ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С ВЫБРАННЫМ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ, ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ. ПРИ ОПЛАТЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСЛУГ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАС. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 13.01.04 21-09/01610

    ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С
  ВЫБРАННЫМ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ
       РАСХОДОВ, ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ.
    ПРИ ОПЛАТЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УСЛУГ ЗА НАЛИЧНЫЙ
  РАСЧЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ ПЕРВИЧНОГО ДОКУМЕНТА ПОЛУЧАЕТ ЧЕК. В
    ЧЕКЕ СУММА НДС ВЫДЕЛЕНА ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ. СЧЕТ-ФАКТУРА К ЧЕКУ
   ОТСУТСТВУЕТ. В ТОВАРНОМ ЧЕКЕ НДС НЕ ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОТДЕЛЬНОЙ
                               СТРОКОЙ.
  УЧИТЫВАЯ, ЧТО СЧЕТ-ФАКТУРА - ЭТО ДОКУМЕНТ, НЕОБХОДИМЫЙ ТОЛЬКО ДЛЯ
     ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВЫЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ГЛАВОЙ 21 НК РФ, И НА
 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
    ГЛАВА 21 НК РФ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, ПРАВОМЕРНО ЛИ УЧИТЫВАТЬ В
РАСХОДАХ, УМЕНЬШАЮЩИХ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ, СУММУ НДС ПРИ
          УСЛОВИИ ОТСУТСТВИЯ СЧЕТА-ФАКТУРЫ В СЛУЧАЯХ, КОГДА:
     - СУММА НДС ВЫДЕЛЕНА ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ В КАССОВОМ И ТОВАРНОМ
                                ЧЕКАХ;
    - СУММА НДС ВЫДЕЛЕНА ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ ТОЛЬКО В КАССОВОМ ЧЕКЕ;
   - СУММА НДС ВЫДЕЛЕНА В КВИТАНЦИИ К ПРИХОДНОМУ КАССОВОМУ ОРДЕРУ И
                         ТОВАРНОЙ НАКЛАДНОЙ?
     
                                ПИСЬМО
     
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
     
                          13 января 2004 г.
                            N 21-09/01610

                                 (Д)

