Страницы: 1 2 - зоопарки, питомники и ботанические сады; - отраслевые системы учета биоресурсов. Материалы мониторинга содержат анализ ситуации по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, а также по отдельным видам (подвидам, популяциям) и по отдельным, наиболее значимым, проблемам. Материалы включают помимо текстовых обзоров базы данных, табличные и картографические материалы. Из стратегических задач в области мониторинга приоритетными являются: - совершенствование подходов к государственному обеспечению ведения мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов; - разработка нормативной правовой базы в области ведения мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов; - разработка унифицированных методических рекомендаций по ведению мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов на федеральном уровне в целом, а также в субъектах Российской Федерации и на особо охраняемых природных территориях. 4.3. Ведение Красных книг Анализ сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов, полученных в результате проведения учета, ведения кадастра и мониторинга этих объектов, позволяют давать рекомендации о занесении отдельных видов, подвидов или популяций животных, растений и грибов в Красную книгу либо об исключении из нее. В Красную книгу Российской Федерации заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, которые подлежат особой охране. В Красную книгу Российской Федерации заносятся объекты животного и растительного мира, отвечающие следующим условиям: 1) объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны, а именно: - находящиеся под угрозой исчезновения; - уязвимые, узкоэндемичные, эндемичные и редкие объекты, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон; - объекты, реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена и при существующих темпах эксплуатации их запасы поставлены на грань исчезновения, в результате чего назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроизводству; - объекты, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости (обитающие на краю ареала, естественно редкие и т.п.); 2) объекты животного и растительного мира, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций; 3) объекты животного и растительного мира, занесенные в Международный Красный список МСОП и Красную книгу государств - участников СНГ. Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах (подвидах, популяциях) диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Красная книга Российской Федерации ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении указанных объектов животного и растительного мира на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной зоне Российской Федерации. Идея создания Красной книги была инициирована Всемирным союзом охраны природы (МСОП). В 1963 году вышло в свет первое издание Международной Красной книги МСОП, основной целью которой было привлечение внимания международного сообщества к критическому состоянию ряда видов флоры и фауны, принятие срочных мер для их охраны. Однако ни Международная Красная книга МСОП, ни пришедший ей на смену Красный список МСОП не определяют юридические права и обязанности государств, организаций и лиц, хотя их публикация и стимулирует научные исследования и поиск эффективных мер, в том числе законодательных, по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Занесение в Красную книгу Российской Федерации является юридически значимым действием, формализующим признаком, отграничивающим соответствующие виды как объекты правовой охраны от других представителей животного и растительного мира. Специальные меры охраны объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, обеспечивают, в том числе, выполнение международных обязательств России по сохранению таких объектов, координацию государственных мероприятий между субъектами Российской Федерации и государственный контроль за сохранением объектов, обитающих в пределах только одного субъекта Российской Федерации, если исчезновение их с этой территории влечет за собой утрату данных объектов из состава фауны или флоры России. В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" животные и растения, занесенные в Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В настоящее время охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в России производится в соответствии с перечнем, утвержденным в 1997 году и опубликованным в Красной книге Российской Федерации (Животные) в 2001 г. Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, включает 414 видов животных: 155 видов беспозвоночных (0,1% от общего количества видов беспозвоночных, описанных на территории России) и 259 видов позвоночных: 42 вида круглоротых и рыб (7% от общего количества видов круглоротых и рыб, обитающих на территории России), 8 видов земноводных (30%), 21 вид пресмыкающихся (28%), 123 вида птиц (17%), 65 видов млекопитающих (20%). Кроме основного раздела с представленными в систематическом порядке очерками о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, в Красной книге Российской Федерации имеются три приложения: 1. Перечень объектов животного мира, исключенных из Красной книги Российской Федерации. Перечень включает таксоны и популяции, данные о восстановлении численности и (или) ареала которых, а также о положительных изменениях условий их существования свидетельствуют об отсутствии необходимости принятия срочных мер по их охране и воспроизводству. 2. Перечень объектов животного мира, исчезнувших в Российской Федерации. Это те животные, которые были известны на территории (акватории) России с середины XVIII в., но сведений о существовании которых не поступало более 100 лет для беспозвоночных и более 50 лет для позвоночных. 3. Перечень объектов животного мира, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде. Перечень включает таксоны и популяции, данные о состоянии численности и ареала которых, а также условий их существования свидетельствуют, что в настоящее время не требуется принятие специальных мер по их охране и воспроизводству на федеральном уровне, но из-за высокой уязвимости, связанной с ограниченностью их ареала или другими особенностями их биологии, такие меры могут потребоваться в будущем. Этот перечень содержит также таксоны и популяции, занесенные в Красные списки МСОП, Европы и Азии, состояние которых на территории (акватории) России не требует специальных мер по их охране. В отличие от основного раздела эти приложения не имеют юридических последствий, их цель - привлечение внимания природоохранной и научной общественности к состоянию популяций перечисленных в них видов животных. Основным официальным документом в части охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений в России в настоящее время является Красная книга РСФСР (Растения), изданная в 1988 г. В Красную книгу Российской Федерации (Растения) занесены 533 вида растений (5% от общего количества растений, описанных на территории России): 440 видов покрытосеменных, 11 видов голосеменных, 10 видов папоротниковидных, 4 вида плауновидных, 22 вида моховидных и 29 видов лишайников; 17 видов грибов. Красная книга является динамичным документом, при появлении новых данных по отдельным видам осуществляется пересмотр статуса и категории вида в установленном порядке. Периодическая публикация Красной книги осуществляется не реже одного раза в 10 лет, что позволяет обобщить накопленные за отрезок времени между изданиями данные мониторинга. Субъекты Российской Федерации издают Красные книги субъектов Российской Федерации. Красные книги субъектов Российской Федерации должны отвечать следующим условиям: 1. Красная книга субъекта Российской Федерации является официальным документом в области охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов на региональном уровне. Красная книга субъекта Российской Федерации ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории субъекта Российской Федерации, определяет меры особой охраны для таких объектов, а в отношении видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, дополняет ее мерами охраны регионального значения. 2. Структура Красной книги субъекта Российской Федерации в целом соответствует структуре Красной книги Российской Федерации. 