ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
                  О ЗАВЕРШЕНИИ РАСЧЕТОВ ПО СТРАХОВЫМ
           ВЗНОСАМ В ПФР И ДРУГИМ ПЛАТЕЖАМ С ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ,
          ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ УПЛАТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ С ДОХОДОВ

                                ПИСЬМО

                          ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
 
                           23 марта 2001 г.
                           N КА-16-27/2435

                                 (Д)
 

     В связи с поступающими запросами  региональных  отделений  ПФР  в
отношении  завершения  расчетов  с  индивидуальными предпринимателями,
занимающимися частной  практикой  нотариусами,  частными  детективами,
родовыми,  семейными  общинами  коренных малочисленных народов Севера,
занимающимися традиционными отраслями хозяйствования (далее - общины),
и   крестьянскими   (фермерскими)   хозяйствами  (далее  -  хозяйства)
Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает.
     В целях   реализации   пункта   10   распоряжения   Правительства
Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р разработан и  находится  в
настоящее  время  в  стадии  согласования  проект  Порядка  завершения
расчетов по страховым взносам  и  другим  платежам  в  государственные
социальные  внебюджетные  фонды плательщиков,  названных в этом пункте
распоряжения (далее - Порядок).
     После подписания  указанный Порядок будет доведен до региональных
отделений ПФР для применения.
     Данным Порядком  предусмотрены  более  поздние  сроки  завершения
расчетов с указанными категориями плательщиков по доходам,  полученным
(рассчитанным) в 2000 г., и передачи актов сверки (до 25 марта 2001 г.
- по индивидуальным предпринимателям, работающим по патенту, до 15 мая
2001  г.  -  по  общинам  и  хозяйствам,  до 15 сентября 2001 г.  - по
категориям   плательщиков,   декларирующих   доходы    (индивидуальным
предпринимателям,   частным   нотариусам,  частным  детективам)).  При
осуществлении плательщиком в 2000 году одновременно  нескольких  видов
деятельности    (по   ранее   принятой   системе   налогообложения   -
декларирование доходов и по упрощенной системе налогообложения,  учета
и  отчетности  - приобретение патента) и ведении уполномоченным одного
лицевого счета плательщика акты сверки передаются до 15 сентября  2001
г.  Вместе  с  тем  в  случае если плательщик до 2000 г.  декларировал
доходы и у него имеется недоимка за  прошлые  периоды,  а  в  2000  г.
осуществлял  деятельность  по  патенту,  то  передача сведений по нему
может быть  произведена  до  25  марта  2001  г.  В  данном  случае  в
зависимости   от   количества   его  лицевых  счетов  (один  или  два)
составляется соответствующее количество актов сверки.
     Реестры данных  лицевых счетов по указанным в абзаце 1 настоящего
письма плательщикам  не  составляются  и  не  передаются  в  налоговые
органы.
     Составлению актов сверки предшествует  сверка  расчетов,  которая
проводится  в присутствии плательщика и при представлении им сведений,
необходимых для уточнения  расчетов  (о  доходах,  стоимости  патента,
выплатах,   начисленных  в  пользу  членов  общин  и  хозяйств,  копии
платежных документов за  период  с  даты  закрытия  транзитных  счетов
органов   ПФР   (после  15.01.2001)  до  установленных  сроков  уплаты
(01.04.2001, 15.07.2001) и других сведений).
     Суммы страховых   взносов,   пеней   и   штрафов,   доначисленные
(начисленные)  по  результатам  сверок,  оформляются  в   виде   актов
камеральных проверок.   Одновременно   с   актом   сверки  оформляется
требование об уплате  страховых  взносов  (письмо  ПФР  от  09.02.2001
N МЗ-16-25/1137).
     При начислении пеней следует иметь в виду, что они начисляются за
несвоевременную   уплату   авансовых   платежей   (при   условии,  что
плательщику своевременно направлялось уведомление о  суммах  авансовых
платежей и о сроках их уплаты). В дальнейшем при перерасчете страховых
взносов  по  фактическому  доходу  начисленная  сумма  пеней  подлежит
перерасчету  применительно  к  сумме  страховых взносов,  рассчитанной
исходя  из  фактического  дохода.  Если   сумма   страховых   взносов,
рассчитанная   из   фактического  дохода,  превышает  сумму  авансовых
платежей,  то перерасчет пеней в сторону увеличения не осуществляется.
Если сумма страховых взносов меньше суммы авансовых платежей,  то пени
пересчитываются в  сторону  уменьшения.  При  отсутствии  фактического
дохода (по итогам декларирования - "нулевой" доход) пени,  начисленные
за   несвоевременную   уплату    авансовых    платежей,    обнуляются.
Вышеназванный перерасчет пеней оформляется актом камеральной проверки.
В последнем случае - со знаком минус.
     Пени начисляются   до   15.01.2001   (письмо  ПФР  от  26.12.2000
N КА-16-25/11329).
     По итогам  сверки расчетов составляются акты сверки установленной
формы, подлежащие передаче в налоговые органы. Акты сверки оформляются
по состоянию на 1 января 2001 г.  - по предпринимателям, работающим по
патенту,  на 1 апреля 2001 г.  - по общинам и хозяйствам,  на 15  июля
2001 г. - по декларирующим доходы категориям плательщиков.
     При определении сальдового остатка,  указываемого в пункте 2 акта
сверки,  учитываются  платежи,  поступившие  на  счета органов ПФР с 1
января 2001 г. до момента их закрытия, а также платежи, поступившие на
счета,  открытые в органах федерального казначейства (до 1 апреля 2001
г.  - от общин и хозяйств и до 15 июля 2001 г.  - от предпринимателей,
нотариусов и детективов).
     Помимо сальдовых остатков по состоянию на вышеназванные  даты,  в
пункте 2 акта сверки после данных о страховых взносах, пенях и штрафах
необходимо дополнительно  указывать  состояние  расчетов  плательщиков
взносов  с  ПФР  с  учетом  всех  поступлений на счета ПФР до закрытия
транзитных счетов органов ПФР (сальдовые остатки  по  состоянию  на  1
января 2001 г. с учетом платежей, поступивших на счета органов ПФР с 1
января 2001 г.  до момента их закрытия),  а  также  отдельно  привести
данные  о  начисленных  страховых  взносах  за  2000  год.  Сведения о
платежах,  произведенных плательщиками с 1  января  2001  г.  по  дату
закрытия   транзитных   счетов  органов  ПФР  указываются  в  справке,
прилагаемой к акту сверки (письмо ПФР от 05.02.2001 N 16-27/1001).
     При наличии в актах сверки недоимки (излишне уплаченных страховых
взносов) плательщиков при передаче им акта сверки следует поставить  в
известность,  что  взыскание  (возврат  излишне  уплаченных  страховых
взносов) будет осуществляться налоговыми органами.
     Акты сверки  составляются  отдельно по плательщикам,  подписавшим
акты и не имеющим разногласий по сальдовым остаткам,  по плательщикам,
отказавшимся  от  подписания  актов  из-за  имеющихся  разногласий  по
сальдовым остаткам, по плательщикам, с которыми не осуществлена сверка
расчетов,   в  связи  с  невозможностью  ее  проведения  из-за  неявки
плательщика.
     Порядок оформления  актов  сверки  и  сопроводительных описей,  а
также  их  комплектование  (по  кодам  ИМНС,  ИНН  плательщика,  кодам
территориальных   органов   ПФР)   и   передача   в  налоговые  органы
регламентируются письмом ПФР от 09.02.2001 N МЗ-16-25/1137.
     Дополнительно сообщаем,  что  к  актам,  составленным  без сверки
расчетов из-за неявки  плательщика,  прилагается  справка,  в  которой
помимо  мер,  примененных  уполномоченными  к  плательщику с целью его
розыска и взыскания недоимки,  пеней  и  штрафов,  и  даты  последнего
платежа  отражаются  также информация об отсутствии сведений о доходах
(стоимости патента,  выплатах) и  периоды,  за  которые  эти  сведения
отсутствуют.
     Порядком также   предусмотрено   оказание   налоговыми   органами
содействия  органам  государственных  социальных внебюджетных фондов в
части  получения  сведений,  необходимых  для  уточнения  расчетов  по
платежам  в  фонды,  и принятие совместно с фондами мер по привлечению
плательщиков для проведения сверки расчетов по страховым взносам.
     До передачи налоговым органам актов сверки по каждому плательщику
региональным органам ПФР необходимо завершить работу по снятию с учета
в  органах ПФР и списанию задолженности по средствам ПФР вышеназванных
плательщиков,   прекративших    деятельность    (ликвидированных)    в
установленном законодательством порядке.  Вместе с тем,  учитывая, что
периоды   трудовой   деятельности   индивидуальных    предпринимателей
включаются  в трудовой стаж лишь при условии уплаты страховых взносов,
следует   поставить   плательщиков   в   известность   о   возможности
добровольного погашения ими имеющейся задолженности.
     При наличии у данных плательщиков переплаты по страховым  взносам
излишне уплаченные суммы подлежат возврату в порядке,  предусмотренном
Налоговым  кодексом  Российской  Федерации.   Возврат   этих   средств
осуществляется  с  консолидированных  счетов  органов ПФР по заявлению
плательщика и представлению службы уполномоченных.
     Доводим до  сведения,  что в соответствии с договоренностью с МНС
России  по   плательщикам,   снятым   с   государственного   учета   в
установленном  порядке до 1 января 2001 г.,  акты сверки не передаются
(письмо МНС России от 28.02.2001 N ШС-6-07/175@).
     Следует также   выявить   плательщиков,  по  которым  отсутствуют
сведения,  необходимые для расчета страховых  взносов  (о  доходах,  о
стоимости  патента,  о  выплатах в денежной и (или) натуральной форме,
начисленных в пользу членов общин  и  хозяйств),  и  оповестить  их  о
необходимости представления в органы ПФР по месту регистрации сведений
о стоимости патента,  о выплатах в денежной и (или) натуральной форме,
начисленных в пользу членов общин и хозяйств,  о доходах, полученных в
2000 году.
     При непредставлении  плательщиком  необходимой информации следует
сформировать и направить в налоговые органы  списки  плательщиков,  по
которым  отсутствуют сведения о доходах (стоимости патента,  выплатах,
начисленных в пользу членов общин и хозяйств), необходимые для расчета
страховых  взносов в ПФР,  а также данные,  подлежащие внесению в акты
сверки (ИНН, ИМНС и т.д.).
     Представленные плательщиком   (налоговыми  органами)  сведения  о
доходах  (стоимости  патента,  выплатах)  вводятся  в  групповом  либо
индивидуальном   режиме  в  лицевые  счета  плательщиков  в  ПТК  "АРМ
уполномоченного" за соответствующие годы для осуществления расчетов по
страховым взносам, а при необходимости - по пеням и штрафам.
     Лицевые счета плательщиков за 1997  и  1998  годы  формируются  с
учетом   норм   Постановлений   и  определения  Конституционного  Суда
Российской Федерации от 24 февраля 1998 г.  N 7-П,  от 23 декабря 1999
г.  N 18-П и от 26 ноября 1998 г.  N 144-О. В частности, начисленные с
фактических доходов за 1997 год суммы страховых взносов (лицевые счета
за 1998 год) корректируются относительно сумм, уплаченных до 24.02.98,
а также сумм,  подлежащих зачету в счет будущих  платежей  с  доходов,
полученных  с  01.01.97 по 10.02.97 (с 01.01.97 по 31.12.97 - в случае
если их уплата (взыскание) произведена после 24.02.98).
     Начисленные с  фактического  дохода  за  1998 год суммы страховых
взносов (лицевые счета за 1999 год) корректируются относительно  сумм,
излишне  уплаченных  с  доходов за период с 25.08.98 по 31.12.98.  При
этом начисление,  а  также  уплата  (взыскание)  страховых  взносов  с
доходов  за период с 01.01.98 по 24.08.98,  исчисленных по тарифу 20,6
процента, являются обязательными.
     Указанная корректировка   осуществляется   вне   зависимости   от
обращения плательщика и без его заявления.
