МОГУТ ЛИ КВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ КАК РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА, ЗАТРАТЫ НА СЕРВЕРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭТОГО ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА (В ТОМ ЧИСЛЕ КРУГЛОСУТОЧНУЮ ПОДДЕРЖКУ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТИ, FTP-ДОСТУП И АРЕНДУ ДИСКОВОГО ПРОСТРАНСТВА - ПАМЯТИ), РАЗМЕЩЕННОГО НА СЕРВЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ПАРТНЕРА? ЕСЛИ МОГУТ, ТО В КАКИХ СЛУЧАЯХ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 17 ноября 2003 г. N 23-10/4/65062 (Д) Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений, установленных п. 4 указанной статьи. Пунктом 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Соответственно понятие "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ). При этом расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения прибыли в размере фактических (ненормируемых) расходов, предусмотрены абзацами вторым - четвертым п. 4 ст. 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта (относящиеся к таковым в соответствии с Законом N 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. В соответствии со ст. 2 Закона N 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний. Указанные выше затраты на серверное обслуживание Интернет-магазина производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода организации розничной торговли. Следовательно, согласно ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли организации, занимающейся розничной торговлей посредством Интернет-магазина, затраты на серверное обслуживание Интернет-магазина (в том числе круглосуточная поддержка его работоспособности, FTP-доступ и аренда дискового пространства - памяти), размещенного на сервере организации-партнера, относятся к прочим, не являющимся рекламными, расходам, связанным с производством и (или) реализацией, при условии заключения и исполнения сделок в Интернет-пространстве. В противном случае эти расходы подлежат рассмотрению в качестве расходов на рекламу при соблюдении организацией-рекламодателем указанных выше условий и соответствии данных затрат необходимым критериям ст. 252 НК РФ. Основание: письма МНС России от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342 и от 27.03.2003 N 02- 5-11/90-Л035. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 17 ноября 2003 г. N 23-10/4/65062 |