ГОРОД МОСКВА ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Настоящий Закон регулирует инновационную деятельность в городе Москве, устанавливает порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти города Москвы с целью обеспечения устойчивого развития экономики города Москвы за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности в городе Москве (далее - инновационная деятельность), при формировании и реализации инновационной политики города Москвы субъектами инновационной деятельности, субъектами инфраструктуры инновационной деятельности, органами государственной власти города Москвы и общественными организациями, деятельность которых связана с образованием, наукой и промышленностью. Статья 2. Основные понятия Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: а) инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках; б) продукция инновационной деятельности - внедренные научно-технические или научно-технологические достижения, освоенные в производстве новые или усовершенствованные товары, услуги или технологические процессы; в) инновационная политика города Москвы - скоординированный комплекс мер органов государственной власти города Москвы, направленный на законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное обеспечение в области инновационной деятельности и учитывающий инновационную политику федеральных органов государственной власти, интересы субъектов науки и производства и приоритетные проблемы социально-экономического развития города Москвы; г) инновационная программа (проект) - увязанный по цели, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий разработку, производство и реализацию инновационной продукции; д) инновационная программа города Москвы (комплексная программа инноваций) - комплекс инновационных программ (проектов), направленный на реализацию инновационной политики города Москвы; е) субъект инновационной деятельности - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность; ж) субъект инфраструктуры инновационной деятельности - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающая услуги по созданию, производству и реализации продукции инновационной деятельности; з) инновационная система города Москвы - совокупность взаимодействующих на единых институциональных принципах субъектов инновационной деятельности и ее инфраструктуры, а также органов государственной власти города Москвы, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики. Инновационная система - система регулирования, координации и контроля инновационной деятельности; и) меры поддержки инновационной деятельности - совокупность законодательных, экономических и организационных действий органов государственной власти города Москвы, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности; к) целевой бюджетный инновационный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством в составе бюджета города Москвы за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов, или иных поступлений. Статья 3. Правовые основы инновационной деятельности Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДА МОСКВЫ Статья 4. Инновационная политика города Москвы 1. Инновационная политика города Москвы основывается на следующих принципах: а) комплексность - учет всех экономических, технологических, производственных, ресурсных, правовых, экологических, инвестиционных, рыночных и иных факторов, определяющих социально-экономическое развитие города Москвы; б) системность - формирование инновационных комплексов предприятий, объединенных технологической цепочкой производства высокотехнологической продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках; в) адресность - формирование целей на уровне конкретных макроэкономических показателей, характеризующих конкурентоспособность экономики города Москвы; г) реализация мероприятий при осуществлении инновационной политики города Москвы на конкурсной основе. 2. Инновационная политика города Москвы направлена на решение следующих задач: а) создание условий, направленных на реализацию научных исследований и разработок, научно-технических или научно-технологических достижений в новые или усовершенствованные товары, услуги или технологические процессы по приоритетным проблемам социально-экономического развития города Москвы; б) концентрация производственного и интеллектуального потенциала, материальных и финансовых ресурсов на направлениях с высокой степенью готовности инновационного продукта; в) поэтапное повышение производственного и интеллектуального потенциала города Москвы, ориентированного на создание "высоких" и наукоемких технологий и обеспечивающего производство конкурентоспособной продукции инновационной деятельности; г) ориентирование на отечественные научно-технологические, интеллектуальные и производственные ресурсы; д) развитие ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых производств; е) подготовка кадров для инновационной деятельности; ж) создание центров для привлечения молодежи в инновационное предпринимательство; з) формирование инновационной культуры в обществе с использованием СМИ и сайта Интернет; и) обеспечение занятости городского населения; к) содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов с другими регионами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья; л) равенство прав и ответственности всех субъектов инновационной деятельности. 3. Инновационная политика города Москвы определяет: а) приоритетные направления инновационной деятельности; б) приоритетные виды продукции инновационной деятельности; в) объекты государственного регулирования инновационной деятельности; г) способы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности; д) источники финансирования инновационной деятельности. Статья 5. Формирование инновационной политики города Москвы 1. Инновационная политика города Москвы разрабатывается Правительством Москвы на среднесрочный и долгосрочный периоды в соответствии с показателями и положениями Программы социально-экономического развития города Москвы. 2. К формированию инновационной политики города Москвы привлекаются: а) представители субъектов инновационной деятельности или их объединений; б) представители субъектов инфраструктуры инновационной деятельности или их объединений; в) представители общественных организаций и их объединений, деятельность которых связана с образованием, наукой и промышленностью. Статья 6. Основы реализации инновационной политики города Москвы 1. Правительство Москвы обеспечивает реализацию инновационной политики города Москвы, в том числе: а) разработку концепции инновационной политики города Москвы; б) формирование инновационной системы города Москвы; в) управление долями города Москвы в имуществе субъектов инновационной деятельности; г) принятие совместных решений с федеральными органами власти, органами власти других субъектов Российской Федерации; д) заключение Правительством Москвы межгосударственных и межрегиональных соглашений в области инновационной деятельности в пределах своей компетенции; е) принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального партнерства. 