ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ ЗАКЛЮЧИЛА С РОССИЙСКОЙ КОМПАНИЕЙ ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ДАННОМУ ЛИЦЕНЗИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ. ПРОСИМ РАЗЪЯСНИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УДЕРЖИВАТЬ НДС В УКАЗАННОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НДС. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 18 декабря 2003 г. N 24-11/70370 (Д) В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При определении места реализации выполненных работ (оказанных услуг) следует руководствоваться ст. 148 НК РФ. В соответствии с подп. 4 п. 1 указанной статьи местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются: 1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; 2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). Таким образом, местом реализации прав на использование товарного знака в соответствии с лицензионным соглашением о предоставлении российской компании неисключительного права на использование товарного знака признается территория Российской Федерации. Следует иметь в виду, что отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются Законом Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Статья 166 НК РФ устанавливает два способа исчисления и уплаты в бюджет НДС по операциям, реализуемым иностранной организацией и признаваемым объектом обложения НДС: уплата НДС самим иностранным налогоплательщиком либо его налоговым агентом. При этом применение того или иного способа НК РФ ставит в прямую зависимость от факта постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами, приобретающими на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Статьей 144 НК РФ установлено, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Это означает, что постановка на учет привязана к обособленному подразделению иностранной организации, непосредственно осуществляющему предпринимательскую деятельность. Таким образом, на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения, и, являясь налогоплательщиками, эти организации уплачивают причитающиеся налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом из мест нахождения своих обособленных подразделений в Российской Федерации. Факт постановки на учет налагает на иностранную компанию обязанность исчислять НДС со стоимости услуг, подлежащих обложению НДС в Российской Федерации, уплачивать его в бюджет и представлять декларацию по месту учета. При этом п. 2 ст. 174 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. С учетом изложенного выше в том случае, если иностранное юридическое лицо состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается Российская Федерация, определяется им самостоятельно в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 НК РФ. Вместе с тем в соответствии с разъяснениями МНС России от 05.02.2003 N 23-1-12/31-176-Д451, если имеет место ситуация, когда иностранная организация сама непосредственно (без участия представительства в Российской Федерации) оказывает услуги, местом реализации которых в силу ст. 148 НК РФ является территория Российской Федерации, но при этом она состоит на налоговом учете в связи с наличием представительства (отделения), которое никоим образом не задействовано в оказании данных услуг, то исчисление НДС при выплате дохода такой организации и перечисление его в бюджет производятся налоговым агентом. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев |