ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 6 февраля 2001 г. N 03-07-28/25 (ФГ 01-7) Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими многочисленными запросами разъясняет. В соответствии со ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога или сбора, а также пени может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части (части начисленной суммы, а не части налога, подлежащей зачислению в бюджет) с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока уплаты оформляется в форме отсрочки (рассрочки). Вместе с тем положения ст. 63 Кодекса устанавливают, что, "если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет изменяется на основании решения Министерства финансов Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа". При этом необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога или сбора, т.е. исчислить и перечислить в бюджеты разного уровня только те федеральные налоги или сборы, по которым установлены ставки: налог на прибыль, налог на игорный бизнес, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Следовательно, полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление отсрочек, рассрочек и налогового кредита в части сумм, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, распространяются только на вышеперечисленные налоги. В соответствии со ст. 56, 167 и 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, которое включает распределение в установленных размерах в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом доходов от уплаты федеральных регулирующих налогов и сборов. Органы федерального казначейства (а не налогоплательщик или налоговый орган) распределяют доходы от уплаты федеральных налогов и сборов в порядке межбюджетного регулирования в разные уровни бюджетов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14.12.99 г. N 91н, зарегистрированной в Минюсте России 22.12.99 г. регистрационный номер 2022, по общей сумме дохода от уплаты налога или сбора, а не по конкретному налогоплательщику. В части учета налоговыми органами регулирующих налогов и сборов в лицевой карточке налогоплательщика следует отметить, что с 1 января 2001 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.11.2000 г. N МК-П13-31004 налоговые органы обязаны вести консолидированный лицевой счет налогоплательщика по каждому федеральному регулирующему налогу или сбору в целом. По вопросу распределения недоимки по федеральным налогам и сборам, поступающей в текущем финансовом году в бюджетную систему Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации разъясняет следующее. Понятия "налоги", "сборы", "недоимка" относятся к сфере законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В бюджетном законодательстве Российской Федерации налоги и сборы трансформируются в источники доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, которые подробно регулируются различными нормативными правовыми актами. Регулирующие доходы в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующие бюджеты в виде процентных отчислений от уплаты налогов и сборов по нормативам, утвержденным в установленном порядке на соответствующий финансовый год. При этом недоимка как сумма налога или сбора, не уплаченная налогоплательщиком и не поступившая в бюджетную систему Российской Федерации в установленный срок, в бюджетном законодательстве обезличена. Причем все нормы федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год применяются в период действия самого закона. Именно ограничение во времени действия закона о бюджете на очередной финансовый год отличает его от других законодательных актов (например, законодательства о налогах и сборах). Кроме того, кассовый принцип исполнения бюджета предусматривает четкое исполнение норм закона о бюджете на очередной финансовый год применительно к операциям, которые отражаются по счетам федерального бюджета в конкретный отчетный период, равный бюджетному периоду. Учитывая вышеизложенное, с момента вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на конкретный финансовый год по всем поступающим в бюджетную систему Российской Федерации платежам необходимо применять при их распределении в разные уровни бюджетов нормативы отчислений, утвержденные на этот конкретный год, независимо от периода начисления этих платежей. В случаях принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, приводящих к нарушению порядка зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов и иных доходов, а также иным образом нарушающих положения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Правительству Российской Федерации предоставлено право применять санкции к субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год". Заместитель министра финансов Российской Федерации Т. НЕСТЕРЕНКО 6 февраля 2001 г. N 03-07-28/25 |