3. В Красной книге субъекта Российской Федерации в основном используются те же критерии и категории статуса редкости, что и в Красной книге Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может детализировать установленные категории статуса редкости и при необходимости устанавливать дополнительные. 4. Меры сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, рекомендуемые в Красных книгах субъектов Российской Федерации, должны быть скоординированы друг с другом, что очень важно, например, для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения мигрирующих видов животных. 5. Красная книга субъекта Российской Федерации обновляется по мере изменения ситуации в регионе и поступления новых данных, но не реже 1 раза в 10 лет. 6. Подготовка к изданию и издание Красных книг субъектов Российской Федерации осуществляются в рамках процедур, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Из стратегических задач в области ведения Красных книг приоритетными являются: - совершенствование подходов к государственному обеспечению ведения Красной книги Российской Федерации и Красных книг субъектов Российской Федерации; - разработка методических указаний по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации. Из тактических задач первоочередной является подготовка обновленного списка и Красной книги Российской Федерации по растениям и грибам. 4.4. Подготовка стратегий сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и региональных стратегий Стратегии сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира и региональные стратегии должны основываться на принципах, определенных в Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. В то же время такие стратегии должны учитывать биологическую специфику конкретных видов, их современное состояние и условия в пределах ареала или региона. Центральный вопрос, встающий при разработке программ сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и региональных стратегий, - с чего надо начинать и на что следует направить основные усилия? Критическое состояние редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, как правило, является результатом сложного комплекса антропогенных факторов и биологических особенностей видов. Однако попытки блокировать все негативные факторы, сохранять все сразу и везде, как правило, приводят лишь к распылению средств и не дают желаемого результата. Стратегии сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Стратегии сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов должны учитывать биологические особенности такого вида, действующие на него лимитирующие факторы и социально-экономические условия реализации стратегии. Несмотря на то, что указанные стратегии должны основываться на принципах настоящего документа, их структура и выделенные в них приоритеты способов сохранения могут иметь свою специфику. Разработка видовой стратегии включает в себя следующие этапы: 1. Анализ состояния вида и его отдельных популяций на момент разработки стратегии Осуществляется на основании результатов научных исследований вида, данных учетов, отдельных сообщений о встречах данного вида. 2. Выбор объектов сохранения Производится на основании системы критериев для определения приоритетных объектов (раздел 3.5). 3. Анализ природных и антропогенных факторов прямого и опосредованного воздействия на вид На этом этапе необходимо проанализировать максимально широкий спектр действующих на вид факторов. При этом важно правильно определить, каково происхождение этих факторов: являются ли они исключительно природными (например, климатические изменения или геологические явления) или вызваны деятельностью человека, хотя и проявляются в изменениях природной среды (например, сокращение численности кормовых ресурсов или увеличение численности врагов). 4. Определение причин неблагополучного состояния объектов сохранения и выделение основных лимитирующих факторов Этот этап является важнейшим звеном в разработке стратегии. Если ведущие причины критического состояния вида не будут установлены, любые меры по его сохранению будут неэффективными. Правильное определение причин неблагополучного состояния вида является необходимым условием его сохранения и позволяет достигнуть цели с минимальными затратами средств. 5. Выбор способов сохранения Разнообразию лимитирующих факторов, а также социально-экономических условий сохранения видов в наибольшей степени отвечает поливекторный характер стратегии, включающей комплекс различных способов и мер сохранения вида. Однако ограниченность ресурсов, выделяемых для реализации программ сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, заставляет выделять приоритетные способы сохранения. Приоритетную роль в программах сохранения следует отдавать способам, которые сохраняют объект минимально нарушенным и в естественной для него среде обитания, поскольку только в этом случае возможно полноценное и долговременное сохранение видов и продолжение их естественной эволюции. 6. Анализ социально-экономических условий сохранения вида Определяет конкретные формы реализации избранных способов сохранения вида; экономические и правовые механизмы блокирования антропогенных лимитирующих факторов, а также необходимые мероприятия в области образования, просвещения и формирования общественного мнения. 7. Разработка мероприятий и устройств Производится для избранных способов сохранения с учетом биологических особенностей вида, природных и социально-экономических условий региона, где будет реализована стратегия, и имеющихся в распоряжении ресурсов. 8. Разработка Плана действий Завершает подготовку Стратегии сохранения вида и включает в себя определение источников финансирования, конкретных исполнителей и сроков реализации Стратегии. Региональные стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Региональные стратегии могут разрабатываться как для отдельных субъектов Российской Федерации, так и для экорегионов (бассейнов рек, озер и морей, горных систем и других природных комплексов). Необходима подготовка типовой структуры и рекомендаций по разработке региональных стратегий сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Разработка региональных стратегий включает следующие основные стадии. 1. Инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов региона и анализ их состояния На этом этапе, прежде всего, необходимо оценить достаточность имеющихся данных о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах в регионе и наличие необходимой научной базы для разработки стратегии. Эффективная стратегия может быть разработана только на основании конкретных сведений о распределении по территории региона редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, их численности и тенденциях ее изменения. Итогом этой работы является создание Красной книги субъекта Российской Федерации или Списка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов субъекта Российской Федерации. 2. Выделение приоритетных объектов охраны Приоритет охраны в региональных стратегиях должны иметь редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Определение природоохранных приоритетов среди редких и находящихся под угрозой исчезновения видов субъекта Российской Федерации производится на основе соответствующей системы критериев (разд. 3.5). 3. Разработка стратегий для сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов Производится по схеме, рассмотренной в п. 5.1. 4. Разработка регионального Плана действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов При составлении регионального Плана действий необходимо обеспечить координацию мер сохранения отдельных видов в регионе между собой и с мерами по их сохранению на федеральном уровне, а также с мерами по их сохранению в других регионах. 5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ РЕДКИХ И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ Российское экологическое право, развивающееся в двух направлениях - природоохранном и природноресурсном, регламентирует отношения в области охраны, воспроизводства и использования животного и растительного мира и других природных объектов и ресурсов, а также устанавливает систему управления всей природоохранной деятельностью вообще и компонентами природной среды в частности. Экологические нормы содержатся также в отраслевом законодательстве, например в финансовом, уголовном и др. Поэтому совершенствование законодательства по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов должно быть направлено на гармонизацию его с другими отраслями права, устранение дублирования и противоречий, в том числе с целью обеспечения выполнения требований международных обязательств России. Перечень наиболее значимых нормативных правовых актов в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов приводится в Приложении 1. 