ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ЭКСПОРТА ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 1 июля 2004 г. N 01-06/24278 (Д) В связи с поступающими обращениями таможенных органов по вопросам привлечения лиц к административной ответственности по статье 16.17 КоАП России разъясняем следующее. Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", вступившим в силу с 18 июня 2004 года, установлено, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары. При этом Правительством Российской Федерации на сегодняшний день не установлен порядок расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления отсрочки платежа на срок более чем предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Таким образом, с 18.06.2004 и до установления указанного порядка резиденты вправе без ограничений предоставлять отсрочку платежа за переданные нерезидентам по внешнеторговым договорам (контрактам) товары на любой срок. Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", вступившим в силу с 19 июня 2004 года, установлено, что российские лица при экспорте товаров по внешнеторговым бартерным сделкам в сроки исполнения текущих валютных операций обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств. Так как понятие текущих валютных операций не определено действующим валютным законодательством, представляется, что привлечение лиц к административной ответственности за неисполнение обязанности, установленной Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ, будет возможным после внесения изменений в данный Федеральный закон, уточняющих срок исполнения данной обязанности. До внесения изменений в действующее законодательство об административных правонарушениях предлагаем руководствоваться следующим: лица, нарушившие до 18.06.2004 требование таможенного режима экспорта об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", либо о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", могут быть привлечены к административной ответственности по статье 16.17 КоАП России. Заместитель председателя Комитета генерал-полковник таможенной службы В.В.ШПАГИН 1 июля 2004 г. N 01-06/24278 |