1. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРЕДЕЛЬНЫХ СУММ РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЗА ТОВАРНО- МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ И ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ, СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ХРАНЕНИЯ СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, А РАВНО НАКОПЛЕНИЯ В КАССЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННЫХ ЛИМИТОВ? 2. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, А ТАКЖЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И НАЛАГАТЬ ШТРАФЫ ПО УКАЗАННЫМ СОСТАВАМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ? 3. КАКОВ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ОБНАРУЖИВШИХ УКАЗАННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ? 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОПРИХОДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ ЗА ПРОШЕДШИЕ РАБОЧИЕ ДНИ НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ, ВЫРАЗИВШИМСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ (НЕПОЛНОМ ОПРИХОДОВАНИИ) В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ? 5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕОПРИХОДОВАНИЕ (НЕПОЛНОЕ ОПРИХОДОВАНИЕ) В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ ДЛЯЩИМСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 18 декабря 2003 г. N 11-24/69763 (Д) 1. В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право в том числе осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы в том числе осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Закона, осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Однако в соответствии с п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 N 14-П, утвержденного Советом директоров Банка России (протокол от 19.12.97 N 47) (далее - Положение), учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с Рекомендациями, изложенными в приложении 7 к Положению. Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами. В соответствии с приложением 7 "Рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью" к Положению круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов. Таким образом, налоговые органы не вправе проводить проверки предприятий, учреждений и организаций по вопросам соблюдения юридическими лицами установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарноматериальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, соблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопления в кассе наличных денег в пределах установленных лимитов. 2. В соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии с частью 1 ст. 23.5 Кодекса налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 15.1 КоАП. В соответствии со ст. 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, налоговые органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать штрафы по сведениям, представляемым банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, выразившихся в превышении юридическим лицом установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. 3. При обнаружении в ходе проведения проверок налоговыми органами административного правонарушения, выразившегося в превышении юридическим лицом установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, необходимо уведомить соответствующее учреждение банка с целью проведения последним проверки организации в соответствии с Положением. 4. В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" Совет Министров и Правительство Российской Федерации поручили Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок совместно с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин. Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104, предусмотрено, что при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен: - подготовить денежную выручку и другие платежные документы; - составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка). Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в книгу кассираоперациониста. По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиромоперационистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации. Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок), также предусмотрено, что все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Согласно п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Однако организацией за одни дни допущено неполное оприходование в кассу денежной наличности, а за другие дни оприходование в кассу денежной наличности совершено через несколько месяцев, то есть допущено неоприходование в кассу денежной наличности в дни, за которые фактически данная наличность поступила. Таким образом, организацией допущено нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. Согласно ст. 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 5. В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с частью 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Неполное оприходование в кассу денежной наличности не является длящимся правонарушением. Из представленных документов следует, что административное правонарушение (нарушение порядка работы с денежной наличностью), выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, совершено 10.11.2002, 05.12.2002, 06.12.2002, 07.12.2002, 08.12.2002, 26.12.2002, 19.02.2003, 19.06.2003. Постановление по делу об административном правонарушении о привлечении организации к административной ответственности вынесено 17.11.2003, то есть по истечении срока, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП. В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев 18 декабря 2003 г. N 11-24/69763 |