В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 40 НК РФ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО ПРОВЕРЯТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН ПО СДЕЛКАМ В СЛУЧАЯХ, УКАЗАННЫХ В П. 2 ДАННОЙ СТАТЬИ. СОГЛАСНО П. 4 СТ. 40 НК РФ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА РЫНКЕ ИДЕНТИЧНЫХ (ОДНОРОДНЫХ) ТОВАРОВ (РАБ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 16.10.03 11-14/57621

        В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 40 НК РФ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ
        ПРАВО ПРОВЕРЯТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН ПО СДЕЛКАМ
       В СЛУЧАЯХ, УКАЗАННЫХ В П. 2 ДАННОЙ СТАТЬИ. СОГЛАСНО П. 4
           СТ. 40 НК РФ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА РЫНКЕ
           ИДЕНТИЧНЫХ (ОДНОРОДНЫХ) ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) В
      СОПОСТАВИМЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. ОРГАНИЗАЦИЯ-АРЕНДАТОР
     НАМЕРЕНА ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОРЫ СУБАРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА.
          ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В СУБАРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЙ,
        РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ОДНОМ ЭТАЖЕ, ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПО ПЛОЩАДИ
       И СДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ РАЗЛИЧНЫМ СУБАРЕНДАТОРАМ, ОКАЗАНИЕМ
    ИДЕНТИЧНЫХ (ОДНОРОДНЫХ) УСЛУГ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 40 НК РФ?
       ВЛИЯЮТ ЛИ НА ПРИЗНАНИЕ УКАЗАННЫХ ВЫШЕ УСЛУГ ИДЕНТИЧНЫМИ 
      (ОДНОРОДНЫМИ) ПРОФИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБАРЕНДАТОРОВ И РАЗМЕР
                     СДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ ПЛОЩАДЕЙ?
     
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          16 октября 2003 г.
                            N 11-14/57621

                                 (Д)

     
     В соответствии  с  п.  2  ст.  40  Налогового  кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы при осуществлении контроля
за   полнотой   исчисления   налогов   вправе  проверять  правильность
применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
     1) между взаимозависимыми лицами;
     2) по товарообменным (бартерным) операциям;
     3) при совершении внешнеторговых сделок;
     4) при отклонении более чем на 20%  в  сторону  повышения  или  в
сторону  понижения  от  уровня цен,  применяемых налогоплательщиком по
идентичным  (однородным)  товарам  (работам,   услугам)   в   пределах
непродолжительного периода времени.
     Согласно п.  3 ст.  40 Кодекса в случаях,  предусмотренных  п.  2
данной  статьи,  когда  цены  товаров,  работ  или услуг,  примененные
сторонами сделки,  отклоняются  в  сторону  повышения  или  в  сторону
понижения  более  чем на 20%  от рыночной цены идентичных (однородных)
товаров  (работ   или   услуг),   налоговый   орган   вправе   вынести
мотивированное  решение  о  доначислении налога и пеней,  рассчитанных
таким образом,  как если бы результаты этой сделки были оценены исходя
из  применения  рыночных  цен  на  соответствующие товары,  работы или
услуги. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных
пунктами   4-11  данной  статьи.  При  этом  учитываются  обычные  при
заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене  или
скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
     - сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары
(работы, услуги);
     - потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
     - истечением  (приближением  даты  истечения) сроков годности или
реализации товаров;
     - маркетинговой  политикой,  в том числе при продвижении на рынки
новых товаров,  не имеющих аналогов,  а также при продвижении  товаров
(работ, услуг) на новые рынки;
     - реализацией  опытных  моделей  и  образцов  товаров   в   целях
ознакомления с ними потребителей.
     В соответствии с п.  4  ст.  40  Кодекса  рыночной  ценой  товара
(работы,  услуги)  признается  цена,  сложившаяся  при  взаимодействии
спроса и предложения на  рынке  идентичных  (а  при  их  отсутствии  -
однородных)   товаров  (работ,  услуг)  в  сопоставимых  экономических
(коммерческих) условиях.
     Согласно пунктам 6,  7 и 9 ст.  40 Кодекса идентичными признаются
товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
     При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их
физические характеристики,  качество  и  репутация  на  рынке,  страна
происхождения  и  производитель.  При определении идентичности товаров
незначительные различия  в  их  внешнем  виде  могут  не  учитываться.
Однородными признаются товары,  которые, не являясь идентичными, имеют
сходные характеристики и состоят из схожих компонентов,  что позволяет
им   выполнять   одни  и  те  же  функции  и  (или)  быть  коммерчески
взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в
частности,  их качество,  наличие товарного знака, репутация на рынке,
страна происхождения.
     При определении   рыночных   цен   товара,   работы   или  услуги
учитывается  информация  о  заключенных  на  момент  реализации  этого
товара,   работы   или  услуги  сделках  с  идентичными  (однородными)
товарами,  работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности,
учитываются такие условия сделок,  как количество (объем) поставляемых
товаров  (например,   объем   товарной   партии),   сроки   исполнения
обязательств,  условия платежей,  обычно применяемые в сделках данного
вида,  а также иные разумные условия,  которые могут оказывать влияние
на цены.
     При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их  отсутствии
- однородных) товаров,  работ или услуг признаются сопоставимыми, если
различие между такими условиями либо существенно  не  влияет  на  цену
таких  товаров,  работ  или  услуг,  либо  может быть учтено с помощью
поправок.
     Учитывая изложенное,  в соответствии с положениями ст. 40 Кодекса
предоставление в субаренду помещений,  расположенных на  одном  этаже,
для  целей  налогообложения  может  быть признано оказанием идентичных
услуг. При этом профиль деятельности субарендаторов и размер сдаваемых
в  аренду  площадей  не  влияют  на  признание  указанных  выше  услуг
идентичными.
     
Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
16 октября 2003 г.
N 11-14/57621