МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ<*>. Методика. Министерство образования РФ (Минобразование России). --.--.--

Оглавление

           МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
             НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО
                   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ<*>

                               МЕТОДИКА

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ




                                (НЦПИ)

     ------------------
     <*> - Разослана письмом Минобразования России от 16 мая 2002 г. N
14-55-353ин/15.

                 1. Структура фонда оценочных средств

     Под фондом   оценочных   средств   для  итоговой  государственной
аттестации   выпускников    вузов    на    соответствие    требованиям
государственного  образовательного стандарта высшего профессионального
образования (далее  -  фонд  оценочных  средств)  понимается  комплект
методических    материалов,   предназначенный   для   решения   задачи
соответствия,  т.  е. для установления в ходе аттестационных испытаний
выпускников,  завершивших  освоение основной образовательной программы
по определенному направлению  или  специальности,  факта  соответствия
(или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего
ГОС ВПО.
     В фонд оценочных средств входят:
     1) для итогового экзамена:
     программа итогового экзамена;
     совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику
на экзамене, и критерии их оценки;
     методические материалы,   определяющие    процедуру    проведения
экзамена;
     2) для выпускной квалификационной работы:
     методические материалы,  определяющие процедуру и критерии оценки
соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, на базе
подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы.

                2. Методика создания оценочных средств

     Создание фонда оценочных средств следует проводить поэтапно:
     1. Предварительный этап.
     В начале  этого  этапа устанавливается полный состав требований к
выпускнику.  С этой целью требования,  содержащиеся в  конкретных  ГОС
ВПО,  дополняются  требованиями,  которые вытекают из заявленных вузом
целей и академических свобод вузов.
     Весь комплекс  требований  необходимо  разделить  на два массива.
Один из них может стать объектом оценки на итоговых экзаменах  (массив
"ТЭК"),   другой  может  стать  объектом  оценки  в  ходе  подготовки,
выполнения  и  защиты  выпускником  квалификационной  работы   (массив
"ТКР").  При  этом  допускается  наличие  в  обоих массивах одинаковых
элементов - требований,  что означает возможность оценки  соответствия
выпускника  этим  требованиям  на каждом виде итоговой государственной
аттестации.
     При этом   некоторые   из   сформированных   требований,  включая
содержащиеся в ГОС ВПО,  могут не войти ни в массив ТЭК,  ни в  массив
ТКР,  поскольку  соответствие  выпускника этим требованиям не подлежит
оценке в форме экзаменационных испытаний.
     2. Основной этап.
     Первая задача основного этапа - формирование содержания оценочных
средств для решения задачи соответствия в ходе итогового экзамена.
     2.1. Формирование   содержания   указанных   оценочных    средств
необходимо  начать с выделения массива основных учебных модулей (ОУМ).
ОУМ - это учебная дисциплина из образовательной программы,  ее  раздел
или  тема,  непосредственно формирующие в ходе подготовки студентов их
способность  (готовность)   отвечать   тем   или   иным   требованиям,
предъявляемым к ним из массива ТЭК.  Наиболее типичным вариантом будет
наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но
формирующих  одно  и  то же интегральное знание или умение выпускника,
включенное в качестве требования к нему в ТЭК.  Причем,  каждый модуль
может быть достаточным для формирования соответствующей способности, а
может иметь только статус  необходимого,  т.  е.  формирующего  данную
способность только в совокупности с другими модулями.
     2.2. Для  каждого  выделенного  модуля   следует   сформулировать
контрольный вопрос (задачу),  по результатам выполнения которого можно
судить о степени освоения экзаменуемым учебного  материала  модуля  и,
следовательно,   о   соответствии   экзаменуемого   тому   или   иному
предъявляемому требованию (Очевидно,  что на базе одного модуля  могут
быть  сформулированы  несколько вопросов.).  Учитывая наличие основных
модулей,  относящихся  к  одному  требованию,  возможна   формулировка
вопроса,  исходящего  одновременно  из  материалов нескольких модулей.
Такой  вопрос  формулируют,  как  правило,  в  виде  междисциплинарной
(комплексной)   задачи,   для   решения  которой  необходимо  освоение
соответствующих основных модулей.
     Соотношение моно-   и   междисциплинарных   вопросов   (задач)  в
полученном массиве может быть одним из аргументов при решении  вопроса
о     проведении    монодисциплинарного,    полидисциплинарного    или
междисциплинарного итогового экзамена*. Возможно, что итоговый экзамен
может   носить   смешанный  характер,  т.  е.  выпускнику  могут  быть
одновременно    предложены    и    монодисциплинарные    вопросы     и
междисциплинарные задания.
     ----------------
     <*> - Здесь полидисциплинарный экзамен - это экзамен,  где каждый
из  заданных  экзаменующемуся  вопросов   опирается   лишь   на   одну
дисциплину, но среди самих вопросов могут быть относящиеся к различным
дисциплинам;  а под междисциплинарным понимается экзамен, где ответ на
любое задание (вопрос) требует знаний из различных дисциплин.
     
