ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 24.07.03 15-52-522/15-01-

          ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ
            КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ
             ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           24 июля 2003 г.
                         N 15-52-522/15-01-21

                                (НЦПИ)


     Во исполнение п.3  приказа  Министерства  образования  Российской
Федерации  от  11  июня  2003  года  N 2501 "О мерах по предупреждению
распространения тяжелого острого респираторного синдрома на территории
Российской  Федерации"  Департамент  по молодежной политике направляет
для сведения и  руководства  в  работе  Практические  рекомендации  по
организации  системной  комплексной  работы по сохранению и укреплению
здоровья подростков в  образовательной  среде,  разработанные  Центром
образования и здоровья Министерства образования Российской Федерации и
Институтом возрастной физиологии Российской академии образования.
     
Руководитель Департамента
                                                       Г.В. Куприянова
24 июля 2003 г.
N 15-52-522/15-01-21


                                                            Приложение

          Практические рекомендации по организации системной
        комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья
                  подростков в образовательной среде
     
     Анализ методических  подходов,   форм   и   методов   организации
системной  работы  по  сохранению и укреплению здоровья,  формированию
ценности  здоровья  и  здорового  образа   жизни   в   образовательных
учреждениях в 97 регионах России свидетельствует о следующем:
     - задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в
качестве одной из ведущих задач учреждения,  что, несомненно, является
положительным актом;
     - различные  (отдельные)  формы работы по сохранению и укреплению
здоровья  школьников  используются  в  подавляющем  большинстве  (78%)
образовательных учреждений;
     - в   большинстве   образовательных    учреждений    используются
малодейственные  формы работы по охране и укреплению здоровья,  такие,
как  лекции  и  беседы,  причем  эта  форма  работы  преобладает   вне
зависимости от возраста учащихся (и в младших, и в старших классах);
     - в то же время в ряде образовательных учреждений (около 20%) уже
накоплен  опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья.
При этом формы и методы такой работы варьируют в зависимости от  штата
специалистов, занимающихся этой работой, инфраструктуры и оснащенности
образовательного    учреждения    необходимым     и     дополнительным
оборудованием, выбора методологии и принципов работы;
     - в ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и
укреплению    здоровья    переносится   в   медицинскую   диагностику,
оздоровительные физиотерапевтические и  другие  лечебные  мероприятия.
При  настоятельной  ценности  и  важности  этих  вариантов медицинской
помощи детям  (варианты  медицинских  центров  в  школах,  медицинских
кабинетов   и   поликлиник   в   школах)   остается   неиспользованным
оздоровительный   (здоровьесберегающий)   потенциал   образовательного
учреждения.
     Нередко медицинские мероприятия используются как вариант снижения
отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса.
     Практически во всех регионах разрабатываются авторские программы,
которые  можно  объединять в группу программ "Образование и здоровье".
Эти программы,  как правило,  включают  один  или  несколько  разделов
(блоков):
     - рациональную  организацию  (нормализацию)  учебного   процесса,
способствующую   дифференциации   и  индивидуализации  обучения  (этот
раздел, как правило, декларируется, но практически не реализуется);
     - внедрение обучающих программ (уроков здоровья,  циклов занятий,
лекций, "круглых столов", семинаров);
     - работа   с   детьми   во   внеурочное   время   (Дни  здоровья,
оздоровительные лагеря и т.п.);
     - организация  и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы,
повышение двигательной активности - динамические паузы, часы активного
отдыха и т.п.);
     - внедрение    оздоровительных     процедур     в     организацию
оздоровительных мероприятий.
     Однако эффективность  этих  программ  не  очень  высока,  и   это
определяется  прежде  всего  тем,  что системно и регулярно эта работа
ведется лишь в 20% школ. При организации этой работы основные школьные
факторы   риска   -   нерациональная  организация  учебного  процесса,
несоответствие методов  и  методик  обучения  и  низкая  эффективность
физкультурно-оздоровительной работы остаются практически без внимания.
     Анализ инфраструктуры и оснащенности современных российских школ,
обеспеченность  специалистами,  а  также  анализ  заболеваемости  и ее
динамики в  течение  учебного  года,  организация  учебного  процесса,
режима  учебной  и  внеучебной  нагрузки позволили разработать базовую
модель  системной  комплексной  работы  по  сохранению  и   укреплению
здоровья  в  образовательных  учреждениях.  Считаем,  что формулировка
"комплексная работа по сохранению и  укреплению  здоровья"  в  большей
мере   соответствует   содержанию   и   методам   такой   работы,  чем
"здоровьесберегающие технологии".
     В каждом  образовательном  учреждении  базовая  модель может быть
трансформирована  в  зависимости   от   актуальных   задач,   условий,
потребностей и возможностей данного учреждения.
     Базовая модель  системной  комплексной  работы  по  сохранению  и
укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих
блоков.
     I блок   -  здоровьесберегающей  инфраструктуры  образовательного
учреждения. Блок включает:
     - состояние  и содержание здания и помещений школы в соответствии
с гигиеническими нормативами;
     - оснащенность   кабинетов   физкультурного  зала,  спортплощадок
необходимым оборудованием и инвентарем;
     - наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
     - эналичие и необходимое оснащение школьной столовой;
     - организация качественного питания;
     - необходимый   (в   расчете   на    количество    учащихся)    и
квалифицированный   состав   специалистов,   обеспечивающих  работу  с
учащимися  (медицинские  работники,   учителя   физической   культуры,
психологи, логопеды и т. п.).
     Результаты анализа инфраструктуры школ показали:
     - Лишь  48,3%  школ  соответствуют  всем  санитарно-гигиеническим
требованиям. При этом неудовлетворительные условия обучения, требующие
срочного изменения ситуации, выявлены в 6,5% школ.
     - 96,8%  школ имеют хорошо оборудованные школьные  столовые,  что
обеспечивает   возможность   организации  полноценного  и  регулярного
питания.
     - Возможность  дополнительной организации питания имеют около 13%
школ (подсобные хозяйства, шефская помощь).
     II блок   -  рациональной  организации  учебного  процесса.  Блок
включает:
     - соблюдение  гигиенических  норм  и  требований  к  организации,
объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
     - использование методов и методик обучения, адекватных возрастным
возможностям и особенностям учащихся;
     - строгое  соблюдение всех требований к использованию технических
средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
     - индивидуализация  обучения  (учет  индивидуальных  особенностей
развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.
     Реализация этого  блока  создаст  условия  для снятия перегрузки,
нормального  чередования  труда  и  отдыха,   повышает   эффективность
учебного   процесса,   снимая   при   этом  чрезмерное  функциональное
напряжение и утомление.
     Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования
показал,  что  20%  из  них  ведут  комплексную  системную  работу.  В
остальных  учреждениях  это,  как  правило,  профилактическая работа с
учащимися   и   родителями   (более   89%   учреждений),   специальная
оздоровительная  работа  (3-7%),  разработка  и  реализация  обучающих
программ формирования ценности здоровья и здорового образа  жизни  (до
30%).  Следует  признать  чрезвычайно  важной  и  полезной координацию
работы учреждений образования и здравоохранения.  Такое взаимодействие
необходимо  для  объективной  и качественной оценки состояния здоровья
школьников   и   соблюдения   санитарно-гигиенических   требований   к
организации учебного процесса.