ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ БО-11 И ДРУГИХ В СЛУЧАЕ ПРОДАЖИ СОПУТСТВУЮЩИХ РЕМОНТУ ОБУВИ ТОВАРОВ (ГУБКИ, ГУТАЛИН, ЩЕТКИ, ШНУРКИ) БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ.. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 13.10.03 29-12/56701

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЛАНКОВ
   СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ БО-11 И ДРУГИХ В СЛУЧАЕ ПРОДАЖИ СОПУТСТВУЮЩИХ
 РЕМОНТУ ОБУВИ ТОВАРОВ (ГУБКИ, ГУТАЛИН, ЩЕТКИ, ШНУРКИ) БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ
                                 ККТ.
     
                                ПИСЬМО
     
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
     
                          13 октября 2003 г.
                            N 29-12/56701

                                 (Д)

     
     В соответствии с п.  2 ст.  2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"   (далее   -   Закон   N  54-ФЗ)  организации  и  индивидуальные
предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты  и  (или)
расчеты    с    использованием    платежных    карт   без   применения
контрольно-кассовой техники (далее -  ККТ)  в  случае  оказания  услуг
населению  при  условии  выдачи  ими  соответствующих  бланков строгой
отчетности.
     Пунктом 4   постановления   Пленума   Высшего  Арбитражного  Суда
Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики
применения административной ответственности,  предусмотренной ст. 14.5
Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях,  за
неприменение     контрольно-кассовых     машин"     определено,    что
предусмотренное п.  2 ст.  2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в
случае  оказания  услуг  населению,  то  есть  гражданам,  в том числе
имеющим статус индивидуального предпринимателя.
     Следовательно, при наличных денежных расчетах между организациями
за оказываемые услуги в обязательном порядке применяется ККТ.
     Порядок утверждения    формы    бланков    строгой    отчетности,
приравненных к кассовым чекам,  а также порядок их учета,  хранения  и
уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Поскольку Правительством  Российской  Федерации   до   настоящего
времени   не  внесены  поправки  в  различные  подзаконные  акты,  они
продолжают действовать в части, не противоречащей указанному Закону.
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 30.07.93 N
745  право  утверждения  форм  документов   строгой   отчетности   для
использования  при  расчетах  с  населением  и учета наличных денежных
средств  по  представлению  заинтересованных  министерств,   ведомств,
предприятий   и   организаций   предоставлено   Министерству  финансов
Российской Федерации.
     Письмом Минфина  России  от  20.04.95  N 16-00-30-33 для оказания
бытовых услуг  утверждены  формы  бланков  БО-1  -  БО-11  в  качестве
документов   строгой  отчетности,  которые  могут  использоваться  при
расчетах  с  населением  для  учета  наличных  денежных  средств   без
применения ККТ.
     Форма БО-2 применяется при оформлении  заказов  на  изготовление,
крупный  и  средний  ремонт  обуви  и  кожаных  изделий.  Выписывается
приемщиком в трех экземплярах.
     Мелкий ремонт  обуви  и  кожаных  изделий в присутствии заказчика
оформляется на форме  БО-9  "Кассовая  ведомость  приема  выручки",  а
заказчику  выдается отрывная часть формы БО-11(02) ("Талон") или чек с
ККТ.
     Форма БО-11(01)  "Листок  учета  выработки" применяется для учета
услуг парикмахерских по каждому исполнителю мужского и женского залов,
косметических, маникюрных и педикюрных кабинетов.
     "Листки учета  выработки"  заполняются   ежедневно   мастером   и
используются   для   контроля   за  поступлением  выручки,  начисления
заработной платы исполнителям и списания  израсходованных  материалов.
Кассир  проверяет достоверность записи стоимости услуг и расписывается
в   соответствующей   графе.   Листки   учета   выработки    ежедневно
регистрируются в "Отчете кассира".
     "Талон" БО-11(02) применяется для всех видов бытовых  услуг,  где
используется   форма   БО-9   "Кассовая   ведомость  приема  выручки",
предназначенная для оформления всех видов срочного и мелкого  ремонта,
регулировки, наладки, на которые не устанавливается гарантийный срок и
которые выполняются в присутствии  заказчика,  в  том  числе  на  дому
(ремонт обуви,  швейных, трикотажных изделий, бытовых приборов, ремонт
и изготовление металлоизделий и т.п.).  Исполнитель услуги  заносит  в
форму  БО-9  все  необходимые  реквизиты оказываемой услуги,  причем в
графе "Номер жетона" проставляется номер "Талона" БО-11(02),  отрывная
часть которого отдается клиенту.
     Следует отметить, что при реализации товаров (например, гуталина,
щеток,   губок,   шнурков  и  пр.)  индивидуальный  предприниматель  в
общеустановленном   порядке   обязан    применять    ККТ,    поскольку
использование  бланков  строгой отчетности для учета наличных денежных
средств  при  осуществлении  торговых  операций  Законом  N  54-ФЗ  не
предусмотрено.
     В статье  5  Закона  N  54-ФЗ  определено,  что   организации   и
индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам)
при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов   в   момент   оплаты
отпечатанные ККТ кассовые чеки.
     Невыдача документа   строгой   отчетности,   приравниваемого    к
кассовому  чеку,  а  также  неприменение  ККТ  при  наличных  денежных
расчетах  является  основанием  для  привлечения  налогоплательщика  к
административной  ответственности  за  осуществление денежных расчетов
без применения в установленных законом случаях ККТ в  соответствии  со
ст.    14.5   Кодекса   Российской   Федерации   об   административных
правонарушениях.
     
Заместитель
руководителя Управления
                                                           Н.В. Долгих