     При этом в лицевых счетах за 1998 и 1999 годы фактические доходы,
полученные в 1997 и 1998 гг., указываются полностью.
     Лицевые счета плательщиков,  которые признаны инвалидами I,  II и
III групп и которым назначены пенсии (по старости,  по инвалидности) в
течение  1999  и  2000 годов,  в части начисленных и подлежащих уплате
сумм страховых взносов формируются с  учетом  доходов,  полученных  до
признания  их  инвалидами,  а  плательщиков,  освобожденных  от уплаты
страховых взносов в  соответствии  с  Постановлением  Конституционного
Суда  Российской  Федерации от 23 декабря 1999 г.  N 18-П,  - с учетом
доходов,  полученных  до  23  декабря  1999  года.  При  этом  доходы,
полученные в течение года, указываются в полном объеме.
     Уточнение сальдовых остатков крестьянских хозяйств по итогам 2000
года  и  формирование  их  лицевых  счетов осуществляется на основании
подписанных главами хозяйств и представляемых  в  органы  ПФР  справок
произвольной формы с указанием в них общей суммы выплат, начисленных в
пользу членов хозяйств, включая глав, а также копий учетных регистров,
рекомендованных для  ведения  в  крестьянском  хозяйстве:  Книга учета
труда (форма  N  3-кх)  и  Ведомость  финансовых  результатов   (форма
N 5-кх).
     Для расчета страховых взносов используются данные раздела 2 "Учет
оплаты  труда"  формы  N  3-кх,  в  котором  отражаются,  в частности,
авансовые выплаты членам хозяйств,  производимые  в  течение  года,  а
также  данные  строки  19  формы  N  5-кх,  в которой отражается доход
(использовано  на  потребление)  членов  крестьянского   (фермерского)
хозяйства.  При условии, что в строке 19 не учтена оплата труда членов
крестьянского  (фермерского)  хозяйства,  отнесенная  на   переработку
сельскохозяйственной    продукции,    для    уточнения   общей   суммы
произведенных выплат используются, помимо этого, данные строки 9 формы
N 5-кх.
     Актуализация лицевых   счетов   в   ПТК   "АРМ   уполномоченного"
осуществляется   по   состоянию   на   31   декабря   2000  г.  -  для
предпринимателей,  работающих по патенту; 1 апреля 2001 г. - для общин
и  хозяйств;  15  июля  2001 г.  - для предпринимателей,  нотариусов и
детективов.
     Данные о  платежах,  поступивших  на  счета,  открытые  в органах
федерального казначейства, за период с даты закрытия транзитных счетов
органов   ПФР  до  1  апреля  2001  г.  (15  июля  2001  г.)  вводятся
уполномоченными в лицевые счета в ручном режиме.
     Сальдовые остатки определяются:  для предпринимателей, работающих
по патенту,  - по данным строки "Остаток задолженности на  31/12/2000"
из лицевого счета плательщика; для общин и хозяйств - по данным строки
"Остаток задолженности на 01/04/2001" из лицевого  счета  плательщика;
для  предпринимателей,  нотариусов  и  детективов  -  по данным строки
"Остаток задолженности на 15/07/2001" из лицевого счета плательщика.
     Следует иметь   в  виду,  что  налогоплательщики,  осуществляющие
деятельность в течение предшествующих лет и  не  зарегистрированные  в
органах  ПФР  в  качестве  плательщиков  страховых  взносов,  в случае
обращения по этому поводу не подлежат регистрации  в  органах  ПФР  по
обязательствам  прошлых  лет.  Взаиморасчеты  по  страховым взносам за
прошлые периоды эти плательщики  будут  осуществлять  через  налоговые
органы.  Вместе  с  тем  указанные  лица могут быть зарегистрированы в
органах ПФР в качестве страхователей, представляющих в Пенсионный фонд
Российской  Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от
1 апреля 1996 г.  N  27-ФЗ  "Об  индивидуальном  (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного страхования".

Первый заместитель
Председателя Правления
Пенсионного фонда РФ
                                                           А.В. КУРТИН
23 марта 2001 г.
N КА-16-27/2435
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru