О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 апреля 2004 года N 217-ПП (ПРМ) Межрегиональное сотрудничество города Москвы стало важнейшим фактором развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, социально-культурной области, повышения уровня жизни москвичей. В межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы укрепления межрегиональных связей регулярно вносятся на обсуждение Правительства Москвы, Московского городского координационного совета по межрегиональному сотрудничеству, коллегий департаментов, комитетов и префектур административных округов. Все активнее в эту работу включаются управы районов города Москвы, заинтересованные предприятия,учреждения и общественные объединения. В настоящее время межрегиональные связи столицы охватывают 80 субъектов Российской Федерации, ряд крупных и малых городов России, все области и столицу Белоруссии. Общее число заключенных соглашений, протоколов и других договорных документов Правительства Москвы с органами исполнительной власти и местного самоуправления регионов Российской Федерации и Белоруссии достигло 275. Особые подходы отработаны для сотрудничества с Белоруссией и ее регионами. В их основу положен принцип "область Белоруссии-административный округ Москвы", который позволяет решать многие конкретные вопросы напрямую, заметно повышать эффективность связей. В текущем году Правительством Москвы определены меры по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества между Москвой и областями Республики Белоруссия и ее хозяйствующими субъектами. Созданы и активно действуют новационные механизмы развития и укрепления экономических связей с регионами России и областями Белоруссии, внедряются интеграционные схемы развития сельскохозяйственного производства, благодаря которым Москва из потребителя продовольственных товаров становится их производителем. Повышается эффективность торговых связей за счет организации товаропроводящей системы и формирования оптового звена. Возрастающую роль играют социально-экономические связи Москвы с регионами Центрального федерального округа, расширяется участие столицы в проектах Фонда инвестиционного развития этого округа. Партнерскими программами в области капитального и жилищного строительства охвачено 35 городов в 25 регионах Российской Федерации. Большой потенциал повышения эффективности межрегиональных связей заложен в использовании возможностей Международной ассамблеи столиц и крупных городов. Москва традиционно поддерживает тесные связи с межрегиональными ассоциациями, активно реализует программу помощи малым городам России. Расширению межрегиональных связей способствуют московские региональные общественные организации - землячества, объединенные в координационный совет при Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Совершенствуются формы и методы межрегиональных связей. В этих целях активно используются Дни Москвы в регионах, Дни регионов в столице. Плодотворной формой межрегионального взаимодействия стал Московский межрегиональный фестиваль экономического и культурного сотрудничества. Важными гуманитарными акциями межрегионального характера являются помощь регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и террористических актов, шефство над воинскими частями,где проходят службу молодые москвичи, приглашение на Елку Мэра детей-сирот из семей военнослужащих, погибших в локальных конфликтах, из социально незащищенных семей из многих регионов страны. Предпринимаются определенные меры по информационному обеспечению межрегионального сотрудничества. Вместе с тем расширившаяся география межрегиональных связей, позитивные перемены в социально-экономической жизни регионов и возросший торгово - экономический, научно-технический и социально-культурный потенциал столицы настоятельно требуют придания этой работе комплексного характера, выведения межрегионального сотрудничества на качественно более высокий организационно-технологический уровень. В целях обеспечения межрегионального сотрудничества, направленного на устойчивое развитие столицы, укрепление единого экономического и духовного пространства страны, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить комплексные мероприятия по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы (далее - Мероприятия), согласно приложению. 2. Утвердить координатором по выполнению предусмотренных Мероприятий Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Принять к сведению, что государственными заказчиками по соответствующим разделам и подразделам Мероприятий определены: Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент продовольственных ресурсов города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитет по культуре города Москвы, Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Комитет физической культуры и спорта города Москвы, Комитет по туризму города Москвы, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, префектуры административных округов города Москвы. 3. Органам исполнительной власти города Москвы: - организовать работу по реализации Мероприятий в части вопросов, относящихся к их компетенции, и ежегодно, к 1 марта, представлять в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы отчеты об их реализации в истекшем году; - осуществлять проведение Комплексных мероприятий по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на очередной финансовый год соответствующим структурам. 4. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы: - оказывать консультативно-методологическую помощь органам исполнительной власти города Москвы, участвующим в реализации Мероприятий, в подготовке ими межрегиональных договоров и соглашений; - ежегодно, начиная с марта 2005 года, представлять в Правительство Москвы сводные отчеты о результатах выполнения Мероприятий; - провести в апреле 2004 года на базе префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы городской семинар по обмену опытом и дальнейшему совершенствованию межрегионального сотрудничества; - совместно с заинтересованными подразделениями Правительства Москвы, научно-исследовательскими учреждениями и представителями деловых кругов провести во второй половине 2004 года научно-практическую конференцию по проблемам оптимизации баланса ввоза (вывоза) в Москву продовольственных и промышленных товаров из регионов России и Белоруссии. 5. Департаменту имущества города Москвы после создания, согласно штатной численности, Культурно-делового центра региональных землячеств внести в установленном порядке предложение по его размещению. 6. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказывать содействие органам исполнительной власти, участвующим в реализации Мероприятий, в освещении в средствах массовой информации проводимой работы по межрегиональному сотрудничеству. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества и спорта Меня М.А. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 апреля 2004 года N 217-ПП Комплексные мероприятия по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы I. КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫМИ МЕТОДАМИ Москва - это крупнейший мировой политический, экономический, научный и культурный центр, город федерального значения, субъект Российской Федерации, выполняющий функции столицы. Исторически Москва всегда была центром притяжения русских земель, консолидирующей основой российского государства. Эту историческую миссию Москва выполняет и поныне. Сегодня связи Москвы с регионами России на горизонтальном уровне - это то, что цементирует единство федеративного государства в условиях реформирования экономики и осуществления беспрецедентного в истории человечества перехода из одной системы экономических отношений к другой. Прошедшие годы показали, что эффективные межрегиональные связи Москвы с другими субъектами Российской Федерации внесли значительный вклад в сохранение целостности России. Накопленный опыт свидетельствует, что в такой масштабной и самодостаточной стране, как Россия, конструктивной альтернативы межрегиональному сотрудничеству не существует. Вместе с тем время требует новых решений, отвечающих принципам рыночной системы хозяйствования, способствующих единению регионов на основе взаимного удовлетворения торгово-экономических, научно-технических, социальных, культурных запросов, а через это - к становлению сильной и обновленной России. 