О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАГРАЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ВЕДОМСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНЮСТА РОССИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 10 декабря 2003 г. N 12/12645-ОХ (Д) Государственные и ведомственные награды являются формой поощрения и стимулирования труда работников Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), особо отличившихся в служебной и трудовой деятельности, безупречно соблюдающих дисциплину и внесших весомый вклад в реализацию государственной политики в сфере юстиции, нормотворческую деятельность, в укрепление законности и правопорядка. Анализ этой работы свидетельствует, что многими руководителями федеральных управлений Минюста России по федеральным округам (далее - федеральные управления), территориальных органов и учреждений Минюста России (далее - территориальные органы) накоплен определенный положительный опыт в вопросах награждения государственными и ведомственными наградами. Подготовка материалов осуществляется в основном в соответствии с требованиями Положения о государственных наградах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19, с изменениями и дополнениями от 21 ноября 1999 г., 2 марта 2000 г.), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 120 "О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации", а также другими нормативными актами, рекомендациями и разъяснениями по вопросам награждения. Наградные листы представляются преимущественно на бланках установленного образца, как правило, с учетом решений коллективов, предварительно согласовываются с федеральными управлениями и направляются в Минюст России только за подписью руководителей федеральных управлений, территориальных органов или лиц, их замещающих. Однако изучение содержательной части наградных материалов, представляемых в Минюст России, показало, что, несмотря на направление в территориальные органы вышеназванного Приказа, других нормативных актов, регламентирующих вопросы награждения государственными и ведомственными наградами, со стороны отдельных руководителей территориальных органов при оформлении наградных материалов допускаются следующие недостатки: документы о награждении государственными и ведомственными наградами направляются в Минюст России на бланках неустановленной формы либо вообще без представлений (так, из Федерального управления Минюста России по Северо-Западному федеральному округу поступили наградные листы о награждении медалью ордена "За заслуги перед Отчеством" II степени судебного пристава-исполнителя Сегежского подразделения службы судебных приставов Управления Минюста России по Республике Карелия Брудзинской Т.С., оформленные по форме N 1, а не по предусмотренной форме N 3, в связи с чем их пришлось возвратить для переоформления в установленном порядке); из некоторых территориальных органов представления к награждению работников ведомственными наградами направляются до истечения установленного годичного срока с момента последнего награждения (так, в январе 2003 г. из Федерального управления Минюста России по Южному федеральному округу поступило представление к награждению заместителя начальника Управления Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике Вихлянцевой Л.З., которая в соответствии с Приказом Минюста России от 27 августа 2002 г. N 1229-к была награждена Почетной грамотой Минюста России); имеют место случаи представления работников к награждению государственными и ведомственными наградами без учета стажа работы в Минюсте России и в занимаемой должности, характеристики носят формальный характер, не отражают конкретных заслуг представляемых к награждению и не соответствуют статутам и положениям о наградах (такие недостатки характерны для федеральных управлений Минюста России по Приволжскому федеральному округу - представления на частных нотариусов Мезенцеву А.Р., Санакоеву Е.Ю., Садилову Е.В., и по Центральному федеральному округу - представления на работников органов и учреждений Минюста России по Белгородской, Ивановской, Курской, Смоленской, Тульской, Рязанской и Ярославской областям, направленные в Минюст России в связи с празднованием Дня Конституции России); представления к награждению работников государственными и ведомственными наградами направляются в Департамент государственной службы и кадров, в то время как в соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 29 апреля 2002 г. N 120 "О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации" они должны направляться в адрес Министра юстиции Российской Федерации (так, из Федерального управления по Дальневосточному федеральному округу поступили материалы о награждении Почетной грамотой Минюста России Голящук Н.Ф. - инспектора подразделения судебных приставов N 4 Индустриального района г. Хабаровска службы судебных приставов Главного управления Минюста России по Хабаровскому краю); нередко наградные листы и представления к награждению работников территориальных органов направлялись без согласования с соответствующими федеральными управлениями (так, из Управления Минюста России по Курганской области поступило представление на Пантину Т.Н. - нотариуса г. Кургана, не согласованное с Федеральным управлением Минюста России по Уральскому федеральному округу); зачастую в наградных материалах, поступающих в Минюст России, содержится большое количество ошибок и искажений названий должностей и фамилий представляемых к награждению работников (подобные ошибки содержались в наградных материалах о присвоении почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" заместителю начальника Федерального управления Минюста России по Уральскому федеральному округу Чуличкову В.Н.). Отмеченные и другие недостатки являются следствием слабого внимания начальников федеральных управлений, территориальных органов и их кадровых служб к оформлению наградных материалов в соответствии с установленными требованиями, а также снижения требовательности к подчиненным и отсутствия должного контроля за организацией этой работы. Учитывая важность проводимой работы по награждению государственными и ведомственными наградами работников органов и учреждений Минюста России, в целях неукоснительного соблюдения требований нормативных актов, регламентирующих эти вопросы, необходимо: - награждение государственными и ведомственными наградами работников Минюста России рассматривать как важное средство повышения их ответственности за выполнение служебного долга, укрепления дисциплины и организованности; - материалы к награждению государственными и ведомственными наградами оформлять в соответствии с Положением о государственных наградах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442, Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 2000 г. N 1848 "О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации", Приказом Минюста России от 29 апреля 2002 г. N 120 "О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации" и другими нормативными актами, регламентирующими работу по награждению работников Минюста России, а также других министерств и ведомств; - наградные материалы направлять в адрес Министра юстиции Российской Федерации и только за подписью начальников федеральных управлений и территориальных органов или их заместителей на период отсутствия указанных начальников; - в разделе "Прохождение службы" наградного листа к награждению государственными наградами Российской Федерации указывать все занимаемые работниками должности (без сокращений и аббревиатур) в соответствии с Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981, а также трудовой книжкой и приказами о назначении; - при изменении фамилий, должностей, места работы и других обстоятельств, требующих внесения изменений или возврата документов о награждении работников, представленных к награждению государственными и ведомственными наградами, незамедлительно сообщать об этом в Департамент государственной службы и кадров Минюста России; - представления к награждению ведомственными наградами адвокатов и нотариусов предварительно согласовывать с территориальными органами, федеральными управлениями, а также соответствующими палатами субъектов Российской Федерации и федеральными палатами Российской Федерации; - в представлениях на кандидатов к награждению ведомственными наградами отражать их достижения и личный вклад в развитие органов и учреждений Минюста России в соответствии с положениями о наградах, четко аргументировать заслуги конкретными фактами и делами, обязательно указывать дату и номера приказов о предыдущих награждениях и поощрениях, в представлениях к государственным наградам раскрывать характер и степень заслуг перед государством за последние три года; - усилить контроль со стороны руководителей органов и учреждений Минюста России за организацией работы по награждению работников Минюста России в соответствии с нормативными актами, регламентирующими эту работу; - завести картотечный учет награжденных государственными и ведомственными наградами; - федеральным управлениям своевременно доводить до территориальных органов Минюста России выписки из приказов Министерства юстиции Российской Федерации о награждении работников территориальных органов, поступившие из Минюста России. Заместитель Министра О.Ю.ХЛУПИН 10 декабря 2003 г. N 12/12645-ОХ |