О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.11.2003). Постановление. Правительство РФ. 27.06.01 483

Оглавление


Страницы: 1  2  



            О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
                         НА 2002 - 2005 ГОДЫ
                       (Редакция на 25.11.2003)
     
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           27 июня 2001 г.
                                N 483

                                (ЮИАИ)



     
     В целях   осуществления   целенаправленной   политики   поддержки
русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую  программу  "Русский
язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
     2. Утвердить государственным  заказчиком  Программы  Министерство
образования Российской Федерации.
     3. Министерству экономического  развития  и  торговли  Российской
Федерации,  Министерству промышленности, науки и технологий Российской
Федерации   и   Министерству   финансов   Российской   Федерации   при
формировании  проектов  федерального  бюджета  на  2002  -  2005  годы
предусматривать выделение средств на реализацию Программы с  ежегодным
уточнением объемов ассигнований.
     4. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской   Федерации   разработать   и   утвердить   мероприятия  по
формированию и  внедрению  социально  значимых  направлений  поддержки
русского языка в регионах.
     
Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                            М.КАСЬЯНОВ
27 июня 2001 г.
N 483

     
                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 27 июня 2001 года
                                                                 N 483


             ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
                         НА 2002 - 2005 ГОДЫ


                               ПАСПОРТ
             ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
                         НА 2002 - 2005 ГОДЫ
     
     Наименование       - Федеральная целевая программа "Русский язык"
     Программы            на 2002 - 2005 годы

     Основание для      - распоряжение Правительства Российской
     разработки           Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р
     Программы

     Государственный    - Министерство образования Российской
     заказчик             Федерации

     Основные           - Министерство образования Российской
     разработчики         Федерации, Министерство по делам федерации,
     Программы            национальной и миграционной политики
                          Российской Федерации, Российская академия
                          наук, Российская академия образования,
                          Московский государственный университет
                          имени М.В. Ломоносова

     Цель Программы     - сохранение духовного, художественного,
                          научного и культурного достояния России

     Задачи Программы   - развитие и распространение русского языка
                          как государственного языка Российской
                          Федерации;
                          развитие русского языка как национального
                          языка русского народа;
                          укрепление позиций русского языка как
                          средства межнационального общения народов
                          России, государств - участников СНГ и
                          стран Балтии;
                          расширение влияния русского языка в сфере
                          международного общения;
                          обновление содержания и методов обучения
                          русскому языку;
                          усиление роли русского языка в сфере
                          образования;
                          разработка комплекса мер по пропаганде
                          русского языка и русской культуры с
                          помощью средств массовой информации

     Сроки реализации   - 2002 - 2005 годы
     Программы

     Части и разделы    - часть I. Научно-исследовательские работы
     Программы
                          Разделы:
                          1. Русский язык как государственный язык
                          Российской Федерации. Государственная
                          политика в области русского языка
                          2. Русский язык как национальный язык
                          русского народа, основа его художественной
                          литературы и духовной культуры
                          3. Русский язык как мировой язык
                          Часть II. Прочие нужды
                          Разделы:
                          1. Подготовка и повышение квалификации
                          преподавателей русского языка как
                          иностранного
                          2. Организация семинаров, конференций,
                          совещаний, олимпиад
                          3. Подготовка изданий и просветительская
                          деятельность в области русского языка и
                          литературы
                          4. Пропаганда русского языка в средствах
                          массовой информации
                          5. Меры, направленные на сохранение позиций
                          русского языка в России и за рубежом
                          6. Организационно-методическое сопровождение
                          Программы

