О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К НАИМЕНОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 30.05.03 27/2887-6

          О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К НАИМЕНОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КЛАССОВ
             ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
     
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            30 мая 2003 г.
                             N 27/2887-6

                                 (Д)
     
     
     Мониторинговое исследование,      проведенное       Министерством
образования  Российской  Федерации  в 2002/2003 учебном году,  выявило
наличие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов
различных наименований (коррекционно-развивающего обучения, адаптации,
здоровья,   педагогической   поддержки,   выравнивания,   интенсивного
развития,  повышенного  внимания  и др.).  Данный факт был подтвержден
мнением   участников    всероссийской    конференции    по    проблеме
"Компенсирующее   и   коррекционно-развивающее   обучение:   задачи  и
перспективы   развития",   состоявшейся   в   феврале    2003    года,
зафиксированным   в  резолюции  конференции,  доведенной  до  сведения
органов  управления  образованием   субъектов   Российской   Федерации
информационным письмом от 18.04.2003 N 27/2756-6.
     В связи с поступающими запросами об организации деятельности этих
классов Министерство считает необходимым разъяснить следующее.
     Типовым положением     об     общеобразовательном     учреждении,
утвержденным  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 19
марта 2001 г.  N 196,  предусмотрено  открытие  в  общеобразовательных
учреждениях  Российской  Федерации  классов компенсирующего обучения и
специальных (коррекционных) классов для обучающихся с  отклонениями  в
развитии.  Функционирование  в общеобразовательных учреждениях классов
иных наименований Типовым положением не предусмотрено.
     Одновременно разъясняем, что деятельность классов компенсирующего
обучения в  настоящее  время  регламентируется  Положением  о  классах
компенсирующего обучения,  утвержденным Приказом Минобразования России
от 08.09.92 N 333.
     При организации   работы   специальных   (коррекционных)  классов
общеобразовательное  учреждение   должно   руководствоваться   Типовым
положением  о  специальном  (коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся,  воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях
Постановлений  Правительства  Российской  Федерации от 12.03.97 N 288,
10.03.2000 N 212.
     В указанном Типовом положении перечисляются категории детей,  для
которых могут создаваться специальные  (коррекционные)  учреждения  и,
соответственно, специальные (коррекционные) классы общеобразовательных
учреждений,  а именно глухих,  слабослышащих и позднооглохших, слепых,
слабовидящих  и  поздноослепших  детей,  детей  с тяжелыми нарушениями
речи,  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата,   с   задержкой
психического  развития,  для  умственно  отсталых  и  других  детей  с
отклонениями в развитии.
     Разъясняем, что  наименование этих классов должно соответствовать
пункту 30 Типового положения об  общеобразовательном  учреждении.  При
этом   в   наименовании  специального  (коррекционного)  класса  может
указываться  его  вид  в  зависимости   от   отклонений   в   развитии
обучающихся,  воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид" -
для глухих,  "II вид" - для слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV
вид"  -  для слабовидящих,  "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями
речи, "VI вид" - для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата,
"VII вид" - для детей с задержкой психического развития,  "VIII вид" -
для  умственно  отсталых.  Считаем  целесообразным   при   организации
деятельности    этих   классов   использовать   инструктивное   письмо
Министерства  общего  и   профессионального   образования   Российской
Федерации  от  04.09.97  N  48  "О  специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I - VIII  видов"  и  Приказ
Минобразования  России  от  10.04.2002  N  29/2065-п  "Об  утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
     Наиболее часто  в  общеобразовательных  учреждениях   открываются
классы  для  обучающихся с задержкой психического развития,  в которых
обучается более 195 тысяч детей.  При организации  работы  специальных
(коррекционных)  классов  VII вида можно использовать пакет документов
об  обучении  в  общеобразовательном  учреждении  детей  с   задержкой
психического    развития,   разработанный   Московским   департаментом
образования, одобренный III Всероссийской конференцией "Компенсирующее
и коррекционно-развивающее обучение:  опыт,  проблемы,  пути решения",
состоявшейся в феврале 2000 года,  и доведенный  до  сведения  органов
управления  образованием субъектов Российской Федерации информационным
письмом Минобразования России от  28.06.2000  N  27/1012-6,  и  письмо
Министерства просвещения РСФСР N 10-136-6 от 03.06.1988 "О специальных
классах выравнивания для детей с задержкой  психического  развития"  в
части,   не   противоречащей   действующим   Типовым   положениям   об
общеобразовательном и специальном (коррекционном)  общеобразовательном
учреждениях,    инструктивному    письму    Министерства    общего   и
профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О
специфике  деятельности  специальных  (коррекционных)  образовательных
учреждений  I  -  VIII  видов"  и  Приказу  Минобразования  России  от
10.04.2002  N  29/2065-п  "Об  утверждении  учебных планов специальных
(коррекционных)   образовательных    учреждений    для    обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии".
     
Начальник Управления
                                                         Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
30 мая 2003 г.
N 27/2887-6