ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ НА ДОПЛАТУ ПО БОЛЬНИЧНЫМ ЛИСТАМ ДО ФАКТИЧЕСКОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО ТРУДОВОГО СТАЖА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМУЮ В СООТВЕТСТВИИ С ЛОКАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ ОРГАНИЗАЦИИ (ПОЛИТИКОЙ)? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 25 мая 2004 г. N 26-12/35087 (Д) Начиная с 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется на основании положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции соответствующих изменений и дополнений. В силу статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно абзацу первому статьи 255 НК РФ в состав расходов налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В частности, к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли по пункту 15 указанной статьи относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. Следовательно, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности учитываются по пункту 15 статьи 255 НК РФ в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только тогда, когда специальными актами законодательства Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя в конкретных случаях производить указанную доплату, то есть доплачивать определенной категории работников при соблюдении установленных требований разницу между размером пособия по государственному социальному страхованию и фактическим заработком. В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Согласно статье 423 ТК РФ изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. В настоящее время порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности регулируется Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 в редакции последних изменений и дополнений от 14.08.91 (далее - Основные условия), и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 в редакции от 15.04.92 (далее - Положение). В соответствии с Положением пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений, организаций, колхозов и других кооперативов (пп. 1, 6 Положения). На основании статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 г.", действие которого продлено на 2004 год в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 г.", размер пособий по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 11700 рублей. При этом в перечисленных выше нормативных правовых актах не устанавливается обязанность работодателей по выплате за счет собственных средств сверх установленных ограничений специальных доплат до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности в зависимости от трудового стажа и условий труда. Учитывая вышеизложенное, осуществленные в соответствии с локальным нормативным актом организации (политикой) расходы на доплату по больничным листам до заработной платы в зависимости от непрерывного трудового стажа сотрудника не относятся к расходам на доплату до фактического заработка, предусмотренным пунктом 15 статьи 255 НК РФ, поскольку не установлены законодательством Российской Федерации, в связи с чем данные расходы не могут учитываться в составе уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль расходов на оплату труда. Заместитель руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве А.А. Глинкин 25 мая 2004 г. N 26-12/35087 |