Без названия. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 23.03.04 14-51-70/13


                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
     
                           23 марта 2004 г.
                            N 14-51-70/13

                                 (Д)

     
     Во исполнение  Приказа  от 01.03.2004 N 936 "О реализации решения
коллегии Минобразования  России  от  10.02.2004  N  2/2  "Об  основных
направлениях   совершенствования   деятельности  библиотек  учреждений
общего  образования  Российской   Федерации"   Минобразование   России
направляет   Примерное  положение  о  библиотеке  общеобразовательного
учреждения.
     
Руководитель
Департамента общего
и дошкольного образования
                                                        А.В.БАРАННИКОВ
     
     
                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
             О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
     
                          I. Общие положения
     
     1. Настоящее  Примерное  положение  является основой для создания
положения о библиотеке конкретного общеобразовательного  учреждения  и
распространяется    на    библиотеки   следующих   общеобразовательных
учреждений:
     начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная
школа,  средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная
школа  с углубленным изучением отдельных предметов,  гимназия,  лицей,
школа-сад,  школа-интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная
(коррекционная).
     2. Библиотека      является      структурным       подразделением
общеобразовательного  учреждения,  участвующим в учебно-воспитательном
процессе  в  целях  обеспечения  права   участников   образовательного
процесса   на   бесплатное   пользование   библиотечно-информационными
ресурсами.
     3. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее
- библиотека) отражается  в  уставе  общеобразовательного  учреждения.
Обеспеченность   библиотеки   учебными,  методическими  и  справочными
документами  учитывается   при   лицензировании   общеобразовательного
учреждения.
     4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся  с
целями  общеобразовательного  учреждения:  формирование общей культуры
личности  обучающихся  на  основе  усвоения   обязательного   минимума
содержания  общеобразовательных  программ,  их  адаптация  к  жизни  в
обществе,  создание  основы  для  осознанного  выбора  и  последующего
освоения   профессиональных   образовательных   программ,   воспитание
гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви  к  окружающей природе,  Родине,  семье,  формирование здорового
образа жизни.
     5. Библиотека  руководствуется  в своей деятельности федеральными
законами,  указами и распоряжениями Президента  Российской  Федерации,
постановлениями  и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных  органов  субъектов  Российской  Федерации,   решениями
соответствующего     органа     управления    образованием,    уставом
общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным
директором общеобразовательного учреждения.
     6. Деятельность библиотеки основывается на принципах  демократии,
гуманизма,  общедоступности,  приоритета  общечеловеческих  ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
     7. Порядок пользования источниками информации,  перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке
общеобразовательного  учреждения  и правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.
     8. Общеобразовательное   учреждение   несет   ответственность  за
доступность  и   качество   библиотечно-информационного   обслуживания
библиотеки.
     9. Организация обслуживания участников образовательного  процесса
производится   в  соответствии  с  правилами  техники  безопасности  и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
     
                         II. Основные задачи
     
     10. Основными задачами библиотеки являются:
     а) обеспечение    участникам    образовательного    процесса    -
обучающимся,  педагогическим  работникам,  родителям  (иным   законным
представителям)  обучающихся  (далее  -  пользователям)  -  доступа  к
информации,   знаниям,   идеям,   культурным   ценностям   посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения  на  различных  носителях:  бумажном  (книжный  фонд,  фонд
периодических   изданий);   магнитном  (фонд  аудио-  и  видеокассет);
цифровом  (CD-диски);  коммуникативном  (компьютерные  сети)  и   иных
носителях;
     б) воспитание культурного и гражданского самосознания,  помощь  в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
     в) формирование навыков независимого библиотечного  пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
     г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на  основе
внедрения    новых   информационных   технологий   и   компьютеризации
библиотечно-информационных    процессов,    формирование    комфортной
библиотечной среды.
     
                        III. Основные функции
     
     11. Для реализации основных задач библиотека:
     а) формирует     фонд     библиотечно-информационных     ресурсов
общеобразовательного учреждения:
     - комплектует  универсальный  фонд   учебными,   художественными,
научными,    справочными,    педагогическими    и   научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
     - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет,  базами
и банками данных других учреждений и организаций;
     - аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном
учреждении  (публикаций   и   работ   педагогов   общеобразовательного
учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
     - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
     б) создает информационную продукцию:
     - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
     - организует   и   ведет   справочно-библиографический   аппарат:
каталоги  (алфавитный,  систематический),  картотеки  (систематическую
картотеку статей,  тематические картотеки),  электронный каталог, базы
данных по профилю общеобразовательного учреждения;
     - разрабатывает    рекомендательные   библиографические   пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
     - обеспечивает  информирование  пользователей  об  информационной
продукции;
     в) осуществляет   дифференцированное   библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
     - предоставляет  информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
     - создает  условия  для  реализации самостоятельности в обучении,
познавательной,  творческой деятельности  с  опорой  на  коммуникацию;
способствует   развитию   навыков   самообучения  (участие  в  сетевых
олимпиадах,  телекоммуникационных проектах  в  системе  дистанционного
обучения);
     - организует   обучение   навыкам   независимого    библиотечного
пользователя   и   потребителя   информации,   содействует  интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
     - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих
в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
     - организует  массовые  мероприятия,  ориентированные на развитие
общей  и  читательской   культуры   личности,   содействует   развитию
критического мышления;
     - содействует членам педагогического коллектива  и  администрации
учреждения   в   организации   образовательного   процесса   и  досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих
компьютерных игр);
     - руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного
дня,  в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при
их наличии);
     г) осуществляет   дифференцированное   библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
     - выявляет  информационные  потребности  и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
     - выявляет  информационные  потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
     - содействует     профессиональной     компетенции,     повышению
квалификации, проведению аттестации;
     - создает   банк  педагогической  информации  как  основы  единой
информационной службы  общеобразовательного  учреждения,  осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
     - организует доступ к банку педагогической  информации  на  любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
     - осуществляет текущее  информирование  (дни  информации,  обзоры
новых    поступлений   и   публикаций),   информирование   руководства
общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным
процессом;
     - поддерживает деятельность педагогических работников  в  области
создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц
и т.п.);
     - способствует  проведению занятий по формированию информационной
культуры; является базой для проведения практических занятий по работе
с информационными ресурсами;
     д) осуществляет   дифференцированное   библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
     - удовлетворяет  запросы  пользователей  и  информирует  о  новых
поступлениях в библиотеку;
     - консультирует  по  вопросам   организации   семейного   чтения,
знакомит с информацией по воспитанию детей;
     - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
     
               IV. Организация деятельности библиотеки
     
     12. Наличие  укомплектованной  библиотеки  в  общеобразовательном
учреждении  обязательно,  в  том  числе в малокомплектном учреждении и
учреждении,   расположенном   в    сельской    местности.    Частичная
централизация  библиотечно-библиографических  процессов  в межшкольных
библиотечных объединениях проводится  по  приказу  органов  управления
образованием.
     13. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент,
читальный      зал),      может     включать     отделы     учебников,
информационно-библиографической работы,  фонд и специализированный зал
работы   с   мультимедийными   и  сетевыми  документами,  видеостудию,
мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
     14. Библиотечно-информационное   обслуживание  осуществляется  на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным  и
воспитательным  планами общеобразовательного учреждения,  программами,
проектами и планом работы библиотеки.
     15. Библиотека         вправе        предоставлять        платные
библиотечно-информационные  услуги,  перечень   которых   определяется
уставом общеобразовательного учреждения.
     16. Спонсорская помощь,  полученная библиотекой  в  виде  целевых
средств  на комплектование фонда и закупку оборудования,  не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных  размеров  финансирования
из  бюджета  общеобразовательного  учреждения.  Денежные  средства  за
сданную    библиотекой    макулатуру    расходуются    на    улучшение
материально-технической  базы  библиотеки,  подписку  профессиональных
изданий, комплектование фонда документов.
     17. В   целях  обеспечения  модернизации  библиотеки  в  условиях
информатизации  образования   и   в   пределах   средств,   выделяемых
учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
     - гарантированным         финансированием          комплектования
библиотечно-информационных  ресурсов  (в  смете  учреждения  выводится
отдельно);
     - необходимыми   служебными  и  производственными  помещениями  в
соответствии  со  структурой  библиотеки  и  нормативами  по   технике
безопасности  эксплуатации  компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности    помещения,    коррозионно-активных    примесей     или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
     - современной электронно-вычислительной,  телекоммуникационной  и
копировально-множительной   техникой   и   необходимыми   программными
продуктами;
     - ремонтом  и  сервисным  обслуживанием  техники  и  оборудования
библиотеки;
     - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
     18. Общеобразовательное   учреждение    создает    условия    для
сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
     19. Ответственность за систематичность и качество  комплектования
основного   фонда   библиотеки,   комплектование   учебного   фонда  в
соответствии с федеральными перечнями учебников и  учебно-методических
изданий,  создание  необходимых  условий  для  деятельности библиотеки
несет руководитель общеобразовательного учреждения  в  соответствии  с
уставом учреждения.
     20. Режим работы библиотеки определяется  заведующим  библиотекой
(библиотекарем)  в  соответствии  с  правилами  внутреннего распорядка
общеобразовательного  учреждения.  При   определении   режима   работы
библиотеки предусматривается выделение:
     - двух   часов   рабочего   времени   ежедневно   на   выполнение
внутрибиблиотечной работы;
     - одного раза в месяц - санитарного дня,  в который  обслуживание
пользователей не производится;
     - не менее одного раза в месяц - методического дня.
     21. В     целях     обеспечения    рационального    использования
информационных ресурсов в работе  с  детьми  и  юношеством  библиотека
общеобразовательного   учреждения   взаимодействует   с   библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.
     
                         V. Управление. Штаты
     
     22. Управление  библиотекой  осуществляется  в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и уставом общеобразовательного учреждения.
     23. Общее   руководство   деятельностью  библиотеки  осуществляет
руководитель общеобразовательного учреждения.
     24. Руководство  библиотекой  осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь),  который  несет  ответственность  в   пределах   своей
компетенции   перед  обществом  и  руководителем  общеобразовательного
учреждения,   обучающимися,    их    родителями    (иными    законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии   с   функциональными   обязанностями,   предусмотренными
квалификационными   требованиями,   трудовым   договором   и   уставом
общеобразовательного учреждения.
     25. Заведующий     библиотекой     (библиотекарь)     назначается
руководителем общеобразовательного учреждения,  может являться  членом
педагогического  коллектива  и входить в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
     26. Методическое     сопровождение     деятельности    библиотеки
обеспечивает  специалист  (методист)  по  учебным  фондам  и  школьным
библиотекам   органа   управления   образованием,  учреждения  системы
переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного
центра.
     27. Заведующий   библиотекой   (библиотекарь)   разрабатывает   и
представляет    руководителю    общеобразовательного   учреждения   на
утверждение следующие документы:
     а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
     б) структуру   и   штатное   расписание    библиотеки,    которые
разрабатываются  на  основе  объемов работ,  определенных положением о
конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием
"Межотраслевых  норм  времени на процессы,  выполняемые в библиотеках"
(Постановление Министерства труда и  социального  развития  Российской
Федерации от 3 февраля 1997 г. N 6);
     в) положение о платных услугах библиотеки;
     г) планово-отчетную документацию;
     д) технологическую документацию.
     28. Порядок  комплектования штата библиотеки общеобразовательного
учреждения регламентируется его уставом.
     29. В  целях  обеспечения  дифференцированной  работы  библиотеки
могут вводиться  должности:  заведующий  отделом  (сектором),  главный
библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
     30. На работу в библиотеку принимаются лица,  имеющие необходимую
профессиональную      подготовку,      соответствующую     требованиям
квалификационной   характеристики   по    должности    и    полученной
специальности,  подтвержденную  документами  об  образовании  и  (или)
квалификации.
     31. Работники   библиотек   могут   осуществлять   педагогическую
деятельность.  Совмещение библиотечно-информационной и  педагогической
деятельности    осуществляется   работником   библиотеки   только   на
добровольной основе.
     32. Трудовые      отношения      работников      библиотеки     и
общеобразовательного  учреждения  регулируются   трудовым   договором,
условия  которого  не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
     