1.1. Содержание проблемы За последнее десятилетие в Москве сформировалось и организационно оформилось новое направление внутригосударственных связей - межрегиональное сотрудничество. Для столицы межрегиональное сотрудничество стало одним из важнейших факторов развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей. Особую актуальность межрегиональные связи приобрели с тех пор, как субъекты Российской Федерации получили экономическую самостоятельность. Стало очевидным, что в условиях, когда промышленное производство повсеместно сориентировано на межрегиональную интеграцию, сложившуюся на протяжении второй половины ХХ века, а перерабатывающие отрасли - на завоз сырья извне, эффективно решать многоплановые и масштабные задачи не только в экономической, но и любой другой сфере в одиночку, без сотрудничества с партнерами никому не под силу. Это в полной мере коснулось Москвы, обладающей огромным, значительно превосходящим внутренние потребности экономическим потенциалом, но полностью лишенной сырьевой базы. Современные межрегиональные связи - это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. Начавшись с договоров, имевших узкую цель - обеспечить Москву необходимым количеством продовольствия, за короткий срок они приобрели динамичный характер и охватили не только экономику, но и науку, культуру, образование, здравоохранение, спорт и другие сферы, прочно закрепились в арсенале форм работы большинства субъектов Российской Федерации. Межрегиональное сотрудничество в столице осуществляется в соответствии с разработанной законодательной базой, включающей в себя Устав города Москвы, Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы", постановление Правительства Москвы от 7 августа 2001 года N 726 "О реализации положений Закона города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы"", постановление Правительства Москвы от 29 июня 1999 года N 578 "О развитии межрегиональных связей Москвы". Для придания сотрудничеству с другими регионами большего динамизма в Москве создана соответствующая инфраструктура, которая постоянно совершенствуется. Ныне в межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы совершенствования межрегионального сотрудничества регулярно выносятся на обсуждение Правительства Москвы, коллегии департаментов, комитетов и префектур административных округов. Образован и планомерно работает Московский городской координационный совет по межрегиональному сотрудничеству. Развернуло свою деятельность государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр", созданное для информационно-аналитического обеспечения участников межрегионального сотрудничества Москвы. Налажено взаимодействие с Международной Ассамблеей столиц и крупных городов стран СНГ, которая призвана объединять усилия в сфере межрегионального сотрудничества с участием 54 городов Российской Федерации и стран СНГ. Москва активно сотрудничает с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Центральная Россия", Союзом российских городов, Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации, Ассоциацией малых городов, Российским союзом исторических городов и регионов, Московской международной бизнес-ассоциацией и другими заинтересованными объединениями. Значительным резервом развития межрегионального сотрудничества, особенно в гуманитарно-культурной области, являются землячества, которых в Москве насчитывается более 50. Насущной задачей является создание Культурно-делового Центра региональных землячеств. В настоящее время межрегиональные связи столицы охватывают 80 субъектов Российской Федерации, ряд крупных и малых городов России, все области и столицу Белоруссии. Общее число заключенных соглашений, протоколов и других договорных документов Правительства Москвы с регионами Российской Федерации и Белоруссии достигло 275. Для региональных партнеров Москва - это устойчивый и надежный рынок продовольственных товаров, сырья для перерабатывающей промышленности, строительных материалов, оборудования и техники. Заказы столицы позволяют регионам эффективно решать такие задачи, как загрузка предприятий и занятость населения, выплата пенсий, пособий и стипендий. Стратегической задачей Правительства Москвы в осуществлении межрегионального сотрудничества является повышение уровня жизни москвичей, обеспечение их качественными и недорогими продуктами питания и потребительскими товарами. Закупаемые в регионах продукты первой необходимости существенно пополняют городскую продовольственную корзину. В результате предпринятых в 2002 году усилий по сравнению с 2001 годом удалось в 1,8 раза увеличить поставки из регионов России мяса и мясопродуктов, в 3 раза - животного масла, на 10% - молока. При этом доля Москвы в объемных показателях розничного оборота продовольственных товаров России будет превышать 30%, а оптового - 40% и в дальнейшего будет повышаться. На продовольственный рынок Москвы свою сельхозпродукцию поставляют сегодня свыше 50 регионов Российской Федерации. Организационно-экономическим механизмом продовольственного обеспечения города является система организованных закупок и поставок в Москву основных социально значимых видов сельхозпродукции и продовольственных товаров, а также порядок их финансирования. Учитывая низкий уровень производства отдельных видов сельхозпродукции на предприятиях АПК России, наряду с авансированием поставок и прямых закупок продовольствия для нужд Москвы, активно используется механизм финансовой поддержки столичных предприятий продовольственного комплекса по созданию ими на основе интеграции устойчивой сырьевой базы в регионах Российской Федерации. Это осуществляется путем приобретения в собственность контрольных пакетов акций сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, укрепления их материально-технической базы и вывода на рентабельный уровень производства. В настоящее время 15 предприятий продовольственного комплекса Москвы создали интегрированные холдинги с 40 предприятиями АПК в 11 регионах Российской Федерации, вложили в них свыше 3 млрд.руб., в том числе за счет льготных бюджетов Правительства Москвы около 1 млрд. руб. Инвестиционные и интеграционные проекты московских предприятий реализуются в Московской, Волгоградской, Воронежской, Пензенской, Ярославской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Активно налаживаются связи и с другими регионами, прежде всего входящими в Центральный федеральный округ, а также с предприятиями аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь. Благодаря стратегии на развитие интеграционных процессов в АПК Москва из региона-потребителя постепенно становится регионом-производителем сельскохозяйственной продукции для собственных нужд. Для увеличения поставок в Москву мяса птицы и яиц Правительства Москвы и Московской области приняли специальную программу развития птицеводства, на что предусматривается ежегодное выделение средств в размере 500 млн. руб в виде льготного кредита Правительства Москвы на закупку кормов. Создание единого комплекса сельскохозяйственных, животноводческих, перерабатывающих производств и хозяйств ряда регионов Российской Федерации позволит обеспечить гарантированное производство отечественных продуктов питания для москвичей. В настоящее время из 7,5 млн. тонн продовольствия, поставляемого в Москву, 6 млн. тонн является продукцией российских регионов. Не менее важной стратегической задачей Правительства Москвы в настоящее время является формирование в городе с участием крупных региональных инвесторов-поставщиков продукции цивилизованного оптового звена, включающего сеть оптовых продовольственных рынков и распределительных центров. Существенным шагом вперед явится создание рынка белорусских товаров, и использование возможностей инвестиционного фонда Центрального федерального округа для создания оптового рынка для производителей-поставщиков продовольствия из центральной зоны Российской Федерации. Все большее значение сегодня начинает преобретать такой важнейший аспект экономических связей между регионами Российской Федерации, как межрегиональный обмен непродовольственными товарами. С ростом экономики и жизненного уровня населения регионов закономерно возрастают объемы оптовой торговли непродовольственными товарами, через каналы которой осуществляется межрегиональный обмен и насыщение региональных рынков необходимыми товарами. По ряду объективных причин Москва превратилась в ведущий "распределительный центр" по данной группе товаров для всей страны. Если доля Москвы в объеме розничного товарооборота страны составляет 28%, то для оптового оборота непродовольственными товарами оптовых организаций Москвы, в общем объеме оборота этими товарами в РФ - 50,4%. Это предопределяет высокую нагрузку на оптовые организации, складскую инфраструктуру и транспортные пути города. Оптовые организации, осуществляющие межрегиональные поставки товаров, в основном относятся к числу мелких и средних структур, неспособных обеспечить полный набор услуг по хранению и перемещению товарной массы. Для дальнейшего развития межрегиональных связей по обеспечению постоянных и стабильных поставок товаров, необходимо принятие дополнительных мер по формированию современных типов оптовых предприятий, положительно зарекомендовавших себя за рубежом. К их числу относятся центры оптовой торговли, которые одновременно совмещают оптовые продажи с выставочной деятельностью. Оптовые центры должны превратиться в сервисные службы, которые предоставляют своим клиентам полный набор складских и других услуг. Среди них особо следует выделить