ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО, РАБОТАЮЩЕЕ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 90% ТУРОВ РЕАЛИЗУЕТ КАК ПОСРЕДНИК (АГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), ПОЛУЧАЯ КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. МАЛАЯ ЧАСТЬ ТУРОВ (ОКОЛО 5%) РЕАЛИЗУЕТСЯ НА ОСНОВЕ ПРЯМЫХ ДОГОВО. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 10.03.04 29-12/16166

          ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО, РАБОТАЮЩЕЕ ПО УПРОЩЕННОЙ
   СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 90% ТУРОВ РЕАЛИЗУЕТ КАК 
       ПОСРЕДНИК (АГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), ПОЛУЧАЯ КОМИССИОННОЕ 
  ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. МАЛАЯ ЧАСТЬ ТУРОВ (ОКОЛО 5%) РЕАЛИЗУЕТСЯ НА ОСНОВЕ 
   ПРЯМЫХ ДОГОВОРОВ. ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БЛАНКИ 
     СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ ФОРМЫ ТУР-1. НЕОБХОДИМО ЛИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ
     ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ? НУЖНО ЛИ В 2004 ГОДУ
         ВЕСТИ УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ ПРИ СДАЧЕ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ?
    
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                           10 марта 2004 г.
                            N 29-12/16166

                                 (Д)

    
    1. В  соответствии  со  ст.  2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"  контрольно-кассовая  техника,  включенная   в   Государственный
реестр,  применяется на территории Российской Федерации в обязательном
порядке всеми организациями и  индивидуальными  предпринимателями  при
осуществлении  ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием платежных карт в случаях  продажи  товаров,  выполнения
работ или оказания услуг.
    Организации и  индивидуальные  предприниматели  в  соответствии  с
порядком,  определяемым  Правительством  Российской  Федерации,  могут
осуществлять   наличные   денежные   расчеты   и   (или)   расчеты   с
использованием   платежных  карт  без  применения  контрольно-кассовой
техники в случае оказания  услуг  населению  при  условии  выдачи  ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
    Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных
к  кассовым  чекам,  а также порядок их учета,  хранения и уничтожения
устанавливается Правительством Российской Федерации.
    До утверждения       Правительством      Российской      Федерации
соответствующего порядка действуют  утвержденные  Минфином  России  по
согласованию  с  Государственной межведомственной экспертной комиссией
по контрольно-кассовым машинам формы  документов  строгой  отчетности,
предназначенные   для   использования   при   расчетах   с  населением
(индивидуальными  предпринимателями)  для  учета   наличных   денежных
средств.
    Учитывая изложенное,  при оказании услуг населению в сфере туризма
организация  вправе  использовать  утвержденные Минфином России бланки
строгой отчетности формы ТУР1.
    2. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, на
основании п.  3 ст.  4 Федерального закона от  21.11.96  N  129-ФЗ  "О
бухгалтерском  учете"  (далее  -  Закон  N  129-ФЗ)  освобождаются  от
обязанности  ведения  бухгалтерского  учета,  за   исключением   учета
основных  средств  и  нематериальных активов.  При этом они ведут учет
доходов и расходов в порядке,  установленном  главой  26.2  Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
    Поскольку обязанность   по   ведению   бухгалтерского   учета   на
организации,   применяющие   упрощенную  систему  налогообложения,  не
распространяется, они не должны, в частности, вести бухгалтерский учет
имущества,  обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи
на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета,  включенных в  рабочий
план   счетов   бухгалтерского  учета,  и  не  должны  вести  регистры
бухгалтерского учета,  предназначенные для систематизации и накопления
информации,  содержащейся в принятых к учету первичных документах, для
отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Следовательно,  и  исполнять  установленную  статьями  13-15  Закона N
129-ФЗ обязанность по составлению квартальной и годовой  бухгалтерской
отчетности,  включая составление пояснительной записки к бухгалтерской
отчетности,  в которой организация объявляет изменения в своей учетной
политике  на  следующий  отчетный год,  и представлению ее в налоговые
органы они также не должны.
    Вместе с  тем  согласно  п.  2 ст.  346.24 НК РФ и п.  1.1 Порядка
отражения хозяйственных операций в  Книге  учета  доходов  и  расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей,  применяющих упрощенную
систему  налогообложения,  утвержденного  приказом   МНС   России   от
28.10.2002  N БГ-3-22/606,  налогоплательщики,  применяющие упрощенную
систему  налогообложения,  несмотря  на  освобождение  от  обязанности
ведения бухгалтерского учета, обязаны, как и прежде, все хозяйственные
операции  оформлять  первичными  документами,  на  основании   которых
заполняется   Книга   учета   доходов   и   расходов   организаций   и
индивидуальных  предпринимателей,   применяющих   упрощенную   систему
налогообложения. В качестве первичных документов, на основании которых
будет организован бухгалтерский  учет  внеоборотных  активов,  следует
использовать   унифицированные  формы  по  учету  основных  средств  и
нематериальных активов, утвержденные постановлением Госкомстата России
от  30.10.97  N  71а.  При  этом налогоплательщики должны обеспечивать
полноту,  непрерывность  и  достоверность  учета   показателей   своей
деятельности,  необходимых  для  исчисления  налоговой  базы  и  суммы
единого налога.
    Кроме того,   в   целях   налогообложения   налогоплательщики  при
осуществлении нескольких видов деятельности (в данном случае агентская
и   операторская   деятельность)   вынуждены   создавать  определенную
систематизацию данных на основе первичных документов,  необходимую для
формирования  налоговой  базы  по  соответствующим  налогам.  Этого же
требует и учет расходов на оплату труда,  включая расходы на все  виды
страхования работников.
    Глава 26.2  НК  РФ   "Упрощенная   система   налогообложения"   не
предусматривает  обязательного  ведения  раздельного  учета  по  видам
деятельности для целей исчисления единого налога. На налогоплательщика
возлагается только обязанность правильно рассчитывать налоговую базу в
виде доходов,  полученных за  отчетный  (налоговый)  период,  а  также
расходы,   в  случае  если  организация  выбрала  в  качестве  объекта
налогообложения доходы,  уменьшенные на величину  расходов.  При  этом
доходы  и  расходы  рассчитываются  в  совокупности  по всем операциям
независимо от вида осуществляемой деятельности.
    Однако если    организация    считает    целесообразным   наглядно
прослеживать  получение  дохода   по   каждому   виду   осуществляемой
деятельности  для  целей  учета,  она может самостоятельно разработать
порядок    ведения    раздельного     учета     и     оформить     его
организационно-распорядительным  документом  руководителя организации.
Например,  утвердить  порядок  ведения  раздельного   учета   приказом
(распоряжением)  руководителя  или  разработать  положение  о  ведении
раздельного учета.

Заместитель
руководителя Управления
МНС России по г. Москве
                                                           Н.В. Долгих
10 марта 2004 г.
N 29-12/16166