                  VI. Права и обязанности библиотеки
     
     33. Работники библиотек имеют право:
     а) самостоятельно    выбирать    формы,    средства    и   методы
библиотечно-информационного    обслуживания     образовательного     и
воспитательного   процессов   в  соответствии  с  целями  и  задачами,
указанными в уставе  общеобразовательного  учреждения  и  положении  о
библиотеке общеобразовательного учреждения;
     б) проводить  в  установленном  порядке  факультативные  занятия,
уроки  и  кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
     в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
     г) изымать и реализовывать документы из фондов в  соответствии  с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
     д) определять в соответствии с правилами пользования  библиотекой
общеобразовательного     учреждения,    утвержденными    руководителем
общеобразовательного учреждения,  и  по  согласованию  с  родительским
комитетом  или  попечительским  советом  виды  и  размеры  компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеке;
     е) вносить    предложения    руководителю    общеобразовательного
учреждения по совершенствованию оплаты труда,  в том  числе  надбавок,
доплат  и премирования работников библиотеки за дополнительную работу,
не входящую в круг основных  обязанностей  работников  библиотеки;  по
компенсационным  мероприятиям,  связанным  с  вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
     ж) участвовать  в  управлении  общеобразовательным  учреждением в
порядке, определяемом уставом этого учреждения;
     з) иметь  ежегодный  отпуск  28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в  соответствии  с  коллективным  договором  между
работниками  и  руководством общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами;
     и) быть представленными к различным формам поощрения,  наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
     к) участвовать  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
     34. Работники библиотек обязаны:
     а) обеспечить пользователям возможность работы с  информационными
ресурсами библиотеки;
     б) информировать   пользователей    о    видах    предоставляемых
библиотекой услуг;
     в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
     г) формировать  фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями    учебных     изданий,     образовательными     программами
общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
     д) совершенствовать       информационно-библиографическое       и
библиотечное обслуживание пользователей;
     е) обеспечивать  сохранность  использования носителей информации,
их систематизацию, размещение и хранение;
     ж) обеспечивать  режим  работы  в  соответствии  с  потребностями
пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
     з) отчитываться   в  установленном  порядке  перед  руководителем
общеобразовательного учреждения;
     и) повышать квалификацию.
     
          VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
     
     35. Пользователи библиотеки имеют право:
     а) получать полную  информацию  о  составе  библиотечного  фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
     б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
     в) получать  консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
     г) получать  во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания,  аудиовизуальные документы и  другие  источники
информации;
     д) продлевать срок пользования документами;
     е) получать    тематические,   фактографические,   уточняющие   и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
     ж) получать  консультационную  помощь  в  работе с информацией на
нетрадиционных  носителях   при   пользовании   электронным   и   иным
оборудованием;
     з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
     и) пользоваться платными услугами,  предоставляемыми библиотекой,
согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о  платных
услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
     к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к  руководителю
общеобразовательного учреждения.
     36. Пользователи библиотеки обязаны:
     а) соблюдать правила пользования библиотекой;
     б) бережно относиться к произведениям  печати  (не  вырывать,  не
загибать  страниц,  не делать в книгах подчеркиваний,  пометок),  иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
     в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
     г) пользоваться   ценными  и  справочными  документами  только  в
помещении библиотеки;
     д) убедиться  при  получении документов в отсутствии дефектов,  а
при  обнаружении  проинформировать  об  этом   работника   библиотеки.
Ответственность  за  обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
     е) расписываться  в  читательском  формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов);
     ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
     з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи  им
равноценными   либо  компенсировать  ущерб  в  размере,  установленном
правилами пользования библиотекой;
     и) полностью   рассчитаться  с  библиотекой  по  истечении  срока
обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
     37. Порядок пользования библиотекой:
     а) запись   обучающихся   общеобразовательного    учреждения    в
библиотеку  производится по списочному составу класса в индивидуальном
порядке,  педагогических  и   иных   работников   общеобразовательного
учреждения,  родителей (иных законных представителей) обучающихся - по
паспорту;
     б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
     в) документом,  подтверждающим  право  пользования   библиотекой,
является читательский формуляр;
     в) читательский  формуляр  фиксирует  дату  выдачи   пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
     38. Порядок пользования абонементом:
     а) пользователи  имеют  право  получить  на  дом  из  многотомных
изданий не более двух документов одновременно;
     б) максимальные сроки пользования документами:
     - учебники, учебные пособия - учебный год;
     - научно-популярная,  познавательная, художественная литература -
1 месяц;
     - периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
     в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если
на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
     39. Порядок пользования читальным залом:
     а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом
не выдаются;
     б) энциклопедии,   справочники,  редкие,  ценные  и  имеющиеся  в
единственном  экземпляре  документы  выдаются  только  для  работы   в
читальном зале.
     40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
     а) работа  с  компьютером  участников  образовательного  процесса
производится по графику,  утвержденному руководителем учреждения,  и в
присутствии сотрудника библиотеки;
     б) разрешается работа за одним персональным компьютером не  более
двух человек одновременно;
     в) пользователь имеет право работать с  нетрадиционным  носителем
информации   после   предварительного   тестирования   его  работником
библиотеки;
     г) по  всем  вопросам  поиска информации в Интернете пользователь
должен обращаться к  работнику  библиотеки;  запрещается  обращение  к
ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
     д) работа  с  компьютером  производится   согласно   утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.