В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 40 НК РФ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО ПРОВЕРЯТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН ПО СДЕЛКАМ В СЛУЧАЯХ, УКАЗАННЫХ В П. 2 ДАННОЙ СТАТЬИ. СОГЛАСНО П. 4 СТ. 40 НК РФ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА РЫНКЕ ИДЕНТИЧНЫХ (ОДНОРОДНЫХ) ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) В СОПОСТАВИМЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. ОРГАНИЗАЦИЯ-АРЕНДАТОР НАМЕРЕНА ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОРЫ СУБАРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В СУБАРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ОДНОМ ЭТАЖЕ, ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПО ПЛОЩАДИ И СДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ РАЗЛИЧНЫМ СУБАРЕНДАТОРАМ, ОКАЗАНИЕМ ИДЕНТИЧНЫХ (ОДНОРОДНЫХ) УСЛУГ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 40 НК РФ? ВЛИЯЮТ ЛИ НА ПРИЗНАНИЕ УКАЗАННЫХ ВЫШЕ УСЛУГ ИДЕНТИЧНЫМИ (ОДНОРОДНЫМИ) ПРОФИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБАРЕНДАТОРОВ И РАЗМЕР СДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ ПЛОЩАДЕЙ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 16 октября 2003 г. N 11-14/57621 (Д) В соответствии с п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Согласно п. 3 ст. 40 Кодекса в случаях, предусмотренных п. 2 данной статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 данной статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: - сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); - потерей товарами качества или иных потребительских свойств; - истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; - маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; - реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. В соответствии с п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Согласно пунктам 6, 7 и 9 ст. 40 Кодекса идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ст. 40 Кодекса предоставление в субаренду помещений, расположенных на одном этаже, для целей налогообложения может быть признано оказанием идентичных услуг. При этом профиль деятельности субарендаторов и размер сдаваемых в аренду площадей не влияют на признание указанных выше услуг идентичными. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 16 октября 2003 г. N 11-14/57621 |