Военно-спортивной классификации. В течение первого года обучения на учебные схватки планируется 10 - 15% времени основной части учебного занятия, в дальнейшем - 15 - 25% и более. 86. При обучении приемам рукопашного боя подаются команды: для изготовки к бою - "К бою - ГОТОВЬСЬ"; для отбивов - "Вправо (влево, вниз направо) - ОТБЕЙ"; для нанесения ударов - "Стволом, прикладом, магазином, рукой, ногой) - БЕЙ"; для выполнения приема по разделениям указывается исходное положение и порядок выполнения; для слитного выполнения болевого приема, обезоруживания, освобождения от захвата или броска - "Загиб руки за спину - начи-НАЙ", "Заднюю подножку - начи-НАЙ", "Обезоруживание начи-НАЙ", "Освобождение от захвата - начи-НАЙ" и т. п.; для выполнения комбинаций из приемов и действий даются указания, а затем - исполнительная команда "ВПЕРЕД". 87. В содержание занятий по рукопашному бою включаются изготовки к бою, передвижение, приемы самостраховки, комплексы рукопашного боя, специальные приемы и действия. Изготовки к бою - это наиболее удобные положения судебных приставов для нападения на противника или самозащиты. Они могут выполняться без оружия и с оружием, левосторонними, правосторонними и фронтальными. Здесь и далее в тексте настоящего Наставления описание изготовок к бою приводится для правши; для левши - техника аналогична, но все действия выполняются другой рукой (ногой) и в другую сторону. Для изготовки к бою без оружия - выставить левую ногу на шаг вперед и слегка согнуть обе ноги в коленях. Туловище немного наклонить вперед. Вес тела равномерно распределить на обе ноги. Левую руку согнуть в локтевом суставе и вывести вперед кисть на высоту груди, кисть правой руки - впереди и несколько выше пояса. Для изготовки к бою с резиновой палкой - выставить левую ногу на шаг вперед и поставить ее на всю ступню. Одновременно локоть руки поднять. Палка лежит на плече (поднята вверх). Вес тела равномерно распределить на обе, слегка согнутые ноги. Левая рука согнута, кисть находится на высоте пояса. Передвижения включают: шаг, шаг с переменой изготовки к бою, скачок, бег. Приемы самостраховки предохраняют от ушибов о землю при единоборстве с противником. Они включают группировку, кувырки, падения и производятся следующим образом. Группировка - сесть на землю и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки вместе, туловище согнуть, округлив спину, голову наклонить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам. Кувырок вперед - из фронтальной стойки присесть, сгруппироваться, колени слегка развести в стороны, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь на ладони (пальцами внутрь), перекатиться через спину вперед. Вскочить и изготовиться к бою. Кувырок назад - из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться о нее руками около головы (пальцами внутрь), перекатиться назад через голову, вскочить и изготовиться к бою. Падение вперед - из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные в локтях руки и сгибанием в локтях смягчить удар или подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные в локтях руки; сгибая руки, опуститься на грудь; перекатиться с груди на живот, прогибаясь в пояснице. Закончив падение, встать и изготовиться к бою. Падение назад - из исходного положения присесть ближе к пяткам, сгруппироваться (руки вперед, ладонями вниз); перекатываясь на спине назад, сделать упреждающий удар прямыми, слегка разведенными руками о землю; при нападении противника нанести удар ногами ему навстречу, вскочить и изготовиться к бою. Падение на бок - из исходного положения присесть, сгруппироваться (руки - вперед ладонями вниз); перекатываясь назад и разворачиваясь в сторону падения, сделать упреждающий удар выпрямленной рукой о землю и лечь на бок так, чтобы одна согнутая в колене нога находилась на земле, а стопа другой (нога коленом вверх) - у ее голени, вскочить, изготовиться к бою. Кувырок через плечо - из фронтальной (боковой) стойки наклониться вперед и пропустить левую (правую) руку между ног ладонью вниз, подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат через спину в направлении левой (правой) ноги (ягодицы) и занять положение лежа на левом (правом) боку, вскочить, изготовиться к бою. 88. Упражнение 23. Начальный комплекс приемов рукопашного боя. Он включает приемы самостраховки и следующие приемы боя с автоматом: удары стволом, прикладом сбоку, магазином, защита подставкой автомата, освобождение от захвата автомата противником. Тычок стволом без выпада - быстро выпрямляя руки, направить автомат стволом в цель и ударным движением рук поразить противника, принять изготовку к бою на месте или продолжать движение. Тычок стволом с выпадом - направить автомат стволом в цель с одновременным толчком правой ноги и выпадом левой ударным движением рук поразить противника; толчком левой ноги принять изготовку к бою на месте или продолжать движение. Удары стволом автомата выполняются после короткого замаха и сближения с противником, они наносятся сверху вниз или слева (справа) направо (налево) вниз. Удар прикладом сбоку - движением оружия правой рукой налево, а левой - на себя с одновременным поворотом туловища влево нанести удар углом приклада. Удар может наноситься с места или с коротким шагом сзади стоящей ноги. Удар магазином нанести быстрым движением рук (автоматом вперед) от себя с одновременной подачей туловища вперед и выпрямлением сзади стоящей ноги или коротким шагом. Защита подставкой автомата выполняется влево, вправо, вверх и вниз под удары противника. Освобождение от захвата противником автомата - нанести противнику удар ногой в пах, повернуться боком к противнику и нанести удар ногой в колено (по голени), вырвать оружие. После изучения всех указанных приемов в отдельности они совершенствуются в процессе последовательного их выполнения. 89. Упражнение 24. Общий комплекс приемов рукопашного боя. Включает приемы, предусмотренные начальным комплексом рукопашного боя и дополнительно следующие приемы. Приемы нападения с оружием. Удар прикладом снизу - движением оружия правой рукой вперед, а левой - на себя с одновременным поворотом туловища влево нанести удар углом приклада. Удар может наноситься с места или с коротким шагом. Удар затыльником приклада - с замахом стволом назад за плечо, магазином от себя вверх, затем с выпадом правой (левой) ногой поразить цель затыльником приклада. Удары прикладом и магазином - нанести в незащищенные места, после чего немедленно принять изготовку к бою. Приемы защиты с оружием. Отбивы автоматом - ударить концом ствола по оружию противника (вправо, влево или вниз-направо); вслед за отбивом провести ответную атаку. Приемы нападения без оружия. Удар рукой прямо - нанести кулаком (основанием ладони): из изготовки к бою толчком ноги перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу и с поворотом туловища нанести удар. Удары рукой сбоку, снизу, сверху - нанести кулаком (основанием пальцев и мышечной частью), ребром ладони и локтем. Удар ногой снизу - нанести носком, подъемом стопы или коленом. Удары ногой (вперед, прямо, сверху, сбоку, назад) - нанести каблуком или стопой. Удары наносятся кратчайшим путем, как правило, без замаха в наиболее уязвимые места: по голове, ключице, суставам рук и ног, в солнечное сплетение, печень, почки, подреберье, промежность, по крестцу, голени, стопе. Вслед за ударом принимается изготовка к бою или выполняются другие приемы. Приемы защиты без оружия. Защита от ударов рукой - выполнить отбив руки в сторону, подставкой под удар ладони, одного или двух предплечий, или плеча, нырком под удар, уклоном или отходом назад. После защиты немедленно нанести противнику ответный удар рукой или ногой в уязвимое место. Защита от удара ногой - выполнить подставкой стопы (каблука, бедра) под удар, после чего нанести встречный удар рукой в голову или туловище противника. Защита от удара ногой подставкой рук - остановить ногу противника предплечьями прямых скрещенных рук (при ударе правой ногой правая рука сверху), захватить ее правой рукой за пятку, завести стопу в локтевой сгиб левой руки, рывком вверх на себя бросить противника на землю, нанести удар ногой, наступить на другую ногу и выкрутить захваченную ногу. Защита от удара коленом снизу - прикрыть пах бедром, подняв согнутую в колене ногу вверх к опорной ноге. Защита от удара ногой уходом в сторону - при ударе противника правой ногой с шагом левой влево-вперед повернуться направо и подхватить левой рукой ногу снизу, рвануть ее вверх, опрокинуть противника на землю и нанести удар ногой. Приемы обезоруживания. Обезоруживание противника при тычке стволом: с уходом влево - с шагом влево и разворотом туловища направо отбить предплечьем и захватить оружие, с шагом вперед захватить оружие другой рукой, нанести удар ногой в пах (колено) сбоку, вырвать оружие; с уходом вправо - с шагом вправо и разворотом туловища налево отбить предплечьем и захватить оружие, с шагом вперед захватить оружие другой рукой, нанести удар ногой в колено сбоку и вырвать оружие. Обезоруживание противника при ударе ножом: сверху - с шагом вперед защититься подставкой предплечья руки вверх под удар вооруженной руки противника на замахе, другой рукой захватить его предплечье снизу в районе локтя, нанести удар ногой в пах, нажимая предплечьем на боковую часть клинка наружу, обезоружить его; снизу или прямо - с шагом вперед и в сторону защититься подставкой предплечья левой (правой) рукой вниз, остановить удар и захватить вооруженную руку за запястье, потянуть ее вправо (влево) от себя и ударом основания правой (левой) ладони по тыльной поверхности кисти противника выбить нож. Освобождение от захватов противником: шеи сзади - приседая, захватить руку (руки) противника и повернуть голову в сторону, нанести удар каблуком по голени, резким движением рук вверх освободиться от захвата, нанести удар рукой (ногой); шеи (одежды) спереди - нанести удар ногой (коленом), соединяя вместе кулаки и разведя локти в стороны, нанести удар снизу вверх между руками противника и освободиться от захвата, нанести удар рукой (ногой). После изучения отдельных приемов они отрабатываются в комбинациях. Комбинация - комплекс последовательно выполняемых приемов и действий (передвижений, ударов, блоков). Она включает два, три и более технических приема. Перечень основных комбинаций технических приемов приведен в приложении N 8. 