ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 15.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 15.12.03 11-24/68928

     ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ К
   АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 15.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
  ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА
    РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ
        (НЕПОЛНОМ ОПРИХОДОВАНИИ) В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ?
     
                                ПИСЬМО
     
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
     
                          15 декабря 2003 г.
                            N 11-24/68928

                                 (Д)

     
     Пунктом 1  ст.  7  Федерального  закона  от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
предусмотрено,  что  налоговые   органы   осуществляют   контроль   за
соблюдением    организациями   и   индивидуальными   предпринимателями
требований данного Закона;  осуществляют контроль  за  полнотой  учета
выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;  проверяют
документы,  связанные с применением  организациями  и  индивидуальными
предпринимателями  контрольно-кассовой  техники,  получают необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении
проверок;  проводят  проверки  выдачи  организациями и индивидуальными
предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке,
которые  установлены Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях  (далее  -  КоАП),  на  организации  и  индивидуальных
предпринимателей, которые нарушают требования указанного Закона.
     Согласно ст.  15.1  КоАП  нарушение  порядка  работы  с  денежной
наличностью  и  порядка  ведения  кассовых  операций,  выразившееся  в
осуществлении расчетов  наличными  деньгами  с  другими  организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании)
в кассу денежной наличности,  несоблюдении порядка хранения  свободных
денежных  средств,  а  равно в накоплении в кассе наличных денег сверх
установленных лимитов,  - влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров
оплаты  труда;  на  юридических  лиц  -  от  четырехсот   до   пятисот
минимальных размеров оплаты труда.
     Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
29.11.2000   N   БГ-3-08/415   утверждены   Методические  рекомендации
налоговым органам о порядке  применения  главы  23  "Налог  на  доходы
физических  лиц"  части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Методические рекомендации).
     Согласно п.  2  раздела  II  Методических рекомендаций исчисление
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится  в  том
числе   физическими   лицами,   зарегистрированными   в  установленном
действующим    законодательством     порядке     и     осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  -
по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
     Согласно п. 4 раздела II Методических рекомендаций индивидуальные
предприниматели  исчисляют  налоговую  базу  по   налогу   на   доходы
физических  лиц  на  основе  данных  Книги  учета доходов и расходов и
хозяйственных операций (далее - Книга учета).  Учет доходов и расходов
и  хозяйственных  операций  осуществляется  в  соответствии с Порядком
учета доходов и расходов и хозяйственных операций  для  индивидуальных
предпринимателей,   утвержденным   совместным   приказом  Министерства
финансов Российской Федерации и Министерства Российской  Федерации  по
налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок).
     В соответствии с  п.  2  Порядка  индивидуальные  предприниматели
должны обеспечивать полноту,  непрерывность и достоверность учета всех
полученных доходов,  произведенных расходов и  хозяйственных  операций
при  осуществлении  предпринимательской  деятельности  и деятельности,
осуществляемой частными нотариусами.
     В соответствии с п.  3 Порядка данный Порядок не распространяется
на доходы  индивидуальных  предпринимателей,  по  которым  применяется
упрощенная    система    налогообложения,    учета    и    отчетности,
предусмотренная для субъектов малого предпринимательства,  а также  на
доходы,  по  которым  уплачиваются  единый  налог на вмененный доход и
единый сельскохозяйственный налог.
     В соответствии   с  п.  4  Порядка  учет  доходов  и  расходов  и
хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем
фиксирования   в   Книге   учета   операций  о  полученных  доходах  и
произведенных расходах в момент  их  совершения  на  основе  первичных
документов    позиционным   способом.   В   Книге   учета   отражаются
имущественное  положение  индивидуального  предпринимателя,  а   также
результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.
     Решением Совета директоров Центрального банка России от  22.09.93
N   40  утвержден  Порядок  ведения  кассовых  операций  в  Российской
Федерации, регулирующий порядок ведения кассовых операций в Российской
Федерации предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями.
     Следовательно, на     индивидуальных     предпринимателей      не
распространяется   Порядок  ведения  кассовых  операций  в  Российской
Федерации,  утвержденный Советом директоров Центрального банка  России
от 22.09.93 N 40.
     Таким образом,  привлечение  индивидуальных  предпринимателей   к
административной   ответственности   за  нарушение  порядка  работы  с
денежной  наличностью,  выразившееся   в   неоприходовании   (неполном
оприходовании) в кассу денежной наличности, неправомерно.
     В соответствии с п.  1 ст.  24.5 КоАП  производство  по  делу  об
административном  правонарушении  не  может  быть  начато,  а  начатое
производство  подлежит  прекращению  в   случае   отсутствия   события
административного правонарушения.
     
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев