КАК В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ОТРАЖАЕТСЯ ПОКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ПРИОБРЕТЕННЫХ ДЛЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ТМЦ В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ТМЦ В РАМКАХ ИМПОРТНОГО КОНТРАКТА НА ЗАКУПКУ ИНЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ДЛЯ ИХ ПЕРЕПРОДАЖИ НА УСЛОВИЯХ DDU С ПЕРЕХОДОМ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА СКЛАДЕ ПОКУПАТЕЛЯ, ЕСЛИ ПО КОНТРАКТУ РЕКЛАМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - ТМЦ (СУВЕНИРЫ, ЛИСТОВКИ, БУКЛЕТЫ) НЕ ИМЕЮТ КОММЕРЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ (БЕСПЛАТНЫ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ), А ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭТИХ ТМЦ (УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И СБОРОВ) ПРОИЗВОДИТСЯ ЗА СЧЕТ ПОКУПАТЕЛЯ? ВОЗМОЖНО ЛИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОТНЕСЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ К РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 6 февраля 2004 г. N 23-10/4/07499 (Д) Подпунктом 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения данных товаров, определяемая в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения прибыли одним из предусмотренных указанным подпунктом методов оценки покупных товаров: - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); - по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); - по средней стоимости; - по стоимости единицы товара. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 Кодекса. Согласно ст. 320 Кодекса суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам. Все остальные расходы, включая другие транспортные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Что касается ст. 254 Кодекса, то она определяет формирование стоимости товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы. При определении стоимости покупных товаров необходимо руководствоваться статьями 268 и 320 Кодекса. Таким образом, под стоимостью приобретения товаров следует понимать контрактную (договорную) цену приобретения, а уплаченные отдельно ввозные таможенные пошлины и сборы учитываются в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода, уменьшающих доходы от реализации текущего месяца. При этом суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам, распределяемым между реализованными товарами и остатками на складе в соответствии с методикой, приведенной в последних четырех абзацах ст. 320 Кодекса. Ситуация, когда товарно-материальные ценности (далее - ТМЦ) предоставляются иностранным поставщиком безвозмездно, свидетельствует о существовании между сторонами отношений по договору дарения. В силу п. 4 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 минимальных размеров оплаты труда, запрещено. При этом, когда получение имущества не связано с возникновением у получателя обязанности осуществить в адрес передающей стороны какое-либо встречное предоставление (передача имущества или имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг), такое имущество для целей налогообложения прибыли согласно п. 2 ст. 248 Кодекса считается безвозмездно полученным. Согласно п. 8 ст. 250 Кодекса безвозмездно полученное имущество, а также расходы, связанные с его приобретением (в том числе таможенные платежи), в общем случае включаются в состав внереализационных доходов получателя и подлежат обложению налогом на прибыль. При этом оценка внереализационных доходов в виде товаров осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже затрат на их производство или приобретение. В соответствии с п. 6 ст. 274 Кодекса рыночные цены определяются на момент совершения внереализационной операции и не включают налог на добавленную стоимость, акцизы. Информация о ценах должна подтверждаться фирмой, получившей ТМЦ, документально или путем проведения независимой оценки (п. 8 ст. 250 Кодекса). При определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках этих товаров. Такими источниками признаются официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже - соответствующая информация другой биржи или информация о международных биржевых котировках; информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации; информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование. Момент включения безвозмездно полученных товаров в состав внереализационных доходов зависит от выбранного торговой организацией метода признания доходов для целей налогообложения прибыли. Так, если торговая организация определяет дату получения доходов по методу начисления, то согласно подп. 1 п. 4 ст. 271 Кодекса безвозмездно полученные ТМЦ должны учитываться в составе налогооблагаемой прибыли на дату подписания иностранным поставщиком и торговой организацией акта приемки-передачи товаров. Относительно включения безвозмездно полученных импортных товаров (с учетом расходов на таможенное оформление), предназначенных для использования в качестве рекламных материалов, в состав рекламных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Под расходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с п. 2 ст. 252 Кодекса расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений, установленных п. 4 указанной статьи. Пунктом 4 ст. 264 Кодекса предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно термин "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ). При этом расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения прибыли в размере фактических (ненормируемых) расходов, предусмотрены абзацами вторым - четвертым п. 4 ст. 264 Кодекса, и расширению этот перечень не подлежит. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, но относящиеся к таковым в соответствии с Законом N 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. Из изложенного выше следует вывод: 1) если организация безвозмездно оказывает услуги по проведению рекламной кампании по поручению иностранной организации-поставщика и не становится собственником рекламируемых изделий, то согласно п. 16 ст. 270 Кодекса все расходы по оказанию данной услуги (включая заработную плату, ЕСН и другие расходы, связанные с проведением рекламной акции, включая таможенные платежи) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль; 2) если передача рекламной продукции способствует реализации приобретенных товаров, то полученное для использования в качестве рекламных материалов импортное имущество (ТМЦ) может быть рассмотрено как безвозмездно полученное с включением в налоговую базу по налогу на прибыль. В этом случае таможенные платежи по приобретению этого имущества учитываются для целей исчисления налога на прибыль и ограничиваются как рекламные расходы в соответствии с п. 4 ст. 264 Кодекса при условии его (имущества) фактического использования в качестве рекламных материалов в значении Закона N 108-ФЗ. Основание: письмо МНС России от 25.03.2003 N 02-5-11/78-к804. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин 6 февраля 2004 г. N 23-10/4/07499 |