90. Упражнение 25. Специальный комплекс приемов рукопашного боя. Включает приемы, предусмотренные общим комплексом рукопашного боя и дополнительно следующие приемы. Болевые приемы. Загиб руки за спину - захватить рукой кисть руки противника, другой рукой - сверху одежду у локтя и нанести удар ногой, вывести противника из равновесия рывком на себя, согнуть его руку в локтевом суставе, а затем загнуть за спину; нанести удар ребром ладони по шее, захватить рукой за воротник (у плеча) или волосы и, удерживая болевым воздействием, конвоировать противника. Для связывания свалить противника на землю, сесть на него, нанести удар по голове, плотно прижать захваченную руку и провести загиб другой руки. Рычаг руки наружу - захватить кисть противника двумя руками снизу, поднимая захваченную руку вверх, согнуть кисть к предплечью, нанести удар ногой и, выкручивая руку наружу, свалить противника на землю, нанести удар ногой, загнуть руки за спину, связать. Рычаг руки внутрь - захватить предплечье руки противника двумя руками сверху снаружи, нанести удар ногой в голень или пах; рывком выкручивая руку внутрь, вывести противника из равновесия, подвести его плечо под свое плечо и, нажимая им, свалить противника; надавливая рукой на локтевой сустав, перевести руку на загиб за спину и сесть верхом на противника, провести загиб другой руки, связать. Узел руки наверху - захватить правой рукой правую руку противника за кисть сверху; рванув ее на себя, ударить левой рукой в локтевой сгиб; поднимая предплечье руки противника вверх, захватить левой рукой свое правое предплечье (завязать узел). Поворачиваясь налево, нанести удар ногой в промежность противника, свалить его, нанести удар ногой, провести загиб руки за спину, сесть на противника верхом и связать его. Удушение сзади - подскочить к противнику сзади, рукой захватить голову и с одновременным ударом ногой в подколенный сгиб рвануть голову на себя; предплечьем другой руки захватить шею хватом за предплечье сверху, соединив руки и разворачиваясь влево (вправо), навалить противника себе на спину и провести удушение. Броски. Задняя подножка - из исходного положения (изготовка к бою или обоюдный захват) захватить противника за одежду у локтя и на плече со стороны его впереди стоящей ноги, с шагом вперед и в сторону движением рук и туловища вниз осадить противника на эту ногу; поставить ногу за опорную ногу противника, подбивая ее, и рывком рук бросить через ногу противника на землю, нанести удар ногой, связать. Бросок через спину - с шагом вперед захватить противника за руку, с рывком на себя повернуться к нему спиной на согнутых ногах и подвести свое плечо под руку противника, захватить ее другой рукой; выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, подбить противника тазом, рывком рук вниз бросить на землю, нанести удар ногой, связать. Бросок с захватом ног и удушение - подскочить к противнику сзади и захватить руками его ноги ниже колен; толкнув его плечом под ягодицы, рвануть ноги на себя вверх, бросить противника на землю и, не выпуская ног, нанести ему удар носком в промежность или живот. Прыжком сесть на поясницу противника, поставив левую ногу на колено, а правую - ступней на землю впереди себя (под плечо противника), нанести удар по голове, отогнуть голову назад одной рукой и наложить на горло предплечье другой руки; соединив руки, провести удушение. При сопротивлении противника перекатиться на спину, обхватив его туловище ногами на уровне пояса, соединить их и, выпрямляя ноги, продолжать удушение руками и ногами. Приемы обезоруживания Обезоруживание противника при ударе ножом: прямо - отбить предплечьем внутрь вооруженную руку противника и захватить его двумя руками за кисть, нанести удар ногой, провести рычаг руки наружу, обезоружить; сверху - защититься подставкой предплечья руки вверх под вооруженную руку противника на замахе, захватить другой рукой предплечье противника, сверху нанести удар ногой, провести рычаг руки внутрь, обезоружить; снизу - с шагом вперед встретить вооруженную руку противника подставкой предплечья вниз, захватив другой рукой сверху одежду у локтя, нанести удар ногой в пах или колено; провести загиб руки за спину и обезоружить противника; наотмашь - с шагом вперед в сторону и поворотом к противнику защититься подставкой предплечий под вооруженную руку, захватить руками предплечье сверху и нанести удар ногой; провести рычаг руки внутрь (или узел руки наверху), обезоружить. Обезоруживание противника при угрозе пистолетом: при попытке достать пистолет из кобуры (кармана) -с шагом (выпадом) вперед просунуть кисть между предплечьем и туловищем противника, другой рукой захватить ее снаружи (соединить руки в замок), нанести удар коленом, провести загиб руки за спину, обезоружить; при попытке достать пистолет из-за пояса брюк (кобуры спереди) - с шагом вперед захватить кисть противника, нанести удар ногой, провести рычаг руки наружу и обезоружить; в упор спереди - с шагом вперед в сторону отбить предплечьем вооруженную руку противника и поворотом туловища уйти с направления огня, захватить вооруженную руку противника, нанести удар ногой, провести рычаг руки наружу, обезоружить; в упор сзади - с поворотом кругом отбить предплечьем вооруженную руку противника и захватить ее двумя руками сверху, нанести удар ногой, провести рычаг руки внутрь, обезоружить. Освобождение от захватов противника: шеи спереди (одежды на груди) - нанести противнику удар предплечьем снизу по руке, а второй рукой захватить ее сверху; переходя на захват двумя руками, нанести удар ногой и провести рычаг руки внутрь; шеи сзади - приседая, захватить руку (руки) противника и повернуть голову в сторону; нанести удар каблуком по голени, резким движением рук вверх освободиться от захвата; удерживая руку (руки) противника, провести бросок через спину, нанести удар ногой (связать); туловища с руками сзади - нанести противнику удар каблуком по голени (стопе) или затылком в лицо; приседая, освободиться от захвата, захватить его руку одной рукой за предплечье, другой за плечо, провести бросок через спину; нанести удар ногой (связать); туловища сзади - нанести удар каблуком в голень захватить руку противника за кисть и локоть, поворачиваясь, провести загиб руки за спину; туловища спереди - нанести противнику удар коленом в пах, а основанием ладоней - в лицо; туловища с руками спереди - нанести удар коленом в пах или ребром ладони, приседая, рывком развести руки в стороны, нанести удар ногой; ног спереди - нанести удар сверху рукой по голове, захватить одной рукой затылок сверху, а другой - подбородок снизу, с шагом назад и рывком повернуть голову, свалить противника; ног сзади - падая вперед на руки, вырвать одну ногу из захвата и нанести противнику удар ногой. Специальные приемы и действия Надевание наручников лежа. Выполнив загиб руки за спину, заставить противника лечь на живот. Не отпуская захвата, сесть на него верхом. Под воздействием болевого приема заставить противника отвести другую руку за спину и блокировать руки бедрами. Защелкнуть наручники на обоих запястьях. Связывание противника: веревкой - свалить противника на землю и загнуть руки за спину; веревку надеть петлей на запястье его левой руки, перекинуть петлей через шею (или правое плечо, под грудь, пропустив в локтевой сгиб левой руки) и связать запястья обеих рук; брючным и поясным ремнями - свалить противника на землю и загнуть руки за спину; брючным ремнем связать кисти, поясной ремень пропустить под шею и привязать к брючному ремню; брючным ремнем или веревкой - свалить противника на землю вниз лицом, ноги подогнуть и скрестить, руки заложить за спину и связать правую руку с левой ногой, левую руку с правой ногой; палкой - свалить противника на землю, просунуть палку в рукава куртки за спиной и привязать к ней запястья рук или связать спереди руки и ноги противника и просунуть палку в локтевые и подколенные сгибы связанных рук и ног. Способы наружного осмотра. Для выявления наличия огнестрельного и холодного оружия, а также предметов, являющихся вещественными доказательствами, проводятся различные способы наружного осмотра задержанного. Наружный осмотр целесообразно проводить под угрозой огнестрельного (холодного) оружия, стоя и лежа. При наружном осмотре под угрозой огнестрельного оружия необходимо: а) противник в положении стоя. Под угрозой оружия заставить противника не шевелиться, выпрямить пальцы рук (если он что-либо держит в руках должен уронить на землю перед собой), поднять руки вверх и сцепить пальцы на затылке (если на земле брошено оружие, заставить противника ногой подтолкнуть его в сторону проводящего осмотр, после чего оно должно быть поднято без отведения оружия от противника и отвлечение от него внимания). Заставить (не расцепляя пальцев на затылке) подойти противника к стене (задней части автомашины, забору и т. п.) и упереться в нее руками, передвинуть ноги как можно дальше от стены и широко развести их в стороны. Подойти к противнику сзади и слегка упереться ладонью своей свободной руки ему в поясницу, движением