МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ<*> МЕТОДИКА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (НЦПИ) ------------------ <*> - Разослана письмом Минобразования России от 16 мая 2002 г. N 14-55-353ин/15. 1. Структура фонда оценочных средств Под фондом оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - фонд оценочных средств) понимается комплект методических материалов, предназначенный для решения задачи соответствия, т. е. для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников, завершивших освоение основной образовательной программы по определенному направлению или специальности, факта соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО. В фонд оценочных средств входят: 1) для итогового экзамена: программа итогового экзамена; совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене, и критерии их оценки; методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена; 2) для выпускной квалификационной работы: методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, на базе подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы. 2. Методика создания оценочных средств Создание фонда оценочных средств следует проводить поэтапно: 1. Предварительный этап. В начале этого этапа устанавливается полный состав требований к выпускнику. С этой целью требования, содержащиеся в конкретных ГОС ВПО, дополняются требованиями, которые вытекают из заявленных вузом целей и академических свобод вузов. Весь комплекс требований необходимо разделить на два массива. Один из них может стать объектом оценки на итоговых экзаменах (массив "ТЭК"), другой может стать объектом оценки в ходе подготовки, выполнения и защиты выпускником квалификационной работы (массив "ТКР"). При этом допускается наличие в обоих массивах одинаковых элементов - требований, что означает возможность оценки соответствия выпускника этим требованиям на каждом виде итоговой государственной аттестации. При этом некоторые из сформированных требований, включая содержащиеся в ГОС ВПО, могут не войти ни в массив ТЭК, ни в массив ТКР, поскольку соответствие выпускника этим требованиям не подлежит оценке в форме экзаменационных испытаний. 2. Основной этап. Первая задача основного этапа - формирование содержания оценочных средств для решения задачи соответствия в ходе итогового экзамена. 2.1. Формирование содержания указанных оценочных средств необходимо начать с выделения массива основных учебных модулей (ОУМ). ОУМ - это учебная дисциплина из образовательной программы, ее раздел или тема, непосредственно формирующие в ходе подготовки студентов их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним из массива ТЭК. Наиболее типичным вариантом будет наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одно и то же интегральное знание или умение выпускника, включенное в качестве требования к нему в ТЭК. Причем, каждый модуль может быть достаточным для формирования соответствующей способности, а может иметь только статус необходимого, т. е. формирующего данную способность только в совокупности с другими модулями. 2.2. Для каждого выделенного модуля следует сформулировать контрольный вопрос (задачу), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения экзаменуемым учебного материала модуля и, следовательно, о соответствии экзаменуемого тому или иному предъявляемому требованию (Очевидно, что на базе одного модуля могут быть сформулированы несколько вопросов.). Учитывая наличие основных модулей, относящихся к одному требованию, возможна формулировка вопроса, исходящего одновременно из материалов нескольких модулей. Такой вопрос формулируют, как правило, в виде междисциплинарной (комплексной) задачи, для решения которой необходимо освоение соответствующих основных модулей. Соотношение моно- и междисциплинарных вопросов (задач) в полученном массиве может быть одним из аргументов при решении вопроса о проведении монодисциплинарного, полидисциплинарного или междисциплинарного итогового экзамена*. Возможно, что итоговый экзамен может носить смешанный характер, т. е. выпускнику могут быть одновременно предложены и монодисциплинарные вопросы и междисциплинарные задания. ---------------- <*> - Здесь полидисциплинарный экзамен - это экзамен, где каждый из заданных экзаменующемуся вопросов опирается лишь на одну дисциплину, но среди самих вопросов могут быть относящиеся к различным дисциплинам; а под междисциплинарным понимается экзамен, где ответ на любое задание (вопрос) требует знаний из различных дисциплин. 2.3. Следующий шаг - это формирование конкретных экзаменационных заданий, предъявляемых экзаменующимся (экзаменационных билетов). На этом этапе предстоит сформировать необходимое количество заданий (не менее числа экзаменуемых), в состав каждого из которых входят несколько вопросов (задач) из полученного на предыдущем этапе массива контрольных вопросов. Прежде чем приступить к этой работе, необходимо установить процедуру проведения итогового экзамена (нормативный срок выполнения выпускником задания, предъявляемого ему на итоговом экзамене, учебно-методические, технические и эргономические условия его проведения и др.). Основная методическая трудность данного этапа - это необходимость обеспечения во время проведения экзамена высокой значимости каждого задания для решения задачи соответствия. С этих позиций, значимость задания определяется тем, насколько ограниченное число вопросов задания позволяет вынести интегральное решение о соответствии выпускника требованиям ГОС. Учитывая, что в массиве ТЭК могут находиться требования, соответствие которым имеет различную значимость (вес) для успешной профессиональной деятельности выпускника, следует стремиться к включению в состав каждого задания таких контрольных вопросов (задач), которые соотносятся с наиболее значимыми требованиями. Процедуру установления значимости (веса) требований рекомендуется проводить с помощью экспертов, причем, отдельно для каждого вида профессиональной деятельности специалиста. Одновременно, имея значения веса каждого требования, а, следовательно, и представление о весе каждого вопроса, следует формировать задания с равной или близкой суммой весов входящих в него вопросов. 