ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 3 марта 2004 г. N 03-51-38ин/36-03 (Д) В целях организации в 2004 году единого государственного экзамена на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена, Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе Рекомендации по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации. Первый заместитель Министра В.А.БОЛОТОВ 3 марта 2004 г. N 03-51-38ин/36-03 Приложение к письму Минобразования России от 3 марта 2004 г. N 03-51-38ин/36-03 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Положение) разрабатывается на основании Положения о проведении единого государственного экзамена (Приказ Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002, N 3420) с учетом настоящих Рекомендаций и утверждается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте по введению единого государственного экзамена. В Положении рекомендуется определить цели, состав и структуру государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы. 1. Общие положения Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК) создается в целях: организации подготовки и проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ); обеспечения соблюдения прав выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (далее - ссузы и вузы) при проведении ЕГЭ. ГЭК в своей работе руководствуется: законодательством Российской Федерации; Положением о проведении единого государственного экзамена (Приказ Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002, N 3420), другими приказами и рекомендациями Минобразования России по организации ЕГЭ; инструкциями организации, осуществляющей по поручению Минобразования России организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ; Положением о ГЭК субъекта Федерации; Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 03.12.1999 N 1075, зарегистрирован Минюстом России 17.02.2000, N 2114) с изменениями и дополнениями от 16.03.2001, от 25.06.2002, от 21.01.2003; Положением о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении" (Приказ Минобразования России от 03.12.1999 N 1076, зарегистрирован Минюстом России 17.02.2000, N 2113) с изменениями от 06.05.2002; Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (Приказ Минобразования России от 14.01.2003 N 50, зарегистрирован Минюстом России 06.02.2003, N 4188); Порядком приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 09.12.2002 N 4304, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003, N 4169). 2. Состав и структура ГЭК В состав ГЭК, как правило, включаются представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - субъекта Федерации), органов управления образованием различных уровней и общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов в соотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон. Количественный состав ГЭК рекомендуется устанавливать в пределах 20 - 30 человек. Персональный состав ГЭК утверждается приказом Министерства образования Российской Федерации по представлению органа управления образованием субъекта Федерации. ГЭК своим решением может создавать подкомиссии (территориальные, по общеобразовательным предметам (предметные) и др.). Функции, состав, полномочия и сроки работы подкомиссий определяются в Положении о ГЭК или устанавливаются отдельными положениями о соответствующих подкомиссиях. Порядок формирования и деятельности подкомиссий по общеобразовательным предметам (предметных комиссий), как правило, устанавливается отдельным положением, утверждаемым органом управления образованием субъекта Федерации. Состав и порядок работы ГЭК, ее территориальных подкомиссий доводятся до сведения выпускников, поступающих в ссузы и вузы, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее чем за две недели до начала проведения ЕГЭ. 3. Полномочия и функции ГЭК ГЭК осуществляет свою работу на территории субъекта Федерации, участвующего в эксперименте по введению ЕГЭ, на этапах подготовки к ЕГЭ и проведения ЕГЭ в период государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы. Срок полномочий ГЭК составляет один год. ГЭК в рамках эксперимента по введению ЕГЭ: организует и координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта Федерации; обеспечивает в ходе подготовки и проведения ЕГЭ взаимодействие с организацией, осуществляющей по поручению Министерства образования Российской Федерации организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ, а также с органами управления образованием различных уровней, советом ректоров вузов, советом директоров ссузов, конфликтной комиссией, образовательными учреждениями; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ на территории субъекта Федерации в период государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы; обеспечивает в установленные сроки информирование выпускников, поступающих, а также образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, о результатах ЕГЭ. В рамках подготовки и проведения ЕГЭ ГЭК проводит следующую работу: согласует с органом управления образованием субъекта Федерации, ссузами и вузами количество и место расположения пунктов проведения ЕГЭ (далее - ППЭ), в том числе для выпускников общеобразовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и удаленных местностях, а также пунктов первичной обработки информации (далее - ППОИ), в соответствии с требованиями, определенными в соответствующих инструкциях; взаимодействует с организацией, осуществляющей организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ в субъекте Федерации, - региональным центром обработки информации (далее - РЦОИ); принимает решение по представлению органа управления образованием, совета ректоров вузов и совета директоров ссузов о персональном составе, сроках и месте работы предметных комиссий; координирует работу предметных комиссий, территориальных подкомиссий (в случае их создания) на территории субъекта Федерации; назначает уполномоченных лиц или направляет своих представителей в ППЭ, ППОИ, РЦОИ для контроля в порядке надзора за соблюдением установленной процедуры проведения ЕГЭ и обработки заполненных бланков ответов и результатов ЕГЭ; определяет категории лиц, из числа которых утверждаются руководители ППЭ и состав организаторов ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету, согласует предложения органов управления образованием, ссузов и вузов по их персональному составу; содействует созданию региональной базы данных выпускников и поступающих, сдающих ЕГЭ, и обеспечивает контроль за своевременностью формирования списков выпускников и поступающих по каждому общеобразовательному предмету; принимает решение по представлению органа управления образованием, совета ректоров вузов, совета директоров ссузов об участии в ЕГЭ в период государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений прошлых лет, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; обеспечивает соблюдение установленного порядка проверки заполненных бланков ответов на задания с развернутым ответом (бланков ответов N 2) и своевременную передачу результатов проверки в РЦОИ и в организацию, осуществляющую по поручению Минобразования России организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ; осуществляет взаимодействие с общественными наблюдателями по обеспечению контроля в порядке надзора за соблюдением установленной процедуры проведения ЕГЭ; осуществляет контроль за своевременностью направления в образовательные учреждения и ознакомления выпускников и поступающих с результатами ЕГЭ по общеобразовательному предмету; направляет в РЦОИ и в организацию, осуществляющую по поручению Министерства образования Российской Федерации организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ, информацию о решениях конфликтной комиссии по результатам рассмотрения апелляций для внесения необходимых изменений в протоколы результатов ЕГЭ; обеспечивает контроль за своевременным информированием выпускников, поступающих и образовательных учреждений о решениях конфликтной комиссии; принимает решение о награждении выпускников, участвовавших в ЕГЭ, золотой и серебряной медалями в случае проблемных ситуаций; утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ в субъекте Федерации (данные о соответствующем решении ГЭК вносятся в свидетельства о результатах ЕГЭ); обеспечивает контроль за соблюдением режима информационной безопасности при проведении ЕГЭ. 4. Полномочия председателя (сопредседателя) и членов ГЭК Руководство работой ГЭК могут осуществлять: председатель (сопредседатели) и заместитель(и). В случае, если председателем ГЭК назначается представитель органа исполнительной власти субъекта Федерации, заместителями председателя ГЭК могут быть руководители (заместители руководителей) органа управления образованием, совета ректоров вузов, совета директоров ссузов субъекта Федерации. В случае, если председателем ГЭК является руководитель (заместитель руководителя) органа управления образованием субъекта Федерации, руководители (заместители руководителей) совета ректоров вузов и совета директоров ссузов субъекта Федерации могут быть назначены сопредседателями. Председатель (сопредседатели) ГЭК осуществляет общее руководство работой ГЭК, определяет график ее работы, распределение обязанностей между членами ГЭК, ведет заседания ГЭК, утверждает рабочую документацию, контролирует исполнение решений ГЭК. Заместитель(и) председателя ГЭК обеспечивает координацию работы членов ГЭК, подкомиссий, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ГЭК, осуществляет контроль за выполнением графика работы ГЭК, в отсутствие председателя (сопредседателей) ГЭК выполняет его обязанности. Руководитель подкомиссии осуществляет руководство и организует работу подкомиссии в соответствии с ее компетенцией, докладывает о ходе и результатах работы подкомиссии на заседаниях ГЭК. Председатель (сопредседатели), его заместитель(и), руководители подкомиссий, члены ГЭК несут ответственность за соответствие деятельности ГЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов. Ответственный секретарь и технический секретарь организуют делопроизводство ГЭК и несут ответственность за его ведение и сохранность документов. Член ГЭК вправе: участвовать в работе подкомиссий; присутствовать при проведении ЕГЭ в ППЭ; контролировать по поручению ГЭК работу ППЭ, ПЛОИ, РЦОИ; информировать в рамках своих полномочий руководство ГЭК о ходе проведения ЕГЭ и возникающих проблемах; требовать в случае несогласия с решением, принятым ГЭК, внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя ГЭК; вносить предложения по совершенствованию организации работы ГЭК, условий проведения ЕГЭ в субъекте Федерации. Член ГЭК обязан: участвовать в заседаниях ГЭК; выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ГЭК и решениями ГЭК; ознакомиться и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение эксперимента по введению ЕГЭ; соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проведении ЕГЭ. Члены ГЭК как должностные лица, исполняющие организационно-распорядительные функции в государственных и муниципальных учреждениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением. 5. Организация работы ГЭК ГЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным графиком работы, в случае необходимости председателем (сопредседателем) ГЭК может быть назначено внеочередное заседание ГЭК. Решения ГЭК принимаются простым большинством голосов от списочного состава ГЭК. В случае равенства голосов председатель ГЭК имеет право решающего голоса. Работа ГЭК оформляется протоколами, которые подписываются председателем (сопредседателями) и ответственным секретарем. По вопросам, отнесенным к компетенции ГЭК, могут издаваться решения ГЭК, которые подписываются председателем (сопредседателями) и его заместителем (заместителями). Решения ГЭК в рамках ее полномочий являются обязательными для всех организаций, образовательных учреждений и лиц, участвующих в подготовке и проведении ЕГЭ. Организация исполнения решений ГЭК обеспечивается распорядительными актами органов управления образованием, образовательных учреждений. По результатам работы ГЭК готовится справка, включающая сведения о проведении ЕГЭ, составе участников, результатах ЕГЭ, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем (сопредседателем) и его заместителями (заместителем) и направляется в орган управления образованием, совет ректоров вузов, совет директоров ссузов субъекта Федерации и Минобразование России. В Положении о ГЭК полномочия и функции ГЭК, ее подкомиссий, права, обязанности и ответственность ее членов рекомендуется конкретизировать в соответствии со схемой эксперимента, реализуемой в данном субъекте Федерации. |