КАК В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ОТРАЖАЕТСЯ ПОКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ПРИОБРЕТЕННЫХ ДЛЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ТМЦ В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ТМЦ В РАМКАХ ИМПОРТНОГО КОНТРАКТА НА ЗАКУПКУ ИНЫХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 06.02.04 23-10/4/07499

            КАК В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКОЙ
           ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ОТРАЖАЕТСЯ ПОКУПНАЯ
                     СТОИМОСТЬ ПРИОБРЕТЕННЫХ ДЛЯ
           РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ТМЦ В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ
          ТМЦ В РАМКАХ ИМПОРТНОГО КОНТРАКТА НА ЗАКУПКУ ИНЫХ
                  ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ДЛЯ
           ИХ ПЕРЕПРОДАЖИ НА УСЛОВИЯХ DDU С ПЕРЕХОДОМ ПРАВА
             СОБСТВЕННОСТИ НА СКЛАДЕ ПОКУПАТЕЛЯ, ЕСЛИ ПО
            КОНТРАКТУ РЕКЛАМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - ТМЦ (СУВЕНИРЫ,
          ЛИСТОВКИ, БУКЛЕТЫ) НЕ ИМЕЮТ КОММЕРЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ
         (БЕСПЛАТНЫ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ), А ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
             ЭТИХ ТМЦ (УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И СБОРОВ)
            ПРОИЗВОДИТСЯ ЗА СЧЕТ ПОКУПАТЕЛЯ? ВОЗМОЖНО ЛИ В
             ЭТОМ СЛУЧАЕ ОТНЕСЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ К
        РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          6 февраля 2004 г.
                           N 23-10/4/07499

                                 (Д)


     Подпунктом 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  определено,  что при реализации покупных товаров в
состав  расходов  включается  стоимость  приобретения  данных товаров,
определяемая  в соответствии с принятой организацией учетной политикой
для  целей  налогообложения прибыли одним из предусмотренных указанным
подпунктом методов оценки покупных товаров:
     - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
     - по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
     - по средней стоимости;
     - по стоимости единицы товара.
     При  этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их
покупкой  и  реализацией,  формируются  с  учетом  положений  ст.  320
Кодекса.
     Согласно ст. 320 Кодекса суммы расходов на доставку (транспортные
расходы)  покупных  товаров  до  склада налогоплательщика - покупателя
товаров в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих
товаров, относятся к прямым расходам.
     Все  остальные  расходы,  включая другие транспортные расходы, за
исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со
ст.   265   Кодекса,   осуществленные  в  текущем  месяце,  признаются
косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
     Что  касается  ст.  254  Кодекса,  то она определяет формирование
стоимости  товарно-материальных  ценностей,  включаемых в материальные
расходы.   При   определении  стоимости  покупных  товаров  необходимо
руководствоваться статьями 268 и 320 Кодекса.
     Таким   образом,  под  стоимостью  приобретения  товаров  следует
понимать  контрактную  (договорную)  цену  приобретения,  а уплаченные
отдельно  ввозные  таможенные  пошлины  и  сборы учитываются в составе
косвенных    расходов   текущего   отчетного   (налогового)   периода,
уменьшающих доходы от реализации текущего месяца.
     При  этом  суммы  расходов  на  доставку  (транспортные  расходы)
покупных  товаров  до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в
случае  если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров,
относятся  к  прямым  расходам,  распределяемым  между  реализованными
товарами и остатками на складе в соответствии с методикой, приведенной
в последних четырех абзацах ст. 320 Кодекса.
     Ситуация,  когда  товарно-материальные  ценности  (далее  -  ТМЦ)
предоставляются  иностранным поставщиком безвозмездно, свидетельствует
о существовании между сторонами отношений по договору дарения.
     В  силу  п.  4  ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации
дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением
обычных   подарков,  стоимость  которых  не  превышает  5  минимальных
размеров оплаты труда, запрещено.
     При этом, когда получение имущества не связано с возникновением у
получателя   обязанности   осуществить   в  адрес  передающей  стороны
какое-либо    встречное   предоставление   (передача   имущества   или
имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг), такое имущество
для  целей  налогообложения  прибыли  согласно  п.  2  ст. 248 Кодекса
считается безвозмездно полученным.
     Согласно  п. 8 ст. 250 Кодекса безвозмездно полученное имущество,
а также расходы, связанные с его приобретением (в том числе таможенные
платежи), в общем случае включаются в состав внереализационных доходов
получателя  и  подлежат  обложению налогом на прибыль. При этом оценка
внереализационных  доходов  в  виде  товаров  осуществляется исходя из
рыночных  цен,  определяемых  с учетом положений ст. 40 Кодекса, но не
ниже затрат на их производство или приобретение.
     В  соответствии с п. 6 ст. 274 Кодекса рыночные цены определяются
на момент совершения внереализационной операции и не включают налог на
добавленную стоимость, акцизы.
     Информация  о ценах должна подтверждаться фирмой, получившей ТМЦ,
документально  или  путем  проведения независимой оценки (п. 8 ст. 250
Кодекса).
     При  определении  и  признании  рыночной цены товара используются
официальные   источники   информации   о  рыночных  ценах  и  биржевых
котировках  этих  товаров.  Такими  источниками признаются официальная
информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к
месту  нахождения продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок
на  указанной  бирже  -  соответствующая  информация  другой биржи или
информация  о международных биржевых котировках; информация о рыночных
ценах,  опубликованная  в печатных изданиях или доведенная до сведения
общественности     средствами    массовой    информации;    информация
государственных   органов   по   статистике  и  органов,  регулирующих
ценообразование.
     Момент   включения   безвозмездно  полученных  товаров  в  состав
внереализационных  доходов зависит от выбранного торговой организацией
метода признания доходов для целей налогообложения прибыли.
     Так,  если торговая организация определяет дату получения доходов
по  методу  начисления,  то  согласно  подп.  1  п.  4 ст. 271 Кодекса
безвозмездно    полученные    ТМЦ   должны   учитываться   в   составе
налогооблагаемой  прибыли на дату подписания иностранным поставщиком и
торговой организацией акта приемки-передачи товаров.
     Относительно  включения безвозмездно полученных импортных товаров
(с  учетом  расходов  на  таможенное  оформление), предназначенных для
использования  в  качестве  рекламных  материалов,  в состав рекламных
расходов,  уменьшающих  налогооблагаемую  прибыль,  необходимо иметь в
виду следующее.
     В  соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает
полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
     При   определении   налоговой   базы  по  налогу  на  прибыль  не
учитываются  расходы,  не  соответствующие критериям, указанным в п. 1
ст. 252 Кодекса.
     Под  расходами,  учитываемыми  при  исчислении  налоговой базы по
налогу   на   прибыль,   понимаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные        затраты,       осуществленные       (понесенные)
налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     В соответствии с п. 2 ст. 252 Кодекса расходы в зависимости от их
характера,  а  также  условий осуществления и направлений деятельности
налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством
и реализацией, и внереализационные расходы.
     Согласно  подп.  28  п.  1  ст.  264  Кодекса  к прочим расходам,
связанным  с  производством  и (или) реализацией, относятся расходы на
рекламу  производимых  (приобретенных)  и  (или)  реализуемых  товаров
(работ,  услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие
в  выставках  и  ярмарках,  с  учетом  положений,  установленных  п. 4
указанной статьи.
     Пунктом   4   ст.  264  Кодекса  предусмотрено,  что  к  расходам
организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся:
     - расходы   на  рекламные  мероприятия  через  средства  массовой
информации  (в  том  числе  объявления  в  печати, передача по радио и
телевидению) и телекоммуникационные сети;
     - расходы   на   световую   и   иную  наружную  рекламу,  включая
изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
     - расходы  на  участие  в  выставках,  ярмарках,  экспозициях, на
оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных
залов,  на  уценку  товаров,  полностью  или  частично потерявших свои
первоначальные качества при экспонировании.
     Институты,  понятия  и  термины  гражданского, семейного и других
отраслей   законодательства   Российской   Федерации,  используемые  в
Кодексе,  применяются  в том значении, в каком они используются в этих
отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
     Соответственно    термин    "реклама"    понимается   для   целей
налогообложения  прибыли  в значении Федерального закона от 18.07.95 N
108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ).
     При    этом   расходы   на   рекламу,   учитываемые   для   целей
налогообложения   прибыли   в   размере   фактических  (ненормируемых)
расходов,  предусмотрены  абзацами  вторым  -  четвертым  п. 4 ст. 264
Кодекса, и расширению этот перечень не подлежит.
     Расходы  налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов,
вручаемых  победителям  розыгрышей  таких  призов  во время проведения
массовых  рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не
указанные   в   абзацах  втором  -  четвертом  настоящего  пункта,  но
относящиеся  к  таковым в соответствии с Законом N 108-ФЗ и отвечающие
требованиям  ст.  252  Кодекса,  осуществленные им в течение отчетного
(налогового)  периода,  для целей налогообложения прибыли признаются в
размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.
249 Кодекса.
     Из изложенного выше следует вывод:
     1)  если  организация безвозмездно оказывает услуги по проведению
рекламной  кампании  по поручению иностранной организации-поставщика и
не  становится  собственником рекламируемых изделий, то согласно п. 16
ст.  270  Кодекса  все  расходы  по  оказанию  данной  услуги (включая
заработную  плату,  ЕСН  и  другие  расходы,  связанные  с проведением
рекламной  акции,  включая  таможенные  платежи)  не  учитываются  при
определении налоговой базы по налогу на прибыль;
     2)  если  передача  рекламной  продукции  способствует реализации
приобретенных  товаров,  то  полученное  для  использования в качестве
рекламных  материалов импортное имущество (ТМЦ) может быть рассмотрено
как безвозмездно полученное с включением в налоговую базу по налогу на
прибыль.
     В  этом случае таможенные платежи по приобретению этого имущества
учитываются  для  целей  исчисления налога на прибыль и ограничиваются
как  рекламные  расходы  в  соответствии  с  п.  4 ст. 264 Кодекса при
условии   его   (имущества)   фактического  использования  в  качестве
рекламных материалов в значении Закона N 108-ФЗ.
     Основание: письмо МНС России от 25.03.2003 N 02-5-11/78-к804.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
6 февраля 2004 г.
N 23-10/4/07499