2.4. На заключительной стадии формирования содержания оценочных средств для проведения итогового экзамена необходимо установить критерии (критерий), по которым можно судить о соответствии или несоответствии выпускника требованиям ГОС. Учитывая, что готовность выпускника к профессиональной деятельности является основной целью образовательной программы, предлагается считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умении, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера<*>. ----------- <*> - В педагогической литературе такой уровень освоения часто называют репродуктивным, предусматривающим прямое воспроизведение усвоенного алгоритма решения типовой задачи и действий на том же элементе, на котором было осуществлено обучение. Ниже данного порогового значения, который в действующей балльной системе оценок соответствует оценке в 3 балла, лежит область несоответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, что влечет за собой неприсвоение ему квалификации, соответствующей данной образовательной программе. Над этим значением уровень подготовки выпускника может быть оценен баллами 4 или 5. Для повышения уровня объективности при принятии жизненно важного для выпускника решения о присвоении ему квалификации специалиста с высшим образованием (бакалавр, специалист, магистр) можно с большей конкретностью установить пороговое значение для оценки как задания в целом, так и каждого, входящего в задание вопроса (задачи). С этой целью возможно, например, описать принципиально значимые элементы ответа, отсутствие которых есть "погрешность принципиального характера". 3. Вторая задача основного этапа - формирование оценочных средств для решения задачи соответствия по итогам выпускной квалификационной работы. 3.1. Начать формирование указанных оценочных средств для конкретного направления или специальности необходимо с четкого соотнесения тем предлагаемых выпускникам дипломных работ (проектов) с видами и задачами профессиональной деятельности, указанными для специалиста соответствующего профиля в ГОС. Это позволит уже на этой стадии организации выпускной квалификационной работы уточнить основание оценки каждого выпускника на ГАК. Затем следует сопоставить структуру квалификационной работы с требованиями, составляющими массив ТКР. Необходимо, чтобы поставленные перед выпускником в задании на выпускную квалификационную работу цели и задачи в максимально возможной степени отражали формулировки этих требований. 3.2. Следующий шаг при решении второй задачи основного этапа - это разработка методических документов для каждого из субъектов, имеющих право, согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, оценивать выполнение выпускником квалификационной работы. К ним относятся: руководитель студента, выполнявшего выпускную квалификационную работу; рецензент; члены ГАК, участвующие в процедуре защиты выпускником квалификационной работы. Методические документы для руководителя должны включать: форму отзыва и по необходимости методические указания к ее заполнению. Основная структура отзыва - это упорядоченное перечисление качеств выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание руководителя следует обратить на необходимость оценки соответствия выпускника требованиям к его личностным характеристикам типа "самостоятельность", "ответственность", "умение организовать свой труд" и т. п. (если они зафиксированы в ГОС)<*>. ------------- <*> - В ряде случаев, когда руководитель дипломника являлся ранее и руководителем преддипломной практики, целесообразно разработать форму задания и форму отзыва о прохождении практики исходя из тех же положений, что сформулированы для формы задания и отзыва, касающихся выполнения квалификационной работы. Методические документы для рецензента должны включать структуру (или форму) отзыва и, по необходимости, пояснения к заданной структуре, а также принятые критерии оценки соответствия. При этом рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы. В связи с этим необходимо предложить рецензенту дать прямую оценку выполненной выпускником работы требованиям ГОС. Учитывая возможную недостаточную компетентность рецензента в сфере содержания ГОС, целесообразно в специальной памятке рецензенту привести требования, составляющие массив ТКР. Методические документы для членов ГАК, участвующих в процедуре защиты квалификационной работы, включая его председателя, могут содержать рекомендуемую форму оценочного листа и необходимые пояснения к ней (для каждого члена ГАК), а также полный текст ГОС ВПО по соответствующему направлению или специальности (один на комиссию). Структура формы оценочного листа должна содержать поле требований к выпускнику, которые могут быть проверены в ходе защиты выпускной работы. В пояснении необходимо привести критерий оценки соответствия<*>. --------------- <*> - Во всех случаях, когда субъектам оценки предлагается критерий оценки соответствия, он должен быть одним и тем же. Целесообразно установить его тождественным или максимально близким к критерию, принятому на госэкзамене. Главная причина, определяющая эту близость, - единство основания оценки - способность (готовность) к профессиональной деятельности. С целью дальнейшего совершенствования заявляемых вузом целей сформированных оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта целесообразно использовать: опросные листы выпускников предыдущих лет для получения оценки с их стороны качества полученной подготовки с позиций соответствия требованиям ГОС ВПО; опросные листы и механизм проведения и обработки материалов (в том числе с использованием современных информационных технологий) для руководителей организаций и учреждений, где работают молодые специалисты, об уровне их подготовки, позволяющих судить о "внешней" оценке соответствия этого уровня требованиям к нему, изложенным в основной образовательной программе вуза. |