     Объемы и источники - на 2002 - 2005 годы всего - 165180 тыс.
     финансирования       рублей, из них: средства федерального
                          бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
                          бюджетов субъектов Российской Федерации -
                          15440 тыс. рублей, внебюджетные средства -
                          21600 тыс. рублей
                          в том числе:
                          выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
                          из них:
                          на научно-исследовательские работы -
                          7090 тыс. рублей, в том числе средства
                          федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
                          средства бюджетов субъектов Российской
                          Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные
                          средства - 2750 тыс. рублей;
                          на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том
                          числе средства федерального бюджета -
                          10890 тыс. рублей, средства бюджетов
                          субъектов Российской Федерации - 1000 тыс.
                          рублей, внебюджетные средства 1400 тыс.
                          рублей;
                          предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей,
                          из них:
                          на научно-исследовательские работы -
                          7018 тыс. рублей, в том числе средства
                          федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
                          средства бюджетов субъектов Российской
                          Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные
                          средства - 2750 тыс. рублей;
                          на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том
                          числе средства федерального бюджета -
                          30000 тыс. рублей, средства бюджетов
                          субъектов Российской Федерации - 1400 тыс.
                          рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс.
                          рублей;
                          предусмотрено на 2004 - 2005 годы 104982
                          тыс. рублей, из них:
                          на научно-исследовательские работы - 13182
                          тыс. рублей, в том числе средства
                          федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
                          средства бюджетов субъектов Российской
                          Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные
                          средства - 3500 тыс. рублей;
                          на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том
                          числе средства федерального бюджета - 80000
                          тыс. рублей, средства бюджетов субъектов
                          Российской Федерации - 2000 тыс. рублей,
                          внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей

     Ожидаемые          - новый свод правил современного русского
     результаты           языка;
     реализации           разработка словарной и грамматической
     Программы            кодификации русского языка;
                          аналитические доклады по вопросу
                          функционирования русского языка как
                          межнационального;
                          разработка новых технологий обучения
                          русскому языку, создание нового поколения
                          учебников;
                          разработка языковых квалификационных
                          требований по использованию русского языка
                          должностными лицами и государственными
                          служащими;
                          разработка стандартов в области контроля
                          качества владения нормами русского
                          литературного языка, подготовка типовых
                          тестовых материалов;
                          разработка документов по международной
                          сертификации уровней владения русским
                          языком в соответствии с требованиями
                          Совета Европы и ЮНЕСКО;
                          выпуск нового поколения учебно-методической
                          литературы;
                          создание и освоение современных методов
                          преподавания русского языка в средней и
                          высшей школе в России и в странах ближнего
                          и дальнего зарубежья;
                          получение сведений о реальной языковой
                          ситуации в России;
                          составление научного прогноза развития
                          межъязыковых отношений в стране;
                          разработка теории языковой политики в
                          многонациональном государстве;
                          разработка законодательной базы,
                          регулирующей функционирование русского
                          языка как государственного;
                          издание новых образцов научной,
                          популярной и справочной литературы по
                          русскому языку;
                          подготовка справочников, словарей, текстов
                          с культурологическим комментарием,
                          направленных на сохранение русской
                          духовности в системе образования;
                          подготовка вузовских программ по
                          современному русскому языку, его истории,
                          диалектологии, стилистике, истории
                          русского литературного языка и культуре
                          речи;
                          разработка курсов дистанционного обучения
                          русскому языку как иностранному;
                          создание гибких моделей обучения русскому
                          языку как иностранному;
                          подготовка нового поколения программ,
                          учебников и учебных пособий по русскому
                          языку как иностранному;
                          создание цикла передач на телевидении и
                          радио, пропагандирующих русский язык и
                          русскую культуру;
                          разработка региональных программ "Русский
                          язык", входящих в общую систему мероприятий

     Система            - определяется Министерством образования
     организации          Российской Федерации
     контроля за
     исполнением
     Программы
     
          1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами
     
     Русский язык   является   государственным    языком    Российской
Федерации,   средством   межнационального  общения  народов  России  и
государств - участников СНГ,  одним из  шести  официальных  и  рабочих
языков   Организации   Объединенных   Наций,   принадлежит   к   самым
распространенным в мире языкам.  Русский язык  играет  важную  роль  в
обеспечении  консолидации,  единства  и  культурного  развития народов
России,  в  осуществлении  сотрудничества  с  народами  государств   -
участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
     Основой языковой   политики,   включая   политику    в    области
образования,     является    стратегия    сохранения    и    упрочения
сбалансированного    национально-русского    и    русско-национального
двуязычия,  при  котором  обеспечивается  знание  русского  языка  как
государственного  всем  населением  Российской  Федерации,  поощряется
изучение  национальных  языков  населением  ее  республик  и создаются
условия для  гармоничного  взаимодействия  русского  языка  с  другими
языками Российской Федерации.
     Русский язык,  выполняя интеграционную функцию,  является  важным
средством  укрепления  государственности,  обеспечения  культурного  и
хозяйственного развития страны.
     В наши  дни  трудно  не  заметить  снижения культуры речи в языке
художественной  литературы  и  журналистики,  в   средствах   массовой
информации,  в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь
страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных
выражений,  она  засоряется  жаргонными  словами  и  оборотами.  Нормы
литературного языка не соблюдаются,  слова -  паразиты,  неоправданные
иноязычные  заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле - и
радиопередач.
     Обучение русскому    языку   и   литературе   в   образовательных
учреждениях всех типов и видов решающим  образом  влияет  на  реальную
грамотность  населения  и  культуру  речи  общества  в  целом.  Однако
выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми  знаниями
и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
     Преподаватели русского  языка  и  литературы  в  школах  и  вузах
(особенно    национальных)    ощущают   нехватку   учебно-методической
литературы.  Из-за недостатка средств  не  обеспечивается  необходимый
объем   научно-методической   работы   в   области  русского  языка  и
словесности.  Не  хватает  словарей  и   справочников,   крайне   мало
публикуется  памятников русской письменности и культуры,  произведений
русской  классической  литературы.  Между  тем  в  условиях   нынешней
языковой    ситуации    исключительно    важно   осуществить   издание
академических собраний сочинений  классиков  русской  литературы,  что
поможет  сохранению  и исследованию богатых выразительных возможностей
русского литературного языка.
     Распространение русского   языка   за   рубежом  является  важным
направлением   международной   политики   Российской   Федерации.   Но
современное  положение русского языка в мире,  его функционирование за
пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
     В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически
исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко
сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили
свою деятельность  многие  образовательные  центры,  основной  задачей
которых   являлось   оказание  научно-методической  помощи  зарубежным
русистам.  Сокращается число российских  преподавателей,  направляемых
для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не
получают  методической  и  материально-технической  помощи  из России.
Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В
ряде  государств-участников  СНГ  и  стран  Балтии вытеснение русского
языка из государственных учебных программ  исключает  возможность  его
организованного   изучения.  Свертывание  обучения  на  русском  языке
усиливает социальную напряженность.  Нельзя забывать  о  необходимости
государственной   поддержки   со   стороны  России  стремления  многих
миллионов русских,  проживающих в  государствах  -  участниках  СНГ  и
странах Балтии, сохранить русскую культуру.
     Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и  радиовещания
на  русском  языке,  ограничение  информационного,  образовательного и
культурного пространства в  связи  с  вытеснением  русского  языка  из
печатных и электронных средств массовой информации.
     В настоящее  время  в  большинстве   стран   ближнего   зарубежья
использование  русского  языка  как  средства межнационального общения
сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие  годы  базы,
которая,   не   имея   внутренней   и  внешней  поддержки,  постепенно
разрушается.
     Качество преподавания   русского   языка   в  зарубежных  учебных
заведениях не всегда отвечает  современным  требованиям.  Существующие
формы   повышения   квалификации   не   обеспечивают   потребности   в
национальных кадрах преподавателей русского языка.
     На территории  России  традиционно  сложившейся  нормой  является
двуязычие и многоязычие,  что служило и  служит  источником  взаимного
обогащения   языков  и  культур.  Государственная  политика  России  в
языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия  всех
языков  независимо  от  их  правового  статуса,  а также численности и
характера расселения носителей языка.
     В связи  с  этим  чрезвычайно  важно  осознание того,  что будучи
национальным   достоянием   общества   язык   должен   охраняться    и
поддерживаться    государством.    Языковая    политика    как   часть
государственной  политики  должна  быть  направлена   на   обеспечение
оптимального  функционирования  языков  во  всех  сферах общества,  их
дальнейшего развития и взаимодействия.
     Федеральная целевая  программа "Русский язык" на 2002 - 2005 годы
(далее  именуется  -  Программа)  нацелена  на   обновление   языковой
политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных
уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).


                2. Цель и задачи реализации Программы
     
     Целью Программы является сохранение  духовного,  художественного,
научного и культурного достояния России.
     Программа призвана решать задачи федерального уровня и
     государственного значения:
     развитие и распространение русского  языка  как  государственного
языка Российской Федерации;
     развитие русского языка как национального языка русского народа;
     укрепление позиций  русского  языка как средства межнационального
общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;
     расширение влияния русского языка в сфере международного общения;
     обновление содержания и методов обучения русскому языку;
     усиление роли русского языка в сфере образования;
     разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой
информации русского языка и русской культуры;
     сохранение единого культурного пространства.
     Предусмотренная Программой  система  мероприятий  направлена   на
решение указанных задач.
     Опыт реализации программы по русскому языку в 1996 -  2001  годах
показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение
которых было начато,  дало первые положительные результаты.  В 2002  -
2005  годах  необходимо  продолжить работу по созданию предпосылок для
бесконфликтного функционирования русского языка в условиях  двуязычия,
по  обеспечению  преподавания  русского языка в школах и вузах на базе
новых учебников и новейших образовательных технологий,  по  содействию
консолидации  и  культурному  развитию  народов  России,  а  также  по
распространению русского языка за рубежом.