2. Для повышения эффективности реализации инновационной политики города Москвы при Правительстве Москвы формируется Экспертный совет по развитию инновационной деятельности в городе Москве. Глава 3. ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОРОДА МОСКВЫ Статья 7. Цели, задачи и функции инновационной системы 1. Инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы. 2. Задачей инновационной системы города Москвы является создание механизма приоритетного развития высокотехнологичных секторов промышленности города Москвы, формирующих производственно-технологические условия повышения: а) конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках продукции промышленного комплекса города Москвы; б) качественного уровня работы инфраструктуры городского хозяйства в соответствии с международными стандартами. 3. Функции инновационной системы города Москвы: а) формирование технологических цепочек производства наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, на основе отечественных разработок; б) научно-техническое обеспечение инновационного развития экономики города; в) содействие развитию малого инновационного бизнеса и его взаимодействию с промышленностью города; г) развитие схем прямого и косвенного финансового обеспечения инновационного развития экономики города; д) нормативно-правовое обеспечение инновационного развития города - стимулирование заинтересованности и обеспечение защиты прав предпринимателей, инвесторов, ученых, конструкторов, юридических лиц других субъектов инновационной деятельности; е) формирование систем подготовки специалистов для работы в инновационной сфере; ж) формирование органов управления инновационным процессом развития города. Статья 8. Координация инновационной деятельности 1. Координация инновационной деятельности осуществляется при формировании инновационной политики города Москвы и ее реализации через инновационные программы (проекты) и мероприятия, предусмотренные Комплексной программой инноваций на среднесрочный и долгосрочный периоды. 2. Комплексная программа инноваций разрабатывается в соответствии с основными положениями инновационной политики города Москвы с учетом конкретных целей, являющихся приоритетными на период ее действия, и должна содержать: а) задачи на определенный период; б) контролируемые показатели; в) инновационные программы (проекты) и отдельные мероприятия (при необходимости); г) меры поддержки, предоставляемые субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности органами государственной власти города Москвы; д) источники и объемы финансирования. 3. Комплексная программа инноваций разрабатывается органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за координацию инновационной деятельности, принимается Правительством Москвы и публикуется в средствах массовой информации для сведения заинтересованных физических лиц, субъектов инновационной деятельности, субъектов инфраструктуры инновационной деятельности и общественных организаций. 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в сфере инновационной деятельности не должны быть использованы для создания препятствий свободному перемещению капиталов, технологий и ресурсов, а также ограничений конкуренции между субъектами инновационной деятельности. 5. Принятие решений о государственной адресной поддержке субъектов инновационной деятельности должно содействовать развитию конкуренции, увеличению рабочих мест или сохранению уровня занятости населения и осуществляться с учетом требований антимонопольного законодательства. 6. Критерии, определяющие необходимость поддержки и порядок реализации форм государственной поддержки инновационной деятельности, устанавливаются Правительством Москвы. 7. Органы государственной власти города Москвы оказывают всемерное содействие созданию региональных (московских) и межрегиональных объединений субъектов инновационной деятельности, а также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе финансово-промышленных групп, деятельность которых направлена на освоение и выпуск продукции инновационной деятельности, устанавливая для них соответствующие льготы и предоставляя им поддержку в соответствии с положениями настоящего Закона. Статья 9. Формы государственной поддержки инновационной деятельности 1. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах: а) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций; б) предоставление в соответствии с законодательством города Москвы о долговых обязательствах гарантий города Москвы под кредиты, выделяемые для реализации инновационных программ (проектов); в) предоставление различного вида льгот и преференций; г) оказание финансовой поддержки; д) стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной деятельности; е) содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках. 2. Правовыми актами города Москвы могут быть установлены и иные формы государственной поддержки инновационной деятельности. 3. Льготы по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет города Москвы устанавливаются законами города Москвы. Статья 10. Финансовое обеспечение инновационной деятельности 1. Финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. 2. Комплексные программы инноваций могут финансироваться за счет средств бюджета города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, региональных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, их объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные московские научные и научно-технические, и инновационные программы, и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах. Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджета города Москвы и местных бюджетов на финансирование научных исследований и инновационных программ федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, Правительством Москвы и органами местного самоуправления. 3. Правительство Москвы осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделенных из бюджета города Москвы на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяет формы и способы использования ее результатов. 4. Для финансирования инновационной деятельности Правительством Москвы формируется система бюджетного кредитования. 5. Правительство Москвы формирует систему льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы. Статья 11. Целевой бюджетный инновационный фонд В целях содействия развитию инновационной деятельности в составе бюджета города Москвы может быть образован целевой бюджетный инновационный фонд. Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 12. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 7 июля 2004 г. N 45 |