КАКОВА ПРАВОМЕРНОСТЬ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 264 НК РФ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОПЛАТУ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ И СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ НА ОПЛАТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТИП. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 20.11.03 26-12/64787

         КАКОВА ПРАВОМЕРНОСТЬ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
         ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 264 НК РФ РАСХОДОВ
       ОРГАНИЗАЦИИ НА ОПЛАТУ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С
        ВЫСШИМ И СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (В ТОМ
          ЧИСЛЕ НА ОПЛАТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТИПЕНДИЙ СТУДЕНТАМ
         УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮЩИМСЯ ШТАТНЫМИ
       СОТРУДНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ, И НА ОПЛАТУ УЧЕБНОМУ ЗАВЕДЕНИЮ
            ДЛЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТА ПО
        ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ) НА
          ОСНОВАНИИ КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ С
          УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ И С РАБОТНИКОМ, НАПРАВЛЯЕМЫМ НА
         ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                             ОБРАЗОВАНИЯ?
     
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          20 ноября 2003 г.
                            N 26-12/64787

                                 (Д)


     Прибылью для целей исчисления налога для  российских  организаций
признается  полученный  доход,  уменьшенный  на величину произведенных
расходов,  определяемых  в  соответствии  с  требованиями   главы   25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
     Статьей 264 НК РФ определен перечень прочих расходов, связанных с
производством  и  (или)  реализацией  и  учитываемых  при  определении
налоговой базы по налогу на прибыль.
     Пунктом 3  названной  статьи  к  таким  расходам отнесены расходы
налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на  договорной
основе  с  образовательными  учреждениями,  связанные  с подготовкой и
переподготовкой (в том числе  с  повышением  квалификации  кадров),  в
соответствии с договорами с такими учреждениями.
     Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:
     1) соответствующие       услуги      оказываются      российскими
образовательными     учреждениями,     получившими     государственную
аккредитацию  (имеющими  соответствующую лицензию),  либо иностранными
образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
     2) подготовку       (переподготовку)      проходят      работники
налогоплательщика,  состоящие   в   штате,   а   для   эксплуатирующих
организаций,  в  соответствии с законодательством Российской Федерации
отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, -
работники этих установок;
     3) программа подготовки (переподготовки)  способствует  повышению
квалификации  и более эффективному использованию подготавливаемого или
переподготавливаемого  специалиста  в  этой   организации   в   рамках
деятельности налогоплательщика.
     При этом необходимо учитывать,  что не  признаются  расходами  на
подготовку  (переподготовку)  кадров расходы,  связанные с содержанием
образовательных  учреждений  или  оказанием  им  бесплатных  услуг,  с
оплатой  обучения  в  высших  и средних специальных учебных заведениях
работников  при  получении  ими  высшего   и   среднего   специального
образования.
     Согласно Положению о целевой контрактной подготовке  специалистов
с   высшим  и  средним  профессиональным  образованием,  утвержденному
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.95  N  942,
контингент   обучающихся   в  рамках  целевой  контрактной  подготовки
специалистов  формируется  на  добровольной  основе  из   числа   лиц,
обучающихся  за  счет  средств федерального бюджета,  путем заключения
контрактов между студентом и учебным заведением.
     Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе
заключения студентом контракта  на  срок  до  трех  лет  с  конкретным
работодателем по предложению,  которое делается руководителем учебного
заведения не позднее чем за три месяца до окончания студентом учебного
заведения.
     Таким образом, названным Положением определено, что инициатива по
привлечению   студентов   к  получению  целевой  подготовки  в  рамках
заключенного  с  потенциальным  работодателем  контракта  исходит   от
руководителя   учебного   заведения,  то  есть  на  момент  заключения
контракта с работодателем  студент  не  является  штатным  сотрудником
работодателя и не имеет законченного высшего (среднего) образования.
     В образцах контрактов,  приложенных к запросу,  также  содержится
пункт,   обязывающий   студента   освоить   основную   образовательную
программу,  скорректированную  по  согласованию  с  работодателем,   и
дополнительные   дисциплины  сверх  государственного  образовательного
стандарта.
     Исходя из  изложенного  на момент заключения названного контракта
студент не имеет диплома о высшем образовании и  не  является  штатным
сотрудником работодателя.
     В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной
переподготовки   специалистов,  утвержденным  приказом  Минобразования
России  от  06.09.2000   N   2571,   профессиональная   переподготовка
специалистов    является    самостоятельным    видом   дополнительного
профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного
образования    специалистов    и    осуществляется    образовательными
учреждениями повышения квалификации и подразделениями  образовательных
учреждений высшего и среднего профессионального образования.
     Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ
профессиональной  переподготовки специалистов завершается обязательной
государственной  итоговой   аттестацией   и   получением   диплома   о
профессиональной    переподготовке,    который    удостоверяет   право
специалиста на ведение профессиональной  деятельности  в  определенной
сфере,   или   диплома   о  дополнительном  (к  высшему)  образовании,
удостоверяющего присвоение дополнительной квалификации.
     При освоении   дополнительной   профессиональной  образовательной
программы для  получения  дополнительной  квалификации  параллельно  с
освоением   основной  образовательной  программы  по  направлению  или
специальности  высшего  или  среднего  профессионального   образования
указанные  дипломы  выдаются  после  получения  диплома  о  высшем или
среднем профессиональном образовании.
     Таким образом,  если  организация  заключила  договор  с  учебным
заведением,  имеющим  лицензию  на  образовательную  деятельность,  на
оказание   образовательных   услуг   по   профессиональной  подготовке
(переподготовке) своих штатных работников,  имеющих законченное высшее
(среднее)  образование,  по программам дополнительной профессиональной
подготовки   (переподготовки)   специалистов   с    целью    повышения
квалификации  и  более  эффективного использования этих специалистов в
деятельности   данной   организации,   то   расходы   на    подготовку
(переподготовку)  таких  специалистов  могут  быть  учтены  для  целей
налогообложения  прибыли  в  составе  прочих  расходов,  связанных   с
производством и реализацией.
     Однако следует  учесть,  что  в  изложенной  ситуации  в   состав
расходов,  связанных с подготовкой и переподготовкой кадров,  не могут
быть включены расходы по выплате дополнительных стипендий  обучающимся
штатным  сотрудникам,  так  как  п.  19  ст.  255  НК РФ предусмотрено
включение  в  расходы  на  оплату  труда  в  случаях,  предусмотренных
законодательством Российской Федерации,  начислений по основному месту
работы рабочим,  руководителям или специалистам  налогоплательщика  во
время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации
или переподготовки.
     Если работники,   направленные   на  профессиональную  подготовку
(переподготовку), не имеют законченного высшего (среднего) образования
либо  получат  в  результате  переподготовки  диплом  о  втором высшем
образовании,  то данные расходы не  будут  уменьшать  налогооблагаемую
прибыль.
     
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
20 ноября 2003 г.
N 26-12/64787