О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ ДО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕГО. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 11 декабря 2003 г. N 23-10/2/69867 (Д) Согласно п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.98 N 33н (утратили силу с 1 января 2004 года в связи с изданием приказа Минфина России от 13.10.2003 N 91н), фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся на дебет счета учета основных средств. Пунктом 40 указанных Методических указаний определено, что принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. Таким образом, объект недвижимости учитывается в составе капитальных вложений на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" до момента государственной регистрации права собственности на него. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Согласно подп. "а" п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" при исчислении налоговой базы по налогу на имущество предприятий включаются затраты организации, отражаемые в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение объектов основных средств" и 08-5 "Приобретение нематериальных активов"). Пунктом 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, предусмотрено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций. Таким образом, если объект недвижимости согласно договору купли-продажи передан продавцом покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств до государственной регистрации прав собственности на него, то этот объект списывается с баланса организации-продавца и прекращается его обязанность по уплате налога на имущество. Плательщиком налога на имущество со стоимости указанного объекта с момента передачи объекта по акту будет организация-покупатель. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |