О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ АДВОКАТАМИ И НОТАРИУСАМИ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 28.05.04 33-0-11/357

               О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
                       АДВОКАТАМИ И НОТАРИУСАМИ
     
                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                            28 мая 2004 г.
                            N 33-0-11/357

                                 (Д)
     
     
     В связи   с   многочисленными   запросами   налоговых  органов  о
применении  контрольно-кассовой  техники  адвокатами   и   нотариусами
Министерство   Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам  сообщает
следующее.
     Согласно разъяснениям  Министерства финансов Российской Федерации
(письмо Минфина России от 06.05.2004 N 04-01-14/2-59)  обязанность  по
применению контрольно-кассовой техники, согласно статье 2 Федерального
закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники
при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон),  возложена
на организации и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. К
ответственности  за  неприменение  контрольно-кассовой   техники   при
продаже товаров,  выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной
статьей  14.5  Кодекса  Российской   Федерации   об   административных
правонарушениях,  могут  привлекаться только организации торговли либо
иные  организации,  осуществляющие  реализацию  товаров,   выполняющие
работы либо оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в
качестве индивидуальных предпринимателей.
     Между тем  согласно  пункту  2  статьи  1 Федерального закона "Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее -
Закон   об  адвокатуре)  и  статьям  1  и  12  Основ  законодательства
Российской  Федерации   о   нотариате   адвокатская   и   нотариальная
деятельность   не   являются   предпринимательской.   В   отличие   от
предпринимательской деятельности, которой граждане вправе заниматься с
момента  его  государственной  регистрации  в качестве индивидуального
предпринимателя,  к осуществлению адвокатской деятельности  он  вправе
приступить   с  момента  присвоения  статуса  адвоката  и  регистрации
территориальным органом  юстиции,  а  к  деятельности  нотариуса  -  с
момента  его назначения на должность нотариуса органом юстиции.  Целью
адвокатской   и   нотариальной   деятельности   является    реализация
предусмотренного  статьей  48  Конституции  Российской Федерации права
каждого гражданина на получение квалифицированной юридической  помощи,
то есть защита прав,  свобод и интересов юридических и физических лиц.
Поэтому результаты такой деятельности  не  могут  рассматриваться  как
продажа   товаров,   выполнение  работ  или  оказание  услуг  с  целью
извлечения прибыли.
     В соответствии  со  статьей  20  Закона  об  адвокатуре  адвокаты
осуществляют свою профессиональную  деятельность  в  следующих  формах
адвокатских  образований:  адвокатский  кабинет - индивидуальная форма
адвокатской  деятельности;  коллегия  адвокатов,   адвокатское   бюро,
юридическая  консультация - коллективные формы организации адвокатской
деятельности.
     Адвокатские образования,        являющиеся        некоммерческими
организациями, обеспечивают условия для осуществления профессиональной
деятельности  своих  членов-адвокатов.  При  этом,  в  соответствии  с
подпунктом  пятым  пункта   1   статьи   7   Закона   об   адвокатуре,
профессиональной обязанностью адвокатов - членов указанных организаций
является отчисление  за  счет  полученного  вознаграждения  средств  в
установленных  размерах  на  содержание  соответствующего адвокатского
образования. Для адвокатских образований эти средства являются целевым
финансированием,  а  не платой за услуги,  оказываемые адвокатам.  При
этом средства,  перечисляемые в обязательном порядке  доверителями  на
банковский   счет  или  вносимые  в  кассу  адвокатского  образования,
являются платой за юридическую  помощь,  оказанную  адвокатами,  а  не
адвокатским образованием.
     За оказанную юридическую помощь адвокат  получает  вознаграждение
на   условиях   соглашения,  заключенного  между  ним  и  доверителем.
Законодательство предусматривает также случаи оплаты его  деятельности
из  средств  бюджета.  С  учетом публично-правового статуса адвоката и
особенностей    его    деятельности    действующее    законодательство
предусматривает и ряд налоговых льгот.  Аналогичным образом определяют
правовой  статус  нотариусов  и  их  положение  в   правовой   системе
государства Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
     Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,  и нотариусы  отнесены
Налоговым  кодексом  Российской  Федерации  (абзац  четвертый пункта 2
статьи 11) к  категории  индивидуальных  предпринимателей  только  для
целей  Налогового  кодекса  Российской Федерации.  Конституционный Суд
Российской Федерации в своем определении от 6 июня  2002  г.  N  116-О
отметил,   что   "данное  в  Налоговом  кодексе  Российской  Федерации
определение        индивидуальных        предпринимателей        имеет
специально-терминологическое  значение,  а  содержащиеся  в  пункте  2
статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в
целях  налогообложения.  Самостоятельного регулятивного значения - как
норма прямого действия - абзац четвертый пункта 2 статьи 11 Налогового
кодекса Российской Федерации не имеет.". Между тем Федеральный закон о
применении контрольно-кассовой техники к  законодательству  Российской
Федерации  о  налогах  и сборах не относится,  поскольку предметом его
регулирования являются не  налоговые  отношения,  а  публично-правовые
отношения,     связанные    с    осуществлением    предпринимательской
деятельности.
     С учетом   изложенного   выше   Минфин   России  разъясняет,  что
адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) и нотариусы
при   осуществлении  деятельности,  предусмотренной  законодательством
Российской Федерации,  не подпадают под  сферу  действия  Федерального
закона   о   применении   контрольно-кассовой   техники  и  не  должны
использовать при осуществлении такой деятельности  контрольно-кассовые
машины.
     Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.
     
Действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
                                                           С.Н.ШУЛЬГИН
28 мая 2004 г.
N 33-0-11/357