ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 9 марта 2004 г. N 03-51-48ин/42-03 (Д) В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р) и содействия повышению качества образования Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования. Первый заместитель Министра В.А.БОЛОТОВ Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Муниципальная методическая служба (далее - Методическая служба) может являться самостоятельным учреждением, структурным подразделением органов управления образованием. 1.2. Цель Методической службы - содействие повышению качества дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в условиях модернизации образования. 1.3. Задачи Методической службы: - содействие развитию муниципальной системы образования; - содействие функционированию и развитию образовательных учреждений дошкольного и общего образования (в том числе специального и дополнительного образования детей); - оказание поддержки образовательным учреждениям в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования; - оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений; - удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений; - создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; - оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса; - содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики и др. 1.4. Выделяются следующие основные виды Методической службы: - районный (городской) методический кабинет (центр); - методический отдел (кабинет, центр) как структурное подразделение органа управления образованием. 2. Основные направления деятельности Методической службы К основным направлениям деятельности Методической службы относятся: 2.1. Аналитическая деятельность: - мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования; - создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города, округа); - изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования; - выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе; - сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа); - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. 2.2. Информационная деятельность: - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.); - ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; - ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов; - информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах; - создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности. 2.3. Организационно-методическая деятельность: - изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; - прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; - организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений; - организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений; - участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений; - участие в разработке программ развития образовательных учреждений; - организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях; - методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена; - обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений; - определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений; - подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений; - организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений; - взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования. 2.4. Консультационная деятельность: - организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений; - организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов; - организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений; - популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований; - консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей. 3. Современные направления деятельности Методической службы 3.1. В области информатизации системы образования: - мониторинг состояния, результатов и перспектив развития образовательных учреждений района, города, округа, организация маркетинга информационных потребностей педагогических работников образовательных учреждений; - формирование массива информации об основных направлениях развития образования в районе (городе, округе), научном, научно-методическом обеспечении образовательной деятельности, результатах образовательного процесса в районе, городе, округе, об информационных профессиональных потребностях педагогических работников образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте; - создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение процесса непрерывного образования; - организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания образовательных учреждений; - анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями; - анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения образовательных учреждений города, района, округа в области информационно-коммуникационных технологий; - участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по проблемам информатизации системы образования; - организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; - организация дистанционного обучения педагогов отдаленных общеобразовательных учреждений, а также обучающихся на дому. Деятельность в области информатизации системы образования дает основания районному (городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и преобразование в информационно-методический центр. 3.2. В сфере научного обеспечения развития системы образования: - мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений; - информирование образовательных учреждений об инновационных процессах в образовательной системе района (города, округа); - научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной системе района (города, округа); - патронаж образовательных учреждений, получивших статус экспериментальных площадок; - осуществление научно-методической поддержки педагогических работников общеобразовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу; - организация научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов; - организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования; - проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования. Деятельность в области научного обеспечения развития образования дает основания районному (городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и преобразование в научно-методический центр. 4. Обеспечение деятельности Методической службы 4.1. Методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами. 4.2. Научное руководство Методической службой по согласованию с учредителем осуществляет государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. 4.3. Финансирование деятельности муниципальной Методической службы может осуществляться за счет муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. |