ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03 (Д) Министерство образования РФ направляет для использования в работе Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. Первый заместитель Министра В.А.БОЛОТОВ 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03 Приложение к письму Минобразования России от 15 марта 2004 года N 03-51-46ин/14-03 ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ 1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее - игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей. 2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России. 2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии: - сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России; - санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России <*>. ----------------------------------- <*> Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов игрушек. 2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках. 2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов. 2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не рекомендуются). 3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны: 3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие. 3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры. 3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства. 3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка. 3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. 4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества: - полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка); - дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей); - эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства); - соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка. 5. Создание игровой зоны для ребенка в семье. 5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям. 5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено. 5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов. 5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов. 5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной. 5.5.1. Для игровой деятельности необходимы: - сюжетные игры и игрушки; - игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей); - игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы); - различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков); - игры с правилами; - мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. - на физическую компетенцию; - детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. - на умственную компетенцию; - настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые). 5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки. К ним относятся: - пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.; - настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов; - материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д. Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми. 5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др. Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов. 5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы: - мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития быстроты двигательных реакций; - набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. - для развития координации и ловкости; - различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия; - эспандеры, гимнастические палки и др. - для формирования правильной осанки ребенка. При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей. 6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в "магазин" и т.д.). 7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону. 8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий. 9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие. |