логистические услуги грузополучателям, которые пока слабо развиты. Важным нововведением в области повышения уровня жизни москвичей является создание Межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского рынка, предусматривающей внедрение современной технологии торговли с гарантией качества продукции, ее поставок и оплаты, организованного продвижения потребительских товаров от региональных производителей к покупателям на московский рынок без посредников и по оптимальным ценам (число посреднических структур уменьшится с 4-7 до одной - оптового предприятия). Активно набирает темпы программа межрегионального строительства. Увеличиваются объемы и расширяется ее география. В 2002 году строительство при участии Москвы осуществлялось в 17 городах. В 2003 году - уже в 25. При этом годовой объем ввода жилья вырос многократно: за 2002 год было введено 18 тыс. кв. м, в 2003 году - свыше 250 тыс. кв. м, а на 2004 год планируется ввод более 0,5 млн. кв. м жилья. Важный социальный эффект имеют предпринимаемые усилия по строительству жилых домов в регионах для семей участников Великой Отечественной войны и инвалидов. В настоящее время одной из главных задач является необходимость избежать хаотичности процессов, способствовать выстраиванию схемы целостного градостроительного регулирования развития территорий партнерских регионов. Под этим понимается встроенная система проведения всесторонних маркетинговых исследований, оценка инвестиционной привлекательности регионов по сферам деятельности, изучение возможности рынка, его потребности, выявление его слабых и сильных сторон, а также научно-техническое и юридическое сопровождение совместных инвестиционных программ. Высокой эффективностью отличаются связи Москвы с республиками Мордовией и Карелией, Краснодарским краем, Вологодской, Калининградской областями, а также с регионами Центрального федерального округа, взаимодействие с которыми является приоритетным для Москвы. Наряду с торгово-экономическим продолжает развиваться взаимовыгодное межрегиональное сотрудничество в таких областях как наука, культура, образование, здравоохранение, туризм и спорт. В содружестве с Вологодской областью реализуется крупный межрегиональный проект "Великий Устюг - Родина Деда Мороза", направленный на совместное создание крупной материальной базы, динамичное развитие, в первую очередь, детского туризма и оживление на этой основе производственных возможностей старинного русского города. В области межрегиональных связей активно используются такие зарекомендовавшие себя формы, как Дни Москвы в самой столице и в регионах. В последние годы прошли Дни Москвы и Дни культуры Москвы в республиках Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Карелия, в Белоруссии, в Астраханской, Костромской, Ростовской, Рязанской, Свердловской областях. В Москве состоялись Дни культуры республик Тывы и Мордовии, Агинского Бурятского автономного округа, Курганской и Читинской областей. Плодотворной формой взаимодействия с партнерами является Московский межрегиональный фестиваль экономического и культурного сотрудничества. Ежегодно в его рамках проходят многочисленные выставки-ярмарки, карнавалы, научно-практические конференции, фестивали, выставки произведений изобразительного искусства с участием гостей из регионов России, Белоруссии, других стран. С большой эффективностью проведены 14 этапов Выставки-марафона московских товаров, технологий и услуг "Деловая Москва. Приглашение к сотрудничеству". Важными гуманитарными акциями межрегионального характера являются традиционные приглашения Мэром Москвы на столичные Новогодние и Рождественские праздники детей из регионов. В 2002 году было принято более 400 детей из 22 регионов Российской Федерации. Последние годы стали этапными в налаживании межрегионального сотрудничества Москвы с Белоруссией и ее регионами. Подписаны соглашения и протоколы по их реализации с Минском и всеми областями Республики. Отличительной чертой такого сотрудничества является принцип: "область Белоруссии - административный округ Москвы", который позволяет решать многие конкретные вопросы напрямую, заметно повышает эффективность таких связей. В настоящее время на долю Москвы приходится почти 40% товарооборота между Белоруссией и Россией и половина белорусского экспорта в Российскую Федерацию. Новый импульс во взаимоотношениях Москвы с областями Белоруссии придало совместное заседание Правительств Москвы и Республики Белоруссии. Реальной демонстрацией позитивных возможностей взаимовыгодного сотрудничества явились Дни Белоруссии в Москве. Важным этапом этого процесса стало принятие 23 декабря 2003 года постановления Правительства Москвы N 1061-ПП "О состоянии и мерах по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества между городом Москвой и областями Республики Белоруссии". В то же время широкомасштабность межрегионального сотрудничества, его увеличивающийся с каждым годом размах, появление новых задач, диктуемых современным уровнем развития рыночной экономики и гуманитарно-культурной сферы, настоятельно требуют выведения межрегионального сотрудничества на качественно более высокий организационно-технологический уровень. 1.2. Совершенствование межрегионального сотрудничества в рамках Центрального федерального округа Приоритетным направлением развития и совершенствования межрегионального сотрудничества является укрепление социально-экономических, гуманитарно-культурных и информационных связей Москвы с субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ. Это определяется исторически сложившимися связями Москвы с этими землями, географической близостью, достаточно развитой транспортной инфраструктурой и другими факторами. Одной из новационных форм сотрудничества, которая должна способствовать интеграции регионов и укреплению экономического потенциала не только Москвы, но и самих регионов, является взаимодействие в рамках Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, созданного в 2002 году по инициативе Правительства Москвы в целях содействия социально-экономическому развитию и укреплению налоговой базы регионов Центрального федерального округа Российской Федерации. В продолжение указанной инициативы постановлением Правительства Москвы от 5 марта 2002 года N 152-ПП "О создании Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации" были одобрены основные принципы его организации и работы. Главным принципом софинансирования проектов за счет средств, заявленных бюджетами регионов-учредителей Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, является возвратность и платность бюджетных средств, а также гарантирование их возврата путем предоставления банковских или бюджетных гарантий. В рамках межрегионального сотрудничества основная цель Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации - распространение опыта по привлечению в реальный сектор экономики дополнительных инвестиций с финансового и фондового рынков. В числе форм софинансирования региональных инвестиционных проектов предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на цели: - компенсации части процентной ставки коммерческого кредита; - компенсации части купонных платежей по долговым корпоративным бумагам, средства от выпуска которых предприятия-эмитенты направляют исключительно на цели своего развития. Использование указанных форм софинансирования позволит значительно увеличить количество инвестиционных проектов, которые могут быть поддержаны за счет бюджетных средств по линии Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации. Кроме того, как показывают расчеты, в этом случае каждый рубль вложенных бюджетных средств дает возможность предприятию привлечь 8-10 рублей инвестиционных средств. Также разработаны проекты Договоров: - о предоставлении бюджетного кредита на условиях Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации; - о бюджетной гарантии; - о банковской гарантии. Первый проект по линии Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, получивший целевую финансовую поддержку из средств бюджета города Москвы в размере 80 млн.рублей - проект строительства 2-ой очереди мусоросортировочного завода в городе Туле (технологической линии по сортировке, запрессовке и захоронению твердых бытовых отходов). В настоящее время в Правительстве Москвы завершается процедура оформления бюджетных кредитов еще ряда инвестиционных проектов. 