, российских и международных общественных организаций, ведущих деятельность в области образования. Функции Совета могут быть поручены существующему государственно-общественному объединению в системе Минобразования России. 3.3. Положение о Совете и его персональный состав утверждаются Минобразованием России. 3.4. К исключительному ведению Совета относятся разработка и одобрение стратегии развития опытно-экспериментальной деятельности в области образования, перечня ее направлений на очередной год, согласование присвоения статуса ФЭП, одобрение сводного ежегодного отчета о результатах деятельности ФЭП по уровням образования (конкретным направлениям деятельности). 3.5. В целях организации опытно-экспериментальной деятельности по уровням образования (конкретным направлениям деятельности) соответствующими структурными подразделениями Минобразования России создаются экспертные комиссии. В состав экспертных комиссий могут входить представители органов управления образованием, образовательных и научных организаций, общественных организаций и объединений. Не менее 30 процентов состава экспертных комиссий должны составлять представители педагогической общественности. Регламент деятельности экспертных комиссий и их персональный состав утверждаются Минобразованием России. Функции экспертной комиссии приказом Минобразования России могут быть возложены структурным подразделением Минобразования России, в которое подана заявка, на отдельные организации системы образования. 3.6. К ведению экспертных комиссий относятся организация и проведение экспертизы заявок на присвоение статуса ФЭП, подготовка предложений по присвоению статуса ФЭП, прием и экспертиза отчетов ФЭП, подготовка ежегодного сводного отчета о деятельности ФЭП по уровням образования. Члены экспертных комиссий не имеют права участвовать в экспертизе заявок и одобрении отчетов представляемых ими организаций. 3.7. Минобразование России ежегодно подводит общие итоги результатов опытноэкспериментальной деятельности, осуществляемой в системе образования. Для этого структурные подразделения Минобразования России, координирующие деятельность ФЭП по уровням образования (конкретным направлениям деятельности), рассматривают и утверждают ежегодные сводные отчеты о деятельности соответствующих ФЭП. Структурное подразделение Минобразования России, отвечающее за координацию работ по реализации Федеральной программы развития образования, на их основе готовит сводный отчет о деятельности ФЭП за год. Сводный отчет ежегодно представляется на одобрение Совета и публикуется в печати. 3.8. В случае положительной оценки результатов деятельности ФЭП соответствующее структурное подразделение Минобразования России организует их внедрение в рамках системы образования Российской Федерации. 4. Присвоение и прекращение действия статуса ФЭП 4.1. Присвоение статуса ФЭП осуществляется Минобразованием России на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ним Минобразованием России. Приказ Минобразования России о присвоении статуса ФЭП на определенный срок издается на основании решения Совета до мая года начала реализации данного проекта. 4.2. Направления на очередной год опытно-экспериментальной деятельности в системе образования публикуются Минобразованием России не позже мая, а конкурс объявляется не позже сентября года, предшествующего году начала реализации экспериментального проекта. Функции по организации и проведению конкурса приказом Минобразования России могут быть возложены структурным подразделением Минобразования России, в которое подана заявка, на отдельные организации системы образования. 4.3. Заявка на присвоение статуса ФЭП подается соискателем в соответствующее структурное подразделение Минобразования России не позднее октября года объявления конкурса. Основанием направления заявки и участия в конкурсе является подготовка соискателем инициативного экспериментального проекта или предложений по участию в реализации федерального эксперимента. Заявка должна содержать: - наименование и место нахождения соискателя ФЭП (юридический и фактический адрес, контактные телефоны); - изложение целей и основной идеи проекта, обоснование его значимости для развития системы образования в Российской Федерации; - программу работ (исходные теоретические положения, этапы, содержание и методы опытно-экспериментальной деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень учебно-методических разработок по теме проекта, планируемый вклад соискателя); - календарный план проведения работ с указанием сроков реализации проекта по этапам и перечня конечной продукции/результатов; - предложения по возможному распространению результатов. Заявка может содержать: - обоснование необходимости и объемов целевого финансирования и его источников; - предложения по кандидатуре научного руководителя и/или руководителя работ, которые будут нести ответственность за эффективную организацию и выполнение работ, своевременное оформление и представление полученных в ходе реализации проекта результатов. 4.4. При присвоении статуса ФЭП учитывается мнение органов управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соискатель статуса ФЭП, и/или мнение учредителя, если таковое будет представлено соискателем. Отрицательное заключение органов управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соискатель статуса ФЭП, и/или учредителя или его отсутствие не может служить единственным основанием для отказа в присвоении статуса. 4.5. В случае отрицательного заключения экспертной комиссии соискателю направляется обоснованный ответ, в котором указываются причины отказа, а также, в случае необходимости, даются рекомендации по подготовке новой заявки. Экспертная комиссия может также рекомендовать соискателю кандидатуру научного руководителя, проект для участия на условиях соисполнительства или проект по смежной тематике, реализуемой другой ФЭП. Соискатель вправе представить заявку повторно не ранее чем через год. 4.6. Перечень соискателей, заявки которых получили положительные заключения экспертных комиссий, на основе представления соответствующих структурных подразделений Минобразования России, передаются в Совет. 4.7. Статус ФЭП присваивается на время реализации проекта на срок от двух до пяти лет. Срок действия статуса ФЭП может быть продлен по решению Совета. 4.8. Реализация проекта ФЭП начинается, как правило, в сентябре. В случае обоснованной необходимости этот срок может быть приурочен к началу календарного года. 4.9. После завершения реализации проекта в установленный срок статус ФЭП прекращает свое действие. 