О КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВЫВОЗИМЫХ ТОВАРОВ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 12.05.04 01-06/17021

          О КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВЫВОЗИМЫХ ТОВАРОВ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
     
                            12 мая 2004 г.
                            N 01-06/17021
     
                                 (Д)


     В связи  с  поступающими  от  таможенных  органов  запросами   по
применению Приказа ГТК России от 27.08.97 N 522 "Об утверждении Правил
применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых
с   таможенной   территории   Российской  Федерации"  (зарегистрирован
Минюстом России 08.12.1997,  рег. N 1424) в части проведения временной
(условной)   оценки   товаров,   вывозимых   с  таможенной  территории
Российской  Федерации  (далее  -  вывозимые  товары),  Государственный
таможенный комитет Российской Федерации разъясняет следующее.
     1. Пунктом 2.3 Правил применения порядка  определения  таможенной
стоимости   товаров,  вывозимых  с  таможенной  территории  Российской
Федерации (далее -  Правила),  утвержденных  Приказом  ГТК  России  от
27.08.97   N   522,   установлен   порядок  действий  должностных  лиц
таможенного органа и  декларанта  в  случае,  если  во  внешнеторговом
договоре  (контракте)  отсутствуют  фиксированные цены и отражены лишь
условия определения окончательной цены товара либо если в соответствии
с  условиями  внешнеторгового  договора (контракта) окончательная цена
товара  определяется  по  результатам  его  приемки  по  количеству  и
качеству покупателем. Пунктом 2.3.1 Правил установлено, что таможенное
оформление вывозимых товаров в таких  случаях  производится  с  учетом
временной (условной) оценки.
     В соответствии  с  пунктом  6  статьи  323  Таможенного   кодекса
Российской  Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,
2003,  N 22,  ст.  2066; N 52, ст. 5038, далее - Кодекс), если в сроки
выпуска  товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не
завершена,  выпуск  производится  при   условии   обеспечения   уплаты
таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.
     В соответствии  с  абзацем  четвертым  письма   ГТК   России   от
30.12.2003  N  01-06/50932  "О применении нормативных правовых актов в
таможенном деле с 1 января 2004 г." при  возникновении  коллизии  норм
Кодекса  и предписаний нормативных и иных правовых актов ГТК России по
вопросам  таможенного  дела  следует   применять   нормы   Кодекса   и
нормативных правовых актов, изданных в соответствии с Кодексом.
     Таким образом,   выпуск   вывозимых   с   таможенной   территории
Российской   Федерации   товаров   в   указанных   случаях  необходимо
осуществлять  при  условии  обеспечения  уплаты  таможенных  платежей,
которые могут быть дополнительно начислены.
     2. Анализ практики применения пункта 2.3  Правил  до  введения  в
действие  Кодекса  показал  следующее.  В соответствии с пунктом 2.3.2
Правил в качестве базы  для  временной  (условной)  таможенной  оценки
вывозимых  товаров  принималась либо предварительная (ориентировочная)
цена,  зафиксированная во внешнеторговом  договоре  (контракте),  либо
расчетная цена, определенная на дату отгрузки товаров в соответствии с
установленными во внешнеторговом  договоре  (контракте)  условиями  ее
расчета   (то   есть   величина,  заявленная  декларантом).  При  этом
объективность    такой     величины     подтверждалась     декларантом
представленными  в  таможенный  орган  документами и сведениями.  Так,
декларантом,  в зависимости от  обстоятельств  сделки,  представлялись
либо документы с указанием цен сделок на идентичные товары,  вывозимые
с таможенной территории Российской  Федерации  экспортером,  поскольку
продажу  такого  товара он осуществлял ранее,  либо биржевых котировок
цен.
     В случаях,   предусмотренных   пунктом   2.3   Правил,  уточнение
таможенной стоимости производилось таможенным органом в общем  порядке
на  основании  документов и сведений,  подверждающих цену,  фактически
уплаченную за вывозимый  товар:  счетом-фактурой,  выставленным  после
счета-проформы,   документами  о  корректировке  фактурной  стоимости,
сформированными  банком  учетными   карточками   таможенно-банковского
валютного  контроля,  содержащими  сведения о поступлениях выручки,  и
иными документами,  в зависимости от условий внешнеторгового  договора
(контракта).
     После представления  декларантом   в   установленный   таможенным
органом   срок   всех  документов,  необходимых  для  уточнения  и/или
подтверждения  заявленной  таможенной  стоимости  вывозимых   товаров,
осуществлялось  завершение  процедуры  временной  (условной)  оценки и
производился  перерасчет  таможенных   платежей   в   соответствии   с
установленным порядком. В ходе уточнения величина таможенной стоимости
менялась как в большую,  так и в меньшую  сторону,  в  соответствии  с
представленными     документами.     Суммы     таможенных    платежей,
соответственно,  либо подлежали возврату (часть суммы,  уплаченной при
заявлении товара), либо были дополнительно начислены.
     Таким образом,  если  во  внешнеторговом   договоре   (контракте)
отсутствуют  фиксированные  цены  и  отражены лишь условия определения
окончательной  цены  товара  либо  если  в  соответствии  с  условиями
внешнеторгового   договора   (контракта)   окончательная  цена  товара
определяется по результатам  его  приемки  по  количеству  и  качеству
покупателем,  определить сумму таможенных платежей, которые могут быть
дополнительно начислены,  не представляется возможным. В таких случаях
возможен возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей.
     На основании изложенного,  в случаях, предусмотренных пунктом 2.3
Правил,   расчет   таможенных   платежей   производится  на  основании
таможенной стоимости,  заявленной декларантом и определенной  согласно
предусмотренному   условиями   внешнеторгового   договора  (контракта)
количеству  и  порядку  расчета  цены  товаров.  Уточнение  таможенной
стоимости, а также перерасчет таможенных платежей осуществляется после
выпуска товара.  Расчет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов,
которые могут быть дополнительно начислены, не производится.
     3. В соответствии с пунктом  6  статьи  323  Таможенного  кодекса
Российской   Федерации   дополнительное  обеспечение  уплаты  вывозных
таможенных  пошлин,  налогов  не  предоставляется  в  случае  экспорта
биржевых  товаров,  цена  реализации  которых  на  момент  таможенного
оформления неизвестна.  В связи с этим даже при тенденции роста цен на
соответствующей  товарной  бирже обеспечение уплаты таможенных пошлин,
налогов,  которые  могут  быть  дополнительно  начислены  в  отношении
биржевых   товаров,   также   не   производится   до  установления  их
окончательной цены.
     4. Одновременно   обращаем  внимание,  что  в  части,  касающейся
таможенного оформления и корректировки таможенной стоимости  вывозимых
с таможенной территории Российской Федерации товаров,  цены на которые
в соответствии с условиями внешнеторговых  контрактов  формируются  на
основе биржевых котировок, действует письмо ГТК России от 28.06.1999 N
01-15/17849 "О Приказе ГТК России от  27.08.97  N  522"  в  части,  не
противоречащей  действующим  нормативным  правовым  актам,  а  также с
учетом подходов, изложенных выше.
     
Заместитель
председателя Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
                                                            В.В.ШПАГИН
     
12 мая 2004 г.
N 01-06/17021