     
     При определении    объекта   налогообложения   налогоплательщики,
выбравшие в качестве объекта налогообложения  доходы,  уменьшенные  на
величину  расходов,  уменьшают  полученные  доходы  на предусмотренные
подп. 8 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
-  НК  РФ)  расходы  в  виде  суммы налога на добавленную стоимость по
приобретаемым товарам (работам и услугам).
     Указанные расходы согласно п.  2 ст. 346.16 НК РФ принимаются при
условии их соответствия критериям,  указанным в п.  1 ст. 252 НК РФ, и
согласно п.  2 ст.  346.17 НК РФ после их фактической оплаты. При этом
понесенные  налогоплательщиком   расходы   принимаются   при   наличии
платежных документов, акта приемки-передачи выполненных работ, акта об
оказании услуг и т.д.  В отношении обязательного наличия счетов-фактур
для принятия предусмотренных подп.  8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходов в
виде сумм налога на добавленную  стоимость  по  приобретаемым  товарам
(работам и услугам) необходимо учитывать следующее.
     Письмом МНС  России  от  10.10.2003  N  03-1-08/2963/11-АЛ268  "О
порядке  выставления  счетов-фактур  и  налоговых вычетах по налогу на
добавленную стоимость в  связи  с  принятием  Федерального  закона  от
22.05.2003  N  54-ФЗ"  разъяснено,  что  в  соответствии с Федеральным
законом  от  22.05.2003  N  54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой
техники  при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт" (далее - Закон N  54-ФЗ)  организации
(за    исключением    кредитных    организаций)    и    индивидуальные
предприниматели,  применяющие  контрольно-кассовую  технику,   обязаны
выдавать  покупателям  (клиентам)  при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием  платежных  карт  в  момент
оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
     При этом необходимо отметить, что в постановлении Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых
вопросах   практики   применения   административной   ответственности,
предусмотренной   статьей   14.5   Кодекса   Российской  Федерации  об
административных правонарушениях за  неприменение  контрольно-кассовых
машин" указывается, что ст. 2 Закона N 54-ФЗ на всех юридических лиц и
индивидуальных    предпринимателей    возложена    обязанность     при
осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую
технику.
     Исходя из  положений  Закона  N  54-ФЗ,  сферой его регулирования
являются наличные денежные расчеты независимо от того,  кто и в  каких
целях совершает покупки (заказывает услуги).
     Поэтому следует иметь  в  виду,  что  контрольно-кассовые  машины
подлежат  применению и в тех случаях,  когда наличные денежные расчеты
осуществлялись  с  индивидуальным  предпринимателем  или  организацией
(покупателем, клиентом).
     Пунктом 3 ст.  168 НК РФ установлено,  что при реализации товаров
(работ,  услуг)  выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее
пяти дней считая со дня отгрузки товара  (выполнения  работ,  оказания
услуг).
     В соответствии с  п.  7  указанной  выше  статьи  при  реализации
товаров   за   наличный   расчет   организациями   (предприятиями)   и
индивидуальными предпринимателями розничной торговли  и  общественного
питания,    а    также    другими    организациями,    индивидуальными
предпринимателями,  выполняющими работы и оказывающими платные  услуги
непосредственно  населению,  требования,  установленные пунктами 3 и 4
ст.  168 НК РФ,  по  оформлению  расчетных  документов  и  выставлению
счетов-фактур  считаются выполненными,  если продавец выдал покупателю
кассовый чек или иной документ установленной формы.
     Согласно ст.  492  Гражданского  кодекса  Российской Федерации по
договору    розничной    купли-продажи    продавец,     осуществляющий
предпринимательскую   деятельность   по  продаже  товаров  в  розницу,
обязуется передать  покупателю  товар,  предназначенный  для  личного,
семейного,   домашнего   или  иного  использования,  не  связанного  с
предпринимательской деятельностью.
     Таким образом,  изложенная  выше  норма  НК РФ в части реализации
товаров организациями розничной торговли применяется только в  случае,
если указанные товары приобретаются для использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью.
     Также следует отметить,  что в соответствии с п.  4 ст. 169 НК РФ
счета-фактуры  не  составляются   налогоплательщиками   по   операциям
реализации  ценных  бумаг  (за исключением брокерских и посреднических
услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными
пенсионными  фондами по операциям,  не подлежащим обложению налогом на
добавленную   стоимость   (освобождаемым   от    налогообложения)    в
соответствии   со   ст.   149  НК  РФ.  Других  исключений  НК  РФ  не
предусмотрено.
     Следовательно, в  случае  если покупатель согласно представленной
доверенности выступает от имени юридического лица или если покупателем
является индивидуальный предприниматель, представивший свидетельство о
государственной  регистрации,  то  есть   товары   приобретаются   для
использования,   связанного   с   предпринимательской   деятельностью,
налогоплательщики  (организации  и   индивидуальные   предприниматели)
обязаны в установленном НК РФ порядке выдавать счета-фактуры.
     В соответствии с п.  1 ст.  168  НК  РФ  при  реализации  товаров
(работ,   услуг)   налогоплательщик   дополнительно  к  цене  (тарифу)
реализуемых  товаров  (работ,  услуг)  обязан  предъявить   к   оплате
покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на
добавленную стоимость.
     Согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг)
населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на
добавленную  стоимость включается в указанные цены (тарифы).  При этом
на ярлыках товаров и ценниках,  выставляемых продавцами,  а  также  на
чеках  и  других  выдаваемых  покупателю  документах  сумма  налога не
выделяется.  Указанная норма НК РФ  применяется  в  случае  реализации
товаров  (работ,  услуг)  населению.  Таким  образом,  при  реализации
организациями розничной торговли товаров  (работ,  услуг)  юридическим
лицам   и   индивидуальным   предпринимателям   запрета  на  выделение
соответствующей  суммы  налога  на  добавленную  стоимость  НК  РФ  не
установлено.
     Пунктом 1 ст.  346.24 НК  РФ  определено,  что  налогоплательщики
обязаны   вести   налоговый   учет   показателей  своей  деятельности,
необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого  налога,  на
основании книги учета доходов и расходов.
     В соответствии  с  пунктами   1.1   и   1.2   Порядка   отражения
хозяйственных  операций в книге учета доходов и расходов организаций и
индивидуальных  предпринимателей,   применяющих   упрощенную   систему
налогообложения,  утвержденного  приказом  МНС  России от 28.10.2002 N
БГ-3-22/606  (далее  -  Порядок),   налогоплательщики   отражают   все
хозяйственные  операции  за  отчетный (налоговый) период в книге учета
доходов и расходов  в  хронологической  последовательности  на  основе
первичных  документов  позиционным способом.  Налогоплательщики должны
обеспечивать полноту,  непрерывность и достоверность учета показателей
своей деятельности,  необходимых для исчисления налоговой базы и суммы
единого налога.
     Учитывая изложенное,  а также требования п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 2
ст.  346.17 НК РФ и пунктов 1.1 и 1.2 Порядка,  уменьшение  для  целей
налогообложения     полученных     налогоплательщиком    доходов    на
предусмотренные подп.  8 п.  1 ст.  346.16 НК РФ расходы в  виде  сумм
налога  на  добавленную  стоимость по приобретаемым товарам (работам и
услугам)  производятся   на   основании   документов,   подтверждающих
фактическую   уплату   сумм   налога,  и  счетов-фактур,  выставленных
продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг),
и  при  условии  признания  самих произведенных расходов,  то есть при
наличии товарных накладных,  актов приемки-передачи выполненных работ,
актов об оказании услуг.
     
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина