ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ НА ДОПЛАТУ ПО БОЛЬНИЧНЫМ ЛИСТАМ ДО ФАКТИЧЕСКОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО ТРУДОВОГО СТАЖА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМУЮ В СООТВЕТСТВИИ С ЛОКАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 25.05.04 26-12/35087

               ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ
            НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ НА ДОПЛАТУ ПО
          БОЛЬНИЧНЫМ ЛИСТАМ ДО ФАКТИЧЕСКОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
        СОТРУДНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО ТРУДОВОГО
           СТАЖА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМУЮ В СООТВЕТСТВИИ С ЛОКАЛЬНЫМ
              НОРМАТИВНЫМ АКТОМ ОРГАНИЗАЦИИ (ПОЛИТИКОЙ)?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            25 мая 2004 г.
                            N 26-12/35087

                                 (Д)


     Начиная  с  1  января  2002  года  исчисление  и уплата налога на
прибыль  организаций  осуществляется  на  основании положений главы 25
"Налог   на  прибыль  организаций"  части  второй  Налогового  кодекса
Российской   Федерации   в   редакции   соответствующих   изменений  и
дополнений.
     В  силу статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- НК РФ), в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные
доходы  на  сумму  произведенных  расходов  (за  исключением расходов,
указанных  в  ст. 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.
265  НК  РФ,  -  убытки),  понесенные  для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
     Согласно  абзацу  первому  статьи  255  НК  РФ  в состав расходов
налогоплательщика   на   оплату   труда  включаются  любые  начисления
работникам  в  денежной  и  (или)  натуральной  формах,  стимулирующие
начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом
работы  или  условиями  труда,  премии  и единовременные поощрительные
начисления,   расходы,   связанные   с  содержанием  этих  работников,
предусмотренные   нормами   законодательства   Российской   Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     В частности, к расходам на оплату труда для целей налогообложения
прибыли  по пункту 15 указанной статьи относятся расходы на доплату до
фактического  заработка  в  случае  временной утраты трудоспособности,
установленную законодательством Российской Федерации.
     Следовательно,  расходы  на  доплату  до фактического заработка в
случае  временной  утраты  трудоспособности  учитываются  по пункту 15
статьи  255  НК  РФ  в  составе  расходов на оплату труда, уменьшающих
налогооблагаемую  базу  по  налогу  на  прибыль,  только  тогда, когда
специальными     актами    законодательства    Российской    Федерации
предусмотрена    обязанность   работодателя   в   конкретных   случаях
производить   указанную  доплату,  то  есть  доплачивать  определенной
категории  работников  при соблюдении установленных требований разницу
между  размером  пособия по государственному социальному страхованию и
фактическим заработком.
     В  соответствии  со  статьей  183  Трудового  кодекса  Российской
Федерации   (далее   -   ТК   РФ)   при  временной  нетрудоспособности
работодатель    выплачивает    работнику    пособие    по    временной
нетрудоспособности  в  соответствии  с  федеральным  законом.  Размеры
пособий   по   временной   нетрудоспособности  и  условия  их  выплаты
устанавливаются федеральным законом.
     Согласно  статье  423 ТК РФ изданные до введения в действие ТК РФ
нормативные    правовые    акты   Президента   Российской   Федерации,
Правительства   Российской   Федерации  и  применяемые  на  территории
Российской  Федерации  постановления  Правительства  СССР по вопросам,
которые   в   соответствии   с   ТК  РФ  могут  регулироваться  только
федеральными   законами,  действуют  впредь  до  введения  в  действие
соответствующих федеральных законов.
     В  настоящее  время  порядок  назначения,  исчисления  и  выплаты
пособий  по  государственному  социальному  страхованию  по  временной
нетрудоспособности   регулируется   Основными   условиями  обеспечения
пособиями  по  государственному социальному страхованию, утвержденными
постановлением  СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 в редакции последних
изменений  и  дополнений  от  14.08.91  (далее  - Основные условия), и
Положением   о   порядке  обеспечения  пособиями  по  государственному
социальному  страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС
от 12.11.84 N 13-6 в редакции от 15.04.92 (далее - Положение).
     В   соответствии   с   Положением   пособия  по  государственному
социальному  страхованию по временной нетрудоспособности выплачиваются
за  счет  средств государственного социального страхования, образуемых
из  взносов  предприятий,  учреждений,  организаций, колхозов и других
кооперативов (пп. 1, 6 Положения).
     На  основании статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ
"О  бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002
г.",  действие которого продлено на 2004 год в соответствии со статьей
7  Федерального  закона  от  08.12.2003  N  166-ФЗ  "О  бюджете  Фонда
социального  страхования  Российской  Федерации  на  2004  г.", размер
пособий по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не
может превышать 11700 рублей.
     При  этом  в  перечисленных  выше  нормативных  правовых актах не
устанавливается   обязанность   работодателей   по   выплате  за  счет
собственных средств сверх установленных ограничений специальных доплат
до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности в
зависимости от трудового стажа и условий труда.
     Учитывая   вышеизложенное,   осуществленные   в   соответствии  с
локальным нормативным актом организации (политикой) расходы на доплату
по больничным листам до заработной платы в зависимости от непрерывного
трудового  стажа  сотрудника  не  относятся  к  расходам на доплату до
фактического  заработка,  предусмотренным пунктом 15 статьи 255 НК РФ,
поскольку  не  установлены  законодательством  Российской Федерации, в
связи  с чем данные расходы не могут учитываться в составе уменьшающих
налоговую базу по налогу на прибыль расходов на оплату труда.

Заместитель руководителя
Управления Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
                                                          А.А. Глинкин
25 мая 2004 г.
N 26-12/35087