     2.3. Следующий  шаг - это формирование конкретных экзаменационных
заданий,  предъявляемых экзаменующимся (экзаменационных  билетов).  На
этом  этапе  предстоит сформировать необходимое количество заданий (не
менее  числа  экзаменуемых),  в  состав  каждого  из  которых   входят
несколько  вопросов (задач) из полученного на предыдущем этапе массива
контрольных вопросов.  Прежде чем приступить к этой работе, необходимо
установить  процедуру  проведения итогового экзамена (нормативный срок
выполнения  выпускником  задания,  предъявляемого  ему   на   итоговом
экзамене,  учебно-методические,  технические  и эргономические условия
его проведения и др.).
     Основная методическая трудность данного этапа - это необходимость
обеспечения во время проведения экзамена  высокой  значимости  каждого
задания  для решения задачи соответствия.  С этих позиций,  значимость
задания  определяется  тем,  насколько  ограниченное  число   вопросов
задания   позволяет   вынести   интегральное  решение  о  соответствии
выпускника  требованиям  ГОС.  Учитывая,  что  в  массиве  ТЭК   могут
находиться требования, соответствие которым имеет различную значимость
(вес) для успешной профессиональной деятельности  выпускника,  следует
стремиться  к  включению  в  состав  каждого задания таких контрольных
вопросов   (задач),   которые   соотносятся   с   наиболее   значимыми
требованиями.  Процедуру  установления  значимости  (веса)  требований
рекомендуется проводить с  помощью  экспертов,  причем,  отдельно  для
каждого вида профессиональной деятельности специалиста.  Одновременно,
имея  значения  веса   каждого   требования,   а,   следовательно,   и
представление  о  весе каждого вопроса,  следует формировать задания с
равной или близкой суммой весов входящих в него вопросов.
     2.4. На  заключительной  стадии формирования содержания оценочных
средств  для  проведения  итогового  экзамена  необходимо   установить
критерии  (критерий),  по  которым  можно  судить  о  соответствии или
несоответствии выпускника требованиям ГОС.
     Учитывая, что    готовность    выпускника    к   профессиональной
деятельности  является  основной  целью   образовательной   программы,
предлагается  считать  выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО,
если он в ходе итогового  экзамена  демонстрирует  комплекс  знаний  и
умении, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи
профессиональной деятельности в  типовых  ситуациях  без  погрешностей
принципиального характера<*>.
     -----------
     <*> -  В  педагогической  литературе такой уровень освоения часто
называют  репродуктивным,  предусматривающим  прямое   воспроизведение
усвоенного  алгоритма  решения  типовой  задачи  и  действий на том же
элементе, на котором было осуществлено обучение.
     