ног вынудить противника еще шире развести ноги. Тщательно ощупать его одежду, обувь, последовательно с левой и правой стороны, не перекладывая оружия из одной руки в другую (не меняя хвата автомата, находящегося в положении на груди). Руки в карманы противнику глубоко не помещать. При обнаружении чего-либо в карманах изъять этот предмет, вывернув карман наизнанку, путем захвата за наружный край подкладки. В случае попытки противника оказать сопротивление необходимо свалить его толчком ладони в поясницу или зацепом стопой и рывком его ноги в сторону, сделать шаг назад, нанести удар ногой в поясницу, не отводя оружия с противника. Огонь открывать при угрозе собственной жизни или жизни окружающих; б) противник в положении лежа. Первоначальные действия до сцепления пальцев противника на затылке включительно - те же, что и в указанном выше способе. Далее, угрожая оружием, заставить противника встать на колени. Не расцепляя пальцев на затылке, поочередно упираясь локтями в землю, лечь на живот, прогнуться, не касаясь локтями земли, и развести ноги в стороны. Подойти к лежащему противнику сзади сбоку, наступить ему на ближнюю лодыжку (брюки, полу пиджака). Тщательно ощупать его одежду, захватывая за локоть и поворачивая на бок, последовательно с левой и правой стороны. После осмотра с одной стороны переход на другую сторону выполнять со стороны ног противника, оружие из одной руки в другую не перекладывать (не менять хват автомата, находящегося в положении "на груди"). В случае попытки противника оказать сопротивление следует нанести ему удар ногой сбоку в туловище или каблуком по пояснице. Огонь открывать при угрозе собственной жизни или жизни окружающих. Обыск: в упоре у стены - заставить противника широко развести ноги, наклониться вперед и опереться о стенку или землю прямыми руками и, угрожая оружием, произвести обыск; в упоре согнувшись - заставить противника принять положение "упор согнувшись": ноги врозь, руки вместе и, угрожая оружием, произвести обыск; лежа на земле - заставить противника лечь на землю лицом вниз, руки в стороны, ноги вместе и, угрожая оружием, произвести обыск. Конвоирование: на болевом приеме - произвести загиб руки за спину, захватить за волосы, одежду на противоположном плече противника, потянуть его на себя и, удерживая, заставить следовать в нужном направлении; под угрозой оружия - угрожая оружием и находясь на расстоянии 3 - 5 метров, лишая тем самым противника возможности применить прием обезоруживания, сопровождать его в нужном направлении. 91. Упражнение N 26. Комплекс приемов с использованием средств активной обороны. Палка резиновая специальная при использовании удерживается двумя способами: одной рукой за рукоятку или немного выше, петля охватывает большой палец и проходит по внешней стороне руки; одной рукой за рукоятку или немного выше, петля охватывает запястье руки. Атакующие действия. Удар палкой сверху. Выполняется из боевой стойки, локоть руки поднят, палка лежит на плече (поднята вверх). Удар наносится сверху вниз, быстро и хлестко, одновременно с шагом левой и подтягиванием правой ноги. После удара принимается исходное положение. Боковой удар. Выполняется из боевой стойки. Удар наносится по направлению вовнутрь быстро и хлестко, с поворотом корпуса с шагом левой и подтягиванием правой ноги. После удара принимается исходное положение. Удар наотмашь. Выполняется из боевой стойки. С шагом правой ноги производится замах, корпус разворачивается влево. С обратным разворотом корпуса производится удар наотмашь. Во время замаха лицо прикрывается локтем. Тычковый удар (удар торцом палки). Выполняется из боевой стойки. Для нанесения удара рука сгибается в локте и удерживает палку торцом вперед. Удар наносится с шагом левой ноги и подтягиванием правой ноги. После удара принимается исходное положение. Защитные действия с использованием резиновой палки. Защита от удара сверху рукой, ножом, предметом. Выполняется подставкой средней части палки вверх. Защита от удара наотмашь рукой, ножом, предметом. Выполняется подставкой средней части палки в сторону. Защита от удара снизу рукой, ножом, предметом. Выполняется подставкой средней части палки вниз. Защита от удара сбоку рукой, ножом, предметом в лицо, шею, верхнюю часть туловища. Выполняется подставкой средней части палки в сторону - вверх. Защита от удара, сбоку рукой, ножом, предметом в нижнюю часть туловища. Выполняется подставкой средней части палки в сторону - вниз. Защита от удара ногой снизу. Выполняется подставкой средней части палки вниз. Защита от удара ногой сбоку. Выполняется подставкой средней части палки в сторону. Защита от прямого удара кулаком, ножом, предметом в лицо, верхнюю часть туловища. Выполняется отбивом внутрь средней частью палки с поворотом туловища. Задержания удушающим захватом с помощью палки. Удушающий захват сзади с помощью палки стоящего противника. Выполняется с выведением противника из равновесия. Удушающий захват сзади с помощью палки скрестив руки стоящего противника. Выполняется с выведением противника из равновесия. Удушающий захват сзади с помощью палки находящегося на коленях (сидящего) противника. Выполняется с прижиманием противника к нижней части туловища. После защитных действий наносится ответный удар палкой способами, указанными ранее (по ситуации). При захватах за палку наносятся удары: ногой в пах, голень или кулаком сверху по переносице, подбородку; снизу в подбородок; сбоку в челюсть. 92. Упражнение 27. Комплекс приемов рукопашного боя без оружия на 8 счетов. Исходное положение - строевая стойка. 1) С шагом левой ногой вперед изготовиться к бою. 2) Выполнить левой рукой отбив вверх и нанести удар правой рукой вперед прямо. 3) Выполнить удар правой ногой вперед прямо или снизу. 4) С шагом вправо выполнить удар в сторону слева наотмашь ребром ладони правой руки. 5) С шагом правой ногой назад выполнить левой рукой отбив внутрь. 6) С шагом правой ногой вперед выполнить удар кулаком правой руки вперед сверху. 7) Выполнить удар левой ногой вперед прямо и с шагом левой ногой вперед принять левостороннюю изготовку к бою. 8) С шагом левой ногой назад и поворотом налево принять строевую стойку. 93. Предупреждение травматизма на занятиях по рукопашному бою обеспечивается: соблюдением установленной последовательности выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальных интервалов и дистанций между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием; правильным применением приемов страховки и самостраховки; применением ножей с надетыми на них ножнами или макетов ножей, автоматов; проведением приемов и бросков с поддержкой партнера за руку и выполнением их от середины ковра (ямы с песком) к краю; плавным проведением болевых приемов, удушения и обезоруживания без применения большой силы (по сигналу партнера голосом "ЕСТЬ" немедленно прекращать выполнение приема). Удары при выполнении приемов с партнером при отсутствии защитных средств необходимо только обозначать. Ускоренное передвижение и легкая атлетика 94. Занятия по ускоренному передвижению направлены на развитие выносливости и быстроты, скоростно-силовых качеств, совершенствование навыков в ходьбе, беге по ровной и пересеченной местности, прыжках. Занятия проводятся на стадионе или ровной площадке (в спортивном зале), а также на пересеченной местности по дороге и вне дорог. В содержание занятий включаются бег на различные дистанции, прыжки, специальные прыжковые и беговые упражнения, направленные на совершенствование техники движений и физических качеств, упражнения с отягощением и эстафеты. 95. Занятия проводятся в составе подразделений судебных приставов, фронтальным или поточным способом. Подготовительная часть занятия включает: ходьбу и бег, направленные на подготовку организма обучаемых к нагрузке, упражнения на месте для совершенствования гибкости, подготовки мышц и связок; специальные прыжково-беговые упражнения для подготовки опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам основной части занятий; ускорения. В основную часть занятий включаются: бег на короткие дистанции (от 30 до 400 метров, челночный бег, эстафеты), бег на средние и длинные дистанции (от 1 до 10 километров и более), кроссы, марш-броски до 10 километров, специальные прыжково-беговые упражнения в метаниях, с отягощением. 96. Упражнения в беге и прыжках разучиваются в целом, по частям, с помощью подготовительных и имитационных упражнений, а также по разделениям. Тренировка в беге на короткие дистанции, а также разучивание новых упражнений проводится в начале занятия; на средние и длинные дистанции - в конце. На начальном этапе тренировок в беге на длинные дистанции слабо подготовленные судебные приставы выделяются в отдельную группу. При обучении бегу на короткие дистанции при выполнении специальных прыжково-беговых упражнений обучаемые выстраиваются в колонну по одному по беговым дорожкам (направлениям) с интервалом в 2-3 шага. Руководитель, находясь спереди-сбоку на расстоянии 15 - 20 шагов, подает предварительное распоряжение и исполнительную команду. В предварительном распоряжении указывается: какое упражнение необходимо выполнить, на какое расстояние, где, каким способом и куда передвигаться после выполнения упражнения, а также количество повторений. Исполнительная команда для поточного выполнения упражнения подается: "Потоком, дистанция восемь шагов (до двойного дерева) - ВПЕРЕД" Для выполнения упражнения по шеренгам (по одному): "Первая шеренга - ВПЕРЕД". 