4.10. Действие статуса ФЭП может быть также прекращено досрочно в случае: - ненадлежащего исполнения принятых на себя ФЭП обязательств, зафиксированных в программе работ; - получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта, в частности ухудшение уровня и качества подготовки обучающихся; - нарушения ФЭП законодательства Российской Федерации, включая несоответствие содержания подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, несоблюдение требований СанПиН по охране здоровья обучающихся и воспитанников, нарушения сроков предоставления отчетности. 4.11. Вопрос о досрочном прекращении действия статуса ФЭП рассматривается Советом по итогам промежуточного отчета или по результатам экспертизы, назначаемой при наличии оснований соответствующим структурным подразделением Минобразования России. Прекращение действия статуса ФЭП по основаниям, указанным в п. 4.10, оформляется приказом Минобразования России в соответствии с решением Совета. 5. Права и обязанности участника опытно-экспериментальной деятельности, имеющего статус ФЭП 5.1. ФЭП осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагавшейся к заявке, прошедшей экспертизу и утвержденной Минобразованием России, программой работ. 5.2. Образовательные организации, имеющие статус ФЭП, имеют право в рамках проекта для реализации утвержденной программы работ: вносить изменения в цели, задачи и содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств воспитания; совершенствовать систему управления образовательной организации; осуществлять в случае необходимости и при наличии соответствующего обоснования отбор обучающихся в группы, классы, участвующие в проекте; изменять формы подготовки и переподготовки педагогических кадров; публиковать в библиотеке ФПРО результаты своих разработок; выступать без конкурса получателем товаров, работ и услуг в рамках реализации ФПРО, других федеральных целевых программ, реализуемых Минобразованием России; обращаться в соответствующее структурное подразделение Минобразования России за информацией, разъяснениями по вопросам, связанным с реализацией проекта и программы работ. 5.3. Указанные изменения осуществляются только в целях обеспечения наиболее эффективной реализации проекта и программы работ и не должны противоречить законодательству Российской Федерации, наносить ущерб здоровью, а также уровню и качеству подготовки обучающихся и воспитанников, ограничивать права участников образовательного процесса. 5.4. Права и обязанности ФЭП - систем образования субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) систем образования - определяются соглашениями между ними и Минобразованием России в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.5. ФЭП обязаны: - реализовать утвержденную программу работ в установленные сроки; - обеспечивать в рамках проекта уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований государственных образовательных стандартов; - своевременно сдавать отчетные материалы в соответствии с календарным планом выполнения работ (первый и завершающий отчеты представляются в форме отчета и доклада, промежуточные отчеты могут быть представлены в форме продуктов опытноэкспериментальной деятельности (образовательных программ, проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, учебных пособий и т.д.); - своевременно информировать соответствующее структурное подразделение Минобразования России о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта и которые могут привести к невыполнению программы или календарного плана работ. 6. Финансирование деятельности ФЭП 6.1. Расходы по проведению конкурсов на присвоение статуса ФЭП осуществляются из средств ФПРО. 6.2. Присвоение статуса ФЭП не влечет за собой финансовых обязательств со стороны Минобразования России. Вопрос о целевом финансировании ФЭП может быть рассмотрен в рамках размещения Минобразованием России заказов для государственных нужд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 6.3. Финансирование опытно-экспериментальной деятельности осуществляется из источников, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных уставом образовательной организации, положением об органе управления образованием. Приложение 2 к Приказу Минобразования России от 9 марта 2004 года N 1123 ПЕРЕЧЕНЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И КООРДИНАЦИЮ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ---------------------------------------------------------------------- | Субъекты опытно- | Структурное подразделение | | экспериментальной | Минобразования России | | деятельности | | |-------------------------------|------------------------------------| | Общеобразовательные | Департамент общего и | | организации, | дошкольного | | дошкольные | образования | | образовательные организации | | |-------------------------------|------------------------------------| | Образовательные | Управление | | организации | начального | | начального | профессионального | | профессионального | образования | | образования | | |-------------------------------|------------------------------------| | Образовательные | Управление | | организации | среднего | | среднего профессионального | профессионального образования | | образования | | |-------------------------------|------------------------------------| | Образовательные | Департамент содержания | | организации | высшего | | высшего | профессионального образования | | профессионального | Управление | | образования | высшего | | | профессионального образования | |-------------------------------|------------------------------------| | Образовательные организации | Управление | | для | социально- | | детей-сирот и детей, | педагогической поддержки и | | оставшихся | реабилитации детей и молодежи | | без попечения | | | родителей | | | (законных представителей) | | |-------------------------------|------------------------------------| | Специальные | Управление | | (коррекционные) | специального | | образовательные организации | образования | | для | | | обучающихся, воспитанников с | | | отклонениями в развитии. | | | Оздоровительные | | | образовательные | | | организации санаторного типа | | | для детей, нуждающихся в | | | длительном лечении | | |-------------------------------|------------------------------------| | Органы управления | Управление развития | | образованием | образования | | субъектов Российской | и региональной политики | | Федерации, | | | местные (муниципальные) | | | органы | | | управления образованием | | |-------------------------------|------------------------------------| | Образовательные организации | Управление воспитания и | | дополнительного | дополнительного | | образования | образования | | детей | детей и молодежи | |-------------------------------|------------------------------------| | Образовательные | Управление | | организации | непрерывного | | дополнительного | образования | | профессионального образования | | ---------------------------------------------------------------------- |