5.1. Международные обязательства России Нормы международного права являются важным элементом действующего российского законодательства. Данные нормы особенно важны применительно к сфере регулирования охраны, воспроизводства и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, поскольку многие из них обитают на территории разных стран и сохранение их возможно только путем скоординированных действий. Гармонизация национальных законодательств стран ареалов разделяемых ресурсов, с учетом суверенных прав на их использование на территории (акватории), находящейся под исключительной юрисдикцией этих государств, является базой для сохранения и управления популяциями мигрирующих и локальных оседлых трансграничных видов. Конвенция о биологическом разнообразии В соответствии с ней все стороны Конвенции должны принимать меры для сохранения экосистем и естественных местообитаний, популяций видов в естественной среде обитания, совершенствовать национальное законодательство, сохраняющее биологическое разнообразие (включая сохранение и восстановление видов, находящихся под угрозой исчезновения, путем разработки планов и стратегий управления), а также обеспечить устойчивое использование компонентов биологического разнообразия и справедливое распределение выгод, связанных с использованием генетических ресурсов и обменом соответствующими технологиями. В целом данная Конвенция не осуществляет прямого правового регулирования, однако может иметь значение как базовый международный правовой акт. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) Устанавливает критерии выделения водно-болотных угодий, имеющих международное значение, требует от сторон Конвенции определить такие угодья в соответствии с критериями, разработать планы управления ими и установить для них щадящий режим природопользования. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия Данная Конвенция определяет критерии и порядок включения природных и культурных объектов в списки Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, а также накладывает ограничения на осуществляемую на них хозяйственную деятельность. Принципиально, что одним из критериев, достаточных для включения объекта в этот список, является наличие единственного места обитания (произрастания) редкого или находящегося под угрозой исчезновения вида. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) Конвенция определяет правила экспорта и импорта видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Установлены списки исчезающих видов животных и растений по степени их уязвимости (приложения 1, 2 и 3), определен порядок международного оборота видов. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов основывается также на двух- и многосторонних конвенциях и соглашениях по отдельным видам и группам живых организмов, например, Международная конвенция по регулированию китобойного промысла устанавливает режим использования запасов китов, а также меры по их охране в Мировом океане. Ряд обязательств по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов содержатся в Соглашении о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - Красной книге государств - участников СНГ, двусторонних соглашениях России с США, Японией, Республикой Корея, КНДР и Индией по охране перелетных птиц и мест их обитания, многостороннем Меморандуме о взаимопонимании в области принимаемых мер по охране стерха, многостороннем Соглашении о сохранении белых медведей, двустороннем Соглашении с США об охране и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя, двустороннем Протоколе с Китаем об охране тигра. Большое внимание сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов уделяется в Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных мест обитания (Бернская) и Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская). Россия не является стороной этих конвенций, однако входит в качестве участника в некоторые соглашения, заключаемые в рамках этих конвенций, а также участвует в качестве наблюдателя в проводимых ими мероприятиях и де-факто принимает значительное число мер по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и мест их обитания, предусмотренных этими соглашениями. Это касается соглашений по морским млекопитающим и китообразным (NAMCO, ACCOBAMS и ASCOBANS), летучим мышам (EuroBat), тонкоклювому кроншнепу, джеку и т.д. Кроме того, на 5 сессии Межгосударственного экологического совета (Москва, 1994), действующего в рамках СНГ, было открыто для подписания Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих. Оно разработано не в рамках Боннской конвенции, но фактически является его аналогом на территории СНГ. Помимо межгосударственных договоров существуют документы, носящие рекомендательный характер, но используемые в качестве базы для развития законодательства на национальном и региональном уровнях. К ним, в первую очередь, относится Пан-Европейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, принятая на Европейском совещании Министров охраны окружающей среды Европы (София, 1995 г.). Целью стратегии является поддержание и увеличение биологического и ландшафтного разнообразия в Европе, в том числе путем сохранения местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, как в естественных, так и в антропогенных ландшафтах. Стратегия носит рекомендательный характер, но используется Советом Европы в качестве механизма для реализации Конвенции о биологическом разнообразии на региональном (европейском) уровне. Имеется ряд конвенций и иных международных договоров, реализация которых будет способствовать охране местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, предотвращению воздействий на виды и их местообитания негативных воздействий. Это Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо), Протокол по стратегической экологической оценке, уже упоминавшаяся Бернская конвенция, Конвенция о сохранении ландшафтов. Подписание и ратификация тех договоров, стороной которых Россия еще не является (в том числе Боннской и Бернской конвенций, Картахенского протокола), ратификация ранее подписанной Россией Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном аспекте целесообразны в принципе, поскольку способствуют интеграции вопросов сохранения биологического разнообразия в процесс стратегической экологической оценки, что отмечено в Решении VI/7 6-й Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии (2002 г.). Однако решение этих вопросов должно сопровождаться тщательной оценкой финансовых и социально-экономических последствий для России. Помимо международных конвенций и других международных соглашений, международные обязательства России определяются ее участием на уровне государства в ряде международных организаций, комиссий и программ: Программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), Совете Европы, Экономической социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Программе по охране арктической флоры и фауны (КАФФ), Всемирном союзе охраны природы (МСОП) и др. 5.2. Российское законодательство В отношении регулирования охраны и использования редких видов действующее законодательство можно разделить на нормативные правовые акты, регулирующие охрану и использование собственно редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) и регулирующие использование мест их обитания (территориальную охрану). Кроме того, крайне важны акты, определяющие полномочия различных органов власти, а также устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В настоящее время действующими федеральными законами и нормативными правовыми актами урегулированы основные правовые вопросы, обеспечивающие: - охрану и использование редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В частности, решены вопросы: выделение приоритетных объектов, подлежащих охране в первоочередном порядке; учреждение и порядок ведения Красной книги Российской Федерации и Красных книг субъектов Российской Федерации; порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов; предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе на виды животных, растений и грибов, занесенные в Красную книгу, а также их местообитания; добывание (сбор) видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; ввоз в Россию, вывоз из России, транзитная перевозка и оборот видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; содержание в искусственно созданной среде обитания; порядок государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических коллекций; охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений отдельных регионов; - территориальную охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Наиболее распространенным способом сохранения популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов является придание их местообитаниям статуса особо охраняемых природных территорий, в отношении которых решены вопросы: порядок создания и функционирования ООПТ всех категорий; ограничение природопользования в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов; - ответственность за нарушение законодательства об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Предусмотрены следующие виды ответственности: административная ответственность; гражданско-правовая (имущественная) ответственность; уголовная ответственность; - полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Определены полномочия различных органов власти в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, а именно: полномочия федеральных органов власти; полномочия субъектов Российской Федерации; полномочия органов местного самоуправления. 5.3. Предложения по совершенствованию правовых механизмов Правовые механизмы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов включают три элемента: законодательство, организацию его исполнения и правоприменительную практику. В целом для России на современном этапе развития характерны достаточно развитое законодательство и недостаточно эффективное выполнение законов. Совершенствование правовых механизмов должно быть направлено на внедрение в правовую сферу биологических и экологических основ сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира с учетом социально-экономических условий их реализации. Совершенствование правовых механизмов должно происходить по трем направлениям: 1) совершенствование действующего законодательства; 2) разработка новых законов и иных нормативных правовых актов; 3) совершенствование правоприменительной практики. Для совершенствования действующего законодательства целесообразно: - создать систему специальных механизмов по осуществлению организационно-правовых гарантий, реализующих научно обоснованные и экономически возможные пути сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов отечественной фауны и флоры, а также мест их обитания; - усилить межведомственное взаимодействие для реализации законодательных актов по охране, воспроизводству и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов фауны и флоры, учитывая комплексность принятия соответствующих мер; - разработать План действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и мест их обитания и рекомендовать субъектам Российской Федерации создать региональные Планы действий, скоординированные с федеральными Стратегией и Планом действий; - совершенствовать нормы, законодательно регулирующие оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и грибов, их частей и дериватов; - внести в отраслевое законодательство изменения и дополнения, усиливающие меры по сохранению животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе: ввести в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993 N 4730-1, в дополнение к имеющимся, экологический контроль, а в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" предусмотреть установление экологического контроля перед таможенным контролем; внести дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за уничтожение животных и растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также за торговлю животными и растениями, исключенными из хозяйственного пользования; - предусмотреть в ежегодных бюджетах всех уровней финансирование работ, связанных с ведением учета, кадастра, мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов, а также с ведением Красной книги. В качестве новых законов и иных нормативных правовых актов целесообразно: - разработать проект Федерального закона "О растительном мире", который позволит усилить законодательную базу сохранения объектов растительного мира; - разработать проект Федерального закона "Об экологической безопасности"; - рассмотреть возможность разработки проекта Федерального закона "О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений", который позволит обеспечить интегрированное регулирование специфических правоотношений, а также стимулирует субъекты Российской Федерации к принятию собственных законов, отражающих региональные особенности (по примеру города Москвы, Республики Алтай и Еврейской автономной области). Для совершенствования правоприменительной практики целесообразно: - развивать и совершенствовать деятельность специализированных инспекций по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, а также взаимодействие этих инспекций с правоохранительными органами. 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ РЕДКИХ И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ Разработка и реализация экономических и финансовых механизмов базируются на целевых установках и приоритетах, вырабатываемых ученымиестественниками, наиболее полном эколого-экономическом учете редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, их коммерческой и некоммерческой ценности, а также социально-экономических и институциональных условий и специфики регионов России. Задача экономических механизмов как составной части Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов состоит в изменении поведения участников хозяйственных отношений - создании и стимулировании условий, при которых заинтересованным физическим и юридическим лицам (а) было бы выгодно охранять редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, способствовать восстановлению их численности и внутривидового разнообразия в объеме, обеспечивающем устойчивое существование и использование этих видов, и (б) было бы убыточно действовать по-иному. В связи с тем, что в России объемы государственного финансирования природоохранной деятельности, включая сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, недостаточны и необходимо привлечение внебюджетных средств, большое значение приобретают финансовые механизмы, задача которых состоит (а) в выявлении финансовых средств и (б) эффективном малозатратном финансировании и/или софинансировании отобранных приоритетных программ и проектов сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. 6.1. Экономические и финансовые основы реализации Стратегии Вопросы создания и функционирования экономических и финансовых механизмов сохранения редких видов тесно связаны с: - необходимостью разработки методик определения полной эколого-экономической и социальной ценности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов как важного ресурса и блага, имеющего значительную информационную, эстетическую, медицинскую, научную и сущностную ценность; - возможностью реализации этой ценности с помощью экономических и финансовых механизмов; - экономическими аспектами правовых вопросов владения, распоряжения, пользования редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами с позиций прав собственности и правил реализации этих прав, анализа правомочий и реально извлекаемого рентного дохода. 