О ДОПЛАТАХ К ПОСОБИЯМ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 7 мая 2004 г. N 04-02-05/3/36 (НАБ 04-10 2005) Вопрос. Доплаты до фактического заработка заболевшим сотрудникам уменьшают налогооблагаемую прибыль, если они установлены законодательством Российской Федерации (п.15 ст.255 НК РФ). Каким законом (или приравненным к нему нормативным актом) установлены такие доплаты? Ответ. Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо от 29.03.2004 N 103 и сообщает следующее. Статьей 255 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Согласно пункту 15 статьи 255 Кодекса, к расходам на оплату труда в целях налогообложения относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной трудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Статьей 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ; "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год"(вступил в силу с 1 января 2002 года; действие статьи 15 данного Федерального закона продлено на 2003 год Федеральным законом от 08.02.2003 N 25-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ действие статьи 15 продлено на 2004 год) установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11700 рублей. В соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется с учетом коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации. В письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 "О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам"* разъясняется: в связи с тем, что Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" не предусматривает исключений из установленной им нормы о максимальном размере пособий по временной нетрудоспособности для отдельных категорий граждан, ограничение максимальным размером применяется при выплате указанных пособий всем категориям работников. Данная норма не распространяется на пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, поскольку оно является самостоятельным пособием по отдельному виду обязательного социального страхования, размер которого определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Часть третья статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" предусматривает, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам применяется к случаям, если временная нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили после вступления в силу данного Закона. В связи с изложенным, по мнению департамента налоговой политики, доплаты до фактического заработка при выплате пособий по временной нетрудоспособности не могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Руководитель Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев 7 мая 2004 г. N 04-02-05/3/36 |