1. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРЕДЕЛЬНЫХ СУММ РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЗА ТОВАРНО- МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ВЫ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 18.12.03 11-24/69763

           1. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ
     ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ 
      ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРЕДЕЛЬНЫХ СУММ РАСЧЕТОВ 
       НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЗА ТОВАРНО-
    МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ И ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ, 
   СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ХРАНЕНИЯ СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, А РАВНО 
 НАКОПЛЕНИЯ В КАССЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННЫХ ЛИМИТОВ?
        2. ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ 
   АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, А ТАКЖЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ 
   АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И НАЛАГАТЬ ШТРАФЫ ПО УКАЗАННЫМ 
              СОСТАВАМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ?
      3. КАКОВ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ОБНАРУЖИВШИХ 
              УКАЗАННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ?
      4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОПРИХОДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ 
   НАЛИЧНОСТИ ЗА ПРОШЕДШИЕ РАБОЧИЕ ДНИ НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА РАБОТЫ С 
    ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ, ВЫРАЗИВШИМСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ (НЕПОЛНОМ 
             ОПРИХОДОВАНИИ) В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ?
   5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕОПРИХОДОВАНИЕ (НЕПОЛНОЕ ОПРИХОДОВАНИЕ) В КАССУ 
    ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ ДЛЯЩИМСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ?
     
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          18 декабря 2003 г.
                            N 11-24/69763

                                 (Д)

     
     1. В  соответствии  со  ст.  7  Закона  Российской  Федерации  от
21.03.91  N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым
органам предоставляется право в том  числе  осуществлять  контроль  за
полнотой   учета   выручки   в   организациях   и   у   индивидуальных
предпринимателей,  проверять  документы,   связанные   с   применением
контрольно-кассовой техники,  получать необходимые объяснения, справки
и сведения по вопросам,  возникающим при проведении проверок, налагать
штрафы  на организации,  а также на индивидуальных предпринимателей за
нарушение   требований   законодательства   Российской   Федерации   о
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
     В соответствии с п.  1 ст.  7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"  (далее  -  Закон  N  54-ФЗ)  налоговые  органы  в   том   числе
осуществляют  контроль  за соблюдением организациями и индивидуальными
предпринимателями требований данного Закона,  осуществляют контроль за
полнотой   учета   выручки   в   организациях   и   у   индивидуальных
предпринимателей.
     Однако в соответствии с п.  2.14 Положения о правилах организации
наличного денежного обращения на территории  Российской  Федерации  от
05.01.98   N  14-П,  утвержденного  Советом  директоров  Банка  России
(протокол от 19.12.97 N 47) (далее - Положение),  учреждения банков  в
целях  максимального  привлечения  наличных денег в свои кассы за счет
своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже
одного  раза  в  два  года  проверяют  соблюдение определенного Банком
России  порядка  ведения  кассовых  операций  и  работы   с   денежной
наличностью в соответствии с Рекомендациями,  изложенными в приложении
7 к  Положению.  Материалы  проверок  оформляются  справкой  по  форме
0408026.    При    необходимости    копии   справок   направляются   в
соответствующие органы  Государственной  налоговой  службы  Российской
Федерации    для    принятия   к   предприятиям   мер   финансовой   и
административной ответственности  за  несоблюдение  порядка  работы  с
денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.
     В соответствии с приложением  7  "Рекомендации  по  осуществлению
кредитными  организациями  проверок  соблюдения  предприятиями порядка
работы  с  денежной  наличностью"  к   Положению   круг   предприятий,
подлежащих  проверке,  определяется  руководителем  учреждения банка в
зависимости от объема налично-денежного оборота и  имеющейся  в  банке
информации  о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с
денежной наличностью.  При этом учитывается  также  информация  других
контролирующих органов.
     Таким образом,  налоговые органы  не  вправе  проводить  проверки
предприятий,   учреждений   и   организаций   по  вопросам  соблюдения
юридическими лицами установленных предельных сумм  расчетов  наличными
деньгами  между  юридическими  лицами за товарноматериальные ценности,
выполненные работы и оказанные  услуги,  соблюдения  порядка  хранения
свободных денежных средств,  а равно накопления в кассе наличных денег
в пределах установленных лимитов.
     2. В  соответствии  со  ст.  28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных  правонарушениях  (далее   -   КоАП)   протоколы   об
административных правонарушениях,  предусмотренных КоАП,  составляются
должностными лицами  органов,  уполномоченных  рассматривать  дела  об
административных  правонарушениях  в соответствии с главой 23 КоАП,  в
пределах компетенции соответствующего органа.
     В соответствии  с  частью  1  ст.  23.5  Кодекса налоговые органы
рассматривают    дела     об     административных     правонарушениях,
предусмотренных в том числе ст. 15.1 КоАП.
     В соответствии со  ст.  15.1  КоАП  нарушение  порядка  работы  с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся
в осуществлении расчетов наличными деньгами  с  другими  организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании)
в кассу денежной наличности,  несоблюдении порядка хранения  свободных
денежных  средств,  а  равно в накоплении в кассе наличных денег сверх
установленных лимитов,  влечет наложение административного  штрафа  на
должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров
оплаты  труда;  на  юридических  лиц  -  от  четырехсот   до   пятисот
минимальных размеров оплаты труда.
     Таким образом,  налоговые органы вправе составлять  протоколы  об
административных   правонарушениях,  а  также  рассматривать  дела  об
административных  правонарушениях  и  налагать  штрафы  по  сведениям,
представляемым  банками  и другими органами,  осуществляющими проверки
соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения
кассовых   операций   и   условий   работы   с  денежной  наличностью,
выразившихся в превышении юридическим лицом  установленных  предельных
сумм   расчетов   наличными  деньгами  между  юридическими  лицами  за
товарно-материальные ценности,  выполненные работы и оказанные услуги,
несоблюдении  порядка  хранения свободных денежных средств,  а равно в
накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
     3. При обнаружении в ходе проведения проверок налоговыми органами
административного   правонарушения,   выразившегося    в    превышении
юридическим  лицом  установленных  предельных  сумм расчетов наличными
деньгами между юридическими лицами за  товарно-материальные  ценности,
выполненные  работы и оказанные услуги,  несоблюдении порядка хранения
свободных денежных средств,  а равно в  накоплении  в  кассе  наличных
денег    сверх    установленных    лимитов,    необходимо    уведомить
соответствующее учреждение банка с целью проведения последним проверки
организации в соответствии с Положением.
     4. В  соответствии  со  ст.  4  Закона  N  54-ФЗ   требования   к
контрольно-кассовой     технике,    используемой    организациями    и
индивидуальными предпринимателями,  порядок и условия ее регистрации и
применения определяются Правительством Российской Федерации.
     Пунктом 2  постановления   Совета   Министров   -   Правительства
Российской  Федерации  от  30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по
применению  контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении   денежных
расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том
числе физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых
операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу
специфики  своей  деятельности либо особенностей местонахождения могут
осуществлять   денежные   расчеты   с   населением   без    применения
контрольно-кассовых  машин" Совет Министров и Правительство Российской
Федерации  поручили   Министерству   финансов   Российской   Федерации
разработать   и  утвердить  в  месячный  срок  совместно  с  Комитетом
Российской Федерации по торговле,  Комитетом Российской  Федерации  по
машиностроению,  Комитетом  Российской  Федерации  по  стандартизации,
метрологии  и  сертификации  и  по  согласованию   с   Государственной
налоговой  службой  Российской  Федерации Типовые правила эксплуатации
контрольно-кассовых машин.
     Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом
Министерства   финансов   Российской  Федерации  от  30.08.93  N  104,
предусмотрено,  что  при  закрытии   предприятия   или   по   прибытии
инкассатора,  если  он  по  графику прибывает до закрытия предприятия,
кассир должен:
     - подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
     - составить кассовый отчет и  сдать  выручку  вместе  с  кассовым
отчетом  по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших
предприятиях  с  одной   -   двумя   кассами   кассир   сдает   деньги
непосредственно инкассатору банка).
     Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются  в
книгу кассираоперациониста.
     По показаниям секционных счетчиков (регистров)  на  начало  и  на
конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать
показаниям денежных суммирующих счетчиков  и  контрольной  ленте.  Она
должна  совпадать  с  суммой,  сданной кассиромоперационистом старшему
кассиру  и  уложенной  в  инкассаторскую  сумку   с   итоговым   чеком
контрольно-кассовой машины.
     После снятия показания  счетчиков  (регистров)  либо  распечатки,
определения  и  проверки  фактической  суммы выручки делается запись в
книге  кассира-операциониста  и  скрепляется   подписями   кассира   и
представителя администрации.
     Пунктом 22  Порядка  ведения  кассовых  операций   в   Российской
Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка
России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок),  также  предусмотрено,  что
все  поступления  и  выдача  наличных  денег предприятия учитываются в
кассовой книге.
     Согласно п.  24  Порядка  записи  в  кассовую  книгу производятся
кассиром сразу же после получения или выдачи денег по  каждому  ордеру
или другому заменяющему его документу.  Ежедневно в конце рабочего дня
кассир подсчитывает итоги операций за день,  выводит остаток  денег  в
кассе  на  следующее  число и передает в бухгалтерию в качестве отчета
кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за  день)
с  приходными  и  расходными  кассовыми  документами  под  расписку  в
кассовой книге.
     Однако организацией за одни дни допущено неполное оприходование в
кассу денежной наличности,  а за  другие  дни  оприходование  в  кассу
денежной   наличности  совершено  через  несколько  месяцев,  то  есть
допущено неоприходование в кассу денежной наличности в дни, за которые
фактически данная наличность поступила.
     Таким образом,  организацией допущено нарушение порядка работы  с
денежной   наличностью,   выразившееся   в  неоприходовании  (неполном
оприходовании) в кассу денежной наличности.
     Согласно ст.  15.1  КоАП  нарушение  порядка  работы  с  денежной
наличностью  и  порядка  ведения  кассовых  операций,  выразившееся  в
осуществлении  расчетов  наличными  деньгами  с  другими организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании)
в  кассу денежной наличности,  несоблюдении порядка хранения свободных
денежных средств,  а равно в накоплении в кассе наличных  денег  сверх
установленных  лимитов,  влечет  наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров
оплаты   труда;   на  юридических  лиц  -  от  четырехсот  до  пятисот
минимальных размеров оплаты труда.
     5. В  соответствии с частью 1 ст.  4.5 КоАП постановление по делу
об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении
двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
     В соответствии  с  частью   2   ст.   4.5   КоАП   при   длящемся
административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной
статьи,  начинают исчисляться  со  дня  обнаружения  административного
правонарушения.
     Неполное оприходование в кассу денежной  наличности  не  является
длящимся правонарушением.
     Из представленных  документов   следует,   что   административное
правонарушение  (нарушение  порядка  работы  с  денежной наличностью),
выразившееся  в  неоприходовании  (неполном  оприходовании)  в   кассу
денежной  наличности,  совершено 10.11.2002,  05.12.2002,  06.12.2002,
07.12.2002, 08.12.2002, 26.12.2002, 19.02.2003, 19.06.2003.
     Постановление по   делу   об  административном  правонарушении  о
привлечении организации к  административной  ответственности  вынесено
17.11.2003,  то  есть по истечении срока,  установленного частью 1 ст.
4.5 КоАП.
     В соответствии  с  п.  6  ст.  24.5  КоАП производство по делу об
административном  правонарушении  не  может  быть  начато,  а  начатое
производство  подлежит  прекращению в случае истечения сроков давности
привлечения к административной ответственности.
     
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев
18 декабря 2003 г.
N 11-24/69763