ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ ВЫПЛАТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРИКОМАНДИРОВАННЫМ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, УКАЗАННЫМ В СТ. 44 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.03.98 N 53-ФЗ "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"? ЕСЛИ НЕТ, ТО С КАКОГО МОМЕНТА? НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИ НА У. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 05.01.04 28-11/00143

   ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ ВЫПЛАТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ,
  ПРИКОМАНДИРОВАННЫМ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, УКАЗАННЫМ В СТ. 44 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 28.03.98 N 53-ФЗ "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"?
  ЕСЛИ НЕТ, ТО С КАКОГО МОМЕНТА? НАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИ НА УКАЗАННЫЕ ВЫПЛАТЫ
       СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ?
     
                                ПИСЬМО
     
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
     
                           5 января 2004 г.
                            N 28-11/00143

                                 (Д)

     
     В соответствии  с  п.  1  ст.  236  Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  объектом  обложения  единым  социальным
налогом  (далее  -  ЕСН) для организаций-налогоплательщиков признаются
выплаты и  иные  вознаграждения,  начисляемые  этими  организациями  в
пользу  физических  лиц  по  трудовым и гражданско-правовым договорам,
предметом  которых  является  выполнение  работ,  оказание  услуг  (за
исключением      вознаграждений,      выплачиваемых     индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
     Согласно п.  2  ст.  245  Кодекса  от уплаты налога освобождаются
отдельные  категории  налогоплательщиков,  в  том  числе  Министерство
обороны  Российской  Федерации,  в  части  сумм денежного довольствия,
продовольственного и вещевого обеспечения и  иных  выплат,  получаемых
военнослужащими,    имеющими   специальные   звания   и   исполняющими
обязанности военной и приравненной  к  ней  службы  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Правовая основа воинской обязанности и военной службы  закреплена
ст.  3 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности
и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) и п.  7 ст.  10 Федерального
закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N
76-ФЗ).
     Названными Законами  установлено,  что  военнослужащим  запрещено
заниматься другой служебной  деятельностью,  то  есть  они  не  вправе
совмещать  военную  службу с работой на предприятиях,  в учреждениях и
организациях в порядке,  установленном трудовым  законодательством,  в
том   числе   по   трудовым   договорам   (контрактам),   а  также  по
гражданско-правовым договорам.  Основными нормативно-правовыми  актами
трудового  законодательства  являются  до  1  февраля 2002 года Кодекс
законов о труде Российской Федерации,  а  с  1  февраля  2002  года  -
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
     Поскольку состояние  на  военной  службе  определяется  моментами
поступления  на военную службу и увольнения с военной службы,  то есть
является непрерывным,  запрет на  работу  по  нормам  трудового  права
распространяется и на внеслужебное время военнослужащих.
     С учетом изложенного,  несмотря  на  то  что  прямое  указание  о
нераспространении  норм  трудового  законодательства на военнослужащих
при исполнении ими обязанностей военной службы появилось  только  с  1
февраля 2002 года в ст.  11 ТК РФ, запрет для данной категории граждан
на   занятия   иной   служебной   деятельностью,   кроме    исполнения
обязанностей,  связанных  с  военной  службой,  действовал  и ранее на
основании Законов N 53-ФЗ и 76-ФЗ.
     В соответствии со ст.  37 Закона N 53-ФЗ военнослужащие считаются
исполняющими  обязанности  военной  службы  в  том  числе  в   случаях
нахождения в служебных командировках.
     Таким образом,  выплаты военнослужащим в  виде  довольствия  всех
видов  при исполнении обязанностей,  связанных с военной службой,  при
выполнении  воинской  обязанности   в   период   прикомандирования   к
организациям,  указанным в ст. 44 Закона N 53-ФЗ, не должны облагаться
ЕСН как в 2001 году, так и в последующие периоды.
     Прикомандирование военнослужащих к организациям,  указанным в ст.
44 Закона N 53-ФЗ, осуществляется в порядке и на основании документов,
предусмотренных   Министерством   обороны  Российской  Федерации.  Для
подтверждения права не начислять  ЕСН  на  выплаты  прикомандированным
военнослужащим   организация   должна   иметь  заверенные  копии  этих
документов.
     Статьей 7   Федерального   закона  от  15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"  определен
круг  застрахованных  лиц,  на  которых  распространяется обязательное
пенсионное страхование.  Из данной статьи следует,  что военнослужащие
не  могут  быть застрахованы в Пенсионном фонде Российской Федерации и
нормы, установленные указанным Законом, на них не распространяются.
     Пенсионное обеспечение  (пожизненное  содержание)  военнослужащих
осуществляется в соответствии со специальными  нормативными  правовыми
актами Российской Федерации, регулирующими данные отношения.
     С учетом изложенного и разъяснений Пенсионного  фонда  Российской
Федерации   от   23.05.2002   N   КА-18-25/4653   на  суммы  денежного
довольствия,  продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат,
получаемых   военнослужащими,   прикомандированными   к  организациям,
указанным в ст.  44 Закона N 53-ФЗ,  страховые взносы  начисляться  не
должны.
     
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев