ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ В СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 1 декабря 2003 г. N 305 (НЦПИ) В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" и в целях дальнейшего совершенствования физической подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Наставление по физической подготовке и спорту в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации: обеспечить изучение и выполнение требований Наставления по физической подготовке и спорту в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в системе служебной подготовки; взять под личный контроль организацию физической подготовки, считать ее одним из важнейших направлений служебной деятельности судебных приставов; занятия по физической подготовке с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов проводить еженедельно не менее двух учебных часов, контрольно-проверочные занятия - ежеквартально. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра - главного судебного пристава Российской Федерации А.Т. Мельникова. Министр Ю.Я. Чайка 1 декабря 2003 г. N 305 УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2003 года N 305 НАСТАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ В СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Физическая подготовка является одним из основных предметов профессиональной подготовки, важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания работников службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - службы судебных приставов). 2. Основной целью физической подготовки в службе судебных приставов является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебных приставов) для выполнения служебных задач в соответствии с их предназначением. В процессе физической подготовки формируется, в первую очередь, сила, быстрота, выносливость и ловкость, в последующем - теоретические знания и организаторско-методические умения и навыки. 3. Общими задачами физической подготовки судебных приставов являются: формирование здорового образа жизни; гармоничное физическое и духовное развитие; развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости; формирование навыков в выполнении боевых приемов борьбы и преодолении естественных и искусственных препятствий. Физическая подготовка способствует: повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности судебных приставов; воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности; формированию готовности судебных приставов к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок в период служебной деятельности. 4. Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, специальные знания и организаторско-методические навыки и умения. Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением норм и правил безопасности и гигиенических условий. Специальными знаниями по физической подготовке судебные приставы овладевают на теоретических, семинарских и показных занятиях в соответствии с учебными планами. Организационно-методические умения прививаются судебным приставам на инструкторско-методических и показных занятиях, проводимых, как правило, перед началом занятий в системе служебной подготовки. Начальник отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов службы судебных приставов органа Минюста России должен обеспечить повышение теоретической и методической подготовленности должностных лиц, осуществляющих руководство, организацию и проведение физической подготовки в подразделениях судебных приставов. 5. Для организации и проведения занятий и выполнения нормативов по физической подготовке судебные приставы, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, распределяются на возрастные группы: -------------------------------------------------------------------- |Возрастные группы |Мужчины |Женщины | |------------------------|-----------------------|-----------------| |1 |До 30 лет |До 25 лет | |------------------------|-----------------------|-----------------| |2 |30-35 лет |25-30 лет | |------------------------|-----------------------|-----------------| |3 |35-40 лет |30-35 лет | |------------------------|-----------------------|-----------------| |4 |40-45 лет |35-40 лет | |------------------------|-----------------------|-----------------| |5 |45-50 лет |40 лет и старше | |------------------------|-----------------------|-----------------| |6 |50 лет и старше |- | -------------------------------------------------------------------- 6. Кроме учебных занятий по физической подготовке судебные приставы обязаны принимать участие в спортивной работе, регулярно заниматься утренней физической зарядкой и самостоятельной физической тренировкой. 7. Спортивная работа в службе судебных приставов организуется с целью привлечения судебных приставов к регулярным занятиям физическими упражнениями и направлена на повышение их физической подготовленности, спортивного мастерства и на организацию досуга. Основу массового спорта составляют учебно-тренировочные занятия и соревнования по служебно-прикладным видам спорта: борьбе самбо, лыжным гонкам, рукопашному бою, борьбе дзюдо, стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия и легкоатлетическому кроссу. Соревнования проводятся в соответствии с действующими правилами по служебно-прикладным видам спорта. 8. Судебные приставы, имеющие отклонения в состоянии здоровья, перенесшие острые заболевания и травмы, по заключению врача приказом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации включаются в группу лечебной физической культуры. Занятия в группе лечебной физической культуры проводятся по специально разработанным программам. II. УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ 9. Управление физической подготовкой включает: планирование, обеспечение, организацию, контроль и учет. Управление физической подготовкой в службе судебных приставов и подразделениях судебных приставов обеспечивает: наиболее полное использование всех возможностей для физического совершенствования судебных приставов в установленные сроки; создание условий для успешного выполнения всеми должностными лицами обязанностей по вопросам физической подготовки и спорта; сочетание необходимой степени централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении средств, методов и форм выполнения поставленных задач; проведение единой линии в решении вопросов физической подготовки и спорта всеми должностными лицами; четкое распределение функций управления в различных уровнях; максимальное повышение оперативности и результативности воздействия на работников службы судебных приставов. Руководство физической подготовкой 10. Общее руководство физической подготовкой и спортом в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации возлагается на заместителя Министра - главного судебного пристава Российской Федерации. Организационное и методическое руководство физической подготовкой в службе судебных приставов осуществляет Департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 11. Руководство физической подготовкой осуществляется главными судебными приставами субъектов Российской Федерации и старшими судебными приставами и включает: выработку и принятие решений; постановку задач исполнителям, координацию и всестороннее обеспечение их действий; анализ выполнения поставленных задач. 12. Физическая подготовка организуется в соответствии с требованиями приказов и распоряжений Министра юстиции Российской Федерации и его заместителей, настоящего Наставления, организационно-методических указаний, приказов (планов), распоряжений, издаваемых в службах судебных приставов органов Минюста России на учебный год. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав обязаны обеспечить: эффективное руководство физической подготовкой, которое должно быть направлено на взаимосвязь физической подготовки с требованиями к профессиональной деятельности; организацию занятий по физической подготовке, рациональное распределение физической нагрузки в течение недели; высокую теоретическую, методическую и практическую подготовленность работников службы судебных приставов, проводящих занятия по физической подготовке; готовность учебно-материальной базы для занятий по всем разделам физической подготовки; соблюдение норм и правил безопасности, предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке и других спортивных мероприятиях; воспитание у судебных приставов высокой мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом, выработку устойчивой потребности в занятиях физическими упражнениями. 13. Наиболее важные вопросы физической подготовки регламентируются приказами и распоряжениями главного судебного пристава субъекта Российской Федерации. В обязательном порядке издаются приказы: об организации физической подготовки в службе судебных приставов и назначении лиц, ответственных за организацию и учет физической подготовки в подразделениях и службе судебных приставов; об организации контрольных занятий по проверке физической подготовленности судебных приставов; об организации соревнований, связанных с использованием оружия или убытием судебных приставов из мест постоянной дислокации; о закреплении за подразделениями судебных приставов учебно-материальной базы по физической подготовке и спорту; о подведении итогов физической подготовки и спорта в подразделениях судебных приставов за учебный год. 14. Для постановки задач исполнителям и качественного подведения итогов по физической подготовке и спорту в службах судебных приставов субъектов Российской Федерации периодически проводятся служебные совещания с соответствующими должностными лицами и собрания спортивного общественного актива и всех судебных приставов. 15. Судебные приставы занимаются физической подготовкой в составе подразделений судебных приставов (учебных групп) или самостоятельно по решению соответствующих начальников. Каждый судебный пристав отвечает за уровень своей физической подготовленности, обязан систематически заниматься физическими упражнениями и быть постоянно физически готовым к выполнению своих служебных обязанностей. Планирование физической подготовки 16. Планирование физической подготовки осуществляется в службах судебных приставов органов Минюста России начальниками отделов организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. 17. Планирование должно обеспечивать выполнение программы физической подготовки с учетом решения служебных задач и предусматривать выделение установленного количества часов на занятия по физической подготовке. 18. В службах (подразделениях) судебных приставов основные вопросы физической подготовки отражаются в учебно-тематическом плане служебной подготовки работников подразделения (отдела) на год. В нем указываются: дни и время проведения учебных занятий по физической подготовке с судебными приставами; тематика и сроки проведения инструкторско-методических и показных занятий по физической подготовке; время проведения контрольных занятий по проверке уровня физической подготовленности судебных приставов; план-календарь спортивных мероприятий. Вопросы физической подготовки могут конкретизироваться и уточняться в других документах профессиональной подготовки. 19. Начальник отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов отвечает за разработку и представление на утверждение главному судебному приставу субъекта Российской Федерации: плана физической подготовки работников службы судебных приставов на год (приложение N 1); плана спортивной работы службы судебных приставов на год; положений о проведении соревнований по служебно-прикладным видам спорта, смотра спортивной работы на год; расписание учебных занятий по физической подготовке с судебными приставами на месяц. Если дни и время учебных занятий с судебными приставами определяются в общих документах планирования профессиональной подготовки, то указанное расписание отдельно не разрабатывается. Обеспечение физической подготовки 20. В соответствии с потребностями физической подготовки осуществляется ее обеспечение. Оно направлено на удовлетворение нужд подразделения судебных приставов в материальных и финансовых средствах, а также на подготовку руководителей занятий по физической подготовке и спорту. 21. Материально-техническое обеспечение физической подготовки включает: обеспечение подразделений судебных приставов спортивным инвентарем, имуществом, тренажерами, специальной техникой и аппаратурой; строительство и оборудование спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой в соответствии с примерным перечнем (приложение N 2); содержание и ремонт спортивных сооружений, мест для занятий физической подготовкой, спортивного оборудования, инвентаря, имущества, аппаратуры и тренажеров. 22. Материально-техническое обеспечение, как правило, осуществляется в установленном порядке на местах. Капитальное строительство и ремонт объектов и сооружений спортивного назначения осуществляется в порядке, установленном в Министерстве юстиции Российской Федерации. 23. Финансовое обеспечение физической подготовки производится за счет средств федерального бюджета, а также может осуществляться за счет иных, предусмотренных законодательством источников финансирования. 24. Медицинское обеспечение физической подготовки включает: проведение, медицинских обследований (осмотров) судебных приставов для определения уровня допустимых для них физических нагрузок с учетом физического развития и функционального состояния организма; распределение судебных приставов по группам физической подготовки с учетом возраста и состояния здоровья; привитие судебным приставам навыков личной и общественной гигиены и самоконтроля; контроль за соблюдением оптимальной физической нагрузки при проведении занятий по физической подготовке; разработка мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях по физической подготовке и спорту; персональный учет судебных приставов, временно освобожденных от занятий и проверок по физической подготовке или переведенных в группу лечебной физкультуры, а также судебных приставов, имеющих избыточную или недостаточную массу тела; организация и проведение занятий с судебными приставами, включенными в группу лечебной физической культуры и перевод их после выздоровления в основные группы. 25. Методическое обеспечение физической подготовки включает: обобщение и распространение передового опыта организации и проведения физической подготовки; разработку рекомендаций по улучшению физической подготовки судебных приставов, обеспечение руководителей физической подготовки необходимыми методическими пособиями; оказание помощи старшим судебным приставам в проведении занятий по физической подготовке и спортивных мероприятий; методическое руководство самостоятельной физической тренировкой судебных приставов; организацию работы методического класса (кабинета) по физической подготовке и спорту. 26. Информационное обеспечение физической подготовки включает: сбор и обобщение информации о передовых методиках, используемых в физической подготовке и доведение ее до сведения руководителей всех уровней; разъяснение работникам службы судебных приставов важной роли физической подготовленности судебных приставов и ее влияния на службу; популяризацию, в том числе через средства массовой информации, спортивных достижений судебных приставов; оформление наглядной агитации, отражающей состояние физической культуры и спорта в стране, вопросы физической подготовки и спортивной работы в службе судебных приставов; пропаганду роли физической культуры и спорта, здорового образа жизни и их значение в профилактике и искоренении вредных привычек. 27. Подготовка руководителей занятий должна обеспечивать повышение организаторско-методического мастерства. Она осуществляется на теоретических, методических (учебно-методических, инструкторско-методических, показных) занятиях, инструктажах и в процессе самостоятельной подготовки по предлагаемой тематике. Теоретические занятия: Тема 1. Роль и место физической культуры в обществе. Влияние физической подготовки на служебную деятельность судебных приставов. Цель и задачи физической подготовки. Тема 2. Содержание физической подготовки. Методика развития физических качеств и формирования двигательных навыков. Тема 3. Методика проведения форм физической подготовки. Самоконтроль в процессе физической подготовки. Профилактика травматизма. Тема 4. Требования руководящих документов по организации физической подготовки. Планирование физической подготовки в службе судебных приставов. Тема 5. Формы подготовки руководителей к проведению занятий по физической подготовке в подразделении судебных приставов. Тема 6. Контроль, учет и отчетность по физической подготовке подразделений судебных приставов. Тема 7. Обеспечение физической подготовки в подразделении и службе судебных приставов. Тема 8. Основы руководства физической подготовкой в подразделении судебных приставов. Проверка и оценка физической подготовленности судебных приставов и физической подготовки подразделений. Методические занятия: Тема 1. Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям. Тема 2. Составление плана-конспекта занятия. Проведение учебного занятия по физической подготовке. Тема 3. Планирование физической подготовки в подразделении судебных приставов. Организация утренней физической зарядки. Тема 4. Проведение инструкторско-методических, показных занятий и инструктажей по физической подготовке со спортивными организаторами подразделений и старшими судебными приставами. Подготовка руководителей занятий по физической подготовке и его помощников. Продолжительность теоретического и показного занятий составляет, как правило, один час, инструкторско-методического - два часа. Организация физической подготовки 28. Организация физической подготовки создает условия для непосредственного функционирования процесса физической подготовки судебных приставов и включает в себя: распределение ответственности и полномочий должностных лиц, регулирование и распорядительство, стимулирование. 29. Распределение ответственности и полномочий должностных лиц реализуется посредством определения обязанностей должностных лиц, участвующих в управлении и проведении физической подготовки в приказах, распоряжениях, инструктажах и положениях. 30. Регулирование и распорядительство осуществляются на всех уровнях и этапах процесса физической подготовки, направлены на координацию усилий должностных лиц, участвующих в управлении и проведении физической подготовки, и включают: корректировку планов и программ; оперативное внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие физическую подготовку и спорт; устранение условий и ситуаций, нарушающих ход процесса физической подготовки. 31. Стимулирование осуществляется руководителями всех степеней в соответствии с их полномочиями. 32. Проведение мероприятий по физической подготовке судебных приставов включает три этапа: подготовку к проведению, непосредственно проведение, подведение итогов. Подготовка к проведению включает определение сроков проведения, разработку плана и программы мероприятия и его обеспечение. Непосредственно проведение обеспечивает конкретное выполнение плана и программы мероприятия. Подведение итогов имеет целью обобщить положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия по физической подготовке. 33. Дни и время проведения учебных занятий, состав групп, руководители и порядок организации физической подготовки судебных приставов определяются приказом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации. 34. Контроль физической подготовки осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и другими должностными лицами. Он должен быть направлен на изучение состояния физической подготовки и способствовать ее улучшению. В ходе контроля проверяются, анализируются и оцениваются: качество управления физической подготовкой; полнота и качество усвоения судебными приставами программ по физической подготовке; уровень физической подготовленности судебных приставов. Контрольные занятия по физической подготовке проводятся по планам и программам, утвержденным соответствующими начальниками. Условия и порядок проверки физической подготовки судебных приставов изложен в главе седьмой "Требования по проверке и оценке физической подготовленности работников службы судебных приставов" настоящего Наставления. 35. Учет физической подготовки должен отражать ее состояние и осуществляться: в подразделении судебных приставов - старшим судебным приставом, в службе судебных приставов - начальником отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (или лицом, ответственным за организацию и учет физической подготовки в службе судебных приставов субъекта Российской Федерации). Порядок и формы учета физической подготовки приведены в приложении N 3. В службе судебных приставов подлежат учету: учебные занятия по физической подготовке с судебными приставами по подразделениям; результаты проверок физической подготовки и смотров спортивной работы в подразделениях и службе судебных приставов; инструкторско-методические и показные занятия, учебно-методические сборы (семинары) со спортивными организаторами подразделений; результаты соревнований служебно-прикладных видов спорта, выступление команд и отдельных спортсменов на соревнованиях вне службы судебных приставов субъекта Российской Федерации; количество спортсменов-разрядников; спортивные рекорды и достижения службы судебных приставов; наличие и состояние учебно-материальной базы по физической подготовке и спорту, спортивный инвентарь и имущество; справки-доклады о состоянии физической подготовки и спорта от подчиненных подразделений. В подразделении судебных приставов подлежат учету: все мероприятия по физической подготовке и спорту, предусмотренные документами планирования профессиональной подготовки; количество спортсменов-разрядников; результаты выполнения судебными приставами физических упражнений. 36. Результаты практических проверок по определению уровня физической подготовленности судебных приставов фиксируются в ведомостях (приложение N 4) и карточках (приложение N 5) учета результатов проверки, которые хранятся в подразделении судебных приставов. Карточка учета заводится на каждого судебного пристава со времени поступления его на государственную службу. В карточку учета заносятся результаты, показанные при приеме на государственную службу и данные о спортивной специализации и квалификации (на основе зачетных классификационных книжек спортсменов). В дальнейшем учитываются все оценки, полученные судебными приставами по физической подготовке на ежегодных итоговых проверках, выполнение и подтверждение спортивных разрядов. 37. По результатам учебного года спортивный организатор подразделения судебных приставов в декабре готовит и отправляет по команде справку-доклад о состоянии физической подготовки и спортивной работы в подразделении (приложение N 6). В справке-докладе отражаются: уровень физической и спортивной подготовленности судебных приставов; состояние спортивной работы; наличие и состояние материальной базы; состояние обеспечения физической подготовки. III. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Методы физической подготовки 38. Методику физической подготовки судебных приставов составляет совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов. Методы физической подготовки - это определенные способы или пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию обучаемых. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования. В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания. 39. Методы обучения направлены на формирование у судебных приставов прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, привитие им организаторско-методических умений. 40. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает ознакомление, разучивание и тренировку. Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать, объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение. Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания: в целом - если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно; по частям - если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы; по разделениям - если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками; с помощью подготовительных физических упражнений - если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно. Тренировка - закрепление у обучаемых двигательных навыков путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств. 41. Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности: при групповом упражнении - вначале общие, затем частные; при индивидуальном обучении - вначале значительные, затем второстепенные. Предупреждение ошибок обеспечивается: четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений; правильным первоначальным разучиванием физических упражнений; использованием подготовительных физических упражнений; своевременной и качественной помощью и страховкой. Предупреждение травматизма обеспечивается: четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения; высокой дисциплинированностью обучаемых, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма; своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря; систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий. 42. Методы развития направлены на совершенствование у судебных приставов физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшения антропометрических показателей. Эффективность методов зависит от правильного сочетания объема и интенсивности нагрузки на занятиях по физической подготовке. Она должна соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту судебных приставов. 43. Под нагрузкой понимается дополнительная степень активности организма, связанная с выполнением физического упражнения, а также степень перенесенных при этом трудностей. Понятие "объем нагрузки" означает протяженность ее во времени и суммарное количество работы, проделываемой в процессе выполнения упражнения (упражнений), а "интенсивность нагрузки" - напряженность работы и степень ее концентрации во времени. Основными показателями объема нагрузки являются: время, затраченное на выполнение упражнения, метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных упражнениях), общий вес отягощений (в упражнениях с тяжестями), пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня). Основными показателями интенсивности являются: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение), пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости упражнения к его продолжительности). При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая традиция: низкая - до 130 ударов/минуту; средняя - 130-150 ударов/минуту; высокая - 150-170 ударов/минуту. Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений должно быть следующим: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, - чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, месяц и так далее). Суммарная интенсивность нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятий (в процентах). Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. 44. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения, краткостью и ясностью объяснений, увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха, выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательностью метода, использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря. На занятиях используется индивидуальный подход к занимающимся, определяемый различиями в уровне их физической подготовленности. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения физических упражнений или учебных заданий. Для работников службы судебных приставов в распорядке дня предусматриваются физкультурные паузы длительностью 5-10 минут, проводимые через каждые 2-3 часа работы, по возможности, в специально оборудованных помещениях, оснащенных спортивными снарядами. 45. Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у судебных приставов, необходимых для выполнения служебных обязанностей и повышение сплоченности коллективов подразделений. Это обеспечивается: применением методов убеждения, примера соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; объективной оценкой изменений в воспитательных качествах. Воспитание морально-психологических качеств достигается: подбором физических упражнений, в которых психологические качества проявляются в наибольшей мере; применением рациональных методических приемов выполнения физических упражнений, способствующих воспитанию необходимых морально-психических качеств. Формы проведения физической подготовки 46. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они являются обязательными для судебных приставов. Продолжительность учебных занятий составляет 1-2 учебных часа (45-90 минут). Учебные занятия проводятся в виде теоретических и практических занятий. Теоретические занятия направлены на овладение судебными приставами необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические. 47. Учебно-тренировочные занятия проводятся, как правило, в составе подразделения или учебной группы (не более 15 человек на одного руководителя занятий). Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. На подготовительную часть занятия отводится 7-10 минут (10-15 минут при двухчасовом занятии), при этом решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам. Для судебных приставов пятой и шестой возрастных групп продолжительность подготовительной части занятия увеличивается до 15 минут. В процессе занятий ограничиваются применения физических упражнений, требующих большой физической силы и статических напряжений, с резкими наклонами, а также вызывающих длительную задержку дыхания и предельную нагрузку. Подбор физических упражнений осуществляется с учетом направленности их на увеличение подвижности в суставах, гибкости и улучшения осанки. 48. Содержание подготовительной части составляют общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают потягивающие упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия. Передвижение и перестроение обучаемых для выполнения общеразвивающих упражнений производится в соответствии с положениями Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде "Исходное положение - ПРИНЯТЬ". Упражнение выполняется по команде "Упражнение начи-НАЙ". Для окончания выполнения физического упражнения на месте вместо последнего счета подается команда "Стой", в движении подается команда "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ". Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руководителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а выполняемых в движении - навстречу строю. Сложные упражнения выполняются по разделениям. Например: "Наклониться, руки назад, делай - РАЗ; строевая стойка, делай - ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай - ТРИ; строевая стойка, делай - ЧЕТЫРЕ". После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполнение в целом "Упражнение - начи-НАЙ". Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха по команде "Потоком, упражнение - начи-НАЙ". 49. Основная часть занятия проводится в течение 35-40 минут (65-85 минут - при двухчасовом занятии). В ней судебные приставы овладевают служебно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают морально - психологические качества, формируют умения действовать в сложных условиях. Содержание основной части занятия составляют физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программой по физической подготовке. Основная часть занятия проводится, как правило, на трех учебных местах с последующей их сменой. На занятиях по гимнастике основная часть заканчивается комплексной тренировкой в течение 6-10 минут (10-20 минут при двухчасовом занятии). Выполнение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом. 50. При групповом способе судебные приставы по окончании подготовительной части выстраиваются в колонну по три - четыре (по учебным группам). Руководитель занятия, указав учебные места, подает команду: "К местам занятий шагом (бегом) - МАРШ". По этой команде учебные группы выдвигаются кратчайшим путем к местам занятий, располагаются так, чтобы указанные места находились слева от строя, и обозначают шаг на месте. Затем по общей команде останавливаются и поворачиваются налево. Руководитель занятия подает команду: "К выполнению упражнений - ПРИСТУПИТЬ". Старшие учебных групп выходят на середину строя, поворачиваются лицом к обучаемым, называют выполняемое упражнение, и подают команду "ВОЛЬНО" (на занятиях по гимнастике: "Гимнастическую стойку - ПРИНЯТЬ"). Для смены мест занятий руководитель подает команду: "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ". По этой команде занимающиеся прекращают выполнение упражнений и строятся в одну шеренгу. Смена мест занятий производится по командам: "Напра-ВО", "Для смены мест занятий шагом (бегом) - МАРШ". При первой смене указывается порядок перехода. 51. При фронтальном способе руководитель занятия по окончании подготовительной части определяет первое учебное место и подает команду: "К месту занятия шагом (бегом) - МАРШ". Обучаемые выдвигаются кратчайшим путем к указанному месту, по командам руководителя останавливаются и поворачиваются налево. После выполнения упражнений обучаемые переходят ко второму месту занятия, затем - к третьему и т. д. 52. Комплексная тренировка проводится с целью повышения плотности занятия, совершенствования у судебных приставов качеств и служебно-прикладных двигательных навыков. В ее содержание включаются изученные ранее программные упражнения, приемы и действия, а также упражнения на тренажерах, комплексные упражнения, подвижные игры и эстафеты. 53. На заключительную часть занятия отводится 3-5 минут (5-10 минут - при двухчасовом занятии). В ней наводится порядок на учебных местах, организм занимающихся приводится в относительно спокойное состояние и подводятся итоги занятия. Содержание заключительной части составляют ходьба и бег в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. 54. Учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры (или комплексно). Учебно-тренировочные занятия по разделам физической подготовки проводятся по следующему примерному плану: ------------------------------------------------------------------------- |Содержание |Время |Организационно-методические | | |(минут) |указания | |-----------------------------------------------------------------------| |Подготовительная часть - 5 минут | |-----------------------------------------------------------------------| |Построение, объяснение задач|1 |Обучаемые - в двухшереножном| |и содержания занятий,| |строю | |проверка личного состава | | | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Упражнения на месте,|4 |Темп выполнения упражнений -| |упражнения в движении | |средний. Каждое упражнение| | | |повторить 4 - 6 раз | |-----------------------------------------------------------------------| |Основная часть - 37 минут | |-----------------------------------------------------------------------| |Порядок проведения основной| |Проведение основной части| |части занятия | |занятия организовать групповым| | | |способом на трех учебных местах | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Упражнение на перекладине:|10 |Разучивание проводить в целом.| |комбинированное силовое| |Упражнение выполнять в парах с| |упражнение (подъем| |помощью | |переворотом, подтягивание,| | | |подъем силой, поднимание ног)| | | |- ознакомление и разучивание | | | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Упражнение в прыжках: прыжок|10 |Выполнять потоком с постепенным| |ноги врозь через козла в| |отодвиганием мостика. Особое| |длину - совершенствование | |внимание обращать на замах и| | | |прогиб после толчка руками | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Упражнение на брусьях:|10 |Выполнять на концах жердей на| |сгибание и разгибание рук в| |максимальное количество движений| |упоре, угол в упоре -| | | |совершенствование | | | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Комплексная тренировка -|7 |Проводить среди учебных групп.| |эстафета "Переноска тяжестей"| |Повторить 3 раза | |-----------------------------------------------------------------------| |Заключительная часть - 3 минуты | |-----------------------------------------------------------------------| |Ходьба в медленном темпе,|2 |Проводить в колонне по одному | |упражнения в глубоком дыхании| | | |и для расслабления мышц | | | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Подведение итогов занятия |1 |Обучаемые - в двухшереножном| | | |строю | ------------------------------------------------------------------------- 55. Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности судебных приставов. Они проводятся, как правило, во втором полугодии. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях. Вначале отрабатываются упражнения на развитие быстроты, ловкости, затем - приемы и действия, связанные с тонкой двигательной координацией, упражнения на силу и после этого - на выносливость. Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности судебных приставов и материальным обеспечением занятий. Комплексное занятие может проводиться по следующему примерному плану: ------------------------------------------------------------------------- |Содержание |Время |Организационно-методические | | |(минут) |указания | |-----------------------------------------------------------------------| |Подготовительная часть- 5 минут | |-----------------------------------------------------------------------| |Построение, объяснение задач|1 |Обучаемые - в двухшереножном| |и содержания занятий,| |строю | |проверка личного состава | | | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Строевые приемы, упражнения|4 |Темп выполнения упражнений -| |на месте, упражнения в| |средний. Каждое упражнение| |движении | |повторить 4-6 раз | |-----------------------------------------------------------------------| |Основная часть - 37 минут | |-----------------------------------------------------------------------| |Порядок проведения основной| |Проведение основной части| |части занятия | |занятия организовать фронтальным| | | |способом на пяти учебных местах | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Бег на короткие дистанции:|6 |Дистанция - 30-40 м. Беговые| |специальные беговые| |упражнения выполнять потоком по| |упражнения, старт и| |три на дистанции 5-6 шагов.| |ускорения, встречная эстафета| |Эстафету проводить среди учебных| | | |групп | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Упражнение на перекладине:|9 |Выполнять на многопролетных| |подъем переворотом,| |снарядах в парах с помощью, на| |подтягивание | |максимальное количество движений| |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Приемы рукопашного боя: удары|9 |Выполнять в парах в разомкнутом| |ножом и защита от них,| |двухшереножном строю сначала в| |обезоруживание противника,| |медленном, затем - в быстром| |вооруженного ножом | |темпе | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Упражнение с тяжестями:|6 |Выполнять одновременно всеми| |поднимание гири 24 кг | |судебными приставами одной,| | | |затем - другой рукой на лучший| | | |результат | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Бег на 1 км |7 |Проводить в составе| | | |подразделения в среднем темпе | |-----------------------------------------------------------------------| |Заключительная часть - 3 минуты | |-----------------------------------------------------------------------| |Бег в медленном темпе, ходьба|2 |Проводить в колонне по одному | |в медленном темпе, упражнения| | | |в глубоком дыхании и для| | | |расслабления мышц | | | |-----------------------------|--------|--------------------------------| |Подведение итогов занятия |1 |Обучаемые - в двухшереножном| | | |строю | ------------------------------------------------------------------------- 56. Методические занятия подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные. 57. Учебно-методические занятия направлены на формирование у начальников и спортивных организаторов навыков и умений, необходимых им для качественной организации и проведения мероприятий по физической подготовке. На подготовительную часть учебно-методического занятия отводится 5-10 минут. В ней ставятся задачи и объявляются учебные вопросы, проверяется готовность обучаемых к занятию, к проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий, из числа наиболее подготовленных обучаемых назначаются руководители занятия. Основная часть проводится в течение 35-40 минут (70-80 минут - в двух часовом занятии). В ее содержание включаются методические задания, которые разрабатываются в соответствии с функциональными обязанностями начальников по организации и проведению физической подготовки. Методическая практика осуществляется под контролем руководителя занятия. В ходе практики применяются такие способы организации обучения, которые позволяют выполнять методическое задание максимальному количеству занимающихся. На заключительную часть отводится 5-10 минут. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную подготовку. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют обучаемые с последующим заключением руководителя занятия. 58. Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений спортивных организаторов подразделений в организации и проведении занятий по различным разделам физической подготовки. Продолжительность инструкторско-методических занятий - два учебных часа. На подготовительную часть инструкторско-методического занятия отводится 5-10 минут. В ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность обучаемых к проведению инструкторско-методического занятия. Основная часть проводится в течение 70-80 минут. В нее включаются учебные вопросы, связанные с организацией и методикой проведения отдельных частей занятия или зарядки, методикой обучения упражнениям, приемам и действиям. Каждый учебный вопрос отрабатывается в такой последовательности: проверка теоретических знаний спортивных организаторов, демонстрация методики его проведения с последующими комментариями по наиболее важным моментам организации методической практики и подведение итогов. На заключительную часть отводится 5-10 минут. Дается оценка теоретической, практической и методической подготовленности спортивных организаторов к проведению предстоящих предметных и комплексных учебно-теоретических занятий. Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее сложным темам методической подготовки. Как правило, они предшествуют учебно-методическим занятиям. Инструкторско-методические занятия проводятся по следующему примерному плану: ------------------------------------------------------------------------- |Содержание |Время |Организационно-методические указания| | |(минут) | | |-----------------------------------------------------------------------| |Подготовительная часть - 5 минут | |-----------------------------------------------------------------------| |Построение, объяснение |2 |Обучаемые - в двухшереножном строю | |задач занятия и учебных| | | |вопросов | | | |-------------------------|--------|------------------------------------| |Содержание занятий по|3 |Особое внимание обратить на| |теме "Гимнастика и| |упражнения, выносимые на итоговую| |атлетическая подготовка"| |проверку | |в летний период обучения | | | |-----------------------------------------------------------------------| |Основная часть - 80 минут | |-----------------------------------------------------------------------| |Задачи, содержание и|20 |Уточнить задачи подготовительной| |методика проведения| |части, ее продолжительность,| |подготовительной части| |последовательность упражнений,| |занятия по гимнастике | |назначить руководителей для| | | |управления подразделением. После| | | |показа прокомментировать свои| | | |действия, обратив внимание на| | | |проведение упражнений потоком.| | | |Методическую практику организовать в| | | |парах. Оценить руководителей по| | | |умению образцово выполнять| | | |упражнения и исправлять ошибки в| | | |процессе подсчета | |-------------------------|--------|------------------------------------| |Методика обучения прыжку|20 |Проверить знания по теме, этапы| |ноги врозь через коня в| |процесса обучения и их содержание,| |длину | |технику выполнения прыжка,| | | |подготовительные упражнения для| | | |разучивания. После демонстрации| | | |обучения напомнить руководителям о| | | |порядке оказания помощи и страховки.| | | |Методическую практику организовать| | | |на двух снарядах. Каждому обучаемому| | | |указать на уровень его практической| | | |подготовленности | |-------------------------|--------|------------------------------------| |Методика тренировки в|20 |Уточнить задачи этапа| |выполнении силовых| |совершенствования, методы развития| |упражнений с| |силы и способы организации обучаемых| |использованием | |на многопролетных снарядах. Показать| |многопролетных снарядов | |руководителям методику проведения| | | |упражнений в парах, одновременно и| | | |по разделениям Методическую практику| | | |организовать в трех учебных группах.| | | |На проведение каждого способа| | | |вызвать по одному руководителю.| | | |Отметить силовую подготовленность| | | |спортивных организаторов и умение| | | |управлять обучаемыми в процессе| | | |тренировки | |-------------------------|--------|------------------------------------| |Методика проведения игр и|20 |Уточнить задачи и содержание игр и| |эстафет | |эстафет, рассмотреть методику их| | | |проведения на местности. Показ| | | |осуществить на примере эстафеты| | | |"Переноска тяжестей". Вызвать двух| | | |обучаемых для методической практики| | | |и оценить их действия | |-----------------------------------------------------------------------| |Заключительная часть - 5 минут | |-----------------------------------------------------------------------| |Подведение итогов занятия| |Дать оценку теоретической,| | | |методической и практической| | | |подготовленности спортивных| | | |организаторов и рекомендации по| | | |устранению недостатков. Указать| | | |литературу для подготовки к занятиям| ------------------------------------------------------------------------- 59. Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физической подготовки, выработку у руководителей единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки судебных приставов. К проведению показных занятий привлекаются лучшие методисты. Руководителем показного занятия является начальник отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов или лицо, отвечающее за организацию физической подготовки в службе судебных приставов. Показные занятия организуются в соответствии с расписаниями учебных занятий и учебно-методических сборов. В подготовительной части (5-10 минут) объявляются тема, задача занятия и раскрывается его содержание. В основной части демонстрируется та или иная форма (раздел) физической подготовки с попутными комментариями руководителя показного занятия по эффективности применяемых средств и методов. В заключительной части (5-10 минут) руководитель занятия отвечает на вопросы обучаемых и подводит итоги. 60. В условиях жаркого климата учебные занятия планируются на утренние часы и проводятся с интенсивностью по частоте сердечных сокращений 140-160 ударов/минуту. В последующем учебные занятия проводятся при температуре воздуха до +35 град. С. Через каждые 5-7 минут непрерывной физической тренировки с интенсивностью по частоте сердечных сокращений 150-160 ударов/минуту предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2-3 минуты. В дальнейшем учебные занятия проводятся при более высокой температуре воздуха и с большей интенсивностью. При этом продолжительность непрерывной физической тренировки каждую неделю повышается ступенчатым методом и доводится до 15-20 минут. 61. В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже минус 25 град. С, а в районах Крайнего Севера и Заполярья - не ниже минус 20 град. С. При более низкой температуре воздуха подготовительная часть проводится на открытом воздухе, основная и заключительная - в помещении. На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Лыжная подготовка проводится только при благоприятных погодных условиях. Интенсивность физической нагрузки - средняя. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков в выполнении физических упражнений в утепленной одежде. Основная направленность тренировки - развитие выносливости и скоростно-силовых качеств. В дальнейшем, учебные занятия в основном проводятся комплексным методом. Планируется концентрированное прохождение программы по лыжной подготовке. При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению обморожения: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, устанавливается наблюдение обучаемых друг за другом. В период полярной ночи тренировки носят профилактический характер и проводятся, как правило, в помещениях. При достаточной освещенности и благоприятных погодных условиях организуются и проводятся спортивные игры вне помещения. 62. Утренняя физическая зарядка проводится с целью систематической физической тренировки судебных приставов. Она способствует быстрому приведению организма после сна в бодрое состояние и проводится через 10 минут после подъема ежедневно кроме выходных и праздничных дней. Ее продолжительность - 30-50 минут. В зимних условиях утренняя физическая зарядка проводится в быстром темпе в виде чередования ходьбы и бега в сочетании с общеразвивающими и специальными упражнениями. При низкой температуре воздуха, ввиду сильного охлаждения она может проводиться в куртках. В теплое время года при наличии условий на утренней физической зарядке могут проводиться спортивные игры по упрощенным правилам, плавание и купание. При проведении утренней физической зарядки в помещении выполняются общеразвивающие упражнения (на тренажерах, с гантелями, эспандерами, гирями) и комплекс вольных упражнений. Зарядка заканчивается бегом и ходьбой на месте. Судебные приставы проводят утреннюю физическую зарядку по индивидуальному плану. Содержание физической подготовки общие положения 63. Для эффективного решения задач физической подготовки упражнения применяются в соответствии с их направленностью на развитие и поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств, служебно-прикладных навыков. Физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность. К основным физическим качествам судебных приставов относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость. 64. Под выносливостью понимается способность продолжительное время выполнять работу на высоком уровне без снижения ее эффективности. Выносливость может быть общей и специальной. Она обусловливается физиологическими возможностями организма. Средствами развития выносливости являются: ускоренное передвижение, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры. 65. Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Развитие силы предполагает использование физических упражнений, способствующих увеличению степени напряжения мышц с помощью различных отягощений. С этой целью применяются физические упражнения в поднимании и переноске тяжестей, силовые упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, упражнения с собственным весом. 66. Под быстротой понимается способность совершать двигательные действия в минимальное время. Развитие быстроты осуществляется с помощью физических упражнений, требующих высокой скорости движения и срочных двигательных реакций. С этой целью применяются различные скоростные и скоростно-силовые упражнения (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т. д.), а также упражнения, характеризующиеся динамичной и внезапной сменой ситуаций (спортивные и подвижные игры, рукопашный бой и т. д.). 67. Под ловкостью понимается способность целесообразно согласовывать, соподчинять движения, организовывать их в единое целое, координировать движения с учетом освоенного действия или переключать их в соответствии с меняющимися условиями. Развитие ловкости осуществляется двумя путями. Первый связан с систематическим пополнением двигательного опыта судебных приставов новыми формами движений, второй - с преодолением координационных трудностей, возникающих в условиях внезапно меняющихся ситуаций. Первый путь реализуется в процессе разучивания новых физических упражнений, когда необходимо согласовывать движения и преодолевать помехи, возникающие на начальных этапах формирования двигательных умений. Второй путь реализуется введением в привычные физические упражнения фактора необычности, предъявляющего дополнительные требования к координации движений. С этой целью используются физические упражнения из разделов гимнастики, рукопашного боя, спортивных и подвижных игр. 68. Специальные качества - это свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, кислородному голоданию, вибрации, гиподинамии. 69. Под устойчивостью к укачиванию понимается способность переносить воздействие механических и статокинетических раздражителей, возникающих в результате разнонаправленного перемещения в пространстве транспортных средств. Она развивается физическими упражнениями, вызывающими угловые и прямолинейные ускорения, воздействующие на вестибулярный анализатор, а именно: упражнения на специальных снарядах, акробатические и гимнастические упражнения. 70. Под устойчивостью к кислородному голоданию понимается способность эффективно действовать в условиях недостатка кислорода. Устойчивость к кислородному голоданию развивается физическими упражнениями со значительными нагрузками на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также физическими упражнениями с длительными задержками дыхания (бег на короткие и средние дистанции). 71. Под устойчивостью к гиподинамии понимается способность поддерживать работоспособность в условиях пониженной двигательной активности, когда нагрузка на мышцы резко уменьшается. Устойчивость к гиподинамии достигается физическими упражнениями, развивающими выносливость, и специальными упражнениями, выполняемыми в различных условиях служебной деятельности. 72. Служебно-прикладные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. К основным служебно-прикладным навыкам относятся: навыки в передвижении на лыжах, беге, стрельбе, рукопашном бою. Навыки формируются и совершенствуются путем многократного повторения упражнений. Гимнастика и атлетическая подготовка 73. Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование осанки и подтянутости. На занятиях по гимнастике создаются условия для качественного формирования у обучаемых методических умений и навыков. Занятия проводятся на гимнастических площадках и в городках, спортивных залах или специально оборудованных помещениях, на тренажерных комплексах, а также на местности. 74. В подготовительную часть включаются упражнения на внимание, упражнения в ходьбе и беге, общеразвивающие упражнения на месте, в том числе упражнения для совершенствования положения "наскок" и "соскок", комплексы вольных упражнений, упражнения вдвоем, специальные упражнения и упражнения в прыжках. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части могут выполняться под музыку или без нее на гимнастической стенке, с гимнастической скамейкой, мячом, гимнастической палкой, гантелями. 75. В основную часть занятия включаются физические упражнения на перекладине, брусьях, опорные и безопорные прыжки, акробатические и комплексные упражнения, упражнения с тяжестями, на тренажерах и многопролетных снарядах, в равновесии, лазании, подвижные игры и эстафеты. Судебные приставы - женщины в основной части занятия выполняют комплексы ритмической гимнастики в сочетании с физическими упражнениями на тренажерах. 76. Физические упражнения на гимнастических и специальных снарядах, акробатические упражнения, упражнения с тяжестями разучиваются в целом, по частям, с помощью подготовительных упражнений, а комплексы вольных упражнений - по разделениям. Тренировка в выполнении гимнастических упражнений заключается в их многократном повторении. Сложные физические упражнения совершенствуются сначала по частям (несколько элементов с соскоком), затем в целом. Для повышения интенсивности и физической нагрузки гимнастические упражнения могут выполняться одновременно всеми обучаемыми, поочередно, шеренгами, колоннами, потоком по одному или по несколько человек, в парах с помощью, а также со сменой учебных мест по кругу. 77. Выход занимающихся из строя для выполнения гимнастических упражнений производится по команде, например: "Петров, на исходное положение шагом (бегом) - МАРШ". Обучаемый, услышав свою фамилию, принимает строевую стоику, отвечает: "Я", по исполнительной команде отвечает "ЕСТЬ", строевым шагом или бегом занимает исходное положение справа от снаряда и принимает гимнастическую стойку (правая нога отставляется на полшага в сторону, руки соединяются сзади, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги). По команде "К СНАРЯДУ" (при выполнении прыжков и акробатических упражнении - "ВПЕРЕД") обучаемый принимает строевую стойку, подходит к снаряду, выполняет физические упражнение, сходит с матов и поворачивается лицом к руководителю занятия. Начинается и заканчивается гимнастическое упражнение кратковременной фиксацией положений "наскок" и "соскок". По команде "К СНАРЯДУ" ("ВПЕРЕД") очередной обучаемый занимает исходное положение, а выполнивший упражнения - становится в строй. На проверках после команды "К СНАРЯДУ" ("ВПЕРЕД") судебный пристав принимает строевую стойку и, повернув голову в сторону проверяющего, докладывает свою фамилию. 78. Для одновременного выполнения физических упражнений обучаемые выходят из строя по команде "Учебная группа, на исходные положения шагом (бегом) - МАРШ". По команде "К СНАРЯДУ" или "ВПЕРЕД" обучаемые выполняют физическое упражнение, затем поворачиваются лицом к руководителю и по его команде возвращаются в строй. Для выполнения физического упражнения в парах обучаемые рассчитываются на "первый" и "второй" и размыкаются по команде, например: "Учебная группа, по двое на снаряд, влево, разом-КНИСЬ". Затем подается команда: "Первые номера, на исходные положения, вторые номера - для оказания помощи и страховки, шагом - МАРШ", по которой одни обучаемые выходят на исходные положения, а другие занимают места слева у снарядов в положении строевой стойки. По команде "К СНАРЯДУ" первые номера выполняют физические упражнения, по его завершении поворачиваются лицом к руководителю, вторые, оказав помощь, занимают исходное положение. 79. Для поточного выполнения физических упражнений после отдачи предварительных распоряжений по порядку возвращения в строй, количеству подходов и повторений подаются команды, например: "Потоком - К СНАРЯДУ" или "Потоком - ВПЕРЕД". При необходимости указывается дистанция между обучаемыми: "Учебная группа, дистанция пять шагов, потоком - ВПЕРЕД". 80. Для организации комплексной тренировки на тренажерах назначаются несколько мест занятий, на которых выполняются физические упражнения для развития силы и силовой выносливости. После дозировки физической нагрузки по весу отягощений, количеству повторений, времени работы и отдыха обучаемые по командам руководителя подходят к указанным тренажерам, останавливаются и поворачиваются лицом к ним. Начинается выполнение упражнений по команде "К СНАРЯДУ", а заканчивается по команде: "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ". Затем обучаемые поворачиваются и происходит смена мест занятий по кругу. 81. Предупреждение травматизма обеспечивается: надежной помощью и страховкой при выполнении прыжков и физических упражнений на снарядах; проверкой технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т. п.); проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении физических упражнений на специальных снарядах. 82. В содержание занятий включаются следующие упражнения: Упражнение 1. Комплекс вольных упражнений N 1. Выполняется на 16 счетов. Исходное положение - строевая стойка. "Раз-два" - поднимаясь на носки, медленно поднять руки вперед и затем - вверх; пальцы сжаты в кулак, ладони внутрь, смотреть вверх, потянуться. "Три" - опускаясь на обе ступни, с силой согнуть руки, прижав их к телу, кулаки к плечам, смотреть прямо. "Четыре" - разогнуть руки вверх, прогнуться, смотреть вверх. "Пять" - соединяя носки ног, присесть до отказа на всей ступне, ладони на бедрах, локти в стороны. "Шесть" - выпрямиться, поднимая руки вперед и отводя их в стороны и назад до отказа (с рывком в конце движения); пальцы сжаты в кулак. "Семь" - присесть до отказа на обе ступни, ладони на бедрах, локти в стороны. "Восемь" - прыжком встать, ноги врозь на широкий шаг, руки на пояс. "Девять" - разгибая левую руку и отводя ее в стороны и до отказа назад (пальцы сжаты в кулак), одновременно повернуть туловище налево, ноги с места не сдвигать, смотреть на кисть левой руки. "Десять" - повернуть туловище прямо, руки на пояс. "Одиннадцать" - разгибая правую руку и отводя ее в сторону и назад до отказа (пальцы сжаты в кулак), одновременно повернуть туловище направо, ноги с места не сдвигать, смотреть на кисть правой руки. "Двенадцать" - повернуть туловище прямо, руки на пояс. "Тринадцать" - резко наклониться вперед до касания земли руками, ноги прямые. "Четырнадцать" - выпрямляясь, поднять руки вперед и, отводя их в стороны и назад, прогнуться. "Пятнадцать" - резко наклониться вперед до касания земли руками, ноги прямые. "Шестнадцать" - выпрямляясь, прыжком соединить ноги и принять строевую стойку. Упражнение 2. Комплекс вольных упражнений N 2. Выполняется на 16 счетов. Исходное положение - строевая стойка. "Раз-два" - с силой отвести плечи и руки до отказа назад, повернуть кисти, сжатые в кулаки, ладонями вперед и, поднимаясь на носки, движением в стороны медленно поднять прямые руки вверх, кулаки разжать, потянуться. "Три" - опускаясь на обе ступни, с силой согнуть руки, прижав их к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизить, смотреть прямо. "Четыре" - сделать широкий выпад влево с резким разгибанием рук в стороны и поворотом головы налево, пальцы разжать, ладони книзу. "Пять" - толчком приставить левую ногу к правой и с силой согнуть руки, прижав их к телу; кулаки к плечам, лопатки сблизить, смотреть прямо. "Шесть" - сделать широкий выпад вправо с резким разгибанием рук в стороны и поворотом головы направо, пальцы разжать, ладони книзу. "Семь" - толчком приставить правую ногу к левой и с силой согнуть руки, прижав их к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизить, смотреть прямо. "Восемь" - прыжком поставить ноги врозь на широкий шаг, руки вверх, ладони с хлопком соединить над головой, а туловище отклонить назад. "Девять" - резко наклониться вперед, руки между ног, ноги не сгибать. "Десять" - выпрямиться, поднимая руки вперед на высоту плеч, повернуть туловище налево и резким движением развести руки в стороны до отказа, пальцы сжать в кулак, ладони вперед, ступни с места не сдвигать. "Одиннадцать" - не останавливаясь, повернуть туловище направо и повторить наклон вперед, руки между ног. "Двенадцать" - не останавливаясь выпрямиться и повторить то же движение, что и на счет "десять", только с поворотом туловища направо. "Тринадцать" - не останавливаясь повернуть туловище налево и повторить наклон вперед, руки между ног. "Четырнадцать" - выпрямляясь, прыжком свести ноги на ширину плеч (ступни поставить параллельно) и присесть до отказа, руки вперед ладонями книзу, пальцы разжать. "Пятнадцать" - прыжком поставить ноги врозь на широкий шаг, руки вверх - в стороны ладонями внутрь. "Шестнадцать" - прыжком соединить ноги, опустить руки и принять строевую стойку. Упражнение 3. Подтягивание на перекладине. Вис хватом сверху; сгибая руки, подтянуться; разгибая руки, опуститься в вис. Положение виса фиксируется; при подтягивании подбородок выше грифа перекладины. Упражнение 4. Поднимание ног к перекладине. Вис хватом сверху; поднять ноги к перекладине до касания грифа и опустить их вниз. Положение виса фиксируется. Упражнение 5. Подъем переворотом на перекладине. Вис хватом сверху; подтягиваясь, поднять ноги к перекладине и, переворачиваясь вокруг оси снаряда, выйти в упор на прямые руки. Положения виса и упора фиксируются; опускание в вис выполняется произвольным способом. Упражнение 6. Подъем силой на перекладине. Вис хватом сверху; подтягиваясь, поставить в упор сначала одну согнутую руку, затем - другую; продолжая движение, выйти в упор на прямые руки. Положение виса и упора фиксируются; опускание в вис выполняется произвольным способом; разрешается подъем силой на обе руки. Упражнение 7. Комбинированное силовое упражнение на перекладине. Вис хватом сверху; выполнить в любой последовательности - подтягивание, поднимание ног, подъем переворотом и подъем силой; во второй и последующих сериях сохранить начатую очередность выполняемых упражнений. Положение виса и упора фиксируются; при подтягивании подбородок - выше перекладины; при поднимании ноги касаются грифа снаряда. Разрешается сгибание и разведение ног, отклонение тела от неподвижного положения, выполнение движений махом и рывком. Оценка производится по количеству циклов. Упражнение 8. Соскок махом назад на перекладине. Для судебных приставов второй возрастной группы: вис, размахивание, подъем завесом правой (левой) вне, перемах ноги назад в упор, мах дутой, соскок махом назад. Для судебных приставов первой возрастной группы: вис, размахивание, подъем разгибом, мах дугой, соскок махом назад. Упражнение 9. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. Упор, сгибая руки, опуститься в упор на согнутых руках; разгибая руки, выйти в упор. Положение упора фиксируется; при опускании руки сгибаются полностью. Упражнение 10. Угол в упоре на брусьях. Упор, поднять прямые ноги и удерживать их горизонтально над жердями. Время выполнения упражнения определяется с момента фиксации положения "угол" до момента опускания пяток ног ниже жердей. Упражнение 11. Соскок махом вперед на брусьях. Для судебных приставов второй возрастной группы: вис, размахивание, подъем разгибом, оборот назад, мах дугой, соскок махом назад. Для судебных приставов первой возрастной группы: упор на руках, размахивание, подъем махом вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь и мах назад, махом вперед соскок вправо с поворотом налево, держась за жердь двумя руками. Упражнение 12. Прыжок ноги врозь через козла в длину. Высота снаряда 125 сантиметров, мостик высотой 10-15 сантиметров устанавливается в 1 метре от снаряда, прыжок выполняется с разбегу. Упражнение 13. Прыжок ноги врозь через коня в длину. Высота снаряда 120 сантиметров, мостик высотой 10-15 сантиметров устанавливается произвольно; прыжок выполняется с разбегу, толчком руками о дальнюю половину коня. Упражнение 14. Стойка на голове. Упор присев; принять положение стойки на голове произвольным способом. Держать 5 секунд. Время удержания стойки определяется с момента фиксации тела в вертикальном положении. Упражнение 15. Кувырок вперед прыжком. Исходное положение - строевая стойка; 2-3 шага разбега, кувырок вперед прыжком через препятствие высотой 100 сантиметров, кувырок вперед, строевая стойка. Упражнение 16. Комплексное акробатическое упражнение. Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покрытием. По команде "МАРШ" пробежать с высокого старта 10 метров, выполнить два кувырка вперед, прыжком поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10 метров в обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разрешается использование матов. Упражнение 17. Комплексное силовое упражнение. Выполняется в течение 1 минуты: первые 30 секунд - максимальное количество наклонов вперед до касания локтем колен ног из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены (допускается незначительное сгибание ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола лопатками); вторые 30 секунд - максимальное количество сгибаний и разгибании рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола). Упражнение 18. Поднимание гири 24 кг (рывок). Стойка - ноги врозь, хватом сверху одной рукой за дужку гири, последовательно поднимать гирю вверх и опускать вниз, не касаясь пола, сначала одной рукой, затем без отдыха после смены рук - другой. Положение гири вверху фиксируется на прямой руке, смена рук осуществляется на замахе вперед. Запрещается отдыхать в положении, когда гиря опущена вниз. Установлены две весовые категории с минимальными нормативами для слабой руки: до 70 килограмм - 8 раз; 70 килограмм и выше - 12 раз. Упражнение 19. Толчок двух гирь 24 кг по длинному циклу. Толчок гирь состоит из двух приемов: подъема на грудь и толчка от груди. Стойка - ноги врозь, хватом сверху за дужки гирь, оторвать гири от пола, поднять их на грудь, при этом гири лежат на предплечьях и плечах, руки прижаты к туловищу; вытолкнуть гири вверх и зафиксировать на прямых руках. Для повторения цикла гири опустить сначала на грудь, а затем - вниз, не касаясь пола. Запрещается отдыхать, удерживая гири, опущенные вниз и в положении на грудь. Установлены две весовые категории: до 70 килограмм, 70 килограмм и выше. Упражнение 20. Удержание штанги 90 кг. Лежа на спине, ноги согнуты, ступни упираются в гриф штанги, находящейся на специально оборудованных стойках; поднять штангу на прямые ноги, затем опустить ее на 25-30 сантиметров вниз и удерживать на полусогнутых ногах. Время выполнения упражнения определяется с момента фиксации штанги на полусогнутых ногах. Упражнение 21. Статическое силовое упражнение. Упражнение включает в себя два статических положения, выполняемых одно за другим с интервалом в 1 минуту: первое - сед на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены и закреплены в. районе голени, руки за голову, локти в стороны; наклониться назад и удерживать тело в горизонтальном положении максимальное время; второе, - лежа бедрами на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены и закреплены в районе голени; приподнять туловище и удерживать его в горизонтальном положении максимальное время. Время выполнения каждого положения определяется с момента его фиксации до прекращения удержания горизонтального положения. Время, затраченное на выполнение обоих положений, суммируется. Упражнение 22. Лазание по канату (шесту). Стоя у каната (шеста), взявшись руками за нижнюю отметку, расположенную на высоте 2 метра от пола, без прыжка подняться по канату (шесту) на высоту 6 метров от пола, коснуться верхней отметки одной рукой. Опускание вниз - произвольным способом. Оценка производится по способу лазания: "отлично" - лазание без помощи ног, ноги - в положении "угол"; "хорошо" - лазание без помощи ног, ноги - произвольно; "удовлетворительно" - лазание с помощью ног. Рукопашный бой 83. Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах. 84. Занятия по рукопашному бою проводятся на ровной травянистой площадке, специально подготовленной яме с песком и опилками или в спортивном зале (на ковре из матов). В подготовительную часть занятия включаются: ходьба и бег в различном темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя без оружия, действия по внезапным сигналам и командам, комплексы приемов рукопашного боя на 8 и более счетов. 85. В содержание основной части занятий включаются: начальный комплекс приемов рукопашного боя; общий комплекс приемов рукопашного боя; специальный комплекс приемов рукопашного боя. Разучивание изготовок к бою, передвижений, приемов самостраховки, ударов рукой и ногой, приемов нападения с оружием, комплексов на 8 счетов осуществляется на первых занятиях. В дальнейшем они включаются в содержание всех последующих занятий. Основная часть занятия организуется на одном или нескольких учебных местах. На обучение простым приемам и действиям (уколам, ударам, защите от ударов) планируется в среднем 5 - 10 минут, а более сложным (обезоруживанию, броскам и др.) - 16 - 20 минут. Выполнение приемов защиты обязательно сочетается с нанесением противнику ударов в наиболее уязвимые места и при необходимости доводится до положения связывания лежа или конвоирования. Болевые приемы, приемы обезоруживания и броски разучиваются в обе стороны. В конце основной части занятия проводятся учебные схватки. Учебные схватки являются основной формой совершенствования навыков и умений рукопашного боя у судебных приставов. Они организуются на нескольких учебных точках и проводятся в парах или группах (один против одного, один против двоих-троих, двое против троих и т. п.). Схватки проводятся с макетами оружия или без них по условиям, устанавливаемым руководителем занятия. По характеру действий противников они подразделяются на обусловленные, полуобусловленные и необусловленные (вольные) схватки. В обусловленных схватках руководитель занятия строго определяет действия нападающих и обороняющихся (вид оружия или его отсутствие, дистанцию, направление, вид и быстроту атакующих действий, защитные действия). В полуобусловленных схватках усложняются условия их проведения. Например, руководитель занятия разрешает нападающему активно маневрировать, самостоятельно выбирать момент для атаки (а не выполнять ее по команде), атаковать различными способами и с разных направлений и т. д. Вольные бои проводятся при достижении обучаемыми соответствующего уровня подготовленности, но не ранее чем через один год обучения. Бои проводятся в соответствии с правилами соревнований по рукопашному бою |