ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ "ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ"). Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 01.10.03 27/4060-6


                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          1 октября 2003 г.
                             N 27/4060-6

                                (НЦПИ)


     Министерство направляет положение о Всероссийском конкурсе "Школа
- территория здоровья" для организации и его  проведения  в  субъектах
Российской Федерации.

Заместитель министра
                                                        Е. Е. Чепурных
1 октября 2003 г.
N 27/4060-6


                                                           "УТВЕРЖДАЮ"
                                      Заместитель министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                        Е. Е. Чепурных
                                                     1 октября 2003 г.

                              ПОЛОЖЕНИЕ
        о Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья"

     Всероссийский конкурс "Школа  -  территория  здоровья"  (далее  -
Конкурс) проводится в рамках реализации Федеральной программы развития
образования (ФПРО) на 2004 год с целью обновления  содержания  и  форм
оздоровительной   работы   в  образовательных  учреждениях  Российской
Федерации,  привлечения  внимания  педагогической   общественности   к
вопросам здоровья обучающихся, воспитанников.

                      ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

     Конкурс проводится     Министерством    образования    Российской
Федерации,  органами  управления  образованием  субъектов   Российской
Федерации.

                              ЗАДАЧИ

     Поддержать и  обеспечить  дальнейшее стимулирование инновационной
деятельности  образовательных  учреждений,  содействующих   укреплению
здоровья.
     Реализация целей и задач будет способствовать:
     - созданию    информационного    банка   данных   моделей   школ,
содействующих  здоровью  (обобщение   опыта   работы   образовательных
учреждений по сохранению и укреплению здоровья);
     - выявлению    и    распространению    методик    и    технологий
здоровьесберегающего обучения;
     - повышению  мотивации  участников  образовательного  процесса  к
ведению и пропаганде здорового образа жизни;
     - дальнейшему развитию связей  с  наукой,  использованию  научных
исследований   в   практике   оздоровительной   работы  в  учреждениях
образования.

                          УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
     
     Общеобразовательные школы.
     
                      ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
     
     Конкурс проводится с 1 октября 2003 г.  по  1  марта  2004  г.  в
субъектах  Российской Федерации.  Награждение победителей с 1 сентября
2004 г. по 1 октября 2004 г.

           ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

     На конкурс представляются:
     1. Решение   оргкомитета   соответствующего  субъекта  Российской
Федерации о присуждении данному  образовательному  учреждению  статуса
победителя во Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья" (не
более одного образовательного учреждения от субъекта).
     2. Информация о победителе:
     а) наименование и юридический адрес образовательного учреждения;
     б) копия устава образовательного учреждения;
     в) программа   деятельности   образовательного   учреждения    по
оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни;
     г) анализ деятельности образовательного учреждения за последние 3
года, включающий в себя результаты по оздоровительной работе:
     использование регионального    компонента    в    образовательной
деятельности;
     инновационная деятельность;
     методическое обеспечение образовательного процесса;
     работа с педагогическими кадрами;
     работа с    семьей,    детскими    и   юношескими   общественными
организациями;
     уровень взаимодействия    с   образовательными   учреждениями   и
межведомственным сотрудничеством по укреплению и сохранению здоровья;
     опыт проведения  массовых  мероприятий,  тематических  досугов  с
детьми и их эффективность;
     д) организационное,  методическое,  педагогическое  сопровождение
оздоровительной работы (рекомендации,  формы анкет, опросников, схемы,
таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы (продолжительность не более 10
минут) и др. связь со СМИ.
     Объем не   должен   превышать   24  страниц  печатного  текста  и
представлен на бумаге (формат А4) и дискете (Word for  Windows,  шрифт
Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал, поля стандартные).
     На титульном листе указываются:  фамилия, имя, отчество директора
(полностью), адрес, телефоны, название учреждения.
     Объем приложений не ограничивается.
     Представленные материалы  не  возвращаются,  рецензии  авторам не
высылаются.

              КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ
                 ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
                      ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

     1. Находят     ли     отражение     в     целях     и     задачах
воспитательно-образовательной   системы   актуальность,  социальная  и
педагогическая   целесообразность   мероприятий,    направленных    на
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
     2. Наличие  целостной  системы  формирования  культуры   здоровья
обучающихся, воспитанников:
     - последовательная и непрерывная  система  обучению  здоровью  на
различных этапах обучения;
     - интегративный и  межведомственный  подход  к  решению  проблем,
связанных   с   охраной   и  укреплением  здоровья  в  образовательных
учреждениях;
     - высокий   уровень  санитарно-гигиенической  и  просветительской
работы;
     - формирование культуры досуга и отдыха.
     3. Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства:
     - отсутствие перегрузок;
     - выполнение санитарно-гигиенических нормативов;
     - использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе;
     - воспитание  у учащихся культуры здоровья,  т.  е.  формирование
грамотности в вопросах здоровья,  практическое воплощение  потребности
вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
     4. Организация рационального питания:
     - адекватная  энергетическая  ценность рационов,  соответствующая
энергозатратам детей;
     - сбалансированность  рациона  по  всем заменяемым и незаменяемым
пищевым ингредиентам;
     - обеспечение   санитарно-гигиенической   безопасности   питания,
включая соблюдение всех санитарных требований к  состоянию  пищеблока,
поставляемым   продуктам   питания,   их   транспортировке,  хранению,
приготовлению и раздаче блюд.
     5. Медицинское обслуживание в школе:
     - организация  санитарно-гигиенического  и  противоэпидемического
режимов;
     - профилактические работы;
     - диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми,  имеющими
отклонения в состоянии здоровья;
     - пропаганда здорового образа жизни;
     - обучение  гигиеническим  навыкам   субъектов   образовательного
пространства.
     6. Сформированность культуры здоровья у педагогического состава:
     - профессиональная   подготовленность   педагогов   по   вопросам
здоровьесберегающих образовательных технологий.
     7. Психолого-педагогические факторы:
     - психологический   климат   в   классах,   на   уроке,   наличие
эмоциональных разрядок;
     - стиль педагогического общения учителя с учащимися;
     - характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
     - степень реализации учителем индивидуального подхода к  ученикам
(особенно группы риска);
     - особенность работы с "трудными подростками в классе";
     - состояние  здоровья  учителей,  их  образ  жизни  и отношение к
своему здоровью.
     8. Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся:
     - занятия активно-двигательного характера -  динамические  паузы,
уроки  физической  культуры,  спортивные  занятия,  работа специальных
групп для ослабленных детей и т.  п.  (их частота,  продолжительность,
виды и формы занятий).
     9. Совместная работа школы и родителей:
     - привлечение  к  проблемам  школы (тематические лекции,  стенды,
брошюры, тренинги и т. п.).
     10. Отсутствие  воздействия  неблагоприятных  для  здоровья детей
факторов:
     - экологических  (наличие  программы  чистой  воды,  экологически
чистого питания,  аэроклиматических установок, отсутствие патогенности
воздушной среды);
     - антропогенных и техногенных (отсутствие электромагнитных  полей
и т. п.).
     11. Эффективность   работы   образовательного    учреждения    по
сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
     - обоснованные    показатели    динамики    улучшения    здоровья
обучающихся;
     - уменьшение  количества  поведенческих   рисков,   опасных   для
здоровья (курение, алкоголь, наркотики);
     - удовлетворенность   школой   детей,   родителей   и   педагогов
комплексностью  и  системностью  работы  по  сохранению  и  укреплению
здоровья.

                   НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

     Победителям присваивается звание Лауреата Всероссийского конкурса
"Школа  -  территория здоровья" с вручением комплекта оздоровительного
оборудования.
     Отдельными дипломами   будут  награждены  10  органов  управления
образованием субъектов Российской  Федерации,  представившие  наиболее
качественные материалы.
     Дополнительную информацию можно получить по  телефонам:  8  (095)
928-5926,   Сырчина   Галина   Александровна,  заместитель  начальника
Управления специального  образования;  8  (095)  923-3515,  Дементьева
Елена Геннадиевна, ведущий специалист отдела практической психологии и
охраны здоровья детей Управления специального образования.

Начальник Управления
специального образования
                                                       Т. В. Волосовец