6.2. Экономические направления Стратегии В реформировании налоговой системы на макроуровне выделяется три важных аспекта: - возрастание удельного веса налогов на природоэксплуатирующую и природозагрязняющую деятельность в общей сумме налогов; - экологизация системы налогообложения - создание единой системы налогов, охватывающей всю природнопродуктовую вертикаль (цепочку) - от первичного природного вещества до конечной продукции, получаемой на его основе; - пересмотр и отмена субсидий, наносящих ущерб окружающей среде и редким и находящимся под угрозой исчезновения видам живых организмов (в энергетике, промышленности, на транспорте и в сельском и лесном хозяйстве). Для реализации направлений эколого-экономической политики, указанных выше, учета экологического фактора в управлении и планировании экономики необходимо усиление координирующей роли государства, без чего невозможно повышение экономической ценности природных благ. Введение корректного учета экологического фактора, ценности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, в главных экономических показателях - валовом внутреннем продукте (ВВП), национальном доходе и, соответственно, в валовом региональном продукте - необходимо для правильного понимания тенденций в изменении природного капитала России. Полную эколого-экономическую и социальную ценность редких и находящихся под угрозой исчезновения видов следует учитывать при оценке инвестиционных проектов, связанных с природопользованием. Для сохранения не уменьшающегося от поколения к поколению объема природного капитала, а в его рамках неуменьшающихся размеров условно возобновимого природного капитала целесообразно создать экономические механизмы, позволяющие: - часть средств (от ренты/прибыли/выручки частных и государственных компаний, учреждений, органов), получаемых от пользования невозобновимыми природными ресурсами (нефть, газ, другие минеральные ресурсы), направлять для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; - частично использовать для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов средства, получаемые от коммерческого использования (прибыли компаний) возобновимых природных ресурсов; - штрафы за браконьерскую деятельность полностью направлять на охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Экономические механизмы, с помощью которых реализуется ценность редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, включают систему мер: 1) регулирующих существующие рыночные отношения посредством платежей (налогов, штрафов) и стимулов (напр., налоговых льгот, неденежных субсидий) и направленных на: - ограничение (запрещение) хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на редкие и находящиеся под угрозой виды животных, растений и грибов, прежде всего: чрезмерного использования (добывание, сбор, охота, браконьерство); загрязнения природной среды в местах обитания этих видов; оборота (торговли) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и продукции из них; - стимулирование разведения коммерчески ценных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов на специализированных фермах; 2) создающих новые рынки: - стимулирование контролируемой платной рекреационной деятельности (включая туризм и т.д.), связанной с наблюдением за редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами в местах их обитания или размещения (национальные парки, заказники, охранные зоны заповедников, зоопарки, аквариумы, океанариумы и т.п.); - создание системы страхования редких видов, использование компенсаций (льгот) частным или коллективным землепользователям за ущерб, нанесенный редкими и находящимися под угрозой исчезновения животными домашнему хозяйству; 3) стимулирующих сохранение некоммерческих редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (включая использование компенсаций (льгот) частным или коллективным землепользователям, отдельным гражданам за охрану ими видов на их территориях). Внедрение экономических механизмов реализует принцип взаимодополняемости (комплиментарности) рыночных и нерыночных отношений для достижения устойчивого развития. Целесообразно стимулировать финансирование существования (развития) части природного мира, не задействованного в рыночные отношения, за счет части средств (прибыли), получаемой от реальной торговли рыночно привлекательными и, как правило, возобновляемыми видами (природными ресурсами) - животноводство и растениеводство, фермы аквакультур (например, разведение лососевых) и т.д. Применение промышленных способов разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов следует использовать для снижения давления на эти виды в природных экосистемах (пушные зверохозяйства, фермы для выращивания осетровых и лососевых видов рыб, женьшеня, грибов, питомники хищных птиц и т.д.). 6.3. Направления финансирования Стратегии Финансирование Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов должно осуществляться по нескольким направлениям: - увеличение вложений в изучение и сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов с получением экологических, экономических и социальных выгод от таких капиталовложений, подготовку научных кадров в этой области; - обеспечение надлежащего доступа к соответствующим технологиям, что существенно расширяет имеющиеся возможности для решения проблемы утраты биологического разнообразия и появления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; - выделение средств на формирование у населения экологической культуры и бережного отношения к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, включая систему представлений о ценности каждого редкого и находящегося под угрозой исчезновения вида, его биологических и экологических особенностях. В качестве возможных источников финансирования и экономического стимулирования сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов используются: - бюджетное финансирование в рамках подпрограммы "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 гг.)"; - финансирование в рамках природоохранных мероприятий, предусмотренных федеральным бюджетом; - региональные экологические фонды; - внебюджетные источники финансовых ресурсов, включая: часть ренты (прибыли) от добычи полезных ископаемых, т.е. невозобновимых природных ресурсов (т.е. от природоэксплуатирующих компаний); часть прибыли от продажи возобновляемых природных ресурсов (это - в основном - пищевая промышленность, сельскохозяйственные фермы; заготовка древесины и т.д.); часть прибыли компаний, "эксплуатирующих" природные ресурсы, иногда даже без их потребления (от туристических агентств); добровольные пожертвования физических и юридических лиц; прибыли от капиталовложений, сделанных особо охраняемыми природными территориями; плату за вход в зоопарки, океанариумы, национальные парки, фотоохоту, дистанционное (рекреационное) наблюдение за редкими видами и их скоплениями; выручку от экологических лотерей; отчисления от инфраструктуры и услуг туризма и рекреации, связанных с наблюдением за редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами (дороги к местам туризма, стоянки автомашин, организация питания туристов, печатные издания, передачи по радио и телевидению, инфраструктура питания и т.п.); отчисления от выручки, полученной от выставок экспонатов, рисунков, фотографий и др. художественных произведений, отображающих редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды; отчисления от выручки, полученной от использования в логотипе и наименовании организации изображения или названия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; части прибыли от эксплуатации биоресурсов данного региона местными предприятиями, например от продажи местных растений и животных, одомашнивания диких видов животных, развития туризма; увеличение штрафных санкций за браконьерство в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; дополнительную плату за водопользование от ирригационных проектов или ГЭС, если вода поступает к ним из особо охраняемых природных территорий; специальные платежи, например на лесоразработки, торговлю лесом, дикими животными, права на концессии, налог на поддержание окружающей среды при строительстве плотин, ирригационных систем, дорог; отчисления определенной части стоимости крупномасштабного хозяйственного проекта (например, водохозяйственного); отчисления от концессий на эксплуатацию природных ресурсов, от других концессий (гостиниц, ресторанов, туризма); стимулирование добровольных пожертвований частных компаний и кооперативов, непосредственная финансовая поддержка от агентств по оказанию техпомощи, международных организаций, отдельных фондов; экореструктуризацию внутренних и внешних долгов; зарубежные и внутренние дотации/гранты, льготные займы, субсидирование для уплаты процентов на займы, паевое финансирование, совместное (взаимодополняющее) осуществление международных проектов, экспортные кредиты. 7. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ РЕДКИХ И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ Важнейшим фактором сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов является заинтересованность населения в решении данной проблемы, сознательное соблюдение соответствующих рекомендаций и ограничений, стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности. Критериями эффективности работы с населением являются позитивное отношение людей к деятельности по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и готовность оказывать поддержку в проведении этой деятельности, о чем будут свидетельствовать уменьшение случаев экологических правонарушений в регионе, рост количества участников добровольных природоохранных акций, реальная коррекция хозяйственной деятельности с учетом ограничений, необходимых для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Долгосрочной целью работы с населением является формирование у всех жителей страны высокого уровня экологической культуры - стремления и способности людей использовать свои экологические знания в практической деятельности. В рамках реализации локальных проектов и программ, направленных на сохранение того или иного конкретного вида, работа с населением организуется в соответствии с краткосрочной целью - формированием ответственного, бережного поведения людей по отношению к данному виду и по отношению к природным комплексам, составляющим среду их обитания. Для достижения данных целей необходимо обеспечить решение следующих стратегических задач: - формирование у населения системы представлений об уникальности каждого вида, его биологической, экологической и эстетической ценности; - формирование гуманного отношения к каждой особи и к каждому экземпляру редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений; - освоение населением научно обоснованных способов природопользования, гарантированно предохраняющих от нанесения какого-либо ущерба редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, не только в сфере общественного производства, но и в сфере индивидуального природопользования: сбор грибов и ягод, сенокошение, использование химикатов на огороде, утилизация бытового мусора и т.п.; - формирование у людей потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. 7.1. Организационные принципы просвещения и образования Для эффективного формирования широкой социальной поддержки сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов необходимо ориентироваться на следующие основные принципы: Принцип широкой социальной направленности Работа по формированию социальной поддержки сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов ведется среди самых широких слоев населения (сельского и городского, детского и взрослого, бизнесменов и руководителей и т.д.) на основе широкомасштабного сотрудничества различных государственных и общественных структур. Принцип профессионального и методического обеспечения Деятельность осуществляется профессионально подготовленными специалистами на базе соответствующего организационно-методического обеспечения. Наряду с биологами, географами, педагогами необходимо привлекать социологов и психологов, а также журналистов и представителей других творческих профессий. Принцип приоритетности и результативности Необходимо определять в каждом конкретном случае приоритетные механизмы, позволяющие достигать максимального эффекта при минимальных затратах. Принцип комплексного использования естественнонаучного и гуманитарного потенциала Необходимо широко применять гуманитарные средства формирования экологического сознания (фольклорные, художественные, культурно-исторические, религиозные и т.п.), наряду с использованием информации биологического и экологического характера. Принцип экологической безопасности Любые формы образовательной и просветительской работы, а также участие населения в тех или иных природоохранных акциях не должны быть связаны с каким-либо риском нанесения ущерба редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, в том числе и их отдельным особям. 7.2. Организационные инструменты и институты формирования отношения к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов К основным организационным инструментам относятся эколого-просветительская работа, экологическое образование, экологическая пропаганда и эколого-художественная деятельность, которые реализуются с помощью соответствующих организационных институтов. Эколого-просветительская работа Экологическое просвещение подразумевает целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в природоохранную деятельность. Эколого-просветительская работа ведется национальными парками, заповедниками, музеями, зоопарками, ботаническими садами, домами природы, библиотеками, средствами массовой информации, государственными и неправительственными экологическими организациями и т.п. Экологическое образование Экологическое образование имеет системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса - уровень подготовленности своих выпускников. Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, средними учебными заведениями, вузами, учреждениями дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального (постдипломного) образования и т.п. Экологическая пропаганда Средства экологической пропаганды - плакаты, значки, марки, красочные конверты, наклейки и т.п., отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы (так называемая социальная реклама) и т.д. Экологическая пропаганда привлекает внимание людей к проблеме сохранения редких видов, формирует их интерес к этим видам, а также к природоохранным организациям, осуществляющим природоохранные проекты (фондам, заповедникам, паркам и т.д.). Экологическая пропаганда осуществляется государственными природоохранными службами, средствами массовой информации, общественными организациями и т.п. Эколого-художественная деятельность Средства искусства, такие как фильмы, картины, литературные произведения, художественные фотографии, музыкальные произведения и т.д., показывающие мир природы и взаимоотношения природы и человека, оказывают мощное влияние на эмоциональную сферу людей. Это важнейший фактор формирования гуманного отношения к природе, так как именно произведения искусства стимулируют проявление эстетических чувств, вызывают размышления людей о своем отношении к окружающей природе, заставляют переосмысливать жизненные ценности и т.д. Эколого-художественная деятельность - результат активности творческих коллективов и отдельных авторов (писателей, художников, фотографов, кинематографистов, музыкантов и т.п.). Широкий спектр инструментов и институтов формирования экологической культуры позволяет обеспечить комплексность эмоциональных и интеллектуальных средств воздействия на различные категории населения. 7.3. Приоритетные направления и этапы просветительской и образовательной деятельности Организация просветительской и образовательной деятельности требует выделения приоритетных групп населения. В отношении каждой такой группы необходимо использовать различные формы и методы, обусловленные как ее психологическими особенностями, условиями жизни, так и той социальной функцией, которую данная группа выполняет в обществе. Психолого-педагогическая и методическая подготовка научных сотрудников и педагогов Необходимо повысить эколого-педагогическую квалификацию педагогов и ученых путем реализации специальных программ дополнительного профессионального образования (курсы, семинары, творческие мастерские и т.