ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 6 апреля 2004 г. N 26/188-6и (Д) Управление специального образования Министерства образования Российской Федерации обращает внимание органов управления образованием на необходимость дополнительных мер по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии в связи с начинающимся в апреле комплектованием специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классов, групп) на 2004 - 2005 учебный год и проводимыми в этих целях освидетельствованиями психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) указанных детей. Право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего образования закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка, рядом других международно-правовых норм и законодательством Российской Федерации. Управление просит принять меры для обеспечения каждого ребенка данной категории, родители (законные представители) которого изъявили согласие на его обучение в указанных учреждениях, необходимыми для этого соответствующими заключениями ПМПК и направлениями в указанные учреждения от органов управления образованием, как это предусмотрено п. 10 ст. 50 Закона "Об образовании" РФ. При отсутствии соответствующего специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (класса, группы) по месту жительства (вблизи места жительства) детей рекомендуется: - открывать специальные классы, группы в общеобразовательных учреждениях в соответствии с п. 27 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.1997 N 288, п. 27 изменений и дополнений в Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.03.2000 N 212, п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"; - открывать специальные группы на базе имеющихся дошкольных образовательных учреждений (детский сад комбинированного вида), детские сады компенсирующего вида в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" и открывать в них специальные (коррекционные) группы в соответствии с п. 48 данного Типового положения; - открывать в дошкольных образовательных учреждениях группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в соответствии с п. 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677, и письмом Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 N 129/23-16. Специфика образовательного процесса в классах, группах для детей с глубокой умственной отсталостью и детей, имеющих сложный дефект, определена инструктивными письмами Министерства: - N 3 от 26.12.2000 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48"; - N 27/2722-6 от 03.04.2003 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект". При освидетельствовании детей ПМПК просим руководствоваться инструктивным письмом Министерства от 14.07.2003 N 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии", в котором предложены меры по организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания. При решении вопросов обучения ребенка просим учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 52 Закона "Об образовании" родители (законные представители) "имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения", а в соответствии с п. 10 ст. 50 того же Закона направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классы, группы) возможно только при согласии их родителей (законных представителей). В Российской Федерации остро стоит вопрос о соблюдении прав на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, в связи с чем необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение ст. 43 Конституции РФ и п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на образование. ПМПК и органы управления образованием должны гарантировать доступность образования и не считать успешное выполнение тестов условием поступления детей в школы или детские сады. В соответствии с п. п. 1 и 6 ст. 5 Закона "Об образовании" государство гарантирует гражданам получение образования "независимо от их состояния здоровья" и "создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов". Федеральное законодательство не содержит каких-либо противопоказаний к обучению детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, напротив, п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд иных правовых норм закрепляют право детей с отклонениями в развитии, включая детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, на обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классах, группах) при согласии их родителей (законных представителей). Начальник Управления специального образования Т.В.ВОЛОСОВЕЦ 6 апреля 2004 г. N 26/188-6и |