97. Для изучения техники старта в беге на короткие дистанции, а также при проведении тренировки и выполнении контрольных нормативов подаются команды: "НА СТАРТ", "ВНИМАНИЕ", "МАРШ". Словесные команды "НА СТАРТ" и "ВНИМАНИЕ" можно заменить звуковым сигналом, подаваемым свистком. По команде "НА СТАРТ" судебный пристав из исходного положения (3 - 5 метров от линии старта) подходит к линии старта. Сильнейшая нога - у линии старта, другая - на 1-1,5 ступни сзади. Стопы ног параллельны, туловище прямо, руки опущены. По команде "ВНИМАНИЕ" наклониться вперед, центр тяжести перенести на впередистоящую ногу. Руку, противоположную впереди стоящей ноге, чуть подать вперед. Другая рука, согнутая в локте, отводится назад (кисть - сбоку туловища). По команде "МАРШ" энергично начать бег с постепенным выпрямлением туловища. При беге на средние и длинные дистанции команды "НА СТАРТ" и "ВНИМАНИЕ" заменяются одной командой "НА СТАРТ". Стартовое положение - без касания рукой земли. 98. Предупреждение травматизма на занятиях обеспечивается: тщательной разминкой, особенно в холодную погоду; доступностью упражнений и соответствующей их нагрузкой с учетом уровня подготовленности судебных приставов на всех этапах обучения; содержанием в порядке мест для занятий и инвентаря; точным выполнением обучаемыми требований руководителя занятия; тщательной подгонкой обуви, обмундирования и снаряжения, в жаркую и морозную погоду - непрерывным контролем за состоянием занимающихся. 99. В содержание занятий включаются следующие упражнения: Упражнение 28. Бег на 60 метров. Упражнение 29. Бег на 100 метров. Выполняются с высокого старта по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым покрытием. Упражнение 30. Челночный бег 10 х 10 метров. Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 метров. По команде "МАРШ" пробежать 10 метров, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 метров. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки. Упражнение 31. Бег на 400 метров или челночный бег 4 х 100 метров. Выполняется на беговой дорожке стадиона с высокого старта группами до 6 человек. Челночный бег выполняется по прямым дорожкам стадиона (100 метров) или другой равной площадке, с размеченными дорожками (ширина - 1,25 метра), линией старта и линией поворота. Для каждого стартующего посередине дорожки на расстоянии 2,5 метров от линии старта и поворота устанавливаются два флажка яркого цвета высотой 0,5 - 0,75 метра. Каждый участник стартует справа от своего флажка. Обегание флажков происходит против часовой стрелки. Всего преодолеваются 4 отрезка. Упражнение 32. Бег на 1 километр. Упражнение 33. Бег на 3 километра. Упражнение 34. Бег на 5 километров. Проводятся на любой местности с общего или раздельного старта. Старт и финиш оборудуются в одном месте. Упражнение 35. Тройной прыжок с места. Выполняется на любой ровной площадке с любым покрытием, с размеченными линией отталкивания и местом приземления и контрольными отметками через каждые 5 сантиметров. Результат определяется по ближайшей к линии отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью тела с точностью до 5 сантиметров. Выполнить три попытки подряд. Зачет - по лучшей попытке. Лыжная подготовка 100. Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование и совершенствование навыков в передвижении на лыжах, развитие выносливости, воспитание волевых качеств, закаливание организма. Занятия проводятся в составе подразделения судебных приставов продолжительностью, как правило, два учебных часа фронтальным или поточным способом. 101. Подготовительная часть занятия включает: проверку состояния лыжного инвентаря и формы одежды, передвижение к месту проведения основной части занятия. Перед началом движения руководитель занятия назначает и инструктирует одного-двух замыкающих из числа хорошо подготовленных судебных приставов. В основную часть занятия включаются: изучение способов передвижения на лыжах; тренировка в развитии общей и специальной выносливости; изучение и совершенствование способов преодоления препятствий, боевых приемов с лыжами и на лыжах, формирование методических умений и навыков. Обучение технике передвижения на лыжах проводится без оружия и снаряжения. Для движения по лыжне при разучивании лыжных ходов подается команда: "Обычным ходом, по кругу, дистанция 5 шагов, шагом - МАРШ". Для разучивания подъемов обучаемые строятся у подножия склона. После показа и объяснения подается команда: "Подъем "елочкой", справа в колонну по одному, дистанция 5 шагов - ВПЕРЕД". Разучивание спусков, торможений и поворотов проводится сначала на месте, а затем при спуске со склона по команде: "Спуск в средней стойке, справа по одному, дистанция 10 шагов (или длина склона) - ВПЕРЕД". Тренировка в передвижении на лыжах включается в каждое занятие и проводится в течение 30 - 70 мин, вначале - на слабопересеченной местности, в дальнейшем - на местности с более сложным рельефом. Заключительная часть занятия включает: подведение итогов определение заданий для самостоятельной работы и передвижение к месту расположения. 102. Предупреждение травматизма на занятиях по лыжной подготовке обеспечивается: проверкой подгонки креплений к обуви, обмундирования, снаряжения и оружия; учетом величины физической нагрузки на занятиях и своевременным ее снижением; разучиванием приемов горнолыжной техники на склонах, свободных от деревьев, кустов, пней, камней, ям, канав и других препятствий; точным указанием направления движения и дистанции между обучаемыми на подъемах, спусках, торможениях и поворотах, а также мест построения после выполнения упражнения; наблюдением за обучаемыми и взаимонаблюдением; оказанием немедленной помощи при появлении признаков обморожения. 103. В содержание занятий по лыжной подготовке включаются следующие физические упражнения. Упражнение 35. Лыжная гонка на 5 километров. Упражнение 36. Лыжная гонка на 10 километров. Эти упражнения проводятся на местности вне дорог с общего или раздельного старта по заранее подготовленной трассе. Старт и финиш оборудуются в одном месте. Спортивные и подвижные игры 104. Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения профессиональной деятельности. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются в спортивном зале и на открытом воздухе. Подготовительная и заключительная части занятия проводятся в составе подразделения, основная - в составе подразделения или по учебным группам. 105. Обучение приемам техники спортивных игр начинается с разучивания стоек и способов передвижения по площадке. Затем изучаются способы держания и ведения мяча, способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в корзину или в ворота, нападающие удары, блоки, заслоны. Технические приемы разучиваются в целом, по разделениям (частям) и с помощью подготовительных (подводящих) упражнений, как правило, в двухшереножном строю лицом друг к другу с установленными интервалами и дистанцией между занимающимися, а также при расположении обучаемых в колоннах, в полукруге (круге). Для совершенствования в выполнении основных приемов техники игры используются поточный, сопряженный и круговой методы тренировки. 106. Обучение тактическим действиям осуществляется одновременно с совершенствованием технических приемов, в учебных двухсторонних играх, которые вначале проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в командах, изменение размеров площадки, применение в некоторых случаях нестандартного оборудования и инвентаря, предъявление пониженных требований к соблюдению правил игры), а по мере овладения занимающимися техническими приемами и тактическими действиями - по официальным правилам соревнований. При этом руководитель дает обучаемым определенную установку на игру. Учебные двухсторонние игры по упрощенным правилам применяются для повышения плотности занятия и физической нагрузки, охвата игрой всех занимающихся, а также с целью постепенного подведения обучаемых к освоению официальных правил соревнований. Ознакомление с основными правилами спортивной игры начинается на первых занятиях. Сначала до занимающихся доводятся сведения о размерах площадки, оборудовании и инвентаре, правилах выполнения техники игры, изучаемых на данном занятии. На последующих занятиях ознакомление с правилами осуществляется в сочетании с изучаемыми приемами техники и тактики спортивной игры. 107. Подвижные игры на занятиях проводятся в подготовительной и основной частях. В подготовительную часть включаются игры, направленные на подготовку организма к предстоящей нагрузке. Продолжительность этих игр не должна быть большой. В основную часть занятия включаются игры без мяча и с мячом, направленные на совершенствование различных качеств судебных приставов, а также для овладения обучаемыми основами спортивных игр. В содержание занятий по спортивным играм включаются общеразвиваюшие и специальные упражнения без мяча и с мячом, упражнения по технике и тактике игры, двухсторонние учебно-тренировочные игры. В подготовительную часть занятия включаются: ходьба, бег различными способами, упражнения в передвижениях игрока, общеразвивающие упражнения, простейшие упражнения по технике игры. В содержание основной части занятия включаются упражнения по технике и тактике баскетбола, волейбола, гандбола, футбола (мини-футбола). 