ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 1 октября 2003 г. N 27/4060-6 (НЦПИ) Министерство направляет положение о Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья" для организации и его проведения в субъектах Российской Федерации. Заместитель министра Е. Е. Чепурных 1 октября 2003 г. N 27/4060-6 "УТВЕРЖДАЮ" Заместитель министра образования Российской Федерации Е. Е. Чепурных 1 октября 2003 г. ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья" Всероссийский конкурс "Школа - территория здоровья" (далее - Конкурс) проводится в рамках реализации Федеральной программы развития образования (ФПРО) на 2004 год с целью обновления содержания и форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях Российской Федерации, привлечения внимания педагогической общественности к вопросам здоровья обучающихся, воспитанников. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА Конкурс проводится Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации. ЗАДАЧИ Поддержать и обеспечить дальнейшее стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья. Реализация целей и задач будет способствовать: - созданию информационного банка данных моделей школ, содействующих здоровью (обобщение опыта работы образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья); - выявлению и распространению методик и технологий здоровьесберегающего обучения; - повышению мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни; - дальнейшему развитию связей с наукой, использованию научных исследований в практике оздоровительной работы в учреждениях образования. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА Общеобразовательные школы. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ Конкурс проводится с 1 октября 2003 г. по 1 марта 2004 г. в субъектах Российской Федерации. Награждение победителей с 1 сентября 2004 г. по 1 октября 2004 г. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ На конкурс представляются: 1. Решение оргкомитета соответствующего субъекта Российской Федерации о присуждении данному образовательному учреждению статуса победителя во Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья" (не более одного образовательного учреждения от субъекта). 2. Информация о победителе: а) наименование и юридический адрес образовательного учреждения; б) копия устава образовательного учреждения; в) программа деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни; г) анализ деятельности образовательного учреждения за последние 3 года, включающий в себя результаты по оздоровительной работе: использование регионального компонента в образовательной деятельности; инновационная деятельность; методическое обеспечение образовательного процесса; работа с педагогическими кадрами; работа с семьей, детскими и юношескими общественными организациями; уровень взаимодействия с образовательными учреждениями и межведомственным сотрудничеством по укреплению и сохранению здоровья; опыт проведения массовых мероприятий, тематических досугов с детьми и их эффективность; д) организационное, методическое, педагогическое сопровождение оздоровительной работы (рекомендации, формы анкет, опросников, схемы, таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы (продолжительность не более 10 минут) и др. связь со СМИ. Объем не должен превышать 24 страниц печатного текста и представлен на бумаге (формат А4) и дискете (Word for Windows, шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал, поля стандартные). На титульном листе указываются: фамилия, имя, отчество директора (полностью), адрес, телефоны, название учреждения. Объем приложений не ограничивается. Представленные материалы не возвращаются, рецензии авторам не высылаются. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ 1. Находят ли отражение в целях и задачах воспитательно-образовательной системы актуальность, социальная и педагогическая целесообразность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 2. Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся, воспитанников: - последовательная и непрерывная система обучению здоровью на различных этапах обучения; - интегративный и межведомственный подход к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья в образовательных учреждениях; - высокий уровень санитарно-гигиенической и просветительской работы; - формирование культуры досуга и отдыха. 3. Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства: - отсутствие перегрузок; - выполнение санитарно-гигиенических нормативов; - использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; - воспитание у учащихся культуры здоровья, т. е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. 4. Организация рационального питания: - адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей; - сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам; - обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. 5. Медицинское обслуживание в школе: - организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов; - профилактические работы; - диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья; - пропаганда здорового образа жизни; - обучение гигиеническим навыкам субъектов образовательного пространства. 6. Сформированность культуры здоровья у педагогического состава: - профессиональная подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. 7. Психолого-педагогические факторы: - психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; - стиль педагогического общения учителя с учащимися; - характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; - степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска); - особенность работы с "трудными подростками в классе"; - состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью. 8. Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся: - занятия активно-двигательного характера - динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий). 9. Совместная работа школы и родителей: - привлечение к проблемам школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги и т. п.). 10. Отсутствие воздействия неблагоприятных для здоровья детей факторов: - экологических (наличие программы чистой воды, экологически чистого питания, аэроклиматических установок, отсутствие патогенности воздушной среды); - антропогенных и техногенных (отсутствие электромагнитных полей и т. п.). 11. Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: - обоснованные показатели динамики улучшения здоровья обучающихся; - уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики); - удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА Победителям присваивается звание Лауреата Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" с вручением комплекта оздоровительного оборудования. Отдельными дипломами будут награждены 10 органов управления образованием субъектов Российской Федерации, представившие наиболее качественные материалы. Дополнительную информацию можно получить по телефонам: 8 (095) 928-5926, Сырчина Галина Александровна, заместитель начальника Управления специального образования; 8 (095) 923-3515, Дементьева Елена Геннадиевна, ведущий специалист отдела практической психологии и охраны здоровья детей Управления специального образования. Начальник Управления специального образования Т. В. Волосовец |