НАХОДЯСЬ НА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ДОХОДЫ И РАСХОДЫ), МОЖЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕЙТИ НА ДОБРОВОЛЬНУЮ УПЛАТУ НДС В БЮДЖЕТ? В ЭТОМ СЛУЧАЕ БУДЕТ ЛИ ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС? БУДЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ СДАВАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НДС? ЕСЛИ ДА, ТО С КАКОГО ПЕРИОДА МЫ ИМЕЕМ ПРАВО ТАКОГО ПЕРЕХОДА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 14 ноября 2003 г. N 21-09/64172 (Д) В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Учитывая, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, обязанность по составлению счетов-фактур, ведению книг покупок, книг продаж и представлению налоговой декларации у них не возникает. В связи с этим при реализации товаров указанными организациями счета-фактуры покупателям не выставляются и расчеты с ними осуществляются без выделения в первичных учетных документах сумм НДС. В соответствии со ст. 346.13 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Вместе с тем если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные п. 4 ст. 346.13 Кодекса. Согласно п. 6 поименованной статьи налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Таким образом, обязанность по составлению счетов-фактур, ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возникает у организаций, применявших упрощенную систему налогообложения, с начала того квартала, в котором будет допущено превышение установленных ст. 346.13 Кодекса ограничений, или с начала календарного года, с которого организация перейдет на общий режим налогообложения. Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется, в частности, лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма НДС, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). При этом у названных лиц суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), в соответствии с п. 2 ст. 170 Кодекса к вычету не принимаются. На основании п. 5 ст. 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Л.Я. Сосихина |