Без названия. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 09.03.04 03-51-48ИН/42-03


                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
     
                           9 марта 2004 г.
                          N 03-51-48ин/42-03

                                 (Д)

     
     В целях реализации Концепции модернизации российского образования
на  период  до  2010  года  (утверждена  распоряжением   Правительства
Российской  Федерации  от  29.12.2001 N 1756-р) и содействия повышению
качества образования  Министерство  образования  Российской  Федерации
подготовило  и направляет для практического применения Рекомендации об
организации деятельности муниципальной методической службы в  условиях
модернизации образования.
     
Первый заместитель Министра
                                                           В.А.БОЛОТОВ
     
     
                                                            Приложение
     
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
        ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ
              СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
     
                          1. Общие положения
     
     1.1. Муниципальная  методическая  служба  (далее  -  Методическая
служба)  может  являться  самостоятельным   учреждением,   структурным
подразделением органов управления образованием.
     1.2. Цель Методической службы  -  содействие  повышению  качества
дошкольного   и   общего  образования  (в  том  числе  специального  и
дополнительного   образования   детей)   в    условиях    модернизации
образования.
     1.3. Задачи Методической службы:
     - содействие развитию муниципальной системы образования;
     - содействие   функционированию   и   развитию    образовательных
учреждений  дошкольного и общего образования (в том числе специального
и дополнительного образования детей);
     - оказание  поддержки  образовательным  учреждениям  в освоении и
введении в действие государственных образовательных стандартов  общего
образования;
     - оказание   помощи    в    развитии    творческого    потенциала
педагогических работников образовательных учреждений;
     - удовлетворение       информационных,       учебно-методических,
образовательных потребностей педагогических работников образовательных
учреждений;
     - создание  условий  для  организации  и  осуществления повышения
квалификации педагогических и руководящих  работников  образовательных
учреждений;
     - оказание   учебно-методической   и   научной   поддержки   всем
участникам образовательного процесса;
     - содействие в выполнении  целевых  федеральных,  региональных  и
муниципальных программ образования,  воспитания, молодежной политики и
др.
     1.4. Выделяются следующие основные виды Методической службы:
     - районный (городской) методический кабинет (центр);
     - методический    отдел    (кабинет,   центр)   как   структурное
подразделение органа управления образованием.
     
       2. Основные направления деятельности Методической службы
     
     К основным   направлениям   деятельности   Методической    службы
относятся:
     2.1. Аналитическая деятельность:
     - мониторинг   профессиональных   и  информационных  потребностей
работников системы образования;
     - создание    базы    данных    о    педагогических    работниках
образовательных учреждений района (города, округа);
     - изучение и анализ состояния и результатов методической работы в
образовательных    учреждениях,     определение     направлений     ее
совершенствования;
     - выявление затруднений дидактического и методического  характера
в образовательном процессе;
     - сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной
работы образовательных учреждений района (города, округа);
     - изучение,    обобщение     и     распространение     передового
педагогического опыта.
     2.2. Информационная деятельность:
     - формирование        банка       педагогической       информации
(нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
     - ознакомление     педагогических    работников    с    новинками
педагогической,  психологической,  методической  и   научно-популярной
литературы на бумажных и электронных носителях;
     - ознакомление   педагогических    и    руководящих    работников
образовательных   учреждений   с   опытом  инновационной  деятельности
образовательных учреждений и педагогов;
     - информирование    педагогических   работников   образовательных
учреждений  о  новых  направлениях  в  развитии  дошкольного,  общего,
специального   образования  и  дополнительного  образования  детей,  о
содержании     образовательных     программ,     новых      учебниках,
учебно-методических    комплектах,   видеоматериалах,   рекомендациях,
нормативных, локальных актах;
     - создание  медиатеки современных учебно-методических материалов,
осуществление информационно-библиографической деятельности.
     2.3. Организационно-методическая деятельность:
     - изучение  запросов,  методическое  сопровождение   и   оказание
практической    помощи:   молодым   специалистам,   педагогическим   и
руководящим  работникам  в   период   подготовки   к   аттестации,   в
межаттестационный и межкурсовой периоды;
     - прогнозирование,   планирование   и    организация    повышения
квалификации   и   профессиональной  переподготовки  педагогических  и
руководящих  работников  образовательных   учреждений,   оказание   им
информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
     - организация работы районных, городских методических объединений
педагогических работников образовательных учреждений;
     - организация  сети   методических   объединений   педагогических
работников образовательных учреждений;
     - участие     в     разработке      содержания      регионального
(национально-регионального)  компонента,  компонента  образовательного
учреждения   образовательных   стандартов,   элективных   курсов   для
предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
     - участие  в   разработке   программ   развития   образовательных
учреждений;
     - организация методического сопровождения профильного обучения  в
общеобразовательных учреждениях;
     - методическое сопровождение подготовки педагогических работников
к проведению единого государственного экзамена;
     - обеспечение       комплектования       фондов        учебников,
учебно-методической литературы образовательных учреждений;
     - определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ
педагогического  опыта  для  проведения семинаров-практикумов и других
мероприятий   с    руководящими    и    педагогическими    работниками
образовательных учреждений;
     - подготовка   и   проведение   научно-практических  конференций,
педагогических  чтений,  конкурсов  профессионального  педагогического
мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
     - организация  и  проведение  фестивалей,  конкурсов,  предметных
олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
     - взаимодействие   и   координация  методической  деятельности  с
соответствующими подразделениями  органов  управления  образованием  и
учреждений    дополнительного    профессионального   (педагогического)
образования.
     2.4. Консультационная деятельность:
     - организация   консультационной   работы   для    педагогических
работников муниципальных образовательных учреждений;
     - организация   консультационной   работы   для    педагогических
работников,   ведущих   в   сельских  общеобразовательных  учреждениях
преподавание двух-трех и более предметов;
     - организация   консультационной   работы  для  педагогических  и
руководящих  работников  специальных  (коррекционных)  образовательных
учреждений;
     - популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических
и психологических исследований;
     - консультирование  педагогических   работников   образовательных
учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
     
     3. Современные направления деятельности Методической службы
     
     3.1. В области информатизации системы образования:
     - мониторинг  состояния,  результатов   и   перспектив   развития
образовательных   учреждений   района,   города,  округа,  организация
маркетинга  информационных  потребностей   педагогических   работников
образовательных учреждений;
     - формирование  массива  информации  об   основных   направлениях
развития    образования    в   районе   (городе,   округе),   научном,
научно-методическом    обеспечении    образовательной    деятельности,
результатах  образовательного процесса в районе,  городе,  округе,  об
информационных профессиональных потребностях педагогических работников
образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте;
     - создание    системы    дифференцированных    сервисных    услуг
непрерывного   образования  педагогических  и  руководящих  работников
образовательных  учреждений,   методическое   сопровождение   процесса
непрерывного образования;
     - организация      сетевого       информационно-коммуникационного
обслуживания образовательных учреждений;
     - анализ состояния подготовленности  кадров  в  области  владения
компьютером, информационными технологиями;
     - анализ      состояния      научного,      учебно-методического,
научно-технического  обеспечения  образовательных  учреждений  города,
района, округа в области информационно-коммуникационных технологий;
     - участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических
и  руководящих  работников  образовательных  учреждений  по  проблемам
информатизации системы образования;
     - организация и проведение всеобуча по информационным технологиям
для    педагогических   и   руководящих   работников   образовательных
учреждений;
     - организация   дистанционного   обучения   педагогов  отдаленных
общеобразовательных учреждений, а также обучающихся на дому.
     Деятельность в  области  информатизации  системы образования дает
основания районному (городскому) методическому  кабинету  (центру)  на
изменение статуса и преобразование в информационно-методический центр.
     3.2. В сфере научного обеспечения развития системы образования:
     - мониторинг    состояния    и    формирование    банка    данных
опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений;
     - информирование   образовательных  учреждений  об  инновационных
процессах в образовательной системе района (города, округа);
     - научно-методическое  сопровождение  инновационных  процессов  в
образовательной системе района (города, округа);
     - патронаж    образовательных   учреждений,   получивших   статус
экспериментальных площадок;
     - осуществление   научно-методической   поддержки  педагогических
работников общеобразовательных учреждений,  ведущих  экспериментальную
работу;
     - организация      научно-консультационной       работы       для
педагогов-экспериментаторов;
     - организация  постоянно  действующих  семинаров  по  инновациям,
методам научного исследования в системе образования;
     - проведение   мероприятий,   направленных   на   распространение
результатов  опытно-экспериментальной  и  инновационной деятельности в
системе образования.
     Деятельность в  области научного обеспечения развития образования
дает основания районному (городскому) методическому кабинету  (центру)
на изменение статуса и преобразование в научно-методический центр.
     
           4. Обеспечение деятельности Методической службы
     
     4.1. Методическая   служба   осуществляет  свою  деятельность  во
взаимодействии   с   образовательными   учреждениями   дополнительного
профессионального  образования,  другими  образовательными  и научными
учреждениями и организациями,  ассоциациями,  занимающимися повышением
квалификации   и  профессиональной  переподготовкой  педагогических  и
руководящих  работников  образовательных  учреждений,  аттестационными
службами.
     4.2. Научное руководство Методической службой по  согласованию  с
учредителем  осуществляет  государственное  образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов.
     4.3. Финансирование   деятельности   муниципальной   Методической
службы  может  осуществляться за счет муниципальных бюджетов,  а также
внебюджетных источников финансирования.