1.3. Обоснование решения проблемы системными методами Отмечая определенные результаты в налаживании межрегиональных связей для наращивания эффективности научно-производственного комплекса, сферы городского хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей, нельзя не замечать нерешенные проблемы в этой сфере, обусловленные его многосторонностью и сложностью. Поскольку участниками межрегионального сотрудничества являются практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, другие государственные и общественные учреждения и организации, а также городские хозяйствующие субъекты, складывается непростая ситуация, когда ряд участников замыкается в рамках своей узкой специализации, не имеет достаточной информации о деятельности других субъектов межрегионального сотрудничества и не координирует с ними свои действия. Это ведет к дублированию мероприятий, распылению усилий и финансовых средств. Такое положение диктует настоятельную необходимость более тщательного планирования и координации деятельности в сфере межрегионального сотрудничества. Проведенное под эгидой Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в процессе подготовки настоящего документа социологическое исследование показало, что жители столицы недостаточно информированы о деятельности и о достижениях Правительства Москвы в области межрегиональных связей, далеко не всегда осознают реальный эффект от них для повышения уровня жизни, обеспечения недорогими и качественными продуктами питания и потребительскими товарами. Еще более высокая неосведомленность характерна для жителей регионов, с которыми Москва активно сотрудничает. В некоторых из них местные средства массовой информации из конъюнктурных соображений дают искаженную картину межрегионального сотрудничества. В этой связи особенно актуальной задачей является организация масштабной информационной деятельности, направленной как на москвичей, так и на жителей регионов и адекватно отражающей значение и положительное влияние разносторонних связей на повышение благосостояния населения Москвы и жителей соответствующих регионов. Решение подобной комплексной задачи невозможно силами отдельных подразделений или организаций и требует системного подхода. Принимая во внимание, что старый инструментарий регионального планирования упразднен, а новый, адекватный рыночным отношениям, находится в процессе создания, актуальной задачей межрегионального сотрудничества является выработка теоретических, методических и практических основ развития этого процесса. Проблема межрегионального сотрудничества актуальна и для развития мирового сообщества. Она связана с интеграционными процессами, активно происходящими в первую очередь в Европе. Накопленный опыт показывает, что успех в деле интеграции во многом зависит от роли координирующих и планирующих структур, учета специфики развития конкретных регионов. Разработка и реализация системы государственных мер по развитию межрегионального сотрудничества является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов. Такой характер задачи обусловливает необходимость выработки концептуальных подходов для ее решения, что является необходимым этапом в планировании долгосрочной, рассчитанной на многие годы деятельности Правительства Москвы по развитию межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации и Белоруссией. Указанные подходы требуют обобщения и анализа предшествующего опыта работы Правительства Москвы по осуществлению межрегионального сотрудничества. Развитие деятельности в этом направлении предполагает компетентное осмысление достигнутых результатов и научно-аналитического обеспечения его дальнейшего развития с учетом 10-летней практики и современных требований, а также необходимости достижения нового уровня координации работы всех органов исполнительной власти города Москвы, разработки перспективных планов, включения специального раздела, обобщающего мероприятия по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества Москвы. Все это позволит повысить эффективность межрегионального сотрудничества за счет экономии на управленческих и координационных издержках в результате реализации системного принципа организации. В соответствии с мировой практикой потери в результате указанных издержек могут достигать до 1/3 совокупных расходов. Реализация предложенного принципа позволит ликвидировать или значительно уменьшить такие потери. Концептуальный подход включает в себя систему принципов и приоритетов, направленных на решение стратегической задачи придания работе по систематизации и дальнейшему развитию взаимовыгодных связей с регионами нового импульса, вывода ее на качественно новый, отвечающий потребностям экономики, городского хозяйства и социальной сферы, уровень путем подключения потенциала города Москвы к созданию эффективной системы взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с регионами Российской Федерации и Республикой Беларусь. Предлагаемый подход основывается на базовых положениях экономической теории, на ее принципах и закономерностях. Приняты во внимание теоретические представления об основных регулирующих и координирующих функциях государства. В частности, в документе сделаны акценты на преодоление "провалов рынка", на устранение информационной асимметрии (за счет организации выставок, ярмарок, товаропроводящих сетей), интернализацию внешних эффектов (путем проведения продуманного экологического сотрудничества) и противодействие монополизации рынков (в том числе за счет развития малого предпринимательства). В документе учтены существующие представления об основных законах и движущих силах экономического роста, среди которых важное место занимает поддержка малого бизнеса, учет основных тенденций развития общественного сектора, преодоление трансакционных издержек, являющихся серьезной проблемой государственных структур, и другие. 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МОСКВЫ Приоритетной целью межрегионального сотрудничества является создание эффективной системы мер по развитию и координации межрегионального сотрудничества, обеспечению расширения существующих и налаживанию новых взаимовыгодных и равноправных межрегиональных связей, более активно используя их для развития научно-производственного комплекса, сферы городского хозяйства и строительства, социальной сферы, повышения уровня жизни москвичей, насыщения потребительского рынка города в первую очередь отечественными продовольственными и промышленными товарами, расширения сбыта продукции московских производителей, а также формирования позитивного образа Москвы в сознании россиян. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Разработка и реализация комплекса мер по повышению результативности межрегионального сотрудничества для развития научно-производственного комплекса, сферы городского хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей на базе последовательного внедрения в практику межрегионального сотрудничества научно обоснованных методов. 2. Разработка и создание целостной системы управления и координации межрегионального сотрудничества всех субъектов этого процесса. 3. Дальнейшее упрочение роли Москвы как столицы, так и субъекта Российской Федерации, на равноправной и взаимовыгодной основе сотрудничающей с регионами на основе горизонтальных связей. 4.Разработка и реализация комплекса эффективных мер по увеличению привлечения средств на основе расширения числа участников межрегионального сотрудничества, прежде всего за счет хозяйствующих субъектов города, и стимулирования их заинтересованности в таком сотрудничестве путем предоставления им экономических льгот и преференций. 5. Разработка и реализация комплекса мероприятий по организации системы информационного обеспечения работы в этом направлении, пропаганды взаимовыгодности и важности межрегиональных связей в деле повышения уровня жизни населения. 6. Разработка и реализация комплекса эффективных мер по широкому внедрению в практику межрегионального сотрудничества новейших информационных технологий, прежде всего на базе сети Интернет, для активизации межрегиональных связей, расширения числа участников и оптимизации расходования финансовых средств. 7. Обоснование перспективных направлений научных исследований, нацеленных на повышение эффективности межрегионального сотрудничества. Комплексные мероприятия по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы (далее - Комплексные мероприятия) осуществляются с 2004 по 2006 годы в три этапа. Каждый год представляет собой отдельный этап их реализации. Данный трехлетний период, в течении которого выполняются указанные мероприятия, является в определенной степени переходным к новому качественному уровню организации и координации межрегионального сотрудничества, адекватному современным требованиям рыночной экономики, предполагающим в дальнейшем разработку долгосрочных программ на базе накопленного опыта. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МОСКВЫ Исходя из вышеизложенных приоритетных задач необходимо выделить следующие основные направления деятельности по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества Москвы. Правовое. В рамках данного направления предусматривается осуществление комплекса мероприятий правового характера, направленных на: - анализ имеющихся правовых актов в рассматриваемой области с точки зрения их соответствия федеральному и региональному законодательству; - оперативный мониторинг выполнения и социально-экономической эффективности имеющихся договоров и соглашений с субъектами Российской Федерации и Белоруссии; - подготовка и инициирование принятия новых документов нормативно-правового характера, отвечающих меняющейся ситуации в области экономики и государственного строительства в Российской Федерации и Белоруссии, стимулирующих повышение эффективности межрегионального сотрудничества. Социально-экономическое. Здесь предусматривается осуществление комплекса мер направленных на: - приоритетное использование социально-экономических методов развития межрегионального сотрудничества на базе научного анализа эффективности взаимодействия с каждым конкретным регионом; - активизацию вовлечения в межрегиональное сотрудничество высокотехнологичных и инновационных производств, что позволит глубже использовать значительный интеллектуальный и производственно-научный потенциал Москвы, шире задействовать предприятия оборонного комплекса и более полно соответствовать реалиям современной рыночной экономики; - своевременное отслеживание изменений на рынке труда как в столице, так и в регионах для обеспечения более полной занятости населения, снижения безработицы и социальной конфликтогенности общества. - налаживание активного взаимодействия с регионами в рамках Центрального федерального округа, а также других федеральных округов. Гуманитарно-культурное. Данное направление предполагает осуществление комплекса мер, направленных на: - всемерное повышение образовательного, культурного уровня и творческого потенциала москвичей и жителей регионов за счет развития различных форм взаимообменов и распространения опыта столицы и регионов; - воспитание толерантного сознания, патриотизма и чувства любви к Отчизне; - сотрудничество с общественными организациями, землячествами, территориальными ассоциациями для совершенствования межрегионального сотрудничества и лучшего взаимопонимания жителей различных территорий; - повышение эффективности взаимодействия над воинскими частями, флотами, кораблями, а также контактов с регионами Российской Федерации и Белоруссии; - всемерное повышение уровня жизни населения за счет активизации межрегионального сотрудничества в области науки и образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта; - оказание действенной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, террористических акций и т.д. Информационное. Данное направление предполагает осуществление комплекса мер, направленных на: - осуществление комплекса целенаправленных информационных кампаний и мероприятий, включая создание специализированных изданий, рассчитанных как на москвичей, так и на жителей регионов с целью адекватного отражения значения и положительного влияния межрегионального сотрудничества на повышение уровня жизни населения; - внедрение в практику межрегионального сотрудничества новейших информационных технологий, расширяющих круг участников этого сотрудничества, облегчающих доступ к данным об инвестиционных возможностях и реальных проектах Москвы и регионов; - обеспечение открытого доступа к информации, касающейся межрегионального сотрудничества Москвы. Научно-аналитическое. Данное направление предполагает осуществление комплекса мер, направленных на: - совершенствование концептуально-теоретического инструментария и методологии межрегионального сотрудничества; - создание системы статистико-аналитического обеспечения контроля за ходом реализации Комплексных мероприятий; - осуществление экспертного сопровождения реализации Комплексных мероприятий, оценки их эффективности, научного обоснования и, при необходимости, внесения корректировок; - активизация научных исследований в области региональной экономики и межрегионального сотрудничества, включая мониторинг общественного мнения по этим вопросам; - исследование влияния межрегиональных связей на состояние и развитие социального комплекса столицы; - обобщение и популяризация опыта Москвы и субъектов Российской Федерации в укреплении федеративного государства. Организационное. Данное направление предполагает осуществление комплекса мер, направленных на: - создание эффективной системы управления ходом межрегионального сотрудничества, включающей три иерархических уровня: городской, окружной и районный; - обеспечение развития инфраструктуры и материально-технической базы межрегионального сотрудничества; - оптимизацию средств, выделяемых Правительством Москвы на развитие межрегиональных связей, путем суммирования возможностей, инновационных наработок и потенциалов заинтересованных организаций на уровне федеральных округов и отдельных субъектов Российской Федерации. 4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МОСКВЫ Для достижения поставленных целей и задач, обеспечения единого подхода к выполнению системы Комплексных мероприятий, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на их реализацию, необходимы соответствующие экономические и организационно-правовые механизмы, предусматривающие четкое взаимодействие между государственным заказчиком и исполнителями. Разработка механизмов реализации сформулированных целей и задач базируется на многолетнем опыте работы Правительства Москвы в сфере развития межрегионального сотрудничества, а также на необходимости решения новых задач, возникающих в данной области. Механизмы реализации целей и задач предполагают: 1. Интегральный, системный подход к осуществлению Комплексных мероприятий. 2. Последовательность реализации Комплексных мероприятий, их корректировку в случае необходимости, организационное и методическое обеспечение внедрения полученных результатов. 3. Тщательную увязку Комплексных мероприятий с другими городскими программами. 4. Оперативный мониторинг и контроль за своевременным выполнением Комплексных мероприятий. 5. Широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Комплексных мероприятий в области межрегионального сотрудничества, а также гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе их выполнения. 6. Отбор исполнителей Комплексных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", а также с Законом города Москвы от 15 мая 2002 года N 26 "О городском государственном заказе". Важным механизмом реализации названных целей и является активное привлечение в сферу межрегионального сотрудничества внебюджетных и иных средств (средств хозяйствующих субъектов, общественных и некоммерческих организаций Москвы и регионов) за счет: а) обеспечения приоритета указанных выше предприятий в получении государственных заказов города Москвы, а также других мероприятий; б) развития соответствующей инфраструктуры экономической поддержки межрегиональных связей столицы, в том числе создание межрегионального страхового фонда, межрегионального банка развития, клиринговых и расчетных центров; в) более активного привлечения предпринимательского сообщества к регулированию межрегионального сотрудничества. Включение представителей Московского банковского союза, Московской торгово-промышленной палаты и других организаций московских предпринимателей в состав рабочих групп по подготовке программ по реализации договоров и соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической сфере, заключаемых от имени Правительства Москвы с регионами Российской Федерации и Белоруссии, а также для участия во встречах с представителями регионов, посвященных торгово-экономическому сотрудничеству. Инструментом реализации указанных задач является вновь создаваемая специализированная организация в форме акционерного общества с долевым участием города и соинвесторов, основными функциями которой являются: - обеспечение сопровождения реализации инвестиционных проектов и хозяйственных договоров межрегионального значения в рамках заключенных соглашений и протоколов; - формирование инвестиционного (гарантийного) фонда за счет внебюджетных источников и средств регионов для стимулирования межрегионального сотрудничества и обеспечения исполнения договорных обязательств; - консолидация внебюджетных источников финансирования межрегиональных проектов; - сопровождение реализации межрегиональных инвестиционных проектов. 5. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Реализация комплекса мероприятий правового, организационного, финансового и информационного характера и включает в себя шесть разделов. Мероприятия разделов имеют системный характер и выполняются в тесной взаимоувязке. Раздел I. Укрепление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы межрегионального сотрудничества. Данный раздел охватывает мероприятия, направленные на совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы межрегионального сотрудничества, обеспечение ее соответствия новым требованиям рыночной экономики. Раздел II. Политика города Москвы в области межрегиональных экономических связей. Один из двух базовых разделов, включающий в себя основные мероприятия в социально-экономической области. В составе данного раздела имеется ряд подразделов, группирующих мероприятия по межрегиональному сотрудничеству: 1. В сфере научно-промышленного комплекса; 2. В сфере обеспечения населения Москвы продовольственными ресурсами; 3. В сфере обеспечения населения Москвы непродовольственными товарами; 4. В сфере капитального и жилищного строительства; 5. В сфере выставочно-ярмарочной деятельности; 6. В сфере городского хозяйства; 7. В сфере транспорта и связи; 8. В сфере малого предпринимательства; 9. В сфере инвестиций; 10. В сфере экологии, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и техногенных катастроф. Раздел III. Развитие межрегионального сотрудничества в социально-культурной области. Второй базовый раздел охватывает мероприятия гуманитарно-культурной направленности и также состоит из следующих подразделов: 1. В сфере науки и образования; 2. В сфере культуры; 3. В сфере здравоохранения; 4. В сфере физкультуры и спорта; 5. В сфере социальной защиты, занятости иностранных и иногородних рабочих и специалистов; 6. В сфере профилактики правонарушений, антитеррористической деятельности и обеспечения общественной безопасности; 7. В сфере развития общественных связей, в т.ч. поддержки землячеств; 8. В сфере обеспечения шефства над флотами, кораблями и военными частями; 9. В сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации; 10. В сфере контактов с регионами Российской Федерации и в других сферах. Раздел IV. Развитие информационного пространства межрегионального сотрудничества. Данный раздел охватывает мероприятия, нацеленные на широкое внедрение в практику межрегионального сотрудничества новейших информационных технологий, способствующих повышению эффективности межрегиональных связей как в торгово-промышленной и инвестиционной, так и социально-культурной сферах. Сюда же включены мероприятия по организации и проведению информационно-пропагандистских кампаний, освещающих процесс межрегионального сотрудничества и его влияние на повышение уровня жизни москвичей и жителей регионов. Отдельная группа мероприятий направлена на своевременное и оперативное отслеживание результатов и хода межрегионального сотрудничества для своевременного принятия управленческих решений органами, контролирующими и координирующими межрегиональные связи Москвы. Раздел V. Научное и экспертное обеспечение межрегионального сотрудничества. В данном разделе сосредоточены мероприятия, касающиеся научных исследований в области региональной экономики и межрегионального сотрудничества, статистико-аналитического сопровождения хода межрегионального сотрудничества, прогностического анализа ситуации в социально-экономической и гуманитарно-культурной сферах для разработки рекомендаций и методик повышения эффективности межрегиональных связей. Раздел VI. Организационное обеспечение межрегионального сотрудничества. Раздел включает в себя мероприятия, направленные на совершенствование и развитие инфраструктуры и материально-технической базы межрегионального сотрудничества отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы. 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Правовую основу развития межрегионального сотрудничества составляют Конституция Российской Федерации, Устав города Москвы, Закон города Москвы "О Правительстве Москвы", Закон города Москвы от 28 марта 2001 года. N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы", постановление Правительства Москвы от 29 июня 1999 года N 578 "О развитии межрегиональных связей Москвы", постановление Правительства Москвы от 7 августа 2001 года N 726-ПП "О реализации положения Закона города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы"", распоряжение Мэра Москвы от 9 августа 2001 г. N794-РМ "О Московском городском координационном совете по межрегиональному сотрудничеству", постановление Правительства Москвы от 5 июня 2001 года N 531-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 июня 1999 года N 578", постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2003 года N 1061-ПП "О состоянии и мерах по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества между городом Москвой и областями Республики Белоруссия", Закон города Москвы от 9 июля 2003 годы "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и другие. 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Информационное обеспечение межрегионального сотрудничества осуществляется в форме мониторинга состояния этой сферы с точки зрения ее социально-экономического и культурного значения для Москвы и других субъектов Российской Федерации; отслеживания новых подходов и тенденций к вопросу развития межрегионального сотрудничества; проведения информационных и пропагандистских кампаний, освещающих деятельность Правительства Москвы в указанном направлении в средствах массовой информации столицы и регионов, прежде всего с использованием мультимедийных технологий и сети Интернет. В рамках информационного направления деятельности по реализации Комплексных мероприятий предусматривается система мер по широкому внедрению новейших компьютерных технологий в практику межрегионального сотрудничества как социально-экономического (ведение баз данных инвестиционных проектов с онлайновым доступом, организация электронных выставок и ярмарок, проведение торгов и тендеров в интерактивном режиме, создание сетевых торговых площадок и т.д.), так и гуманитарно-культурного характера (создание информационных, образовательных, познавательных, развлекательных ресурсов в сети Интернет, электронных средств массовой информации и т.д.). В этом направлении осуществляется взаимоувязка и корреляция намеченных мероприятий с Городской целевой программой "Электронная Москва". Для информационного обеспечения реализации запланированных мероприятий также широко привлекаются информационные ресурсы ГУП города Москвы "Московский промышленно-торговый центр интеграции и развития" Департамента науки и промышленной политики города Москвы, ГУП города Москвы "Мосрегионторг", Информационно-маркетинговый центр и ГУП города Москвы "Моспродярмарка" Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского рынка города Москвы, ММЦ "Москва" и системы межрегиональных маркетинговых центров Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Московской торгово-промышленной палаты, "Электронного портала МАГ", других учреждений и организаций. Повышение результативности межрегионального сотрудничества для развития городского хозяйства и повышения уровня жизни москвичей предполагает последовательное внедрение научно обоснованных методов его регулирования. Комплексные мероприятия предполагают научное сопровождение по ходу их реализации в соответствии с изменяющейся обстановкой и для успешного осуществления предложенных подходов. Учитывая многоаспектность включенных в документ направлений, в нем не конкретизируются операционные технологии и методики по конкретным областям сотрудничества. Для этого планируются научно-исследовательские работы в области определения и обоснования приоритетов инвестирования в различных сферах, выработки форм участия российских регионов в процессах реорганизации промышленного комплекса Москвы, разработки экономических механизмов повышения эффективности межрегионального сотрудничества, определение форм и методов вовлечения предпринимательского сообщества в это сотрудничество. Актуальны исследования процессов ввоза и вывоза товаров Москвы и оптимизация этого товарооборота, а также постоянный мониторинг мнения москвичей о приоритетах и перспективах межрегионального сотрудничества. Необходимо тщательно исследовать социальные аспекты межрегионального сотрудничества, в частности ситуацию на рынке труда, демографические, социокультурные, этноконфессиональные, миграционные и другие составляющие проблемы. Правомерна также подготовка и издание специализированного журнала, а также научной литературы в данной области, включая исследования по зарубежному опыту межрегионального сотрудничества. Важным перспективным направлением для усиления научного обеспечения межрегионального сотрудничества является налаживание контактов с Национальным экономическим советом, возглавляемым губернатором Свердловской области Э.Э.Росселем. Научно-исследовательские разработки и оперативный мониторинг выполнения Комплексных мероприятий нуждаются в детальном и оперативном статистическом обеспечении. В этой связи Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы согласовывает с Мосгоркомстатом проекты правовых актов Правительства Москвы о проведении региональных статистических наблюдений за выполнением мероприятий межрегионального сотрудничества и организацией сбора соответствующей региональной статистической отчетности собственными силами либо путем заключения договоров с Мосгоркомстатом. 8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Основным исполнительно-координирующим органом реализации Комплексных мероприятий является Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по осуществлению межрегионального сотрудничества. Эффективное выполнение системы Комплексных мероприятий возможно при условии активного взаимодействия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, других государственных и общественных учреждений и организаций, хозяйствующих субъектов, участвующих в пределах своей компетенции в выполнении мероприятий, а именно: - Московского городского координационнного совета по межрегиональному сотрудничеству, - Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, - Департамента здравоохранения города Москвы, - Департамента науки и промышленной политики города Москвы, - Департамента образования города Москвы, - Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, - Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, - Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, - Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, - Департамента социальной защиты города Москвы, - Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы, - Комитета по культуре города Москвы, - Комитета общественных связей города Москвы, - Комитета по туризму города Москвы, - Комитета города Москвы по телекоммуникациям и средствам массовой информации, - Комитета физической культуры и спорта города Москвы, - Комитета транспорта и связи города Москвы, - префектур административных округов города Москвы, - Московского городского координационнного совета региональных землячеств, - Московского банковского союза, - Московской торгово-промышленной палаты и других заинтересованных организаций. Отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, участвующие в рамках своей компетенции в реализации Комплексных мероприятий, на регулярной основе представляют в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы отчеты о выполнении мероприятий, исполнителями которых они являются. Успешная реализация задач межрегионального сотрудничества предполагает активное взаимодействие отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы с общественными организациями, фондами и другими учреждениями, занимающимися проблемами развития межрегионального сотрудничества, использование возможностей негосударственных организаций, привлекая их на конкурсной основе к реализации Комплексных мероприятий. При решении задач усиления координации деятельности участников межрегионального сотрудничества, повышения отдачи от реализации Комплексных мероприятий, оперативного мониторинга ситуации и выработки новых подходов в данной области особенно возрастает роль Московского городского координационного совета по межрегиональному сотрудничеству. Эффективная координация хода межрегионального сотрудничества предполагает задействование трех уровней городской администрации Москвы: городского, окружного и районного. Для этого необходимо создать Советы по межрегиональному сотрудничеству при префектурах и управах. Руководители окружных Советов включаются в состав Московского городского координационного совета по межрегиональному сотрудничеству. Для эффективной деятельности по управлению и координации выполнения Комплексных мероприятий по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы должен активизировать и повысить качество работы по вопросам экспертно-экономического обеспечения межрегионального сотрудничества в соответствии с Законом города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы", а также распорядительных документов о порядке его реализации, в частности: разработке, согласовании, заключении и контроле выполнения межрегиональных соглашений, договоров, комплексных проектов и программ, оценке финансово-экономического обоснования инициативных проектов. 9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Расходы по финансовому обеспечению Комплексных мероприятий осуществляются за счет средств бюджета города Москвы, включая средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы, предусмотренных на программную деятельность соответствующих органов исполнительной власти города Москвы. Затраты на каждый год заявляются при формировании очередных проектов бюджета города Москвы. Общий объем финансирования Комплексных мероприятий составляет - 9900,854 млн. руб. в том числе по годам реализации: 2004 год - 4244,932 млн. руб. Текущие расходы - 4238,181 млн. руб. НИОКР - 6,751 млн. руб. 2005 год - 2870,709 млн. руб. Текущие расходы - 2863,015 млн. руб. НИОКР - 7,694 млн. руб. 2006 год - 2785,213 млн. руб. Текущие расходы - 2776,371 млн. руб. НИОКР - 8,842 млн. руб. Бюджет города Москвы - 9589,947 млн. руб. Целевые бюджетные фонды развития территорий города Москвы - 310,907 млн. руб. ИТОГО: 9900,854 млн. руб. Из них: Текущие расходы - 9877,567 млн. руб. НИОКР - 23,287 млн. руб. 10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Реализация Комплексных мероприятий на базе цельной и эффективной системы управления и координации межрегионального сотрудничества позволит обеспечить расширение существующих и налаживание новых межрегиональных связей, усилить их эффективность, повысить уровень жизни москвичей, насытить потребительский рынок города отечественными продовольственными и промышленными товарами, расширить сбыт продукции московских производителей, а также способствовать формированию позитивного образа Москвы в сознании жителей регионов. Выполнение Комплексных мероприятий поднимет межрегиональное сотрудничество Москвы на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям рыночной экономики и социальной защиты населения. Основными результатами выполнения Комплексных мероприятий явятся: - Создание целостной городской системы управления и координации межрегионального сотрудничества, охватывающей всех субъектов этого процесса. - Внедрение в практику межрегионального сотрудничества научно обоснованных методов определения социально-экономической эффективности конкретных мероприятий в данной сфере. - Дальнейшее упрочение роли Москвы как столицы России, так и субъекта Российской Федерации, на равноправной и взаимовыгодной основе сотрудничающей с регионами Российской Федерации на основе горизонтальных связей. - Улучшение качества продовольственного обеспечения москвичей за счет широкого развития интеграционных связей агрокомплексов столицы и регионов Российской Федерации, развития товаропроводящих сетей для увеличения поставок отечественных продовольственных товаров. - Улучшение обеспечения жителей столицы непродовольственными товарами благодаря созданию в Москве современных типов предприятий оптовой торговли, в частности открытию до 2006 г. Московского межрегионального центра оптовой торговли и логистических услуг с филиалами в нескольких регионах России. - Увеличение объема привлеченных средств на основе расширения числа участников межрегионального сотрудничества, прежде всего за счет хозяйствующих субъектов города, и стимулирования их заинтересованности в таком сотрудничестве. - Формирование позитивного образа Москвы в сознании жителей регионов за счет проведения комплекса целенаправленных информационных акций и мероприятий, разъясняющих значение, взаимовыгодность и важность межрегиональных связей в деле повышения уровня жизни населения. - Широкое внедрение в практику межрегионального сотрудничества новейших информационных технологий, прежде всего на базе сети Интернет, для активизации межрегиональных связей, расширения числа участников и оптимизации расходования бюджетных и привлеченных средств. - Привлечение к развитию экономики города Москвы возможностей оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации за счет использования интеграционных связей оборонных организаций. - Оптимизация расходования средств, выделяемых Правительством Москвы на развитие межрегиональных связей, путем суммирования возможностей, инновационных наработок и потенциалов всех органов исполнительной власти города Москвы и других заинтересованных организаций на уровне федеральных округов и отдельных субъектов Российской Федерации. Важным фактором оценки результатов межрегионального сотрудничества является выделение критериев экономической эффективности выполнения намеченных мероприятий. Экономические результаты реализации Комплексных мероприятий зависят от аллокативной эффективности (связанной с оптимизацией существующих рыночных связей) и динамической эффективности (инновационного роста экономики города). Количественными параметрами экономической эффективности являются рост валового регионального продукта, рост промышленного производства, рост доходов на душу населения, а также ускорение темпов научно-технического прогресса. Эффективность межрегионального сотрудничества может оцениваться по следующим параметрам: - Мультипликативный эффект расходов городского бюджета (рост расходов городского бюджета на реализацию Комплексных мероприятий в соответствии с эффектом мультипликатора государственных расходов ведет к ускорению темпов роста). - Устранение за счет государственных мероприятий провалов рынка, информационной асимметрии и монополизации городского рынка. - Экономия трансакционных издержек (прежде всего, управленческих и координационных) в связи с реализацией системного принципа организации межрегионального сотрудничества. В соответствии с расчетами увеличение расходов городского бюджета на 1% приводит к росту ввоза в Москву продовольствия по отдельным статьям в среднем на 1,28% (коэффициент эластичности). На практике, в ходе выполнения Комплексных мероприятий мультипликатор, очевидно, превысит 1,28%, поскольку будет реализована экономия на издержках управления и координации. Рост расходов на 58% при оптимальном сценарии приведет к эффективному росту поставок на 77,3%, а экономия в 30% на координационных издержках обусловит рост поставок в город продовольствия на 97,4%. Увеличение расходов в полтора раза сопровождается двухкратным ростом поставок. Реализация Комплексных мероприятий позволит к 2006 г. увеличить поставки в Москву только интегрированными предприятиями: мяса и мясопродуктов - до 170 тыс. тонн, молока - до 60 тыс. тонн, картофеля - до 45 тыс. тонн, овощей и фруктов - 120 тыс. тонн, зерна - до 400 тыс. тонн. Поставки мяса птицы из Московской области в 2004 г. увеличатся до 38 тыс. тонн, в 2005 году - до 45 тыс. тонн. Мультипликативный эффект расходов городского бюджета на поддержку промышленного производства в Москве достигнет 6,05%. С учетом экономии на трансакционных издержках за счет оптимизации управления этот показатель может вырасти в 2006 г. до 8,05%, т.е. один рубль, затраченный из бюджета города Москвы на поддержку промышленности, приведет к увеличению вывоза промышленной продукции из Москвы в регионы Российской Федерации на восемь рублей. В рамках Комплексных мероприятий предполагается разработка нормативов эффективности, обеспечивающих соответствие проводимых мероприятий требованиям нормативных документов. В некоторых случаях интересы жителей Москвы должны реализовываться не только в зависимости от экономической эффективности. Социологические исследования, проведенные в рамках подготовки данных Комплексных мероприятий, показывают, что большинство жителей города предпочитает продукты питания отечественного производства. Таким образом, межрегиональное сотрудничество в этой сфере с целью организации доступа отечественных товаров на московские рынки становится приоритетной задачей вне зависимости от собственно критериев экономической эффективности, хотя реализация таких проектов, как организация Межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского рынка города Москвы, осуществление интеграционных проектов в сфере агропромышленного комплекса и другие будет иметь прямой экономический эффект. В рамках Комплексных мероприятий решаются не только собственно экономические, но и социально-культурные задачи. Оценка отдачи от таких мероприятий должна осуществляться с учетом внеэкономических целей и задач, решаемых Правительством Москвы в области межрегионального сотрудничества. С другой стороны, некоторые направления Комплексных мероприятий (прежде всего, сотрудничество в сфере науки и образования) также обладают существенным значением с точки зрения экономической эффективности. Хотя, исходя из мирового опыта, точная количественная оценка динамической эффективности не представляется возможной, ее значимость с точки зрения качественных критериев является приоритетной. II. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |NN | Наименование мероприятия |Исполнитель |Срок | Объем и источник финансирования, | | | | |исполнения| млн. руб. | | | | |в целом | ---------------------------------| | | | |и по годам| Всего: | По источникам | | | | | | |------------------------| | | | | | | Бюджет |Целевые | | | | | | | города |бюджетные | | | | | | | Москвы |фонды | | | | | | | |развития | | | | | | | |территорий | | | | | | | |города Москвы| |-------|------------------------------------|---------------------------|----------|----------|----------|-------------| |1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | РАЗДЕЛ I. | | Укрепление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы | | межрегионального сотрудничества | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1. | Разработка совместно субъектами |Департамент |2004-2006 | 45,000 | 45,000 | | | | Российской Федерации проектов |градостроительной политики,|2004 | 15,000 | 15,000 | | | | региональных и федеральных |развития и реконструкции |2005 | 15,000 | 15,000 | | | | нормативно-правовых актов |города Москвы |2006 | 15,000 | 15,000 | | |-------|------------------------------------|---------------------------|----------|----------|----------|-------------| |1.2. | Разработка методических |Департамент |2004-2006 | 1,500 | 1,500 | | | | рекомендаций по комплексной |градостроительной политики,|2004 | 0,750 | 0,750 | | | | застройке жилых территорий, |развития и реконструкции |2005 | 0,750 | 0,750 | | | | осуществляемой в рамках |города Москвы |2006 | | | | | | межрегиональной программы в | | | | | | | | строительстве | | | | | | |-------|----------------------------------------------------------------|----------|----------|----------|-------------| | | |2004-2006 | 46,500 | 46,500 | | | | |2004 | 15,750 | 15,750 | | | | ВСЕГО ПО РАЗДЕЛУ I |2005 | 15,750 | 15,750 | | | | |2006 | 15,000 | 15,000 | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | РАЗДЕЛ II. | | Политика города Москвы в области межрегиональных экономических связей | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. В сфере научно-промышленного комплекса | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |2.1.1. | Создание организационных структур |Департамент науки и |2004-2006 | 6,000 | 6,000 | | | | товаропроводящей сети, включая |промышленной политики |2004 | 2,000 | 2,000 | | | | торгово-промышленные центры в |города Москвы* |2005 | 2,000 | 2,000 | | | | регионах России по оптовой продаже | |2006 | 2,000 | 2,000 | | | | продукции московских организаций | | | | | | | | промышленности | | | | | | | | | | | | | | |-------|------------------------------------|---------------------------|----------|----------|----------|-------------| |2.1.2. |Дальнейшее развитие |Департамент науки и |2004-2006 | 8,000 | 8,000 | | | |Межрегиональной |промышленной политики |2004 | 8,000 | 8,000 | | | |информационно-аналитической |города Москвы |2005 | | | | | |системы "Московская промышленность |(соисполнитель ГУП города |2006 | | | | | |и регионы" |Москвы "Московский | | | | | | | |промышленно-торговый центр | | | | | | | |интеграции и развития") | | | | | | | | | | | | | |-------|------------------------------------|---------------------------|----------|----------|----------|-------------| |2.1.3. |Проведение |Департамент науки и |2004-2006 | 6,000 | 6,000 | | | |информационно-маркетингового |промышленной политики |2004 | 6,000 | 6,000 | | | |исследования "Мониторинг объемов |города Москвы |2005 | | | | | |структуры производства и |(соисполнитель ГУП города |2006 | | | | | |потребления, хозяйственных связей |Москвы "Московский | | | | | | |по реализации продукции и |промышленно-торговый центр | | | | | | |ресурсообеспечению города Москвы" |интеграции и развития") | | | | | | | | | | | | | |-------|------------------------------------|---------------------------|----------|----------|----------|-------------| |2.1.4. |Предоставление полного комплекса |Департамент науки и |2004-2006 | 6,000 | 6,000 | | | |услуг по обеспечению работы |промышленной политики |2004 | 6,000 | 6,000 | | | |уполномоченных структур |города Москвы |2005 | | | | | |организаций регионов в ГУП |(соисполнитель ГУП города |2006 | | | | | |"Московский промышленно-торговый |Москвы "Московский | | | | | | |центр интеграции и развития" |промышленно-торговый центр | | | | | | | |интеграции и развития") | | | | | | | | | | | | | |*В соответствии с Комплексной программой промышленной деятельности в г. Москве на 2004-2006 гг. | |финансирование по статье бюджета "Проведение мероприятий по поддержке промышленности". | |-------|------------------------------------|---------------------------|----------|----------|----------|-------------| |2.1.5. |Комплекс мероприятий по содействию |Департамент науки и |2004-2006 | 1,000 | 1,000 | | | |деловой активности организаций |промышленной политики |2004 | 0,300 | 0,300 | | | |оборонно-промышленного комплекса в |города Москвы |2005 | 0,300 | 0,300 | | | |регионах РФ и странах СНГ |(соисполнитель ОАО "ЭКОС") |2006 | 0,400 | 0,400 | | | | | | | | | | |-------|------------------------------------|---------------------------|----------|----------|----------|-------------| | | | |2004-2006 | 27,000 | 27,000 | | | | | |2004 | 22,300 | 22,300 | | | | Всего по п. 2.1. | |2005 | 2,300 | 2,300 | | | | | |2006 | 2,400 | 2,400 | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.2. В сфере обеспечения населения Москвы продовольственными ресурсами | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |2.2.1. |Финансирование мероприятий по |Департамент |2004-2006 | 770,000 | 770,000 | | | |развитию интеграционных связей |продовольственных ресурсов |2004 | 770,000* | 770,000 | | |