ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ), ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ, УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ, УМЕНЬШАЮЩИХ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ, СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЗАТРАТ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 06.01.04 21-09/00511

     ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
 (ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ),
  ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ, УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ, УМЕНЬШАЮЩИХ
НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ, СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЗАТРАТ ПО ДОГОВОРАМ,
               ЗАКЛЮЧЕННЫМ СО СТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ:
       - НА БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ НАЛИЧИИ У СТОРОННЕЙ
   ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
      - НА БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ У СТОРОННЕЙ
   ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
                    - НА ОПЛАТУ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ;
                - ПО ДОГОВОРУ НА УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ;
      - НА ОПЛАТУ УСЛУГ ПРОГРАММИСТА И СЕТЕВОГО АДМИНИСТРАТОРА.
     
                                ПИСЬМО
     
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
     
                           6 января 2004 г.
                            N 21-09/00511

                                 (Д)

     
     Перечень расходов,  на  которые   налогоплательщик,   применяющий
упрощенную  систему  налогообложения  и  выбравший  в качестве объекта
налогообложения  доходы,  уменьшенные  на  величину  расходов,  вправе
уменьшать полученный доход,  установлен ст.  346.16 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).  При этом в отличие от  порядка
налогообложения   прибыли   организаций,  предусмотренного  главой  25
Кодекса,  этот перечень носит исчерпывающий  характер  и  не  подлежит
расширительному толкованию.  В частности, расходы налогоплательщика на
оплату услуг  сторонних  организаций  по  ведению  его  бухгалтерского
учета, затраты на оплату юридических услуг и по договору на управление
компанией ст.  346.16 Кодекса не предусмотрены  и,  следовательно,  не
могут  быть  учтены  организацией  при  исчислении  налоговой  базы по
единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения.
     Что касается подп.  15 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, согласно которому
при  определении  объекта  налогообложения  налогоплательщик уменьшает
полученные доходы  на  расходы  на  аудиторские  услуги,  то  при  его
применении следует руководствоваться следующим.
     В соответствии со ст.  1  Федерального  закона  от  07.08.2001  N
119-ФЗ  "Об  аудиторской  деятельности"  под аудиторской деятельностью
(аудитом) понимается предпринимательская деятельность  по  независимой
проверке  бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организаций и индивидуальных предпринимателей.  Целью аудита  является
выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемых лиц и соответствии  порядка  ведения  бухгалтерского  учета
законодательству Российской Федерации.
     При этом  п.  5  ст.  1  указанного   Закона   установлено,   что
аудиторские   организации   и   предприниматели,  осуществляющие  свою
деятельность  без  образования  юридического  лица,  могут   оказывать
сопутствующие аудиту услуги, под которыми понимается:
     1) постановка,  восстановление и  ведение  бухгалтерского  учета,
составление   финансовой   (бухгалтерской)  отчетности,  бухгалтерское
консультирование;
     2) налоговое консультирование;
     3) анализ  финансово-хозяйственной  деятельности  организаций   и
индивидуальных    предпринимателей,    экономическое    и   финансовое
консультирование;
     4) управленческое  консультирование,  в  том  числе  связанное  с
реструктуризацией организаций;
     5) правовое   консультирование,   а   также  представительство  в
судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
     6) автоматизация  бухгалтерского учета и внедрение информационных
технологий;
     7) оценка    стоимости    имущества,   оценка   предприятий   как
имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
     8) разработка   и  анализ  инвестиционных  проектов,  составление
бизнес-планов;
     9) проведение маркетинговых исследований;
     10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ
в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их
результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
     11) обучение   в   установленном   законодательством   Российской
Федерации порядке специалистов в  областях,  связанных  с  аудиторской
деятельностью;
     12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
     Таким образом,  аудиторские  услуги и сопутствующие аудиту услуги
различны.
     В связи  с  этим  наличие  у  сторонней  организации  лицензии на
осуществление аудиторских услуг не дает налогоплательщику права учесть
затраты  на  оплату  ее услуг по бухгалтерскому обслуживанию в составе
расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.
     При рассмотрении  вопроса  о  правомерности  уменьшения налоговой
базы по единому налогу на сумму расходов по оплате услуг  программиста
и  сетевого администратора следует иметь в виду,  что в соответствии с
подп.  5 п.  1 ст.  346.16  Кодекса  в  состав  расходов,  учитываемых
организацией,    применяющей   упрощенную   систему   налогообложения,
принимаются  материальные  затраты,  определяемые  в  соответствии   с
порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций
ст. 254 Кодекса.
     Согласно подп.  6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в
частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и
услуг     производственного    характера,    выполняемых    сторонними
организациями  или  индивидуальными  предпринимателями,  а  также   на
выполнение  этих  работ  (оказание услуг) структурными подразделениями
налогоплательщика.
     К работам   (услугам)   производственного   характера   относятся
выполнение   отдельных   операций   по   производству   (изготовлению)
продукции,   выполнению   работ,   оказанию   услуг,  обработке  сырья
(материалов),  контроль за соблюдением  установленных  технологических
процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные
работы.
     На этом  основании,  в  том случае,  если услуги программиста или
сетевого  администратора  носят   для   организации   производственный
характер,   то   есть   непосредственно   связаны   с   его   основной
деятельностью,   оплата   указанных   услуг    может    быть    учтена
налогоплательщиком при расчете налоговой базы по единому налогу.
     
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина