О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2004 - 2006 ГГ.) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 25 мая 2004 года N 339-ПП (ПРМ) В целях реализации в городе государственной молодежной политики, создания правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами конституционных прав, в соответствии с Законом города Москвы от 28 января 2004 года N 4 "О молодежи" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить городскую целевую программу "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.), согласно приложению, (далее - Программа). 2. Возложить на Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы функции государственного заказчика - координатора Программы. 3. Префектурам административных округов города Москвы в двухмесячный срок разработать и утвердить соответствующие окружные программы на 2004 - 2006 гг. с финансированием из средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы. 4. Органам исполнительной власти города Москвы, принимающим участие в реализации Программы: 4.1. Обеспечить безусловное выполнение программных мероприятий и ежегодно до 31 января представлять в Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием финансовых затрат на их реализацию. 4.2. Финансирование мероприятий Программы в 2004 - 2006 гг. осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджетах города Москвы на соответствующие годы. 5. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы 5.1. В месячный срок подготовить предложения по созданию городского центра государственного заказа по подготовке молодых специалистов для системы городского хозяйства и представить их руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы. 5.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы: 5.2.1. Подготовить предложения о передаче с 1 января 2005 года префектурам административных округов города Москвы финансовых средств на содержание государственных учреждений города Москвы по ведению социально-воспитательной и досуговой работы по месту жительства. 5.2.2. Обеспечить широкое освещение мероприятий Программы в городских и окружных средствах массовой информации. 6. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать содействие организаторам мероприятий, проводимых в рамках Программы, в изготовлении и размещении информации на средствах наружной рекламы, согласно их заявке. 7. Совету по делам молодежи при Правительстве Москвы регулярно рассматривать на своих заседаниях вопросы о ходе реализации Программы. 8. Просить Московскую федерацию профсоюзов обеспечить участие городских отраслевых объединений профсоюзов, Ассоциации "Московский городской координационный совет добровольного спортивного общества профсоюзов", молодежного профсоюзного актива в реализации мероприятий Программы. 9. Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2001 года N 403-ПП "О программе "Молодежь Москвы" на 2001 - 2003 годы" признать выполненным и с контроля снять. 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и префектов административных округов города Москвы. О ходе выполнения настоящего постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в марте. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2004 года N 339-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2004 - 2006 гг.) МОСКВА 2004 г. Паспорт городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) ----------------------------------------------------------------------------- |Наименование программы|Городская целевая программа "Молодежь Москвы" | | |(2004-2006 гг.) | |----------------------|----------------------------------------------------| |Основание для |Закон города Москвы от 28 января 2004 года | |разработки программы |N 4 "О молодежи" | |----------------------|----------------------------------------------------| |Государственный |Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы | |заказчик-координатор | | |программы | | |----------------------|----------------------------------------------------| |Государственные |Департамент федеральной государственной службы | |заказчики - |занятости населения по городу Москве | |соисполнители |Департамент поддержки и развития малого | |программы |предпринимательства города Москвы | | |Департамент жилищной политики и жилищного фонда | | |города Москвы | | |Департамент социальной защиты населения города | | |Москвы | | |Департамент образования города Москвы | | |Департамент здравоохранения города Москвы | | |Департамент международных связей города Москвы | | |Комитет по культуре города Москвы | | |Комитет физической культуры и спорта города | | |Москвы | | |Комитет общественных связей города Москвы | | |Комитет межрегиональных связей и национальной | | |политики города Москвы | | |Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой | | |информации города Москвы | | |Комитет рекламы, информации и оформления города | | |Москвы | | |Префектуры административных округов города Москвы | | |Управы районов | |Разработчики программы|Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы, | | |Совет по делам молодежи при Правительстве Москвы | |----------------------|----------------------------------------------------| |Сроки и этапы |2004 - 2006 годы | |реализации программы | | |----------------------|----------------------------------------------------| |Цели программы |- содействие нравственному, интеллектуальному и | | |физическому развитию молодых граждан; | | |- создание условий для участия молодых граждан | | |в системе общественных отношений; | | |- помощь молодым гражданам в решении социальных | | |проблем; | | |- профилактика негативных проявлений в молодежной | | |среде; | | |- воспитание молодых граждан в духе патриотизма, | | |уважения к другим народам, к родному городу. | |----------------------|----------------------------------------------------| |Основные задачи |Оказание государственной поддержки молодым | |программы |гражданам: | | |- в сфере образования и профессиональной | | |ориентации; | | |- в сфере здоровья, физической культуры и спорта; | | |- в сфере противостояния антиобщественным | | |проявлениям, таким как наркомания, экстремизм, | | |национальная нетерпимость; | | |- в сфере организованного досуга и отдыха; | | |- в сфере труда, трудоустройства и развития | | |предпринимательской инициативы; | | |- в социальной сфере. | | |Оказание государственной поддержки молодежным | | |организациям: | | |- организационная поддержка молодежных организаций | | |и молодых граждан; | | |- ресурсная поддержка молодежных организаций; | | |- информационная и кадровая поддержка молодежных | | |организаций. | | |Оказание государственной поддержки молодым семьям: | | |- в решении задачи роста рождаемости; | | |- в социальной и жилищной сферах. | | |Воспитание молодых граждан и профилактика | | |негативных проявлений в молодежной среде | |----------------------|----------------------------------------------------| |Основные мероприятия |Основные целевые направления (подпрограммы): | |программы | 1. Укрепление здоровья, формирование здорового | | | образа жизни молодых граждан. | | | 2. Социальная защита молодых граждан, | | | укрепление института семьи, содействие | | | в решении ее жизненных проблем. | | | 3. Стимулирование действий молодежных | | | организаций направленных на воспитание у | | | молодых граждан нравственных принципов, | | | гражданской ответственности и профилактику | | | экстремизма в молодежной среде. | | | 4. Правовое воспитание молодых граждан, | | | повышение экономической культуры и | | | стимулирование предпринимательской | | | инициативы молодых граждан. | | | 5. Повышение востребованности и | | | конкурентоспособности молодых граждан на | | | рынке труда. | | | 6. Молодежная культура и творчество, поддержка | | | талантливых и одаренных молодых граждан. | | | 7. Поддержка студенчества. | | | 8. Научно-техническое творчество молодых | | | граждан. | | | 9. Молодежное международное и межрегиональное | | | сотрудничество. | | | 10.Информационное обеспечение молодежной | | | политики. | | | 11.Формирование инфраструктуры, кадровое | | | обеспечение молодежной политики. | |Ожидаемые результаты |Поэтапное решение проблем, поставленных в | |реализации программы |Программе, позволит: | | |- охватить антинаркотическими профилактическими | | |мероприятиями до 80% молодых граждан в возрасте | | |от 14 до 25 лет и добиться снижения числа вновь | | |вовлекаемых в потребление наркотических средств | | |на 50%; | | |- повысить выявляемость употребления наркотических | | |средств молодыми гражданами в возрасте от 14 до 18 | | |лет; | | |- укрепить позитивное отношение молодых граждан к | | |созданию полноценной семьи, рождению и | | |ответственному воспитанию детей; | | |- сохранить тенденцию к увеличению ежегодной | | |рождаемости в молодых московских семьях на 7 - | | |8%; | | |- создать за три года до 97 тыс. рабочих мест для | | |молодежи, в том числе не менее 50 тыс. временных | | |рабочих мест; | | |- привлечь к участию в реализации программы не | | |менее 300 молодежных общественных и некоммерческих | | |организаций, в том числе путем финансирования | | |конкретных проектов направленных, в первую очередь, | | |на снижение экстремистских проявлений, национальной | | |нетерпимости в молодежной среде; | | |- снизить уровень безнадзорности среди детей и | | |подростков за счет увеличения посещаемости сетевой | | |молодежной инфраструктуры на 15%. | |----------------------|----------------------------------------------------| |Финансовое обеспечение|Финансовое обеспечение Программы предусмотрено | |программы |из следующих источников: | | |- городской бюджет, в том числе средства целевых | | |бюджетных фондов развития территорий города Москвы; | | |- федеральный бюджет; | | |- внебюджетный фонд социального страхования РФ; | | |- внебюджетные источники, в том числе средства | | |общественных организаций, инициативные источники, | | |целевые инвестиции, пожертвования | | |Общий объем финансирования: 9 715,5 млн.руб. | | |в т.ч. по годам реализации: | | |----------------------------------------------------| | | По источникам | 2004| 2005| 2006 | | | финансирования | | | | | |----------------------|-------|-------|-------------| | | городской бюджет |2 571,7|3 133,9|3 517,9 | | |----------------------|-------|-------|-------------| | | федеральный бюджет | 47,0| 21,7| 21,7 | | |----------------------|-------|-------|-------------| | | МРО Фонда социального| 18,0| 18,0| 18,0 | | | страхования РФ | | | | | |----------------------|-------|-------|-------------| | | внебюджетные | 90,7| 126,5| 130,4 | | | источники | | | | | |----------------------|-------|-------|-------------| | | ИТОГО: |2 727,5|3 300,1|3 687,9 | |----------------------|----------------------------------------------------| |Система организации |Управление программой осуществляет Комплекс | |управления и контроля |социальной сферы города Москвы, Комитет по делам | |за исполнением |семьи и молодежи города Москвы путем сбора, | |программы |обобщения информации о реализации программы, | | |согласования спорных вопросов, в случае | | |необходимости, принятие дополнительных решений Мэра | | |и Правительства Москвы. | | |Контроль за исполнением программы осуществляет | | |Правительство Москвы - Комплекс социальной сферы | | |города Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи | | |города Москвы, Совет по делам молодежи при | | |Правительстве Москвы, Департамент финансов города | | |Москвы. | | |Отчетный период устанавливается как календарный | | |год. | | |Срок представления отчета - март месяц. | ----------------------------------------------------------------------------- I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Введение Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации, интеграции в мир взрослых. По предварительным данным переписи населения 2002 года граждан от 14 до 25 лет в Москве насчитывается 1 миллион 350 тысяч. В городе проживает 256,5 тысяч молодых семей, из которых 128 тысяч - полные молодые семьи с детьми, 51,6 тысяч - неполные молодые семьи с детьми, 76,9 тысяч - семьи без детей. В кризисных условиях именно молодежь больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоялось, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья части представителей молодежной среды. К сожалению, существующие экономические и социальные программы города недостаточно учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В центре внимания современной государственной молодежной политики должна оказаться молодежь, как стратегический ресурс, главный носитель будущего, основной источник инноваций, важнейший фактор перемен. К возрасту сегодня надо относиться как к понятию не только демографическому, но рассматривать его также в сочетании с экономическими, социальными и политическими условиями развивающегося общества. Такой подход к молодежи, оценке ее роли и значения для настоящего и будущего Москвы, способен выработать особую государственную политику, молодежную политику, работающую на управление процессами в многообразной молодежной среде, принятие адекватных решений на опережение негативных социальных событий, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, ускорение развития, взамен политики запоздалой реакции на уже развившиеся противоречия и проблемы. Для того, чтобы оказать поддержку молодежи и направить ее потенциал на благо общества нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Эти знания необходимы для всего общества, для того, чтобы спроектировать реальную молодежную политику. Кроме этого, эти знания должны находить свое отражение в законах, с помощью которых государство, все общество хотело бы повлиять на процессы социализации молодежи и процессы замещения поколений. Отметим, что по данным ЮНЕСКО с 1979 года в мире принято свыше ста документов, касающихся проблем молодежи. В них постоянно подчеркивается мысль, что молодые люди, прежде всего, своим трудом должны достигать своих целей, быть в постоянном поиске, строить свою судьбу. О выполнении программы "Молодежь Москвы" на 2001 - 2003 годы и иных мероприятий в сфере молодежной политики Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы была утверждена постановлением Правительства Москвы от 24.04.2001 N 403-ПП "О программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы". Программа реализовывалась органами исполнительной власти города Москвы совместно с подведомственными учреждениями, молодежными и студенческими общественными и профсоюзными организациями. Хорошо зарекомендовала себя конструкция формирования окружных молодежных программ, разработанных и утвержденных префектурами административных округов, на основе которых, наряду с общегородской программой, реализовывалась молодежная политика в административных округах города Москвы с использованием средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов города. В рамках реализации Программы, в части здоровья молодежи, регулярно проводилась диспансеризация и мониторинг состояния здоровья детей, подростков, студенческой молодежи. По данным Департамента здравоохранения города Москвы, диспансеризация, осмотр специалистами в целом по городу охватывали около 97% детей и подростков. Ежегодно около 90% студентов проходили углубленные медицинские осмотры. Анализ итогов диспансеризации позволил выявлять отклонения в состоянии здоровья, наиболее распространенные заболевания у этой группы населения и более целенаправленно проводить профилактические и лечебные мероприятия. Для повышения качества медицинского обслуживания в рамках данной программы выполнялись мероприятия по оснащению отдельных медицинских учреждений и подразделений необходимым лечебным и диагностическим оборудованием. Была продолжена реализация программы "Планирование семьи" и "Безопасное материнство". В центрах планирования семьи проводилось индивидуальное консультирование, в женских консультациях была полностью обеспечена выдача пациенткам антианемических препаратов и витаминов, в родильных домах также бесплатно всем роженицам выдавались подарочные комплекты для новорожденных детей. Одним из условий здоровья молодежи является развитие и поддержка молодежного спорта. Приобщение молодежи к здоровому образу жизни было одной из приоритетных задача программы "Молодежь Москвы". Во всех административных округах сформированы и реализовались программы развития спортивной базы в жилых микрорайонах, в городе ведется большая работа по строительству, реконструкции, ремонту спортсооружений для занятий молодежи физической культурой и спортом. Продолжена реализация городской студенческой спортивной программы, основой которой являются Московские студенческие игры и Спартакиада средних специальных учебных заведений. В высших учебных заведениях работают спортивные отделения, секции и группы оздоровительной направленности по 47 видам спорта с охватом более 63 тысяч студентов и аспирантов. В финальном этапе Московских студенческих игр принимают участие более 18 тысяч студентов из 120 вузов Москвы и ближнего Подмосковья. Начата работа по созданию в столице городской системы контроля и повышения резервов здоровья населения. Проводилась работа в сфере сохранения и укрепления традиций физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в районах и округах города. Немало сделано и в сфере занятости молодежи и студентов. Проводилась работа по поддержке и созданию молодежно-социальных производств, по трудоустройству по программе временной занятости. В рамках программы "Мой двор, мой подъезд" подросткам и молодежи предлагалось участвовать на возмездных началах в озеленении и благоустройстве дворовых площадок и пришкольных участков. Большой популярностью среди молодежи и работодателей города пользуются общегородские и локальные ярмарки вакансий для молодежи, проведение иных общегородских акций в сфере трудоустройства (например, ежегодно проводится Международный форум "Карьера", в котором принимают участие более 100 ведущих российских и международных компаний, около 17 000 молодых специалистов, студентов и выпускников московских вузов). С июня 2001 года действует Центр социально-трудовой адаптации молодых инвалидов. В состав Центра входит информационно-консультационный пункт, где обращающиеся за содействием могут пройти профтестирование и получить информацию об имеющихся вакансиях. Стал уже традиционным, городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера". За право получить почетное звание "Московский мастер" соревновались представители 43 профессий. В январе 2002 года создано государственное учреждение города Москвы "Московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов". Студенческие отряды работали на строительстве фундаментальной библиотеки МГУ им М.В.Ломоносова, участвовали в оборудовании специальных мест для передвижения инвалидов, благоустройстве городских парков, заливке хоккейных площадок, работали вожатыми в загородных оздоровительных лагерях. Общее количество бойцов молодежно-студенческих отрядов летом 2003 года составило 21 тысячу человек. Московский сводный студенческий волонтерский отряд участвовал в организации и проведении девятой Международной выставки молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО - Наука 2003". Впервые это мероприятие проводилось под эгидой ЮНЕСКО. В выставке приняли участие свыше 2 000 молодых людей в возрасте до 23 лет из 88 стран и 87 Российских регионов. Для реализации задач социального обеспечения молодежи в городе созданы и функционируют 14 центров и 47 отделений социальной помощи семье и детям. По видам оказываемых социальных услуг и категориям населения, которым эти услуги предоставляются, центры являются многопрофильными, многофункциональными учреждениями. Деятельность центров социальной помощи семье и детям в первую очередь направлена на: профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение семейного неблагополучия, организацию социального патронажа детей-сирот - выпускников детских домов и школ-интернатов, а также реабилитацию детей с ограниченными возможностями. За период с 2001 по 2003 годы в центрах и отделениях социальной помощи семье и детям оказано более 500 тыс. различных социальных услуг. С 1 января 2004 года увеличен размер: именных стипендий Правительства Москвы с 350 до 400 рублей (контингент получателей - 10.3 тыс. чел.); ежемесячных дотаций остронуждающимся студентам с 250 до 300 рублей на человека (контингент получателей - 30.5 тыс. чел.). С 1 октября 2003 года размер ежемесячных компенсационных выплат на питание детей до трех лет студенческим семьям, где оба родителя являются студентами дневных форм обучения, увеличен с 150 до 500 рублей в месяц на каждого ребенка. Обеспечение жильем молодых семей в 2001 - 2003 годах осуществлялось в рамках программы реализации жилой площади и программы "Молодой семье - доступное жилье" и программы обеспечения жильем выпускников детских домов и сиротских учреждений. За период 2001-2003 годов предоставлена 661 отдельная квартира по договорам безвозмездного пользования для выпускников детских домов, сиротских учреждений Департамента образования города Москвы и детей-инвалидов, выпускников стационарных учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы. По программе "Молодой семье - доступное жилье" в 2003 году за счет городского бюджета построено и передано под заселение молодыми очередниками 3 309 квартир в трех административных округах города Москвы. В рамках реализации программы "Зритель" дети и подростки обеспечиваются бесплатными билетами на посещение музеев и театров, а также спортивных соревнований. В 2001-2003 гг. сертификаты были выданы 180 тыс. учащихся. Внимание уделяется и вопросам организации детского молодежного семейного отдыха. Только летом 2003 года был организован отдых 24 733 человек. Эта работа ведется прежде всего на основе принципа адресной помощи и поддержки. Преимущественно при выделении путевок пользовались семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей и нуждающихся в городской поддержке, родители-пенсионеры и родители-инвалиды, имеющие несовершеннолетних детей, неполные семьи, имеющие несовершеннолетних детей и находящихся в трудной жизненной ситуации. Одним из стратегических направлений являлось сохранение и развитие в городе системы работы с молодежью по месту жительства. Оно было определено постановлениями Правительства Москвы: от 26.03.96 N 275 "О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних", от 29.12.98 N 1016 "О мерах по совершенствованию государственной поддержки досуговых организаций, ведущих работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства", от 18.07.2000 N 551 "О кадрах педагогов-организаторов". В соответствии с Программой была продолжена работа по развитию сети различных учреждений, организаций и предприятий, ведущих социально-воспитательную и досуговую работу с подростками и молодежью по месту жительства. Их деятельность приоритетно направлена на создание среды общения подростков, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, социально-педагогическое сопровождение процесса социализации юных москвичей, создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, консультационно-профилактической работы, продуктивного досуга и творческого труда детей и молодежи. На сегодняшний день в городе функционирует 99 государственных учреждений. В этих учреждениях работает более 400 кружков, творческих студий, спортивных секций, объединений по интересам. В систему социальновоспитательной работы по месту жительства вовлечено более 150 тысяч несовершеннолетних и молодежи, более 3000 специалистов по работе с детьми и молодежью. На базе клубов и учреждений по месту жительства реализуется значительная часть программ гражданско-патриотической направленности, военно-патриотической и поисковой деятельности. Эта система, обеспечивающая досуг и занятость подростков, играет заметную роль в системе профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. В семи административных округах созданы межрайонные центры "Дети улиц", с 1997 года функционирует Городской центр "Дети улиц". В русле уличной социальной работы и волонтерского движения сосредоточиваются усилия на проведении ранней позитивной профилактики, предупреждения появления "уличных детей". К этой работе привлекаются студенты педагогических вузов. Вошло в традицию проведение акций, приуроченных к Всемирному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Всемирному дню борьбы с табакокурением. В целях культурного воспитания молодежи, развития у студентов творческой активности, популяризации студенческого творчества Комитетами Комплекса социальной сферы ежегодно проводятся фестивали, концерты, различные культурно-массовые программы. В марте-апреле 2003 года состоялся десятый юбилейный Московский фестиваль "Фестос - 2003" с участием студенческих творческих коллективов регионов Российской Федерации. В фестивале приняли участие 14500 человек в составе 1301 студенческого творческого коллектива из 117 высших учебных заведений столицы, 11 вузов Московской области и 31 вуза из 27 регионов России, а также представители 11 вузов (9 коллективов) из 6 стран зарубежья. По инициативе "Союза молодежных организаций Российской Федерации" проходит Московский фестиваль творческой молодежи "Молодежь - за культуру мира". В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Совета ректоров вузов о взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в городе регулярно проводятся мероприятия, посвященные празднику студентов "Татьянин день", "Дню молодежи", "Международному дню студента", в которых принимают активное участие студенческие организации и сами студенты. В рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню города, был организован Парад Московского студенчества" в котором приняло участие 24 тысячи студентов, представляющих более 100 вузов столицы. Большое внимание уделяется организации военно-патриотической и поисковой деятельности молодежных объединений, развитию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи, подготовке их к военной службе. В рамках мероприятий, посвященных памятным датам истории нашего Отечества, проходят соревнования, турниры и акции. Одним из важных направлений в деятельности подростково-молодежных клубов по созданию условий для развития физической культуры и спорта в Москве является развитие военно-технических видов спорта, подготовка молодежи к службе в армии. Развивалось международное и межрегиональное сотрудничество. При поддержке Правительства Москвы в апреле 2002 года в Москве на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся второй Международный конгресс студентов, молодых ученых и специалистов "Молодежь и наука - третье тысячелетие". 17 ноября 2003 года в Московском Дворце Молодежи в рамках празднования Международного Дня студента была проведена студенческая акция "Москва-центр международного студенчества". Организован обмен студенческими отрядами с другими регионами: городом Тюмень и Свердловской областью. Проведена большая работа по информационному обеспечению молодежной политики. На базе студенческих профсоюзных комитетов и ректоратов вузов, студенческих и молодежных общественных организаций успешно функционируют и финансируются за счет средств городского бюджета 45 терминальных станции (информационно-консультационных пунктов) Информационной системы Мэрии Москвы "Молодежь", которые обслуживают до 350 пользователей в день, обеспечивая студентов информацией в области вторичной занятости, образования, досуга, спорта. Активно идет работа над развитием сети таких информационно-консультационных пунктов в молодежных и детско-подростковых организациях по месту жительства. Для организации этой работы, а также в порядке передачи опыта, привлекаются студенты вузов в статусе штатных и нештатных сотрудников. Организована работа по регулярному освещению мероприятий программы "Молодежь Москвы" в средствах массовой информации, в том числе на телеканале "ТВЦ" и "ТВ Столица". Материалы, привлекающие внимание к проблемам молодежи, публикации о мероприятиях программы периодически размещаются в городских и некоторых общефедеральных периодических печатных изданиях. Подготовлены, изданы и направлены в редакции 100 средств массовой информации для использования в работе информационно-аналитические сборники "Правительство-город-люди", "СИМПТОМ" и "Пульс", содержащие материалы по проблемам молодежи. Осуществлен серьезный прорыв в сфере правового обеспечения молодежной политики. В соответствии с программой "Молодежь Москвы" был разработан и 28 января 2004 года принят Московской городской Думой Закон города Москвы "О молодежи", который регулирует осуществление государственной молодежной политики в городе Москве. На его основе исполнительная власть сможет решать конкретные тактические задачи. Целями молодежной политики согласно Закону являются содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан; создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений; помощь молодым гражданам в решении социальных проблем; воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу; предотвращение негативных проявлений в молодежной среде. В частности, для поддержки молодых граждан в сфере труда и занятости Законом предусматривается создание ежедневно обновляемой базы данных о свободных рабочих местах и вакансиях, помещаемой в сети "Интернет"; создание консультационных центров по вопросам трудоустройства и телефона доверия по вопросам нарушения трудовых прав молодых граждан и так далее. Молодые граждане, проработавшие в течение трех и более лет на социально значимом предприятии, имеют право на оплату обучения в московских вузах по выбранной ими специальности. В сфере здоровья, физической культуры и спорта Закон предусматривает проведение ежегодной диспансеризации несовершеннолетних молодых граждан; создание центров репродуктивного здоровья (планирования семьи); создание центров анонимной профилактики социально опасных заболеваний молодежи, осуществляющие анонимные бесплатные исследования; создание базы данных, предоставляющей сведения о возможностях регулярного занятия спортом и так далее. Закон обязывает бюджетные организации предоставлять безвозмездно молодым гражданам спортивные залы для занятий спортом. Для оказания социальной поддержки молодым гражданам Законом предписывается создание бесплатных (для молодых граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации) психологических и юридических консультационных центров в каждом административном округе, выделение льгот при пользовании городским транспортом, дополнительных стипендий и так далее. Молодой семье, в которой супруги имеют место жительства в городе Москве, или одному из родителей - молодому гражданину, имеющему место жительства в городе Москве (при условии, что другой родитель также является молодым гражданином или не установлен), за счет средств бюджета города будет выплачиваться дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка в размере 5 прожиточных минимумов при рождении первого ребенка, 7 прожиточных минимумов при рождении второго ребенка и 10 прожиточных минимумов при рождении третьего ребенка. В целях воспитания молодежи в духе патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к родному городу, к другим народам, предотвращения экстремистских и иных негативных проявлений в молодежной среде Закон предписывает распространение среди молодых граждан информационных материалов; проведение мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное поведение; выпуск телевизионных передач, посвященных проблемам молодежи. Это лишь некоторые меры молодежной политики, предусмотренные Законом. Поскольку он предполагает использование программного метода молодежной политики, данные и другие меры должны получить развитие в программах "Молодежь Москвы". Программами будут предусмотрены и новые меры молодежной политики, согласующиеся с текущими потребностями молодежи Москвы. Подводя итоги реализации Программы "Молодежь Москвы" (2001-2003), следует отметить, что система среднесрочного программирования в целом себя оправдала, основные мероприятия Программы выполнены. Ухудшение политического и нравственного состояния, социально-экономического положения молодежи не произошло, притом, что ранее наблюдалась явно отрицательная динамика. Тем не менее необходимо отметить, что молодое поколение в большинстве своем остается без устоявшихся социальных ориентиров. Отсутствие традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность значительной части молодежи включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути определяется не способностями и интересами молодого человека, а зачастую случайным стечением обстоятельств. К