     Ниже данного порогового значения,  который в действующей балльной
системе   оценок   соответствует  оценке  в  3  балла,  лежит  область
несоответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС  ВПО,  что
влечет за собой неприсвоение ему квалификации,  соответствующей данной
образовательной  программе.  Над  этим  значением  уровень  подготовки
выпускника  может  быть  оценен баллами 4 или 5.  Для повышения уровня
объективности при принятии жизненно важного для выпускника  решения  о
присвоении   ему   квалификации   специалиста  с  высшим  образованием
(бакалавр,  специалист,  магистр)  можно   с   большей   конкретностью
установить  пороговое  значение для оценки как задания в целом,  так и
каждого,  входящего в задание вопроса (задачи). С этой целью возможно,
например,  описать принципиально значимые элементы ответа,  отсутствие
которых есть "погрешность принципиального характера".
     3. Вторая задача основного этапа - формирование оценочных средств
для решения задачи соответствия по итогам  выпускной  квалификационной
работы.
     3.1. Начать  формирование   указанных   оценочных   средств   для
конкретного   направления   или  специальности  необходимо  с  четкого
соотнесения тем предлагаемых выпускникам дипломных работ (проектов)  с
видами   и  задачами  профессиональной  деятельности,  указанными  для
специалиста соответствующего профиля в ГОС.  Это позволит уже на  этой
стадии   организации   выпускной   квалификационной   работы  уточнить
основание оценки каждого выпускника на ГАК.
     Затем следует  сопоставить  структуру  квалификационной  работы с
требованиями, составляющими массив ТКР. Необходимо, чтобы поставленные
перед  выпускником в задании на выпускную квалификационную работу цели
и задачи в максимально возможной степени  отражали  формулировки  этих
требований.
     3.2. Следующий шаг при решении второй задачи  основного  этапа  -
это  разработка  методических  документов  для  каждого  из субъектов,
имеющих  право,  согласно  Положению   об   итоговой   государственной
аттестации   выпускников   вузов   Российской   Федерации,   оценивать
выполнение выпускником квалификационной работы. К ним относятся:
     руководитель студента,  выполнявшего  выпускную  квалификационную
работу;
     рецензент;
     члены ГАК,   участвующие   в   процедуре    защиты    выпускником
квалификационной работы.
     Методические документы для руководителя  должны  включать:  форму
отзыва  и  по  необходимости  методические  указания  к ее заполнению.
Основная структура отзыва -  это  упорядоченное  перечисление  качеств
выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание
руководителя следует обратить  на  необходимость  оценки  соответствия
выпускника   требованиям   к   его   личностным  характеристикам  типа
"самостоятельность",  "ответственность",  "умение  организовать   свой
труд" и т. п. (если они зафиксированы в ГОС)<*>.
     -------------
     <*> - В ряде случаев, когда руководитель дипломника являлся ранее
и  руководителем  преддипломной  практики,  целесообразно  разработать
форму  задания  и форму отзыва о прохождении практики исходя из тех же
положений,  что сформулированы для формы задания и отзыва,  касающихся
выполнения квалификационной работы.
     
     Методические документы  для  рецензента должны включать структуру
(или  форму)  отзыва  и,  по  необходимости,  пояснения   к   заданной
структуре,  а  также  принятые критерии оценки соответствия.  При этом
рецензент  должен  сосредоточить  внимание  на  качестве   выполненной
работы.  В  связи  с этим необходимо предложить рецензенту дать прямую
оценку  выполненной  выпускником  работы  требованиям  ГОС.   Учитывая
возможную  недостаточную  компетентность рецензента в сфере содержания
ГОС,  целесообразно  в   специальной   памятке   рецензенту   привести
требования, составляющие массив ТКР.
     Методические документы для членов ГАК,  участвующих  в  процедуре
защиты   квалификационной  работы,  включая  его  председателя,  могут
содержать рекомендуемую форму оценочного листа и необходимые пояснения
к  ней  (для  каждого  члена  ГАК),  а  также  полный текст ГОС ВПО по
соответствующему направлению или  специальности  (один  на  комиссию).
Структура  формы  оценочного  листа должна содержать поле требований к
выпускнику,  которые могут быть  проверены  в  ходе  защиты  выпускной
работы.    В    пояснении    необходимо   привести   критерий   оценки
соответствия<*>.
     ---------------
     <*> -  Во  всех  случаях,  когда  субъектам  оценки  предлагается
критерий оценки соответствия, он должен быть одним и тем же.
     
     Целесообразно установить   его   тождественным   или  максимально
близким  к  критерию,  принятому  на  госэкзамене.  Главная   причина,
определяющая  эту близость,  - единство основания оценки - способность
(готовность) к профессиональной деятельности.
     С целью  дальнейшего  совершенствования  заявляемых  вузом  целей
сформированных  оценочных   средств   для   итоговой   государственной
аттестации    выпускников    вузов    на    соответствие   требованиям
государственного     образовательного     стандарта      целесообразно
использовать:
     опросные листы выпускников предыдущих лет для получения оценки  с
их  стороны  качества  полученной  подготовки  с  позиций соответствия
требованиям ГОС ВПО;
     опросные листы  и  механизм  проведения и обработки материалов (в
том числе с использованием современных информационных технологий)  для
руководителей   организаций   и   учреждений,   где  работают  молодые
специалисты,  об уровне их подготовки,  позволяющих судить о "внешней"
оценке  соответствия  этого  уровня  требованиям к нему,  изложенным в
основной образовательной программе вуза.
Оглавление