                      3. Программные мероприятия
     
     Система программных   мероприятий   состоит   из   двух   частей:
"Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды".
     Первая часть  "Научно-исследовательские  работы"   включает   три
раздела:
     русский язык  как  государственный  язык  Российской   Федерации.
Государственная политика в области русского языка;
     русский язык как национальный язык русского  народа,  основа  его
художественной литературы и духовной культуры;
     русский язык как мировой язык.
     Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие
реализацию научно-исследовательских проектов.
     Первая часть     предусматривает    проведение    фундаментальных
исследований, связанных с функционированием русского языка в различных
сферах  жизнедеятельности  общества,  в целях создания теоретических и
учебно-методических    основ    развития    русского     языка     как
государственного, как языка межнационального общения, как иностранного
языка.
     На основе  проведенных  исследований  предполагается  разработать
теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и
создать новое поколение учебной,  методической и справочной литературы
для разных категорий обучающихся.
     Во второй   части   "Прочие  нужды"  предусматриваются  повышение
квалификации   преподавателей   русского   языка   как   иностранного,
проведение  семинаров,  конференций,  олимпиад  по  проблемам русского
языка  и  литературы,   подготовка   опытных   образцов   программ   и
учебно-методических  пособий по русскому языку и литературе для разных
категорий обучающихся,  пропаганда русского языка в средствах массовой
информации.
     В 2004 - 2005 годах предусматривается  осуществление  общественно
значимых мероприятий:
     проведение семинаров  для  преподавателей,  работающих  в  высших
учебных  заведениях  государств  -  участников  СНГ  и  стран  Балтии,
преподавателей русского языка,  обучающих  детей  соотечественников  в
Федеративной  Республике Германия,  российско-французского семинара по
вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций
по  проблемам  русского языка и литературы,  совещаний преподавателей,
работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом;
     проведение международной   и   ежегодных  всероссийских  олимпиад
школьников,  международных олимпиад школьников государств - участников
СНГ и стран Балтии по русскому языку,  конкурсов российских школьников
и студентов,  изучающих французский язык,  и французских школьников  и
студентов,  изучающих  русский  язык,  на лучшее знание языка и страны
изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням,
международных  фестивалей,  конкурсов  по русскому языку и литературе,
конкурсов "За образцовое владение русским  языком  в  профессиональной
деятельности";
     организация повышения квалификации преподавателей русского  языка
как   иностранного   (граждан  Российской  Федерации),  преподавателей
русского языка,  работающих за рубежом,  с учетом условий  организации
образовательного  процесса  в  разных  странах,  в том числе на основе
дистанционных образовательных технологий;
     издание учебно-методической  литературы  по  русскому  языку  для
обучающихся за рубежом;
     создание банков  данных  о  русском  языке,  русской литературе и
культуре;
     подготовка теле-  и  радиопередач  по  проблемам русского языка и
литературы;
     оказание поддержки    деятельности    Международной    ассоциации
преподавателей русского языка и литературы и  Общества  преподавателей
русского   языка  и  литературы  по  проведению  общественно  значимых
мероприятий общероссийского и международного уровней.


                  4. Ресурсное обеспечение Программы

     Финансирование Программы   осуществляется   за    счет    средств
федерального   бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и
внебюджетных средств.
     Общий объем  ассигнований  на  финансирование  Программы в 2002 -
2005 годах составляет 165180 тыс.  рублей,  в том  числе  128140  тыс.
рублей - за счет средств федерального бюджета,  15440 тыс. рублей - за
счет средств бюджетов субъектов  Российской  Федерации  и  21600  тыс.
рублей - за счет внебюджетных средств.
     Объемы финансирования  уточняются   ежегодно   при   формировании
федерального бюджета.


