О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО ОСТАВЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Директива. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 24.01.03 Д-4

               О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
          ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО
            ОСТАВЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
                              ДИРЕКТИВА

                       МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

                          24 января 2003 г.
                                N Д-4

                                 (Д)
     
     
     Наибольшее количество  преступлений,  совершаемых  в  Вооруженных
Силах  Российской  Федерации  (далее  именуются   Вооруженные   Силы),
составляют преступления,  связанные с самовольным оставлением воинской
части либо иным уклонением от исполнения обязанностей военной  службы.
Несмотря на их общее сокращение в 2002 году, удельный вес данного вида
правонарушений является самым высоким и составляет около 40 процентов.
     В СибВО,   ЛенВО,   МВО,  ПУрВО,  ДВО  работа  по  предупреждению
указанных  преступлений   проводится   с   большими   издержками.   Их
соотношение  в  пересчете на 1 тысячу человек в 1,8 - 2,8 выше,  чем в
Вооруженных Силах.
     Участились случаи   групповых   самовольных  оставлений  воинских
частей.  В 2002 году их совершено 20,  в том числе в СКВО - 6, СибВО -
3,  ВДВ  -  3,  ГРАУ МО - 2,  ВВС,  МВО,  на БФ,  ЧФ,  в РВСН,  частях
центрального подчинения Сухопутных войск - по одному.
     Две трети  самовольных оставлений воинских частей военнослужащими
с оружием совершено при несении караульной и гарнизонной служб.
     Некоторые командиры  не только не принимают мер по предупреждению
самовольных оставлений воинских частей,  но  и  своими  неправомерными
действиями  способствуют  их  совершению.  Около 90 процентов сокрытых
правонарушений в Вооруженных Силах составляют преступления,  связанные
с самовольным оставлением воинской части. Все чаще военнослужащие ищут
защиты не у должностных лиц, а в комитетах солдатских матерей.
     Подобные правонарушения как со стороны командиров, так и тех, кто
совершает самовольные оставления воинских частей,  подрывают авторитет
Вооруженных Сил. Отдельные средства массовой информации используют эти
факты  в  целях  формирования   негативного   отношения   общества   к
Вооруженным Силам.
     Основными причинами  самовольных   оставлений   воинских   частей
являются:
     низкий уровень   руководства   и   контроля    за    организацией
повседневной   деятельности,   поддержанием  правопорядка  и  воинской
дисциплины,  созданием необходимых материальных и  бытовых  условий  в
воинских частях и подразделениях;
     малоэффективная работа  должностных   лиц   по   формированию   и
поддержанию  у военнослужащих моральной и психологической готовности к
защите  Отечества,  неукоснительному  исполнению   всеми   категориями
личного  состава уставных правил взаимоотношений,  нормативно-правовых
требований;
     равнодушие отдельных   должностных   лиц  к  нуждам,  запросам  и
проблемам  подчиненных,  незнание  обстановки  в  воинских  частях   и
подразделениях,   нежелание   и   неумение   командиров  (начальников)
организовать системную работу по предупреждению самовольных оставлений
воинских частей;
     злоупотребление служебным  положением  и  превышение  должностных
полномочий командирами воинских частей и подразделений,  недостаточная
профессиональная  подготовка  и   личная   ответственность   отдельных
офицеров,   особенно  младшего  офицерского  состава,  за  обучение  и
воспитание подчиненных.  Отдельные офицеры,  не  обладая  необходимыми
теоретическими   знаниями,   не   имея   навыков  и  опыта  проведения
воспитательной  работы  с  военнослужащими,  прибегают  к  физическому
насилию над подчиненными;
     нездоровая морально-психологическая   обстановка    в    воинских
коллективах,   нарушения   уставных   правил   взаимоотношений   между
военнослужащими,  в  том  числе  при  наличии  между  ними   отношений
подчиненности.
     Требую:
     1. Заместителям    Министра    обороны    Российской   Федерации,
главнокомандующим  видами  Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,
командующим   войсками   военных   округов   (флотами),  родами  войск
Вооруженных  Сил   Российской   Федерации,   начальникам   главных   и
центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:
     проанализировать причины произошедших в 2002 - 2003 годах случаев
самовольного   оставления  военнослужащими  воинских  частей,  оценить
эффективность принимаемых мер  по  их  пресечению.  Дать  персональную
оценку  деятельности  подчиненных  должностных  лиц  на данном участке
работы;
     заслушать в  феврале  -  марте 2003 г.  на расширенных (выездных)
заседаниях военных советов в военных округах (на  флотах)  должностных
лиц соединений и воинских частей о проведенных мероприятиях и принятых
мерах  по  предупреждению  самовольного   оставления   военнослужащими
воинских частей, созданию безопасных условий военной службы;
     совершенствовать формы и  методы  взаимодействия  командования  с
органами   военной   прокуратуры,  совместно  анализировать  состояние
законности и правопорядка в войсках.  По итогам  I  квартала  2003  г.
подготовить   совместные   обзоры   с  рекомендациям  по  профилактике
правонарушений,  связанных с самовольным оставлением воинской части, а
также в сфере межличностных отношений.
     2. Командующим объединениями:
     знать состояние  правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных
соединениях и воинских  частях.  Ежеквартально  на  основе  анализа  и
прогноза  выделять  приоритетные  направления  в  деятельности органов
военного  управления,  ставить  конкретные  задачи  по  предупреждению
правонарушений;
     уделять в ходе работы в подчиненных соединениях и воинских частях
основное  внимание тем воинским частям,  в которых допущено наибольшее
количество нарушений  воинской  дисциплины,  проводить  индивидуальную
работу с офицерами, склонными к злоупотреблению служебным положением и
превышению должностных полномочий;
     считать любое  физическое  или  моральное оскорбление подчиненных
чрезвычайным   происшествием.   Старшим    командирам    (начальникам)
немедленно  принимать  самые  строгие меры к командирам (начальникам),
допустившим подобные правонарушения,  вплоть до увольнения  с  военной
службы  и  привлечения  к  уголовной  ответственности  в установленном
порядке;
     ежегодно лично   проводить   занятия  с  командирами  соединений,
воинских  частей  по  вопросам  организации  работы   по   поддержанию
правопорядка   и  воинской  дисциплины,  предупреждению  уклонений  от
военной  службы,  нарушений  уставных  правил  взаимоотношений   между
военнослужащими;
     организовать издание  приказов  с   объявлением   приговоров   об
осуждении   подчиненных   военнослужащих   за  самовольное  оставление
воинской части и своевременное доведение  их  до  личного  состава  (в
части касающейся);
     ежеквартально проверять  слаженность  действий  личного  состава,
готовность  техники  и  средств связи,  привлекаемых к мероприятиям по
поиску лиц, совершивших самовольное оставление воинской части, порядок
организации   взаимодействия   и   управления   при   проведении  этих
мероприятий.
     3. Командирам соединений и воинских частей:
     привести в  строгое  соответствие  с  требованиями   общевоинских
уставов  Вооруженных Сил Российской Федерации и директивы Генерального
штаба  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  1998   г.   N   ДГШ-31
повседневную деятельность подчиненных воинских частей и подразделений;
     повысить исполнительскую дисциплину на всех уровнях;
     осуществлять подбор и подготовку личного состава,  назначаемого в
суточный наряд,  в строгом соответствии  с  требованиями  общевоинских
уставов  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и  Приказа  Министра
обороны Российской Федерации  1998  г.  N  370.  В  каждом  гарнизоне,
соединении,  воинской  части  иметь  действенную  систему  контроля за
выполнением распорядка дня,  регламента служебного времени и  несением
службы суточным нарядом;
     ежемесячно учить  подчиненных  командиров  практике   работы   по
предупреждению правонарушений, подводить итоги и персонально оценивать
их деятельность;
     ежеквартально проводить    методические   занятия   с   офицерами
управления,  командирами полков (батальонов)  и  их  заместителями  по
психолого-педагогической   подготовке  и  правовым  основам  служебной
деятельности;
     организовывать прием    и   изучение   прибывающего   пополнения,
распределение  его  по  воинским  частям  и  подразделениям  с  учетом
национальной  принадлежности,  регионов призыва,  законопослушности до
военной службы,  психологических качеств, уровня физической подготовки
и состояния здоровья;
     ежемесячно анализировать  морально-психологическую  обстановку  в
воинских коллективах, принимать исчерпывающие меры по ее оздоровлению.
     4. Командирам подразделений:
     привести повседневную  деятельность  подчиненных  подразделений в
строгое соответствие с требованиями общевоинских  уставов  Вооруженных
Сил   Российской   Федерации;   исключить   убытие   военнослужащих  в
командировки,  отпуска, лечебные учреждения без инструктажа о правилах
поведения  вне  расположения  воинской  части,  соблюдении  требований
законодательства   Российской   Федерации   и   общевоинских   уставов
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   организовывать  контроль
своевременности их возвращения,  а  также  проверку  личного  состава,
выполняющего задачи вне расположения воинской части;
     лично проверять  выполнение  распорядка  дня  в   подразделениях,
организацию  боевой учебы,  службы суточного наряда,  воспитательной и
спортивно-массовой работы  в  подразделениях,  а  также  доведение  до
военнослужащих положенных норм довольствия;
     осуществлять сбор  и  учет  оперативной   информации   о   фактах
нарушений   уставных  правил  взаимоотношений  между  военнослужащими,
принимать неотложные меры по их предупреждению;
     обеспечить неуклонное  выполнение  требований  Устава  внутренней
службы Вооруженных Сил Российской Федерации о  проведении  медицинских
осмотров  личного  состава  в  целях  выявления телесных повреждений и
заболеваний у военнослужащих.
     5. Командующим  объединениями,  командирам  соединений и воинских
частей проанализировать соблюдение в  подчиненных  воинских  частях  и
подразделениях   требований   Приказа   Министра   обороны  Российской
Федерации 1995 г.  N 235 об организации системы воспитательной  работы
со  всеми  категориями  военнослужащих.  В  ходе  занятий с офицерским
составом и  прапорщиками  основное  внимание  обращать  на  соблюдение
законности и уставных требований при обращении с подчиненными.
     6. В работе с офицерами:
     в марте  -  апреле  2003  г.  в  соединениях  и  воинских  частях
организовать проведение собраний офицеров,  в  ходе  которых  обсудить
вопросы   личной   примерности   офицерского   состава   в  соблюдении
законности, недопустимости превышения должностных полномочий, грубости
и рукоприкладства в отношении подчиненных военнослужащих;
     направить деятельность  офицерских  собраний  в   соединениях   и
воинских  частях на повышение личной примерности офицеров,  выполнение
ими воинского долга,  обеспечение социальной справедливости, взаимного
доверия,  сплочения  коллективов  офицеров,  создания в них обстановки
нетерпимости к равнодушию и пассивности.
     7. В работе с прапорщиками (мичманами),  сержантами (старшинами):
обеспечить их активное участие в обучении  и  воспитании  подчиненных,
поддержании  внутреннего порядка и соблюдении распорядка дня,  изжитии
искривлений дисциплинарной практики и пьянства;
     организовать ежемесячное  проведение  занятий  со  старшинами рот
(батарей)  по  вопросам  воспитания  подчиненного  личного  состава  и
предупреждения правонарушений в подразделениях;
     принять меры по повышению роли младших  командиров  в  работе  по
пресечению  уклонений  от  военной  службы,  качественному  подбору  и
систематическому обучению сержантов  (старшин)  основам  педагогики  и
психологии,  формам  и  методам  индивидуально-воспитательной работы с
подчиненными,  повышению   их   авторитета   среди   личного   состава
подразделения.
     8. В работе с  военнослужащими,  проходящими  военную  службу  по
контракту на воинских должностях солдат (матросов):
     создать условия,  соответствующие  их  статусу  и   стимулирующие
добросовестную службу;
     повысить результативность работы  по  предупреждению  пьянства  и
алкоголизма;
     выработать до   1   апреля   2003   г.   практические   меры   по
совершенствованию   работы   органов   военного   управления,  военных
комиссариатов,  командиров соединений и  воинских  частей  по  отбору,
назначению    на    воинские    должности,   обучению   и   воспитанию
военнослужащих,  проходящих военную  службу  по  контракту.  Исключить
прием  на  военную  службу  лиц,  ранее уволенных из Вооруженных Сил в
связи с невыполнением ими условий контракта,  склонных  к  пьянству  и
алкоголизму, употреблению наркотических средств, находящихся в розыске
за совершенные правонарушения.
     9. В  работе  с  военнослужащими,  проходящими  военную службу по
призыву:
     принять дополнительные   меры   по   равномерному  комплектованию
соединений,  воинских частей и подразделений военнослужащими различных
национальностей.  Личный  состав  назначать  на  воинские  должности в
соответствии   с    полученными    военно-учетными    специальностями.
Военнослужащих,    призванных    с   территории   Северного   Кавказа,
дифференцированно распределять по  соединениям  и  воинским  частям  в
зависимости  от  решаемых  ими  задач,  пропорционально  их  списочной
численности;
     особое внимание  уделять  прибывшему  пополнению,  обеспечить его
быструю   адаптацию   к   условиям   военной   службы,   выработку   у
военнослужащих  необходимых  качеств  и  физической подготовленности к
исполнению  служебных   обязанностей   и   недопущение   глумлений   и
издевательств со стороны сослуживцев;
     обеспечить возможность обращения  военнослужащих  к  вышестоящему
командованию,  в  органы  военной  прокуратуры  по  фактам  превышения
должностных полномочий со стороны командиров (начальников) и нарушений
уставных  правил  взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии
между ними отношений подчиненности.
     
Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации,
генерал армии
                                                             А.КВАШНИН
24 января 2003 г.
N Д-4