п.). Основное внимание необходимо уделить овладению современными психолого-педагогическими технологиями коммуникации, эколого-просветительской работы и экологического образования в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Просвещение и образование политиков и лиц, принимающих решения Необходимо формировать заинтересованность политиков и лиц, принимающих решения, в сохранении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и обеспечении реального включения этими лицами данной проблемы в сферу своей профессиональной деятельности. Важно, чтобы лица, принимающие решения, руководствовались рекомендациями экспертов-экологов при принятии управленческих решений. Важнейшие направления работы с лицами, принимающими решения, связаны с формированием у них четкого понимания ценности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (экологической, экономической и культурной), усвоением ключевых положений экологического права. Просветительская работа с предпринимателями Необходимо активно привлекать состоятельных людей к внебюджетному финансированию деятельности, направленной на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, используя методы организации добровольной материальной поддержки социально значимой некоммерческой деятельности. Просвещение и образование учащихся Необходимо усилить природоохранные аспекты общего и экологического образования, формировать гуманное отношение детей к живой природе, организовывать их активное участие в природоохранных акциях. Для эффективной работы с учащимися следует устанавливать тесные контакты школы с учреждениями дополнительного образования детей (дворцы и дома творчества детей и молодежи, станции юных натуралистов, школьные лесничества, клубы по интересам и т.п.), а также с зоопарками и ботаническими садами, домами природы и музеями, национальными парками и заповедниками. Повышению эффективности просвещения учащихся способствует проведение международных, всероссийских и региональных массовых природоохранных акций, конкурсов, фестивалей, выставок (например, Всероссийский фестиваль детского творчества и Конкурс по различным номинациям "Ускользающий мир", посвященный сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений России). Информационное и образовательное сопровождение деятельности по сохранению того или иного редкого и находящегося под угрозой исчезновения вида должно включать следующие этапы: 1. Социально-психологическое исследование понимания данной проблемы различными категориями населения и их отношения к конкретному редкому и находящемуся под угрозой исчезновения виду. 2. Выбор приоритетных форм и методов работы с различными фокусными группами населения в зависимости от результатов исследования проблемы. 3. Методическая подготовка информации (как естественнонаучного, так и гуманитарного характера) о целесообразности особой охраны конкретного вида и необходимых для этого мерах с целью сообщения этой информации различным категориям населения. 4. Трансляция подготовленной информации по различным каналам (средства массовой информации, семинары для учителей, рабочие совещания руководителей, массовые акции для школьников и т.д.). 5. Оценка эффективности и коррекция тактики проводимой работы с помощью социальнопсихологического мониторинга. Тактика организации деятельности по формированию социальной поддержки сохранения конкретного редкого и находящегося под угрозой исчезновения вида в конкретном регионе определяется сложившейся социально-психологической ситуацией. Программа действий разрабатывается на основе стратегических позиций, представленных в настоящем документе, и данных социально-психологического мониторинга отношения различных категорий населения к этому виду и деятельности по его охране. Такой системный подход обеспечивает наиболее эффективную концентрацию эколого-просветительских ресурсов на избранных приоритетных направлениях работы. 8. ПАРТНЕРЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТРАТЕГИИ Реализация Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов осуществляется в виде партнерства государственных органов, научно-исследовательских и иных структур, связанных с охраной и использованием объектов живой природы, общественных организаций и объединений, а также при активном вовлечении граждан. Государство несет главную ответственность за эффективное сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в масштабе Российской Федерации. Исключительную ценность и актуальность представляет тесное партнерство с международными природоохранными общественными организациями, благотворительными фондами и другими неправительственными структурами. Это партнерство обеспечивает не только определенную финансовую поддержку, но и обмен идеями, использование передового международного опыта, проведение совместных работ российских и зарубежных специалистов в области сохранения и изучения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов флоры и фауны. Таким образом, система многостороннего партнерства способствует эффективной реализации природоохранных инициатив в области изучения и сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Приложение 1 ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ РЕДКИХ И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ I. Основные биологические конвенции и соглашения, стороной которых является Россия 1. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), подписана Россией 13 июня 1992 г., ратифицирована Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ. 2. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.). 3. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI. 4. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.). 5. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.). 6. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.). 7. Перечень видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов регулируется в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), утверждена 12 Конференцией Сторон СИТЕС (Сантьяго, ноябрь 2002 г.). 8. Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания (Москва, 10 октября 1973 г.). 9. Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки об охране перелетных птиц и среды их обитания (Конвенция от 19 ноября 1976 г. N 2690). 10. Конвенция между Правительством СССР и Правительством Республики Индии об охране перелетных птиц (Москва, 8 октября 1984 г.). 11. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.). 12. Стратегия защиты окружающей среды Арктики. Международный договор от 14 июня 1991 г. 13. Пан-Европейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, принятая на Европейском совещании Министров охраны окружающей среды Европы (София, 1995 г.). 14. Программа по охране фауны и флоры Арктики (CAFF), 1994 г. 15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и об охране перелетных птиц. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1994 г. N 613. 16. Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.). 17. Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1049. 18. Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - Красной книге государств - участников СНГ. 19. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 10 ноября 1997 г.). 20. Меморандум о взаимопонимании в области принимаемых мер по охране стерха, 2001 г. II. Биологические конвенции и соглашения, в отношении которых рассматривается вопрос о присоединении к ним России 1. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. 2. Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Россией, США, Канадой и Европейским сообществом. 3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя. III. Биологические конвенции и соглашения, в отношении которых Россия пока выступает в качестве наблюдателя 1. Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), 1983 г. 2. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция), 1 января 1982 г. IV. Федеральные законы 1. Конституция Российской Федерации (ст. 72). Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. 2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями на 23 декабря 2003 г.). 3. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями на 23 декабря 2003 г.). 4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2003 г.). 5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция). 8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 (с изменениями на 13 января 2000 г.). 9. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". 10. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". 11. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). 12. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями от 15 апреля 1998 г.). 13. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). 14. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (с изменениями на 11 ноября 2003 г.). 15. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с изменениями на 11 ноября 2003 г.). 16. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". 17. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе". 18. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". 19. Закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изменениями на 10 февраля 1999 г.). 20. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями на 4 июля 2003 г.). 21. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 17 марта 1997 г.). V. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 669 "О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии". 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1051 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года" (с изменениями на 16 июня 2001 г.). 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 1995 г. N 318 "Об оговорках по видам диких животных, включенным в Приложения I и II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.". 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 968 "О мерах по выполнению рекомендаций 10-й Конференции государств, подписавших Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года, в отношении осетровых видов рыб" (с изменениями на 16 июня 2001 г.). 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 304 "Об утверждении Правил использования конфискованных диких животных и растений, их частей и дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.". 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 967 "Об участии Российской Федерации в Международной конвенции по регулированию китобойного промысла". 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1994 г. N 613 "О заключении Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области охраны окружающей среды об охране перелетных птиц". 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1395 "О подписании протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по охране тигра". 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации". 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" (с изменениями на 24 апреля 2003 г.). 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 952 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - Красной книге государств - участников СНГ". 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" (с изменениями на 24 апреля 2003 г.). 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156 "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" (с изменениями на 24 апреля 2003 г.). 14. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 240 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам охраны и использования объектов животного мира". 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1289 "Об утверждении перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" (с изменениями и дополнениями на 30 июля 1998 г.). 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира". 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изменениями на 12 июля 2003 г.). 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 823 "О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических коллекций" (с изменениями на 24 апреля 2003 г.). 19. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 795 "О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев". 20. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах". 21. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации". 22. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" (с изменениями на 24 сентября 2002 г.). 23. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. N 724 "Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в том числе занесенным в Красную книгу Российской Федерации". 24. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания". 25. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации по охране окружающей среды". 26. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1342 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира". 27. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" (с изменениями и дополнениями от 15 июля 2003 г.). 28. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1010 "Об усилении охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда Российской Федерации". 29. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения". 30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 1723-р "О возложении на МПР России функций по выполнению обязательств в рамках Международной конвенции по регулированию китобойного промысла и Международной китобойной комиссии". 31. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации". 32. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1454-р "О стимулировании проведения охотпользователями мероприятий по охране и воспроизводству диких животных за счет привлечения собственных средств". VI. Ведомственные нормативные правовые акты 1. Приказ МПР России от 21 октября 2002 г. N 699 "Об обеспечении работы по ведению Красной книги Российской Федерации" (с изменениями от 6 июня 2003 г.). 2. Приказ МПР России от 27 апреля 2001 г. N 369 "О должностных лицах Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания". 3. Приказ МПР России от 10 июня 2002 г. N 352 "Об утверждении Положения о государственной службе охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации". 4. Приказ МПР России от 28 октября 2003 г. N 961 "О Плане действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации на 2003 - 2005 годы". 5. Приказ МПР России от 3 сентября 2003 г. N 798 "Об утверждении формы разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации". 6. Приказ МПР России от 3 сентября 2003 г. N 799 "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации". 7. Приказ МПР России от 22 апреля 2003 г. N 342 "Об утверждении Основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года". 8. Распоряжение МПР России от 31 июля 2002 г. N 363-р "Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению выполнения решений Правительства РФ по вопросу выполнения обязательств РФ по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)". 9. Приказ Госкомэкологии России от 3 октября 1997 г. N 419-а "Об утверждении Положения о порядке ведения Красной книги Российской Федерации", рег. в Минюсте России 24 декабря 1997 г. N 1435. 10. Приказ Госкомэкологии России от 19 декабря 1997 г. N 569 "Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации", рег. в Минюсте России 11 февраля 1998 г., N 1472. 11. Приказ Госкомэкологии России от 12 мая 1998 г. N 290 "Об утверждении приложений к Красной книге Российской Федерации". 12. Приказ Госкомэкологии России от 5 ноября 1999 г. N 659 "О внесении изменений в Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (по состоянию на 1 ноября 1997 г.), утвержденный Приказом Госкомэкологии от 19 декабря 1997 г. N 569", рег. в Минюсте России 3 февраля 2000 г., N 2070. 13. Приказ Госкомэкологии России от 11 февраля 2000 г. N 71 "О внесении изменений и дополнений в Перечень объектов животного мира, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде, утвержденный Приказом Госкомэкологии России от 12 мая 1998 г. N 290". 14. Приказ Госкомэкологии России от 24 сентября 1998 г. N 542 "Об обеспечении работы по ведению Красной книги Российской Федерации". 15. Приказ Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349 "О Правилах охраны и промысла морских млекопитающих". 16. Приказ Минрыбхоза СССР от 13 апреля 1983 г. N 187 "О Правилах любительского и спортивного рыболовства". 17. Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 января 1998 г. N 10 "Об утверждении санитарных правил в лесах Российской Федерации", рег. в Минюсте. 18. Приказ Минприроды России от 5 февраля 1996 г. N 40 "Об утверждении Положения о порядке применения решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых МВЭС России", рег. в Минюсте. 19. Приказ Госкомэкологии России от 30 сентября 1997 г. N 411 "Об утверждении Положения о зоологических коллекциях", рег. в Минюсте России 8 апреля 1998 г., N 1507. 20. Приказ Госкомэкологии России от 30 сентября 1997 г. N 411 "Об утверждении формы реестра зоологических коллекций, поставленных на государственный учет", рег. в Минюсте России 8 апреля 1998 г., N 1507. Страницы: 1 2 |