                   5. Механизм реализации Программы

     Реализация Программы  осуществляется за счет средств федерального
бюджета,   средств   бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   и
внебюджетных средств.
     Реализация Программы  за  счет   средств   федерального   бюджета
осуществляется   на  основе  государственных  контрактов  (договоров),
заключаемых  в   установленном   порядке   Министерством   образования
Российской  Федерации  -  государственным  заказчиком  с исполнителями
программных мероприятий.
     Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по
конкурсу.
     Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с
Федеральным  законом  "О  конкурсах  на размещение заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
     Финансирование Программы за счет средств федерального  бюджета  в
соответствии  с  утвержденными  ассигнованиями на очередной финансовый
год осуществляется  в  установленном  порядке  через  государственного
заказчика.
     Реализация Программы   за   счет   средств   бюджетов   субъектов
Российской Федерации осуществляется на основе соглашений,  заключаемых
ежегодно  Министерством  образования  Российской  Федерации  с  каждым
участвующим  в  реализации  Программы субъектом Российской Федерации в
соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в
установленном порядке.
     Реализация Программы за счет внебюджетных средств  осуществляется
путем   использования   собственных   средств   вузов,  участвующих  в
мероприятиях Программы.
     Механизм реализации    Программы   предусматривает   формирование
ежегодно рабочих документов:  плана проведения конкурсов на исполнение
программных   мероприятий,   государственных  контрактов  (договоров),
заключаемых  с  исполнителями  программных   мероприятий   по   итогам
конкурсов.
     Министерство образования   Российской   Федерации   отвечает   за
реализацию  Программы в целом,  обеспечивает согласованные действия по
подготовке  и   реализации   программных   мероприятий,   целевому   и
эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает
и  представляет  в   установленном   порядке   бюджетную   заявку   на
ассигнования  из  федерального бюджета для финансирования Программы на
очередной  финансовый  год,  а  также  подготавливает  доклад  о  ходе
реализации Программы за отчетный год.
     Абзац исключен.
     Государственный заказчик   информирует   Министерство    финансов
Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации обо всех заключенных  с  исполнителями  Программы
государственных   контрактах  (договорах),  об  их  финансировании  из
федерального  бюджета,  внебюджетных  источников,  бюджетов  субъектов
Российской   Федерации,   а   Министерство   промышленности,  науки  и
технологий   Российской   Федерации   -   о    проектах,    содержащих
научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы гражданского
назначения.
     Корректировка Программы,  в  том  числе  включение  в  нее  новых
мероприятий,  а также продление срока ее реализации  осуществляются  в
установленном   порядке   по  предложению  государственного  заказчика
Программы.


                 6. Управление реализацией Программы
                  и контроль за ходом ее выполнения
     
     Текущее управление   и  контроль  за  исполнением  и  реализацией
Программы осуществляется государственным  заказчиком  -  Министерством
образования Российской Федерации.
     Руководителем Программы является Министр  образования  Российской
Федерации,   который   несет   персональную   ответственность   за  ее
реализацию,  конечные результаты,  целевое и эффективное использование
выделенных  на  выполнение  Программы  финансовых средств,  определяет
формы  и  методы   управления   реализацией   Программы,   возглавляет
научно-координационный совет Программы (далее - совет).
     Совет является  коллегиальным  совещательным  органом,  в  состав
которого включаются представители заинтересованных федеральных органов
исполнительной   власти,   научных   организаций   и   образовательных
учреждений,  авторитетные ученые.  Совет участвует в выборе научных  и
научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий
Программы,  проведении оценки полноты и комплексности  исследований  и
мероприятий  и  подготовке  рекомендаций  о  дальнейшем  использовании
результатов этих работ.
     Ход выполнения  Программы  в  целом и составляющих ее мероприятий
периодически  рассматривается  на  заседаниях  коллегии   Министерства
образования  Российской  Федерации,  в  подготовке  которых  принимают
участие заинтересованные федеральные органы  исполнительной  власти  и
представители субъектов Российской Федерации.
     Государственный заказчик Программы  совместно  с  Государственным
комитетом   Российской  Федерации  по  статистике  организует  ведение
статистической отчетности по реализации Программы,  а также направляет
доклады  о  ходе  работ  по  Программе  и  эффективности использования
финансовых средств в Министерство экономического развития  и  торговли
Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий
Российской Федерации.
     С учетом  выделяемых  на  реализацию Программы финансовых средств
Министерство  образования  Российской   Федерации   уточняет   целевые
показатели,  в том числе включает (исключает) программные мероприятия,
а также  затраты  по  выполнению  мероприятий  и  механизм  реализации
Программы.
     
             7. Оценка эффективности реализации Программы
     
     В результате реализации Программы будет:
     улучшаться ситуация в  области  распространения  русского  языка,
являющегося  государственным  языком  Российской Федерации,  на основе
научных данных о функционировании русского языка как межнационального,
данных    об   уровне   и   качестве   владения   русским   языком   в
многонациональной среде и данных о взаимоотношении  русского  языка  и
национальных языков России;
     обеспечено совершенствование   законодательства    по    вопросам
русского   языка   как   государственного  и  соответствующих  законов
субъектов Российской Федерации;
     внедрена методика  тестового контроля за уровнем владения русским
языком государственными служащими;
     повышена речевая   культура   в  средствах  массовой  информации,
публичных выступлениях на основе разработанного  нового  свода  правил
русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;
     создано новое   поколение   учебно-методической   литературы   по
русскому   языку   и   программ   для   подготовки   и  переподготовки
преподавателей русского языка;
     усовершенствован образовательный  процесс  в  школах  и  вузах на
основе использования нового поколения  учебно-методической  литературы
по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;
     создана система  подготовки   и   переподготовки   преподавателей
русского языка;
     возрастать интерес к русскому языку у  учащихся  и  студентов  за
счет   проведения   российских  и  международных  ежегодных  олимпиад,
ежегодного общероссийского  Праздника  русского  языка,  литературы  и
культуры, приуроченного к Пушкинским дням;
     разработана научно  -  теоретическая  база  энциклопедии  русской
словесности;
     укреплена позиция  русского  языка  как  средства  международного
общения народов России,  государств - участников СНГ и стран Балтии за
счет регулярного проведения конференций по проблемам  русского  языка,
разработки  программ  для преподавателей русского языка и литературы в
школах,  преподавание в которых  ведется  на  русском  языке,  выпуска
соответствующих  учебников по обучению русскому языку как иностранному
и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как
иностранного;
     активизирована деятельность  средств   массовой   информации   по
освещению проблем русского языка и русской культуры.


                             МЕРОПРИЯТИЯ
             ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
                         НА 2002 - 2005 ГОДЫ
     
                                                         (тыс. рублей)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                             | Источник        |       Объем финансирования       |  Ожидаемые результаты       |
|                             | финансирования  |----------------------------------|                             |
|                             |                 |2002 -|        в том числе        |                             |
|                             |                 | 2005 |---------------------------|                             |
|                             |                 |годы -|2002 |2003 | 2004  |  2005 |                             |
|                             |                 |всего | год | год |  год  |  год  |                             |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|             Часть I. Научно-исследовательские работы                                                           |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|       1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.                                           |
|              Государственная политика в области русского языка                                                 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|           Развитие русского языка как государственного                                                         |
|                    языка Российской Федерации                                                                  |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Разработка норм          | федеральный     |   100|  100|  -  |   -   |   -   | подготовка новых правил     |
| грамматической кодификации  | бюджет          |      |     |     |       |       | русской орфографии,         |
| русского языка.             |                 |      |     |     |       |       | орфоэпии, пунктуации и      |
| Совершенствование правил    |                 |      |     |     |       |       | рекомендаций по             |
| русской орфографии,         |                 |      |     |     |       |       | грамматической              |
| орфоэпии и пунктуации       |                 |      |     |     |       |       | кодификации русского        |
|                             |                 |      |     |     |       |       | языка                       |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 2. Анализ российского и     | федеральный     |   230|  -  |   60|   75  |   95  | подготовка аналитических    |
| зарубежного                 | бюджет          |      |     |     |       |       | докладов по вопросам        |
| законодательства по         |                 |      |     |     |       |       | языковой политики,          |
| вопросам языковой политики. |                 |      |     |     |       |       | комментариев к              |
| Исследование нормативных    |                 |      |     |     |       |       | законодательным актам       |
| правовых актов по вопросам  |                 |      |     |     |       |       | стран Балтии по вопросам    |
| русского языка              |                 |      |     |     |       |       | русского языка (по          |
|                             |                 |      |     |     |       |       | странам)                    |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 3. Исследование состояния и | федеральный     |   911|  265|  121|  230  |  295  | составление обзоров по      |
| функционирования русского   | бюджет          |      |     |     |       |       | вопросам функционирования   |
| языка в субъектах           |                 |      |     |     |       |       | русского языка как          |
| Российской Федерации.       |                 |      |     |     |       |       | межнационального;           |
| Разработка языковой         |                 |      |     |     |       |       | подготовка информации об    |
| политики в                  |                 |      |     |     |       |       | уровне и качестве           |
| многонациональном           |                 |      |     |     |       |       | владения русским языком в   |
| государстве. Проведение     |                 |      |     |     |       |       | многонациональной среде;    |
| этносоциологических         |                 |      |     |     |       |       | проведение                  |
| исследований в области      |                 |      |     |     |       |       | этносоциологических         |
| функционирования русского   |                 |      |     |     |       |       | исследований в области      |
| языка в условиях            |                 |      |     |     |       |       | взаимоотношений русского    |
| многоязычия                 |                 |      |     |     |       |       | языка и национальных        |
|                             |                 |      |     |     |       |       | языков в Российской         |
|                             |                 |      |     |     |       |       | Федерации                   |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 4. Разработка региональных  | средства        |  2000|  500|  500|  500  |  500  | создание региональных       |
| программ по русскому языку  | бюджетов        |      |     |     |       |       | программ по русскому        |
|                             | субъектов       |      |     |     |       |       | языку                       |
|                             | Российской      |      |     |     |       |       |                             |
|                             | Федерации       |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| Итого                       |                 |  3241|  865|  681|  805  |  890  |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| в том числе:                |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| средства федерального       |                 |  1241|  365|  181|  305  |  390  |                             |
| бюджета                     |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| средства бюджетов субъектов |                 |  2000|  500|  500|  500  |  500  |                             |
| Российской Федерации        |                 |      |     |     |       |       |                             |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|         Оценка качества и уровня владения русским языком                                                       |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 5. Разработка языковых      | федеральный     |   619|  140|  139|  150  |  190  | подготовка требований к     |
| квалификационных требований | бюджет          |      |     |     |       |       | владению русским языком     |
| по использованию русского   |                 |      |     |     |       |       | государственными            |
| языка государственными      |                 |      |     |     |       |       | служащими и практикума по   |
| служащими                   |                 |      |     |     |       |       | культуре речи для           |
|                             |                 |      |     |     |       |       | государственных служащих    |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 6. Разработка стандартов в  | федеральный     |   212|  110|  102|   -   |   -   | подготовка учебных          |
| области контроля качества   | бюджет          |      |     |     |       |       | тестовых материалов по      |
| владения русским            |                 |      |     |     |       |       | культуре русской речи       |
| литературным языком.        |                 |      |     |     |       |       |                             |
| Подготовка типовых тестовых |                 |      |     |     |       |       |                             |
| материалов                  |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 7. Разработка документов по | федеральный     |   459|   - |  139|  135  |  185  | подготовка концепции        |
| международной сертификации  | бюджет          |      |     |     |       |       | создания уровней            |
| уровней владения русским    |                 |      |     |     |       |       | тестирования русского       |
| языком в соответствии с     |                 |      |     |     |       |       | языка как иностранного,     |
| требованиями Совета Европы  |                 |      |     |     |       |       | лингводидактического        |
| и ЮНЕСКО                    |                 |      |     |     |       |       | описания, системы           |
|                             |                 |      |     |     |       |       | требований и минимумов      |
