ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ), ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ, УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ, УМЕНЬШАЮЩИХ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ, СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЗАТРАТ ПО ДОГОВОРАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ СО СТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: - НА БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ НАЛИЧИИ У СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - НА БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ У СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - НА ОПЛАТУ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ; - ПО ДОГОВОРУ НА УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ; - НА ОПЛАТУ УСЛУГ ПРОГРАММИСТА И СЕТЕВОГО АДМИНИСТРАТОРА. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 6 января 2004 г. N 21-09/00511 (Д) Перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшать полученный доход, установлен ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного главой 25 Кодекса, этот перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. В частности, расходы налогоплательщика на оплату услуг сторонних организаций по ведению его бухгалтерского учета, затраты на оплату юридических услуг и по договору на управление компанией ст. 346.16 Кодекса не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены организацией при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Что касается подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на аудиторские услуги, то при его применении следует руководствоваться следующим. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом п. 5 ст. 1 указанного Закона установлено, что аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, под которыми понимается: 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование; 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; 5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; 8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 9) проведение маркетинговых исследований; 10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; 12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Таким образом, аудиторские услуги и сопутствующие аудиту услуги различны. В связи с этим наличие у сторонней организации лицензии на осуществление аудиторских услуг не дает налогоплательщику права учесть затраты на оплату ее услуг по бухгалтерскому обслуживанию в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу. При рассмотрении вопроса о правомерности уменьшения налоговой базы по единому налогу на сумму расходов по оплате услуг программиста и сетевого администратора следует иметь в виду, что в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в состав расходов, учитываемых организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, принимаются материальные затраты, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. На этом основании, в том случае, если услуги программиста или сетевого администратора носят для организации производственный характер, то есть непосредственно связаны с его основной деятельностью, оплата указанных услуг может быть учтена налогоплательщиком при расчете налоговой базы по единому налогу. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Л.Я. Сосихина |