ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАСХОДОМ КОМИТЕНТА, ПРИМЕНЯЮЩЕГО УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ВЫПЛАЧИВАЕМОЕ ИМ КОМИССИОНЕРУ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 10 декабря 2003 г. N 21-09/68405 (Д) В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Согласно п. 1 ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии. Кроме того, согласно статьям 999, 1000 и 1001 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент обязан принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии и освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения. При этом комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. Таким образом, комиссионер, осуществляя закупку и реализацию товара согласно договору комиссии от своего имени, но по поручению и за счет комитента, оказывает комитенту услуги на возмездной основе и, следовательно, плата за оказанные услуги является для комитента расходом, связанным с получением дохода. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, должны руководствоваться порядком определения расходов, закрепленным в ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В частности, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрены в качестве таковых материальные расходы. При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются при условии соответствия их критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным затратам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. Таким образом, если услуги комиссионера по исполнению договора комиссии носят для комитента производственный характер, то есть они непосредственно связаны с его основной деятельностью, стоимость уплаченного комиссионного вознаграждения может быть учтена им при расчете налоговой базы по единому налогу. Необходимо также иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Л.Я. Сосихина |