ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 24 июля 2003 г. N 15-52-522/15-01-21 (НЦПИ) Во исполнение п.3 приказа Министерства образования Российской Федерации от 11 июня 2003 года N 2501 "О мерах по предупреждению распространения тяжелого острого респираторного синдрома на территории Российской Федерации" Департамент по молодежной политике направляет для сведения и руководства в работе Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде, разработанные Центром образования и здоровья Министерства образования Российской Федерации и Институтом возрастной физиологии Российской академии образования. Руководитель Департамента Г.В. Куприянова 24 июля 2003 г. N 15-52-522/15-01-21 Приложение Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде Анализ методических подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях в 97 регионах России свидетельствует о следующем: - задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждения, что, несомненно, является положительным актом; - различные (отдельные) формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются в подавляющем большинстве (78%) образовательных учреждений; - в большинстве образовательных учреждений используются малодейственные формы работы по охране и укреплению здоровья, такие, как лекции и беседы, причем эта форма работы преобладает вне зависимости от возраста учащихся (и в младших, и в старших классах); - в то же время в ряде образовательных учреждений (около 20%) уже накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья. При этом формы и методы такой работы варьируют в зависимости от штата специалистов, занимающихся этой работой, инфраструктуры и оснащенности образовательного учреждения необходимым и дополнительным оборудованием, выбора методологии и принципов работы; - в ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия. При настоятельной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям (варианты медицинских центров в школах, медицинских кабинетов и поликлиник в школах) остается неиспользованным оздоровительный (здоровьесберегающий) потенциал образовательного учреждения. Нередко медицинские мероприятия используются как вариант снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса. Практически во всех регионах разрабатываются авторские программы, которые можно объединять в группу программ "Образование и здоровье". Эти программы, как правило, включают один или несколько разделов (блоков): - рациональную организацию (нормализацию) учебного процесса, способствующую дифференциации и индивидуализации обучения (этот раздел, как правило, декларируется, но практически не реализуется); - внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, "круглых столов", семинаров); - работа с детьми во внеурочное время (Дни здоровья, оздоровительные лагеря и т.п.); - организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, повышение двигательной активности - динамические паузы, часы активного отдыха и т.п.); - внедрение оздоровительных процедур в организацию оздоровительных мероприятий. Однако эффективность этих программ не очень высока, и это определяется прежде всего тем, что системно и регулярно эта работа ведется лишь в 20% школ. При организации этой работы основные школьные факторы риска - нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методов и методик обучения и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы остаются практически без внимания. Анализ инфраструктуры и оснащенности современных российских школ, обеспеченность специалистами, а также анализ заболеваемости и ее динамики в течение учебного года, организация учебного процесса, режима учебной и внеучебной нагрузки позволили разработать базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях. Считаем, что формулировка "комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья" в большей мере соответствует содержанию и методам такой работы, чем "здоровьесберегающие технологии". В каждом образовательном учреждении базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения. Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих блоков. I блок - здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Блок включает: - состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами; - оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; - наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; - эналичие и необходимое оснащение школьной столовой; - организация качественного питания; - необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т. п.). Результаты анализа инфраструктуры школ показали: - Лишь 48,3% школ соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям. При этом неудовлетворительные условия обучения, требующие срочного изменения ситуации, выявлены в 6,5% школ. - 96,8% школ имеют хорошо оборудованные школьные столовые, что обеспечивает возможность организации полноценного и регулярного питания. - Возможность дополнительной организации питания имеют около 13% школ (подсобные хозяйства, шефская помощь). II блок - рациональной организации учебного процесса. Блок включает: - соблюдение гигиенических норм и требований к организации, объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения; - использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся; - строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); - индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах. Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что 20% из них ведут комплексную системную работу. В остальных учреждениях это, как правило, профилактическая работа с учащимися и родителями (более 89% учреждений), специальная оздоровительная работа (3-7%), разработка и реализация обучающих программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (до 30%). Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Такое взаимодействие необходимо для объективной и качественной оценки состояния здоровья школьников и соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса. |