ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ БО-11 И ДРУГИХ В СЛУЧАЕ ПРОДАЖИ СОПУТСТВУЮЩИХ РЕМОНТУ ОБУВИ ТОВАРОВ (ГУБКИ, ГУТАЛИН, ЩЕТКИ, ШНУРКИ) БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 13 октября 2003 г. N 29-12/56701 (Д) В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" определено, что предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя. Следовательно, при наличных денежных расчетах между организациями за оказываемые услуги в обязательном порядке применяется ККТ. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не внесены поправки в различные подзаконные акты, они продолжают действовать в части, не противоречащей указанному Закону. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 право утверждения форм документов строгой отчетности для использования при расчетах с населением и учета наличных денежных средств по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций предоставлено Министерству финансов Российской Федерации. Письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33 для оказания бытовых услуг утверждены формы бланков БО-1 - БО-11 в качестве документов строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККТ. Форма БО-2 применяется при оформлении заказов на изготовление, крупный и средний ремонт обуви и кожаных изделий. Выписывается приемщиком в трех экземплярах. Мелкий ремонт обуви и кожаных изделий в присутствии заказчика оформляется на форме БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", а заказчику выдается отрывная часть формы БО-11(02) ("Талон") или чек с ККТ. Форма БО-11(01) "Листок учета выработки" применяется для учета услуг парикмахерских по каждому исполнителю мужского и женского залов, косметических, маникюрных и педикюрных кабинетов. "Листки учета выработки" заполняются ежедневно мастером и используются для контроля за поступлением выручки, начисления заработной платы исполнителям и списания израсходованных материалов. Кассир проверяет достоверность записи стоимости услуг и расписывается в соответствующей графе. Листки учета выработки ежедневно регистрируются в "Отчете кассира". "Талон" БО-11(02) применяется для всех видов бытовых услуг, где используется форма БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", предназначенная для оформления всех видов срочного и мелкого ремонта, регулировки, наладки, на которые не устанавливается гарантийный срок и которые выполняются в присутствии заказчика, в том числе на дому (ремонт обуви, швейных, трикотажных изделий, бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий и т.п.). Исполнитель услуги заносит в форму БО-9 все необходимые реквизиты оказываемой услуги, причем в графе "Номер жетона" проставляется номер "Талона" БО-11(02), отрывная часть которого отдается клиенту. Следует отметить, что при реализации товаров (например, гуталина, щеток, губок, шнурков и пр.) индивидуальный предприниматель в общеустановленном порядке обязан применять ККТ, поскольку использование бланков строгой отчетности для учета наличных денежных средств при осуществлении торговых операций Законом N 54-ФЗ не предусмотрено. В статье 5 Закона N 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Невыдача документа строгой отчетности, приравниваемого к кассовому чеку, а также неприменение ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заместитель руководителя Управления Н.В. Долгих |