ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
6 февраля 2001 г.
N 03-07-28/25
(ФГ 01-7)
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими
многочисленными запросами разъясняет.
В соответствии со ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации
срок уплаты налога или сбора, а также пени может быть изменен в
отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части (части
начисленной суммы, а не части налога, подлежащей зачислению в бюджет)
с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока
уплаты оформляется в форме отсрочки (рассрочки).
Вместе с тем положения ст. 63 Кодекса устанавливают, что, "если
законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление
федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты
такого налога и сбора в части сумм, подлежащих уплате в федеральный
бюджет изменяется на основании решения Министерства финансов
Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта
Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения
соответствующего финансового органа".
При этом необходимо отметить, что в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате
налога или сбора, т.е. исчислить и перечислить в бюджеты разного
уровня только те федеральные налоги или сборы, по которым установлены
ставки: налог на прибыль, налог на игорный бизнес, единый налог,
взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Следовательно, полномочия субъекта Российской Федерации на
предоставление отсрочек, рассрочек и налогового кредита в части сумм,
подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации,
распространяются только на вышеперечисленные налоги.
В соответствии со ст. 56, 167 и 245 Бюджетного кодекса Российской
Федерации федеральное казначейство несет ответственность за
правильность исполнения федерального бюджета, которое включает
распределение в установленных размерах в соответствии с утвержденным
федеральным бюджетом доходов от уплаты федеральных регулирующих
налогов и сборов.
Органы федерального казначейства (а не налогоплательщик или
налоговый орган) распределяют доходы от уплаты федеральных налогов и
сборов в порядке межбюджетного регулирования в разные уровни бюджетов
в соответствии с нормативами отчислений, установленными Федеральным
законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и в
соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов
федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов
между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,
утвержденной приказом Минфина России от 14.12.99 г. N 91н,
зарегистрированной в Минюсте России 22.12.99 г. регистрационный номер
2022, по общей сумме дохода от уплаты налога или сбора, а не по
конкретному налогоплательщику.
В части учета налоговыми органами регулирующих налогов и сборов в
лицевой карточке налогоплательщика следует отметить, что с 1 января
2001 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
от 18.11.2000 г. N МК-П13-31004 налоговые органы обязаны вести
консолидированный лицевой счет налогоплательщика по каждому
федеральному регулирующему налогу или сбору в целом.
По вопросу распределения недоимки по федеральным налогам и
сборам, поступающей в текущем финансовом году в бюджетную систему
Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации
разъясняет следующее.
Понятия "налоги", "сборы", "недоимка" относятся к сфере
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В бюджетном
законодательстве Российской Федерации налоги и сборы трансформируются
в источники доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы
Российской Федерации, которые подробно регулируются различными
нормативными правовыми актами.
Регулирующие доходы в целях сбалансирования доходов и расходов
поступают в соответствующие бюджеты в виде процентных отчислений от
уплаты налогов и сборов по нормативам, утвержденным в установленном
порядке на соответствующий финансовый год. При этом недоимка как сумма
налога или сбора, не уплаченная налогоплательщиком и не поступившая в
бюджетную систему Российской Федерации в установленный срок, в
бюджетном законодательстве обезличена.
Причем все нормы федерального закона о федеральном бюджете на
соответствующий год применяются в период действия самого закона.
Именно ограничение во времени действия закона о бюджете на очередной
финансовый год отличает его от других законодательных актов (например,
законодательства о налогах и сборах).
Кроме того, кассовый принцип исполнения бюджета предусматривает
четкое исполнение норм закона о бюджете на очередной финансовый год
применительно к операциям, которые отражаются по счетам федерального
бюджета в конкретный отчетный период, равный бюджетному периоду.
Учитывая вышеизложенное, с момента вступления в силу федерального
закона о федеральном бюджете на конкретный финансовый год по всем
поступающим в бюджетную систему Российской Федерации платежам
необходимо применять при их распределении в разные уровни бюджетов
нормативы отчислений, утвержденные на этот конкретный год, независимо
от периода начисления этих платежей.
В случаях принятия органами государственной власти субъектов
Российской Федерации решений, приводящих к нарушению порядка
зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты федеральных налогов
и сборов и иных доходов, а также иным образом нарушающих положения
бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, Правительству Российской
Федерации предоставлено право применять санкции к субъектам Российской
Федерации в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2001 год".
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
Т. НЕСТЕРЕНКО
6 февраля 2001 г.
N 03-07-28/25
|