О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К НАИМЕНОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 (Д) Мониторинговое исследование, проведенное Министерством образования Российской Федерации в 2002/2003 учебном году, выявило наличие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов различных наименований (коррекционно-развивающего обучения, адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания, интенсивного развития, повышенного внимания и др.). Данный факт был подтвержден мнением участников всероссийской конференции по проблеме "Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: задачи и перспективы развития", состоявшейся в феврале 2003 года, зафиксированным в резолюции конференции, доведенной до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом от 18.04.2003 N 27/2756-6. В связи с поступающими запросами об организации деятельности этих классов Министерство считает необходимым разъяснить следующее. Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено. Одновременно разъясняем, что деятельность классов компенсирующего обучения в настоящее время регламентируется Положением о классах компенсирующего обучения, утвержденным Приказом Минобразования России от 08.09.92 N 333. При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212. В указанном Типовом положении перечисляются категории детей, для которых могут создаваться специальные (коррекционные) учреждения и, соответственно, специальные (коррекционные) классы общеобразовательных учреждений, а именно глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии. Разъясняем, что наименование этих классов должно соответствовать пункту 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении. При этом в наименовании специального (коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид" - для глухих, "II вид" - для слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV вид" - для слабовидящих, "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи, "VI вид" - для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, "VII вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII вид" - для умственно отсталых. Считаем целесообразным при организации деятельности этих классов использовать инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" и Приказ Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии". Наиболее часто в общеобразовательных учреждениях открываются классы для обучающихся с задержкой психического развития, в которых обучается более 195 тысяч детей. При организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида можно использовать пакет документов об обучении в общеобразовательном учреждении детей с задержкой психического развития, разработанный Московским департаментом образования, одобренный III Всероссийской конференцией "Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения", состоявшейся в феврале 2000 года, и доведенный до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом Минобразования России от 28.06.2000 N 27/1012-6, и письмо Министерства просвещения РСФСР N 10-136-6 от 03.06.1988 "О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития" в части, не противоречащей действующим Типовым положениям об общеобразовательном и специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждениях, инструктивному письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" и Приказу Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии". Начальник Управления Т.В.ВОЛОСОВЕЦ 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 |