числу тревожных тенденций в молодежной среде относится ускорение падения престижа профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; изменение мотивации получения ученой степени и как следствие снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки. Молодежная среда по-прежнему остается опасной криминогенной зоной. Сохраняются неблагоприятные тенденции, такие как омоложение преступности, усиление ее группового характера. В целях преодоления негативных тенденций в рамках последующих программ необходимо предусмотреть смещение акцентов с проведения мероприятий для молодежи, на разработку и внедрение инновационных подходов и технологий вовлечения самой молодежи в организацию жизнедеятельности муниципальных образований, формирование среды обитания, инициирования и стимулирования общественной активности молодежи, поддержки молодежных объединений. Так же следует, отметь, что реализация программы выявила ее внутренние сложности и противоречия: 1. На территории Москвы одновременно реализуется несколько программ Правительства Москвы, в той или иной степени затрагивающих интересы детей, подростков и молодежи. Среди них такие, как "Москва на пути к культуре мира", "Одаренные дети", "Мой двор, мой подъезд", "Культура и дети", "Военно-патриотическое воспитание молодежи" и др. Взаимоувязка программ нередко носит механистический характер, выражающийся в перетекании мероприятий из одной программы в другую. 2. Для адекватного отражения в последующих мероприятиях в сфере молодежной политики злободневных задач, своевременной корректировки отдельных ее направлений и мероприятий является необходимым ежегодный мониторинг процессов, происходящих в молодежной среде, деятельности субъектов (институтов) молодежной политики, эффективности использования имеющихся ресурсов. Сейчас такой мониторинг не является достаточным. 3. Для совершенствования и развития кадрового потенциала системы семейной и молодежной политики непреходящее значение имеет наличие системы непрерывного разноуровневого обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) специалистов, повышение качества научно-методического сопровождения процесса разработки и реализации молодежной политики. 4. Недостаточно внимания уделяется адресно молодежи, работающей в базовых отраслях городского хозяйства, проблемам ее жизненного самоопределения и социального становления. Эти проблемы должны найти отражение в содержательной части приоритетных мероприятий новой программы "Молодежь Москвы". II. Основные подходы, цели и задачи программы, этапы и сроки реализации программы О базовых подходах к содержанию Программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.) 1. Новая программа - первая принимаемая после вступления в силу Закона города Москвы "О молодежи". Часть 2 статьи 5 Закона города Москвы "О молодежи" в значительной степени предопределила содержание разделов программы. Поэтому, хотя их наименования не должны обязательно дублировать соответствующие пункты части 2 статьи 5 Закона, все позиции, указанные в этих пунктах, должны найти отражение в мероприятиях Программы. Кроме того, и иные статьи Закона указывают конкретные мероприятия, которые должны осуществляться в рамках молодежной политики. Эти мероприятия должны интегрироваться в предлагаемую Программу. 2. Принятие Закона "О молодежи" знаменует новый этап развития молодежной политики в городе Москве. Но вхождение в этот этап должно быть максимально мягким, чтобы не разрушить уже имеющуюся положительную динамику решения проблем молодежи. Поэтому осуществление большей части мероприятий, проведенных и успешно зарекомендовавших себя в 2001-2003 годах, предусматривается и на 2004-2006 годы. В то же время, особое внимание предлагается уделить: 1) мерам по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни молодых граждан. Это направление нацелено на сохранение положительной динамики сокращения среди молодежи общих, вирусных и неврологических заболеваний, проведение мер по предупреждению возникновения вирусных эпидемий в школах и детских садах, оказание специализированной бесплатной медицинской помощи детям, подросткам и молодежи. Наиболее необходимыми для города, для его молодых жителей в подпрограмме на 2004-2006 год выбраны мероприятия доврачебной профилактики, предупреждения опасных эпидемиологических заболеваний методом вакцинации и диспансеризации, широкой консультационно-информационной деятельности по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья молодежи, выявления на ранних стадиях жизни ребенка различных патологий, просветительская деятельность о необходимости здорового образа жизни молодежи через организацию и участие медицинской общественности в различных молодежных акциях, направленных на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. Впервые программой предусмотрена организация и проведение ежегодного тестирования несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ. В основе профилактической программы должна лежать идея индивидуальной профилактики. Сегодня знание патогенетических механизмов воздействия на здоровье конкретных факторов среды и образа жизни позволяет использовать их не только для охраны общественного здоровья, но и здоровья конкретного человека. Профилактическая программа должна быть дифференцирована по возрастному признаку. Намечены дальнейшие шаги по оказанию помощи молодым семьям по сопровождению беременности и выхаживанию родившихся детей. Для этого предусмотрена дальнейшее оснащение родильных домов новейшей аппаратурой для выхаживания младенцев, а так же различные меры социальной поддержки рожениц - бесплатная выдача "комплекта новорожденного", видеокассет "1 год жизни ребенка", денежные пособия, которые соответствуют компенсации реальных затрат молодой семьи в связи рождением 1, 2, 3 и более детей. Просветительская работа будет осуществляться регулярными приведениями в учебных заведениях "Уроков здорового образа жизни", "Уроков гигиенических знаний". 2) мерам по развитию физической культуры и спорта в молодежной среде. Соответствующее направление нацелено на дальнейшее повышение роли физкультуры и спорта в жизни молодых людей. Как известно, потери для рынка труда от больничных листов или временной нетрудоспособности работающих граждан создают массу социальных проблем. Загруженность с младшего школьного возраста учебой приводит к гиподинамии школьников, что в свою очередь приводит к росту сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, близорукости. Таким образом, снижается общее физическое здоровье молодежи на рубеже совершеннолетия. Физическая культура и спорт может стать той точкой опоры, которая даст возможность изменить данное положение в среднесрочной перспективе. Физкультура и спорт закаляют волю молодого человека, способствуют гармоничному физическому развитию, высокому жизненному тонусу, стрессоустойчивости, приспособляемости к быстрому городскому темпу жизни, правильному чередованию умственных и физических нагрузок, организации занятого личного времени, энергичности в действиях и поступках, командности при выполнении совместных упражнений или игр. Для подростков и молодежи из группы "риска" - занятия физкультурой и спортом - один из способов отвлечения их от бесцельного времяпрепровождения на улице. Участие в соревнованиях разного уровня приучает подростков и молодых людей к состязательности в пределах определенных правил, дает возможность ощутить неотвратимость штрафных санкций за попытку нечестной игры. Много внимания предполагается уделить оборонноспортивным соревнованиям, рассматривая участие ребят в них как элемент подготовки к военной службе. Опыт проведения крупномасштабных спортивных международных акций, таких как Первые Всемирные юношеские игры, Игры стран СНГ и Балтии, игры Москва-Юта и ЮтаМосква, Футбольный кубок "Кожаный мяч", хоккейный турнир "Золотая шайба" создают у московских подростков положительную мотивацию на регулярные занятия спортом. В ближайшие три года с учетом создания в Москве плоскостных спортивных сооружений "шаговой доступности" и решения вопросов кадрового состава спорт-инструкторов реально увеличить количество ребят и молодежи, активно участвующих в городских соревнованиях всех уровней на 25-30%. Это серьезным образом повлияет на оздоровление поколения 10-12 летних детей. Другими наиболее значимыми мероприятиями целевой подпрограммы по направлению развития физической культуры и спорта на 2004-2006 год будут проведение массовых спортивных соревнований по месту жительства, проведение спортивных кубковых встреч и чемпионатов среди учащейся молодежи и профсоюзных команд, проведение соревнований среди молодых инвалидов, диагностика ОФП младших подростков, показательные выступления для подростков спортсменов мастеров, пропаганда и агитация среди молодежи за здоровый образ жизни, восстановление и развитие семейных спортивных соревнований и совместных семейных занятий спортом, переоснащение стадионов и спортсооружений для улучшения подготовки профессиональных детских спортивных команд, привлечение к участию в соревнованиях через распространение информации о проводимых спортивных мероприятиях. Стратегия программы базируется на увеличение абсолютного количества молодых людей, занятых в спортивных соревнованиях. По итогам окончания программы предполагается выйти на показатель занятия физической культурой каждым пятым представителем детей, подростков, молодежи. Спорт - это требование времени и необходимо превратить занятия им в социальную норму для наших молодых граждан. 3) мерам в сфере профориентации и образования. Одним из важных моментов интеграции молодежи во взрослую жизнь является период выбора будущей профессиональной деятельности, получения первых трудовых навыков и соответствующий своим способностям и возможностям выбор уровня образования. На современном этапе в Москве широко развита система информирования молодых граждан о существующих профессиях. На регулярной основе проходят "Дни карьеры" и "Дни открытых дверей" в вузах и ССУЗах. Специальные мероприятия МЦТЗМ "Перспектива" дают возможность каждому желающему получить бесплатную консультацию о мире профессий, требованиям к персоналу со стороны работодателей, проводятся тренинговые и тестовые занятия для создания условий ранней профориентации так как от этого напрямую зависит и выбираемая модель получения профессионального образования. Особо необходимо выделить условия, сформированные в Москве по получению молодыми людьми первых трудовых навыков. Одним из достижений является восстановление систематической работы студенческих и школьных трудовых отрядов. Эта работа должна быть продолжена. За планируемый период в городе намечено открыть более 10 новых центров содействия выбору профессии, первичной занятости выпускников, частичной занятости подростков. Под профориентацией в данной подпрограмме понимается - комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания; на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Основными формами профессиональной ориентации являются профессиональное просвещение, профессиональное самоопределение, профессиональное консультирование, трудоустройство, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. В этом же ряду стоит и поддержка молодежного предпринимательства, как одной из форм трудовой деятельности молодежи. Именно на эти основные цели и будут направлены бюджетные ресурсы и средства в течение 2004-2006 годов. 4) мерам в сфере социальной поддержки молодежи. Социальная поддержка и защита молодежи в Москве заключается в создание системы льгот и материальной помощи для наиболее уязвимых категорий молодежи: учащихся и студентов, воспитанников социальных приютов и интернатов, молодых семей, молодых граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Социальная защита выражается предоставлении льгот по оплате транспортных расходов, выдача именных стипендий и грантов Мэра и Правительства Москвы, социальной реабилитации молодых людей, включения в различные льготные жилищные программы московского Правительства, выдача компенсационных выплат выпускникам интернатных учреждений. Кроме этого, Правительство предполагает продолжать организацию деятельного отдыха учащихся и студентов в период школьных и студенческих каникул. В программе, также предусмотрена возможность посещать на бесплатной или льготной основе культурно-зрелищные общемосковские мероприятия по программе "ЗРИТЕЛЬ". По данному направлению так же предполагается создание системы консультационных центров, оказывающих бесплатные услуги молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Особо можно отметить крупнейший проект по решению жилищных проблем молодых семей по программе "Молодой семье - доступное жилье". Опыт реализации второго года программы показывает возрастающую популярность ее среди молодежи и благотворное влияние на демографическую ситуацию в городе. 5) мерам по патриотическому воспитанию. Существенные усилия в работе по данной подпрограмме связаны с началом подготовки празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Предусмотрены военно-исторические походы по местам боев, совместные конференции с ветеранами по обсуждению военно-исторических аспектов победы нашей Родины над фашизмом, пройдут многочисленные акции по искоренению расовой неприязни и ксенофобии. Кроме этого, предусмотрены целевые мероприятия по подготовке молодежи к службе в армии как чисто спортивные, так и с элементами военно-спортивного многоборья допризывников. В целом данная подпрограмма продолжает развивать в молодых гражданах чувство гордости за свою Родину, готовность защищать ее в случае агрессии или нападения, распространяет идеи о почетном долге - службе в Вооруженных Силах, способствует поддержке ветеранских объединений и музеев боевой славы на базе школ и вузов. Особой целью данной подпрограммы является продолжение работ по развитию среди молодежи гуманистических идеалов Культуры мира и идей толерантного сознания. 3. На данном этапе может быть признано целесообразным включение в состав мероприятий Программы ряда мероприятий, предусмотренных другими программами, связанными с молодежью. Такое дублирование предопределено комплексной, межотраслевой природой молодежной политики, а закрепление определенных мероприятий в программе "Молодежь Москвы" будет способствовать интеграции деятельности исполнительной власти Москвы в сфере удовлетворения потребностей молодежи и воспитательного воздействия на нее. 4. Основная задача молодежной политики - сделать ее самовоспроизводящейся, то есть создать такую инфраструктуру, которая обеспечивала бы регулярную работу с молодежью без ежедневного принятия управленческих решений в этой сфере. Прежде всего, речь идет о подготовке самостоятельно мыслящих кадров молодежной политики, о налаживании надежных каналов взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими такую политику. Поэтому специальный раздел программы посвящен проблеме формирования инфраструктуры молодежной политики. Программой, в соответствии с Законом определены субъекты, в отношении которых осуществляется молодежная политика: - молодые граждане - физические лица в возрасте от 14 до 25 лет, имеющие место жительства в городе Москве, физические лица в возрасте от 25 до 27 лет, имеющие место жительства в городе Москве и получающие профессиональное образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения, физические лица в возрасте от 14 до 27 лет, имеющие место жительства за пределами города Москвы, получающие образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории города Москвы; - молодые семьи - семьи, имеющие место жительства в городе Москве, в первые три года после заключения брака (при рождении ребенка или нескольких детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с ребенком или детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; - молодежные организации - некоммерческие организации, созданные в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированные в установленном законом порядке на территории города Москвы, или общественные объединения, действующие на территории города Москвы без регистрации в качестве юридического лица, не менее 75% участников, членов которых (а в общественных объединениях, не имеющих членства, - не менее 75% от числа лиц, документально выразивших поддержку целям данных организаций, объединения и (или) их конкретным акциям и принимающих участие в их деятельности) составляют граждане в возрасте до 30 лет. Среди молодых граждан в целях дифференциации молодежной политики выделены: - несовершеннолетние молодые граждане - молодые граждане в возрасте от 14 до 18 лет; - студенты - молодые граждане, получающие профессиональное образование; - молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - молодые граждане - инвалиды, сироты, а также иные категории молодых граждан, определяемые правовыми актами города Москвы. Программа "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) направлена на достижение в отношении субъектов молодежной политики следующих основных целей. Основные цели Программы: - содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан; - создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений; - помощь молодым гражданам в решении социальных проблем; - профилактика негативных проявлений в молодежной среде; - воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу. Основные задачи Программы: - Оказание государственной поддержки молодым гражданам: - в сфере образования и профессиональной ориентации; - в сфере здоровья, физической культуры и спорта; - в сфере противостояния антиобщественным проявлениям, таким как наркомания, экстремизм, национальная нетерпимость; - в сфере организованного досуга и отдыха; - в сфере труда, трудоустройства и развития предпринимательской инициативы; - в социальной сфере. - Оказание государственной поддержки молодежным организациям: - организационная поддержка молодежных организаций и молодых граждан; - ресурсная поддержка молодежных организаций; - информационная и кадровая поддержка молодежных организаций. - Оказание государственной поддержки молодым семьям: - в решении задачи роста рождаемости; - в социальной и жилищной сферах. - Воспитание молодых граждан и профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Этапы и сроки реализации программы Программа "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) является среднесрочной программой и состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа составляет календарный год. Основное содержание этапов выполнения Программы представлено в перечне мероприятий с финансированием по годам. Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд насущных социальных молодежных проблем, реально продвинуться в развитии текущих профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству городских властей и общественных организаций с молодыми москвичами по различным вопросам жизнедеятельности города и участию в ней молодежи. III. Перечень программных мероприятий В Программе выделены одиннадцать блоков мероприятий (подпрограмм): 1. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни молодых граждан. 2. Социальная защита молодых граждан, укрепление молодой семьи, содействие в решении ее жизненных проблем. 3. Стимулирование действий молодежных организаций, направленных на воспитание у молодых граждан нравственных принципов, гражданской ответственности и профилактику экстремизма в молодежной среде. 4. Правовое воспитание молодых граждан, повышение экономической культуры и стимулирование предпринимательской инициативы молодых граждан. 5. Повышение востребованности и конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда. 6. Молодежная культура и творчество, поддержка талантливых и одаренных молодых граждан. 7. Поддержка студенчества. 8. Научно-техническое творчество молодых граждан. 9. Молодежное международное и межрегиональное сотрудничество. 10.Информационное обеспечение молодежной политики. 11.Формирование инфраструктуры, кадровое обеспечение молодежной политики. Каждая подпрограмма обладает собственным перечнем мероприятий с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей и необходимых для реализации мероприятий финансовых ресурсов. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2004 - 2006 гг.) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятия | Исполнители | Источники | Объем финансирования по годам | |п/п| | |финансирования | (тыс. руб.) | | | | | |---------------------------------------------------| | | | | | Всего | 2004 | 2005 | 2006 | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Укрепление здоровья, формированиездорового образа жизни молодых граждан | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.|Проведение ежегодной | ДЗ |Бюджет, целевое | 27 000,00| 4 500,00| 9 000,00| 13 500,00| | |диспансеризации | |финанасирование | | | | | | |несовершеннолетних граждан в | | | | | | | | |возрасте от 14 до 18 лет, | | | | | | | | |включающей тестирование на | | | | | | | | |предмет потребления наркотических | | | | | | | | |средств и психотропных веществ. | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| | 2.|Проведение профилактической |ДЗ, ДО, ГЦДУ, |Бюджет, целевое | 3 2619,00| 5 524,00| 11 048,00| 16 047,00| | |работы в средних и высших учебных |префектуры |финанасирование | | | | | | |заведениях с молодежью по |административных | | | | | | | |предупреждению употребления |округов, ОО | | | | | | | |наркотиков, профилактике | | | | | | | | |заболеваний, передающихся половым | | | | | | | | |путем. | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| | 3.|Проведение целевой | ДЗ, ДСЗ |Бюджет, целевое | 824,00| 254,00| 273,00| 297,00| | |диспансеризации выпускников | |финанасирование | | | | | | |интернатных учреждений | | | | | | | | |(комплексное обследование и | | | | | | | | |консультации всеми | | | | | | | | |специалистами). | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| | 4.|Создание центров репродуктивного | ДЗ |Бюджет, целевое | 22 000,00| 4 400,00| 11 000,00| 6 600,00| | |здоровья (планирования семьи), | |финанасирование | | | | | | |оказывающих бесплатную | | | | | | | | |медицинскую помощь молодым | | | | | | | | |гражданам. | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| | 5.|Расширение центров анонимной | ДЗ |Бюджет, целевое | 120 000,00| 40 000,00| 40 000,00| 40 000,00| | |профилактики, осуществляющих | |финанасирование | | | | | | |анонимные бесплатные исследования | | | | | | | | |на ВИЧ-инфекцию, венерические | | | | | | | | |заболевания и вирусный гепатит. | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|---------------------------------------------------| | 6.|Проведение занятий с подростками | ДЗ, ДО |Бюджет, целевое | | | |и старшеклассниками на темы: | |финанасирование | | | |"Основы планирования семьи", | | | | | |"Здоровый образ жизни | | | Дополнительного финансирования не требуется | | |старшеклассника", "Уроки | | | | | |гигиенических знаний". | | | | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|---------------------------------------------------| | 7.|Внедрение современной системы | ДЗ, ДО |Бюджет, целевое | 1 155,00| 385,00| 385,00| 385,00| | |полового воспитания и просвещения | |финанасирование | | | | | | |подростков и молодежи, оказание | | | | | | | | |медикоконсультативной помощи | | | | | | | | |подросткам по вопросам | | | | | | | | |профилактики заболеваний, | | | | | | | | |передаваемых половым путем, не | | | | | | | | |планируемой беременности, | | | | | | | | |применения контрацепции. | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| | 8.|Проведение профилактической | ДЗ, ДО, |Бюджет, целевое | 1 260,00| 400,00| 420,00| 440,00| | |работы с молодежью по |КДСМ, КОС, |финанасирование | | | | | | |предупреждению употребления | ГЦДУ | | | | | | | |наркотиков в рамках реализации | | | | | | | | |программы "Комплексные меры | | | | | | | | |противодействия злоупотреблению | | | | | | | | |наркотикам и их незаконному | | | | | | | | |обороту на 2003-2005 гг." и по | | | | | | | | |рекомендации Комиссии по | | | | | | | | |экспертизе программ и предложений | | | | | | | | |в сфере профилактики наркомании, | | | | | | | | |лечения и реабилитации | | | | | | | | |наркологических больных при | | | | | | | | |Межведомственном совете по борьбе | | | | | | | | |с незаконным оборотом наркотиков | | | | | | | | |в г. Москве. | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| | 9.|Реализация мер по оздоровлению |Префектуры | ЦБФРТ | 274 213,00| 84 213,00| 90 000,00| 100 000,00| | |подростков и молодежи в летний |административных | | | | | | | |период. *[2] |округов, Управы | | | | | | | | |районов | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |10.|Оздоровительные мероприятия для |ДСЗ, КДСМ, | Бюджет | 150 000,00| 45 000,00| 50 000,00| 55 000,00| | |подростков, молодежи и студентов |префектуры | | | | | | | |в период каникул (проведение |административных | | | | | | | |ежегодного конкурса среди |округов, ОО | | | | | | | |общественных молодежных и | | | | | | | | |студенческих организаций). *[2] | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |11.|Проведение ежегодного конкурса | КДСМ, ДЗ | Бюджет | 105 000,00| 25 000,00| 30 000,00| 50 000,00| | |программ (мероприятий) | | | | | | | | |общественных объединений и | | | | | | | | |негосударственных некоммерческих | | | | | | | | |организаций в области | | | | | | | | |профилактики асоциальных явлений | | | | | | | | |и формирования позитивных | | | | | | | | |ценностей в молодежной среде: | | | | | | | | |- снижение уровня правонарушений | | | | | | | | |среди несовершеннолетних; | | | | | | | | |- профилактика наркомании, | | | | | | | | |алкоголизма, безнадзорности, | | | | | | | | |беспризорности и социальная, | | | | | | | | |психологическая адаптация | | | | | | | | |молодежи; | | | | | | | | |- оздоровление молодежи, | | | | | | | | |организация профильных лагерей, | | | | | | | | |студенческого и семейного отдыха; | | | | | | | | |- разработка форм, организация и | | | | | | | | |проведение работы с молодыми | | | | | | | | |гражданами допризывного возраста. | | | | | | | |(*) см. раздел VIII "Перечень городских программ" | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |12.|Содержание и развитие сети | ДСЗ | Бюджет |1 065 687,00| 335 687,00| 350 000,00| 380 000,00| | |социальных приютов для детей и | | | | | | | | |подростков, центров социальной | | | | | | | | |помощи семье и детям, в т.ч. | | | | | | | | |расходы на проезд в городском | | | | | | | | |пассажирском транспорте. | | | | | | | | |*[2] | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |13.|Расходы на содержание городского |КДСМ, ДЗ, | Бюджет | 194 981,00| 49 981,00| 75 000,00| 70 000,00| | |и межрайонных центров "Дети |ГЦДУ, межрайонные | | | | | | | |улиц", в т.ч.: | центры "Дети | | | | | | | |- открытие экспериментального | улиц" | | | | | | | |Центра помощи детям и подросткам | | | | | | | | |(дневного пребывания); | | | | | | | | |- семинар для ответственных | | | | | | | | |секретарей КДНиЗП и инспекторов | | | | | | | | |ПДН; | | | | | | | | |- создание сети кабинетов | | | | | | | | |"социального волонтера" с целью | | | | | | | | |первичной профилактики | | | | | | | | |алкоголизма, наркомании и СПИДа; | | | | | | | | |- реализация целевых мероприятий | | | | | | | | |благотворительной программы | | | | | | | | |"Компьютерное просвещение и | | | | | | | | |развитие молодежи"; | | | | | | | | |- проведение лагеря-семинара для | | | | | | | | |специалистов и волонтеров Москвы | | | | | | | | |и регионов России по обмену | | | | | | | | |опытом работы по профилактике | | | | | | | | |детской и подростковой | | | | | | | | |безнадзорности и беспризорности, | | | | | | | | |а также формированию навыков | | | | | | | | |информационной культуры и | | | | | | | | |социальной активности у | | | | | | | | |подростков; | | | | | | | | |- привлечение студентов | | | | | | | | |педагогических вузов для оказания | | | | | | | | |психологической помощи | | | | | | | | |беспризорным и безнадзорным детям | | | | | | | | |"Уличная молодежная служба"; | | | | | | | | |- издание профилактического | | | | | | | | |журнала "Твое время" и | | | | | | | | |Информационно-консультативного | | | | | | | | |вестника "Дети улиц". | | | | | | | |* см. раздел VIII "Перечень городских программ" | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |14.|Расходы на содержание городского | КДСМ | Бюджет | 136 940,00| 41 940,00| 45 000,00| 50 000,00| | |приюта Комитета по делам семьи и | | | | | | | | |молодежи города Москвы, приюта | | | | | | | | |для девочек Марфо-Мариинской | | | | | | | | |обители. | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |15.|Проведение массовых | КС | Бюджет | 197 000,00| 32 000,00| 80 000,00| 85 000,00| | |физкультурно-спортивных | | | | | | | | |мероприятий в соответствии с | | | | | | | | |календарем соревнований. *[1] | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |16.|Поддержка студенческого спорта, | КС, МСР, | Бюджет | 6 000,00| 2 000,00| 2 000,00| 2 000,00| | |проведение московских | МФП | | | | | | | |студенческих игр, спартакиад. |КДСМ, ДО, | | | | | | | | |префектуры | | | | | | | | |административных | | | | | | | | |округов | | | | | | |* см. раздел VIII "Перечень городских программ" | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |17.|Материально-техническое |КС, префектуры | Бюджет | 110 000,00| -| 40 000,00| 70 000,00| | |обеспечение и проведение |административных | | | | | | | |спортивной работы в сети |округов | | | | | | | |физкультурно-спортивных центров | | | | | | | | |во всех административных округах | | | | | | | | |города Москвы, оснащение и | | | | | | | | |организация спортивной работы в | | | | | | | | |клубах по месту жительства. *[1] | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |18.|Проведение городского турнира по | КДСМ, | Бюджет, | 730,00| 230,00| 250,00| 250,00| | |ОФП среди воспитанников клубов по |префектуры | внебюджетные | 150,00| 50,00| 50,00| 50,00| | |месту жительства. *[1] |административных |источники | | | | | | | |округов, ОО | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |19.|Организация и проведение |КС, префектуры | Бюджет | 15 000,00| 5 000,00| 5 000,00| 5 000,00| | |ежегодных смотров-конкурсов |административных | | | | | | | |москвичей "Московский двор - |округов | | | | | | | |спортивный двор". *[1] | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |20.|Международный турнир по |КДСМ, | Бюджет, | 1 200,00| 350,00| 400,00| 450,00| | |рукопашному бою "Русский |префектуры | внебюджетные | 1 350,00| 400,00| 450,00| 500,00| | |богатырь", посвященный Дню |административных |источники | | | | | | |Победы. |округов, ОО | | | | | | | |*[1] | | | | | | | |* см. раздел VIII "Перечень городских программ" | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |21.|Всероссийский турнир по | КДСМ, | Бюджет, | 1 050,00| 300,00| 350,00| 400,00| | |рукопашному бою на Кубок Комитета |префектуры | внебюджетные | 1 200,00| 350,00| 400,00| 450,00| | |по делам семьи и молодежи города | административных |источники | | | | | | |Москвы, посвященный разгрому | округов, ОО | | | | | | | |немецко-фашистских войск в битве | | | | | | | | |под Москвой. | | | | | | | | |*[1] | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |22.|Участие государственных | КДСМ, ДЗ | Бюджет | 1 050,00| 300,00| 350,00| 400,00| | |учреждений по ведению | | | | | | | | |социально-воспитательной и | | | | | | | | |досуговой работы с детьми, | | | | | | | | |подростками и молодежью по месту | | | | | | | | |жительства в международных, | | | | | | | | |всероссийских, городских турнирах | | | | | | | | |по футболу, хоккею, регби, лыжам, | | | | | | | | |спортивным танцам и др. видам | | | | | | | | |спорта. *[1] | | | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |23.|Поддержка московских городских | КС, ОО | Бюджет | 372 500,00| 72 500,00| 150 000,00| 150 000,00| | |физкультурно-спортивных обществ и | | | | | | | | |клубов в развитии | | | | | | | | |детско-юношеского, молодежного | | | | | | | | |спорта и подготовки спортивного | | | | | | | | |резерва *[1] | | | | | | | |* см. раздел VIII "Перечень городских программ" | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |24.|Проведение спортивных мероприятий |КС, префектуры | Бюджет, | 16 700,00| 5 100,00| 5 600,00| 6 000,00| | |и праздников "Кожаный мяч", |административных | внебюджетные | | | | | | |"Золотая шайба" и пр. |округов |источники | | | | | |---|----------------------------------|-------------------|------------------|------------|------------|------------|------------| |