108. Упражнения по технике и тактике баскетбола: передача и ловля мяча, ведение, броски в корзину, заслоны, двухсторонние игры, контрольное упражнение по технике игры. 109. Упражнения по технике и тактике волейбола: прием и передача мяча, подача мяча, нападающий удар, блокирование, двухсторонние игры. 110. Упражнения по технике и тактике гандбола: ловля и передача, ведение, броски мяча, одношажные и двухшажные отвлекающие действия, техника игры вратаря, двухсторонние игры. 111. Упражнения по технике и тактике футбола (мини-футбола): удары по мячу, передачи, остановки, ведение и обводка, вбрасывание мяча, отбор мяча, техника игры вратаря, двухсторонние игры. 112. В контрольное занятие по спортивным играм включается следующее упражнение. Упражнение 37. Комплексное упражнение с баскетбольным мячом. Проводится на баскетбольной площадке. Исходное положение - стоя с мячом в руках на линии штрафного броска лицом к баскетбольному щиту. По сигналу выполнить передачу мяча двумя руками в щит, поймать его в пределах ограниченной зоны (трапеции) и начать ведение мяча в сторону стоек, первая из которых находится в точке пересечения средней линии и центрального круга (8 метров от вершины трапеции). Начиная с правой стороны, обвести пять стоек, расположенных друг от друга на расстоянии 2 метра, и произвести бросок по кольцу любым способом. Отсчет времени начинается по сигналу на выполнение упражнения и заканчивается при попадании мяча в корзину. Схема комплексного упражнения с баскетбольным мячом приведена в приложении N 9. За непопадание мяча в корзину оценка снижается на один балл. Упражнение считается невыполненным если пропущено или выполнено неправильно какое-либо действие. 113. В содержание занятий по подвижным играм включаются следующие элементы: выбор игры, подготовка места и инвентаря. Описание подвижных игр приведено в приложении N 9. Подготовка места и инвентаря для проведения игры предусматривает расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, установление формы одежды для занимающихся, организацию занимающихся, объяснение игры. Выбор игры определяется конкретными задачами, решаемыми в процессе служебной деятельности. Каждая игра, выбранная в целях решения задач физической подготовки, обязательно должна обеспечивать максимальную готовность судебных приставов к успешному решению задач профессиональной подготовки. 114. Организация занимающихся включает в себя их расстановку, выделение водящих, капитанов и помощников, распределение играющих по командам. Выбирать водящих и капитанов можно различными способами: по назначению руководителя, выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, жребию. При проведении игр старшие учебных групп могут быть помощниками руководителя, исполнять обязанности капитанов команд или водящих. Объяснение игры целесообразно проводить в том построении, с которого она будет начинаться. Руководитель должен назвать игру, определить роли играющих, их расположение на площадке, объяснить ход игры, ее цель и правила. В руководство игрой входит: наблюдение за действиями отдельных участников, группы участников, исправление ошибок, указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявления индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, поддержание соревновательного духа на протяжении всей игры. Подвижные игры проводятся фронтальным и групповым методами. В большинстве случаев применяются способы: линейный, встречный, круговой, групповой, командный. При этом каждой подвижной игре должен быть придан соревновательный характер. 115. Подведение итогов игры включает объявление победителей и разбора игры, во время которого указываются ошибки играющих, отмечаются положительные и отрицательные моменты, объясняются наиболее целесообразные способы игровых действий. IV. СПОРТИВНАЯ РАБОТА 116. Спорт в службе судебных приставов является одним из важных средств воспитания и обучения. Систематические занятия спортом повышают всестороннюю физическую подготовленность, вырабатывают необходимые морально-волевые качества и навыки, укрепляют здоровье и закаляют организм судебных приставов. 117. Основа спортивной работы в службе судебных приставов - любительский спорт. Любительский спорт представлен соревнованиями по служебно-прикладным видам спорта на первенство подразделений судебных приставов и территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации. Спортсмен-любитель - спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье". Спортсмен высокого класса - спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания мастера спорта России согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации. 118. Спортивная работа в службе судебных приставов включает: массовый спорт и подготовку сборных команд службы судебных приставов территориального органа Минюста России. Основными формами спортивной работы являются: учебно-тренировочные занятия по спорту, соревнования по служебно-прикладным видам спорта, смотры спортивной работы, спортивные праздники, вечера, а также массовые спортивные мероприятия. Содержание занятий массовым спортом составляют: регулярная физическая тренировка и спортивные соревнования по упражнениям, входящим в программы физической подготовки. 119. Для организации и проведения спортивной работы с судебными приставами в службах судебных приставов создаются спортивные комитеты под председательством начальника отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Спортивный комитет назначается приказом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и состоит из 5-7 человек (председатель, его заместители, секретарь, председатель коллегии судей и члены). На спортивный комитет возлагаются: разработка проекта приказа об организации спортивной работы, составление Плана спортивной работы и Положения о служебно-прикладных видах спорта и смотре спортивной работы; организация работы по служебно-прикладным видам спорта; организация и проведение смотров спортивной работы, спортивных праздников, вечеров и других мероприятий; подготовка и проведение учебно-методических сборов и семинаров со спортивными организаторами подразделений, тренерами и судьями по видам спорта; подбор и инструктаж судейских бригад для проведения соревнований по служебно-прикладным видам спорта; контроль спортивной работы в подразделениях судебных приставов, учебно-тренировочные занятия в спортивных командах службы судебных приставов и оказание помощи руководителям подразделений, спортивным организаторам и тренерам по видам спорта; обобщение и распространение передового опыта организации и проведения спортивной работы; организация и проведения спортивных мероприятий с членами семей судебных приставов; анализ состояния спортивной работы и разработка предложений по ее совершенствованию. Спортивный комитет в своей работе поддерживает связь с местными физкультурными и спортивными организациями. Он работает по месячному плану, утвержденному главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. Наиболее важные вопросы обсуждаются на заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в два месяца. Основными направлениями работы членов спортивного комитета являются оказание помощи подразделениям судебных приставов в организации спортивной работы, а также выполнение постоянных и временных поручений. 120. В подразделении судебных приставов для помощи старшему судебному приставу в организации и проведении спортивной работы назначается спортивный организатор. Он обязан участвовать в организации и проведении спортивной работы в подразделении. 121. Для организации и проведения учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивной команде службы судебных приставов из числа наиболее подготовленных в спортивном отношении судебных приставов назначается начальник спортивной команды по видам спорта. Он обязан: организовать учебно-тренировочную и воспитательную работу в спортивной команде; участвовать в оформлении материалов на присвоение судебным приставам спортивных разрядов и званий; организовывать и проводить соревнования по видам спорта. Учебно-тренировочные занятия в сборных командах службы судебных приставов территориального органа Минюста России проводятся 3-4 раза в неделю по 2 часа. 122. При организации спортивной работы планируется проведение соревнований для судебных приставов разных возрастных групп и их участие в соревнованиях, проводимых для всех судебных приставов. Судебным приставам предоставляется возможность свободного выбора занятий тем или иным видом спорта. Участие судебных приставов в спортивных мероприятиях обязательно и не зависит от их возраста и служебного положения. 123. Соревнования по служебно-прикладным видам спорта проводятся в соответствии с действующими правилами. Результаты соревнований фиксируются в протоколах, которые хранятся в течение одного года. С целью организации и качественного проведения спортивных соревнований приказом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации назначается судейская коллегия. Порядок проведения соревнований определяется Положением о служебно-прикладных видах спорта и смотре спортивной работы. В нем указываются задачи, программы и условия соревнований по каждому виду спорта, порядок определения личного и командного первенства, награждения победителей и представление заявок. Судебные приставы могут принимать участие в соревнованиях, проводимых городскими, областными, общественными и другими спортивными организациями. Командирование судебных приставов производится в порядке, установленном в Министерстве юстиции Российской Федерации. Продолжительность подготовки к участию в соревнованиях составляет: --------------------------------------------------------------------- | Категория соревнований | Продолжительность дней | |-----------------------------------|-------------------------------| | Первенство города | 5 | |-----------------------------------|-------------------------------| | Первенство области | 10 | |-----------------------------------|-------------------------------| | Первенство края, республики | 20 | |-----------------------------------|-------------------------------| | Первенство Российской Федерации | 30 | --------------------------------------------------------------------- Решение о командировании судебных приставов для участия в перечисленных соревнованиях принимает главный судебный пристав субъекта Российской Федерации по ходатайству. Спортсменам службы судебных приставов запрещается выступать за команды добровольных спортивных обществ и физкультурно-спортивных организаций других федеральных органов исполнительной власти. 124. Смотры спортивной работы проводятся ежегодно по служебно-прикладным видам спорта с определением мест каждому подразделению службы судебных приставов. Ответственность за спортивную работу несут старшие судебные приставы и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. Непосредственное организационно-методическое руководство этой работой в службах судебных приставов осуществляют спортивные комитеты и специалисты физической подготовки и спорта. V. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА 125. Физическая подготовка судебных приставов женского пола (далее именуются - судебные приставы-женщины) направлена на повышение общефизической подготовленности, укрепление здоровья и проводится с учетом характера служебной деятельности и особенностей женского организма. 126. Учебные занятия по физической подготовке с судебными приставами - женщинами проводятся по специальным программам и носят преимущественно комплексный характер. В содержание занятий включаются комплексы вольных упражнений, приемы самостраховки, начальный комплекс приемов рукопашного боя, а также спортивные и подвижные игры. Комплексные занятия в начале периода обучения направлены на повышение общей, а в дальнейшем и специальной физической подготовленности судебных приставов-женщин. Занятия проводятся в спортивной одежде. В процессе занятий соблюдается рациональное чередование работы и отдыха, широко используются упражнения на гибкость и расслабление из спортивной, художественной и ритмической гимнастики. 127. Физическая нагрузка на занятиях с судебными приставами-женщинами должна соответствовать преимущественно аэробному режиму работы, который повышается от одного занятия к другому за счет объема выполняемых физических упражнений. Нагрузка регулируется по частоте сердечных сокращений и определяется с учетом возраста и уровня физической подготовленности. При выполнении малоподвижной работы в течение служебного дня выполняются комплексы физических упражнений продолжительностью 5-10 минут. Время, место, периодичность и порядок их выполнения устанавливаются соответствующими начальниками. Утренней физической зарядкой судебные приставы-женщины занимаются самостоятельно. 128. Недельный двигательный режим судебных приставов-женщин планируется с учетом физических нагрузок профессиональной деятельности и возраста. Регулирование физической нагрузки по частоте сердечных сокращений: ------------------------------------------------------------------------ |Физическая |Частота сердечных сокращений (уд./мин.) в зависимости| |нагрузка |от возрастной группы | | |------------------------------------------------------| | |1-я |2-я |3-я |4-я |5-я | |---------------|----------|----------|----------|----------|----------| |Низкая |До 125 |До 120 |До 115 |До 110 |До 105 | |---------------|----------|----------|----------|----------|----------| |Средняя |125-145 |120-140 |115-135 |110-130 |105-125 | |---------------|----------|----------|----------|----------|----------| |Высокая |145-170 |140-165 |135-155 |130-145 |125-135 | |---------------|----------|----------|----------|----------|----------| |Максимальная |Свыше 170 |Свыше 165 |Свыше 165 |Свыше 145 |Свыше 135 | ------------------------------------------------------------------------ Объем физической нагрузки на неделю (вариант): ------------------------------------------------------------------------ |Упражнение |Возрастные группы | | |---------------------------------------| | |1-я |2-я |3-я |4-я |5-я | |------------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| |Бег, км или передвижение на|22 |20 |18 |16 |14 | |лыжах, км | | | | | | | |-------|-------|-------|-------|-------| | |28 |25 |22 |18 |15 | |------------------------------|-------|-------|-------|-------|-------| |Комплексное силовое |216 |192 |156 |- |- | |упражнение, количество раз | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ VI. ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Общие положения 129. Каждый начальник обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных ему судебных приставов, состояние физической подготовки в подразделениях (службе) судебных приставов. Проверки осуществляются: перед принятием граждан на государственную службу в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в процессе обучения; ежеквартально и в конце учебного года на экзаменах и зачетах; при комплексной проверке службы судебных приставов. Проверка физической подготовленности проводится с обязательным участием специалистов физической подготовки. 130. В конце учебного года определяются: качество усвоения судебными приставами программы по физической подготовке; эффективность процесса физического совершенствования судебных приставов и оценка состояния физической подготовленности в подразделениях службы судебных приставов. 131. При комплексной проверке службы судебных приставов определяются: уровень физической подготовленности судебных приставов, назначенных на проверку; уровень теоретической и организаторско-методической подготовленности руководителей, проводящих занятия по физической подготовке; качество управления физической подготовкой; оценка состояния физической подготовки в проверяемых подразделениях и службе судебных приставов. 132. На основании анализа результатов проверки физической подготовки определяются: уровень развития у судебных приставов различных физических качеств, степень овладения служебно-прикладными навыками, знаниями и организаторско-методическими умениями; динамика изменения показателей физической подготовленности судебных приставов за определенный период времени; оценки, полученные судебными приставами; положительный опыт и недостатки в управлении физической подготовкой и их причины; практические меры по улучшению физической подготовки в подразделениях и службе судебных приставов. Проверка и оценка физической подготовленности судебных приставов 133. Каждый судебный пристав в течение учебного года должен быть проверен и оценен по всем физическим упражнениям программы обучения. В процессе обучения и в конце периода обучения и учебного года, на экзаменах и зачетах практическая подготовленность судебных приставов проверяется по трем физическим упражнениям. Подбор физических упражнений для проверки осуществляется в соответствии со следующими требованиями: упражнения на общую или скоростную выносливость назначаются для проверки во всех случаях, а остальные - с учетом прохождения программы и этапа профессиональной деятельности по решению проверяющего; уровень развития каждого качества и навыка проверяется не более чем по одному упражнению. 134. Все назначенные для проверки физические упражнения выполняются судебными приставами подразделения, как правило, в течение одного дня. Бег на 3 и 5 км, лыжная гонка и упражнения в составе подразделения могут по решению проверяющего выполняться в другой день. Для выполнения физического упражнения дается одна попытка, кроме упражнений N 12 (Прыжок ноги врозь через козла в длину) и N 13 (Прыжок ноги врозь через коня в длину). В отдельных случаях (при срыве, падении и т. п.) проверяющий может разрешить судебному приставу выполнить его повторно. Выполнение физических упражнений с целью улучшения полученной оценки не допускается. В ходе проверки физические упражнения выполняются в такой последовательности: упражнения на ловкость, упражнения на быстроту, силовые упражнения, приемы рукопашного боя, в конце - упражнения на выносливость. В отдельных случаях по решению проверяющего последовательность упражнений может быть изменена. Судебные приставы, судебные приставы-женщины по решению проверяющего могут проверяться в спортивной форме одежды. Судебным приставам старших возрастных групп при проверке разрешается выполнять физические упражнения, предусмотренные для младших возрастных групп. 135. Судебный пристав, не выполнивший назначенное физическое упражнение без уважительной причины, оценивается по нему "неудовлетворительно". При невозможности выполнить физическое упражнение из-за болезни или травмы проверяющий может назначить упражнение для замены (кроме упражнений на выносливость) и оценить индивидуальную практическую подготовленность судебного пристава по результатам выполненных в ходе проверки физических упражнений. При освобождении судебного пристава от выполнения какого-либо физического упражнения, назначенного на проверку, его практическая подготовленность оценивается не выше "удовлетворительно" при наличии положительных оценок по другим физическим упражнениям и не менее одной из них не ниже "хорошо". Если судебный пристав не прибыл на проверку без уважительной причины, то после окончания проверки он оценивается "неудовлетворительно". Проверка судебных приставов по лыжным гонкам проводится при температуре воздуха не ниже минус 27 град. C, при ветре 5 - 10 м/с - не ниже минус 23 град. C, при ветре 10 - 15 м/с - не ниже минус 15 град. C; по другим физическим упражнениям - не выше плюс 35 град. C. 136. Выполнение физических упражнений оценивается в соответствии с Нормативами по физической подготовке (глава седьмая настоящего Наставления). При отсутствии нормативов, имеющих численное выражение, выполнение упражнений оценивается: "отлично" - если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, легко и уверено, допущены незначительные ошибки при приземлении; "хорошо" - если упражнение выполнено согласно описанию, но недостаточно уверенно и с незначительными ошибками (неполная амплитуда движений, небольшое сгибание и разведение ног, небольшое сгибание рук и тела, выполнение силового элемента с незначительным махом или махового элемента с незначительным дожимом, касание снаряда без потери темпа, неустойчивое приземление); "удовлетворительно" - если упражнение выполнено согласно описанию, но неуверенно и со значительными ошибками (недостаточная амплитуда движений, большое сгибание и разведение ног, большое сгибание рук и тела, выполнение силового элемента рывком, а махового элемента значительным дожимом, сделана остановка или добавлены лишние махи, отсутствие разгибания в соскоках, падение или опора руками о землю после приземления); "неудовлетворительно" - если упражнение не выполнено или искажено (пропуск элемента, падение со снаряда, в опорных прыжках - толчок одной ногой или перебор руками). 137. При проверке по начальному комплексу рукопашного боя судебный пристав последовательно выполняет назначенные проверяющим пять приемов. Например. Исходное положение - изготовка к бою без оружия; первый - выполнить один из приемов самостраховки (кувырок вперед, падение назад, падение на бок); второй - встать, взять автомат, изготовиться к бою (в этот момент "противник" выполняет захват автомата), освободиться от захвата автомата; третий - выполнить подставку автоматом от удара ногой снизу; четвертый - нанести тычок стволом в мишень с выпадом (без выпада); пятый - нанести удар автоматом (прикладом сбоку, или магазином). Выполнение судебным приставом начального комплекса приемов рукопашного боя оценивается: "зачтено" - если выполнено пять приемов; "не зачтено" - если не выполнен хотя бы один прием. При этом выполнение отдельных приемов оценивается: "выполнено" - если прием проведен согласно описанию быстро, уверенно и доведен до завершения: "не выполнено" - если прием проведен не в соответствии с описанием или не доведен до завершения. 138. При проверке судебного пристава по общему комплексу приемов рукопашного боя назначается пять предусмотренных программой обучения приемов из различных групп: приемы боя с оружием; приемы боя рукой и ногой, освобождение от захватов; обезоруживание противника. Вместо одного из приемов (с оружием или боя рукой и ногой) может назначаться комплекс приемов рукопашного боя на 8 счетов. Перед выполнением комплекса на 8 счетов судебный пристав выполняет назначенные приемы самостраховки, которые оцениваются одновременно с комплексом. Выполнение каждого приема оценивается: "отлично" - если прием выполнен согласно описанию, быстро и уверенно; "хорошо" - если прием выполнен согласно описанию, но недостаточно быстро и уверенно; "удовлетворительно" - если прием выполнен согласно описанию, но медленно и с нарушением слитности движения или допущена потеря равновесия, но конечная цель достигнута; "неудовлетворительно" - если прием не выполнен или выполнен не в соответствии с описанием. Выполнение комплекса приемов рукопашного боя на 8 счетов оценивается: "отлично" - если комплекс выполнен согласно описанию, без технических ошибок, без неоправданных остановок между элементами; "хорошо" - если комплекс выполнен согласно описанию, но допущены незначительные технические ошибки (чрезмерный замах при выполнении атакующих действий, чрезмерный замах и амплитуда при выполнении защитных действий, недостаточная скорость выполнения технических действий, неоправданные остановки при переходе от защитных действий к атакующим, допущены незначительные технические ошибки в приемах самостраховки); "удовлетворительно" - если комплекс выполнен согласно описанию, но допущены значительные ошибки (пропуск одного действия (элемента), остановки при выполнении комплекса, потеря равновесия (без падения), значительные ошибки при выполнении приемов самостраховки); "неудовлетворительно" - если комплекс грубо искажен, пропущено два и более действия, допущено падение. Оценка судебного пристава по рукопашному бою слагается из оценок, полученных им за выполнение назначенных приемов, и определяется в соответствии со статьей 141 настоящего Наставления. 139. При проверке судебного пристава по специальному комплексу приемов рукопашного боя назначается пять предусмотренных программой обучения приемов из различных групп (приемы боя с оружием; приемы боя рукой и ногой; освобождение от захватов; обезоруживание противника; болевые приемы, броски, удушение (специальные приемы), комплекс приемов рукопашного боя на 8 счетов и "боевая ситуация". При назначении на проверку приемов обезоруживания, имеющих несколько вариантов выполнения, судебному приставу разрешается выполнять прием любым из рекомендованных способов. Проверка по специальному комплексу приемов рукопашного боя осуществляется не ранее чем через один год государственной службы судебного пристава. Оценка за выполнение приемов и комплекса на 8 счетов осуществляется так же, как и при проверке судебных приставов по общему комплексу приемов рукопашного боя. В "боевой ситуации" судебный пристав должен выполнить одно из следующих действий: защитно-ответные действия; обезоруживание противника (не зная характера его атакующих действий и вида применяемого оружия); освобождение от захвата, специальные приемы; болевые приемы (броски) сразу после команды проверяющего. Предварительно судебный пристав ставится спиной к "противнику" на расстоянии 2 - 2,5 метров от него и после сигнала о своей готовности по команде проверяющего: "ВПЕРЕД" прыжком поворачивается к нападающему и выполняет прием (действие). Без поворота выполняются освобождения от захвата сзади или обезоруживание при конвоировании. Для выполнения бросков и болевых приемов проверяющий вначале называет прием, затем командует: "ВПЕРЕД", после чего судебный пристав поворачивается, сближается с ассистентом и выполняет прием. Выполнение приема (действия) в "боевой ситуации" оценивается: "отлично" - если судебный пристав сумел защититься от атаки противника, при этом: провел контратаку, завершенную обозначением удара в уязвимое место или ударом в мишень; выполнил бросок (сваливание) с завершающим ударом; выполнил болевой или обозначил удушающий прием; выполнил обезоруживание - в случае атаки с оружием и осуществил эффективное конвоирование противника (при этом действия судебного пристава должны быть быстрыми, слитными и выполненными с должной физической концентрацией); если противник атаковал оружием, а испытуемый не был вооружен, то по окончании приема оно должно быть выбито из рук или оказаться в руках атакуемого; "хорошо" - если прием (действие) выполнен без остановок, технически правильно, но недостаточно быстро; "удовлетворительно" - если прием (действие) выполнен с нарушением слитности и быстроты, допущены потеря равновесия при бросках, падение, но конечная цель достигнута; "неудовлетворительно" - если прием (действие) не выполнен, грубо искажен или судебный пристав не защитился и не провел контратакующие действия. Оценка судебного пристава по специальному комплексу приемов рукопашного боя слагается из оценок, полученных за выполнение назначенных приемов, комплекса рукопашного боя и действий в боевой ситуации. Она определяется в соответствии со статьей 141 настоящего Наставления. 140. При проверке судебных приставов по физическим упражнениям, выполняемым в составе подразделения, индивидуальная оценка практической подготовленности судебного пристава определяется такая же, как и оценка, полученная подразделением. В процессе обучения оценка практической подготовленности судебного пристава может определяться по оценкам, полученным в течение недели или месяца. 141. Оценка практической подготовленности судебного пристава слагается из оценок, полученных им за выполнение всех назначенных для проверки физических упражнений, и определяется: "отлично" - если более половины оценок "отлично", а остальные - "хорошо"; "хорошо" - если более половины оценок не ниже "хорошо", а остальные - "удовлетворительно"; "удовлетворительно" - если более половины оценок "удовлетворительно" при отсутствии неудовлетворительных оценок или если одна оценка "неудовлетворительно" при наличии не менее одной не ниже "хорошо". Проверка и оценка теоретической и организаторско-методической подготовленности работников службы судебных приставов 142. Теоретическая подготовленность руководителей, проводящих занятия по физической подготовке, проверяется в соответствии с тематикой теоретических и методических занятий (статья 27 настоящего Наставления). Теоретические знания указанных руководителей проверяются методом устного или письменного опроса. При проверке каждый руководитель отвечает на один вопрос. Уровень теоретических знаний оценивается: "отлично" - если ответ на поставленный вопрос по существу правилен и полон; "хорошо" - если ответ на поставленный вопрос по существу правилен, но недостаточно полон или изложен с несущественными по смыслу ошибками; "удовлетворительно" - если ответ на поставленный вопрос в основном правилен, но изложен неполно или с отдельными существенными ошибками; "неудовлетворительно" - если ответ не раскрывает существа поставленного вопроса. 143. Организаторско-методическая подготовленность руководителей, проводящих занятия, проверяется и оценивается по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению физической подготовки. Конкретное содержание заданий для проверки методической подготовленности руководителей определяется в соответствии с программами обучения. По решению проверяющего задания выполняются полностью или частично. Качество выполнения методического задания оценивается: "отлично" - если задание выполнено правильно и уверенно; "хорошо" - если задание выполнено правильно, но недостаточно уверенно; "удовлетворительно" - если задание выполнено в основном правильно, но неуверенно и с незначительными ошибками; "неудовлетворительно" - если задание не выполнено или выполнено неуверенно и с грубыми ошибками. При оценке выполнения задания по проведению физической подготовки учитываются: 1.) внешний вид и выправка; 2.) умение: назвать, четко показать и объяснить упражнение; выбрать рациональную методику обучения и командовать обучаемыми; предупреждать и исправлять ошибки, осуществлять страховку и оказывать помощь обучаемым; определять состояние занимающихся и правильно распределять физическую нагрузку; 144. В процессе обучения и в конце учебного года проверка теоретической и организаторско-методической подготовленности руководителей проводится, как правило, без экзаменационных билетов. Проверка теоретической и организаторско-методической подготовленности руководителей проводится в течение одного дня, как правило, до выполнения судебными приставами практических нормативов по физической подготовке. 145. Общая оценка по физической подготовке руководителей, проводящих занятия, слагается из оценок их практической, теоретической и организаторско-методической подготовленности и определяется: "отлично" - если за практическую и организаторско-методическую подготовленность получены оценки "отлично", а за теоретическую - не ниже "хорошо"; "хорошо" - если за практическую и организаторско-методическую подготовленность получены оценки "хорошо" или "отлично", а за теоретическую - не ниже "удовлетворительно"; "удовлетворительно" - если более половины полученных оценок "удовлетворительно", при отсутствии неудовлетворительных оценок или если оценка теоретической подготовленности - "неудовлетворительно", а за практическую и организаторско-методическую подготовленность - не ниже "хорошо". Проверка и оценка качества управления физической подготовкой 146. При проверках служб судебных приставов осуществляется, как правило, всесторонняя проверка качества управления физической подготовкой. Качество управления физической подготовкой оценивается: а) "соответствует установленным требованиям": своевременно и качественно разрабатываются необходимые приказы, анализируется состояние физической подготовки, и регулярно подводятся ее итоги; планирование физической подготовки обеспечивает решение общих и специальных задач физического совершенствования судебных приставов, объем времени, выделяемого на физическую подготовку и спорт, соответствует требованиям руководящих документов; систематически проводятся теоретические, инструкторско-методические и показные занятия с должностными лицами, учебно-методические сборы и семинары со спортивными организаторами и тренерами; повседневно осуществляется контроль за ходом физической подготовки в подразделениях; данные учета соответствуют истинному состоянию физической подготовки и спорта; своевременно, по установленным формам, представляются отчетные данные; обеспечение физической подготовки и спорта осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Наставления и других руководящих документов; запланированные мероприятия по физической подготовке и спорту проводятся на высоком организационно-методическом уровне; б) "не соответствует установленным требованиям": если не выполнен один и более из перечисленных элементов руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки или данные учета не соответствуют истинному состоянию физической подготовки и спорта, не организованы занятия в группах лечебной физической культуры. При этом общая оценка состояния физической подготовки службы судебных приставов снижается на один балл. 147. В процессе обучения может проверяться и оцениваться качество организации, обеспечения и проведения отдельных форм физической подготовки. Результаты проверки качества управления физической подготовкой докладываются вышестоящим начальникам. Проверка и оценка состояния физической подготовки подразделения, (службы) судебных приставов 148. Оценка состояния физической подготовки подразделения слагается из общих оценок физической подготовленности проверенных судебных приставов и определяется: "отлично" - если получено 90% положительных оценок, при этом более половины проверенных получили оценку "отлично" и на проверку представлено не менее 80% списочного состава судебных приставов подразделения; "хорошо" - если получено 80% положительных оценок, при этом более половины проверенных получили оценку не ниже "хорошо" и на проверку представлено не менее 75% списочного состава судебных приставов подразделения; "удовлетворительно" - если получено 70% положительных оценок и на проверку представлено не менее 70% списочного состава судебных приставов подразделения. 149. Оценка состояния физической подготовки службы судебных приставов слагается из оценок полученных от проверенных подразделений: "отлично" - если половина и более проверенных подразделений получили оценку "отлично", а остальные - "хорошо"; "хорошо" - если половина и более проверенных подразделений получили оценку "хорошо", а остальные - "удовлетворительно"; "удовлетворительно" - если все проверенные подразделения получили положительную оценку, при этом более половины из них - "удовлетворительно" или если одно подразделение оценено "неудовлетворительно"; "неудовлетворительно" - если более чем одно подразделение оценено "неудовлетворительно". VII. НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ 150. Для судебных приставов 1 - 6 возрастных групп -------------------------------------------------------------------------------------------- | Упражнение |N |N |Единица |Оценка|Возрастные группы и нормативные| | |упражнения|формы |измерения | |требования к ним | | | |одежды| | | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------------| | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Комплекс вольных|1 |1,2,3 |балл |отл. |Оценивается согласно ст. 136| | упражнении N 1 | | | |хор. |настоящего Наставления | | | | | |уд. | | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Комплекс вольных|2 |1,2,3 |балл |отл. |Оценивается согласно ст. 136| | упражнении N 2 | | | |хор. |настоящего Наставления | | | | | |уд. | | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Подтягивание на |3 |1,2,3 |к-во |отл. |14 |13 |10 |8 |7 |5 | | перекладине | | |раз | | | | | | | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |хор. |12 |11 |8 |6 |5 |3 | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |уд. |10 |9 |6 |4 |3 |1 | |-----------------|----------|------|----------|------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | Поднимание ног к|4 |1,2,3 |к-во |отл. |14 |12 |10 |8 |- |- | | перекладине | | |раз | | | | | | | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |хор. |12 |10 |8 |6 |- |- | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |уд. |10 |8 |6 |4 |- |- | |-----------------|----------|------|----------|------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | Подъем |5 |1,2,3 |к-во |отл. |7 |6 |5 |- |- |- | | переворотом на| | |раз | | | | | | | | | перекладине | | | | | | | | | | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |хор. |6 |5 |4 |- |- |- | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |уд. |5 |4 |3 |- |- |- | |-----------------|----------|------|----------|------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | Подъем силой на|6 |1,2,3 |к-во |отл. |6 |5 |- |- |- |- | | перекладине | | |раз | | | | | | | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |хор. |5 |4 |- |- |- | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |уд. |3 |3 |- |- |- | | |-----------------|----------|------|----------|------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | Комбинированное |7 |1,2,3 |к-во |отл. |6 |5 |- |- |- |- | | силовое | | |раз | | | | | | | | | упражнение | | | | | | | | | | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |хор. |5 |4 |- |- |- | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |уд. |4 |3 |- |- |- | | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Соскок махом |8 |1,2,3 |балл |отл. |Оценивается согласно ст. 136| | назад на| | | |хор. |настоящего Наставления (для 1-2| | перекладине | | | |уд. |возрастных групп) | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Сгибание и |9 |1,2,3 |к-во |отл. |11 |9 |6 |4 |- |- | | разгибание рук в| | |раз | | | | | | | | | упоре на брусьях| | | | | | | | | | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |хор. |8 |6 |4 |3 |- |- | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |уд. |6 |4 |3 |2 |- |- | |-----------------|----------|------|----------|------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | Угол в упоре на|10 |1,2,3 |сек. |отл. |12,0 |10,0 |9,0 |8,0 |7,0 |6,0 | | брусьях | | | | | | | | | | | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |хор. |10,0 |8,0 |7,0 |6,0 |5,0 |4,0 | | | | | |------|-----|-----|-----|-----|-----|------| | | | | |уд. |8,0 |6,0 |5,0 |4,0 |3,0 |2,0 | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Соскок махом |11 |1,2,3 |балл |отл. |Оценивается согласно ст. 136| | вперед на| | | |хор. |настоящего Наставления (для 1-2| | перекладине | | | |уд. |возрастных групп) | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Прыжок: ноги |12 |1,2,3 |балл |отл. |Оценивается согласно ст. 136| | врозь через| | | |хор. |настоящего Наставления (для 1-3| | козла в длину | | | |уд. |возрастных групп) | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Прыжок: ноги |13 |1,2,3 |балл |отл. |Оценивается согласно ст. 136| | врозь через коня| | | |хор. |настоящего Наставления (для 1-2| | в длину | | | |уд. |возрастных групп) | |-----------------|----------|------|----------|------|------------------------------------| | Стойка на голове|14 |1,2,3 |сек. |отл. |Оценивается согласно ст. 82| | | | | |хор. |настоящего Наставления (для 1-2| | | | | |уд. |возрастных групп) | |