|                             |                 |      |     |     |       |       | указанных уровней           |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| Итого                       |                 |1290  |  250|  380|  285  |  375  |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| в том числе средства        |                 |1290  |  250|  380|  285  |  375  |                             |
| федерального бюджета        |                 |      |     |     |       |       |                             |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|      2. Русский язык как национальный язык русского народа,                                                    |
|                      его художественной литературы                                                             |
|                       и духовной культуры                                                                      |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|      Исследования в области русского языка и культуры речи                                                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 8. Исследования по истории  | федеральный     |   392|   50|   92|  110  |  140  | подготовка научных          |
| русского языка,             | бюджет          |      |     |     |       |       | публикаций, посвященных     |
| способствующие развитию     |                 |      |     |     |       |       | различным хронологическим   |
| русского национального      |                 |      |     |     |       |       | периодам развития           |
| самосознания                |                 |      |     |     |       |       | русского языка              |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| Итого                       |                 |   392|   50|   92|  110  |  140  |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| в том числе средства        |                 |   392|   50|   92|  110  |  140  |                             |
| федерального бюджета        |                 |      |     |     |       |       |                             |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|          Исследования в области художественной литературы                                                      |
|                и духовной культуры русского народа                                                             |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 9. Литературоведческие      | внебюджетные    |  6000| 2000| 2000| 2000  |   -   | подготовка научных          |
| исследования в области      | средства        |      |     |     |       |       | обзоров, статей,            |
| классической русской        |                 |      |     |     |       |       | монографий по               |
| литературы. Обобщение опыта |                 |      |     |     |       |       | классической русской        |
| русской школы               |                 |      |     |     |       |       | литературе и русской        |
| художественного перевода и  |                 |      |     |     |       |       | школе художественного       |
| дальнейшее ее развитие      |                 |      |     |     |       |       | перевода                    |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 10. Разработка              | федеральный     |   778|  150|  139|   99  |  390  | создание банка данных о     |
| информационного и           | бюджет          |      |     |     |       |       | русской литературе и        |
| программного обеспечения    |                 |      |     |     |       |       | культуре                    |
| для формирования базы       |                 |      |     |     |       |       |                             |
| данных по русской           |                 |      |     |     |       |       |                             |
| литературе и культуре       |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 11. Разработка              | федеральный     |   350|  -  |   92|   70,8|  187,2| создание историко-          |
| культурологических          | бюджет          |      |     |     |       |       | культурологических          |
| комментариев к              |                 |      |     |     |       |       | комментариев к              |
| произведениям русской       |                 |      |     |     |       |       | произведениям русской       |
| классической литературы     |                 |      |     |     |       |       | классической литературы     |
|                             |                 |      |     |     |       |       | для общеобразовательных     |
|                             |                 |      |     |     |       |       | учреждений Российской       |
|                             |                 |      |     |     |       |       | Федерации                   |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 12. Разработка новых        | федеральный     |   150|  150|  -  |   -   |   -   | формирование новых          |
| программ по современному    | бюджет          |      |     |     |       |       | программ по современному    |
| русскому языку, его истории |                 |      |     |     |       |       | русскому языку с учетом     |
| и диалектологии,            |                 |      |     |     |       |       | последних достижений        |
| стилистике, истории         |                 |      |     |     |       |       | науки (для языковых         |
| русского литературного      |                 |      |     |     |       |       | факультетов высших          |
| языка, культуре речи для    |                 |      |     |     |       |       | учебных заведений)          |
| высших учебных заведений    |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| Итого                       |                 |  7278| 2300| 2231| 2169,8|  577,2|                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| в том числе:                |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| средства федерального       |                 |  1278|  300|  231|  169,8|  577,2|                             |
| бюджета                     |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| внебюджетные средства       |                 |  6000| 2000| 2000| 2000  |   -   |                             |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|               Русский язык в системе среднего и высшего образования                                            |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 13. Экспертиза современных  | средства        |   840|  240|  200|  200  |  200  | унификация концепций        |
| концепций языкового         | бюджетов        |      |     |     |       |       | языкового образования в     |
| образования в вузах и       | субъектов       |      |     |     |       |       | русских и национальных      |
| общеобразовательных         | Российской      |      |     |     |       |       | общеобразовательных         |
| учреждениях в соответствии  | Федерации       |      |     |     |       |       | учреждениях Российской      |
| с требованиями              | дерации         |      |     |     |       |       | Федерации                   |
| государственных             |                 |      |     |     |       |       |                             |
| образовательных стандартов  |                 |      |     |     |       |       |                             |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 14. Экспертиза действующих  | средства        |  4000| 1000| 1000| 1000  | 1000  | подготовка                  |
| и разработка                | бюджетов        |      |     |     |       |       | экспериментальных           |
| экспериментальных концепций | субъектов       |      |     |     |       |       | концепций учебной           |
| учебной литературы нового   | Российской      |      |     |     |       |       | литературы нового           |
| поколения для               | Федерации       |      |     |     |       |       | поколения для               |
| общеобразовательных         | дерации         |      |     |     |       |       | общеобразовательных         |
| учреждений Российской       |                 |      |     |     |       |       | учреждений Российской       |
| Федерации                   |                 |      |     |     |       |       | Федерации (русский язык и   |
|                             |                 |      |     |     |       |       | литература)                 |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 15. Разработка программ     | внебюджетные    |   800|  150|  150|  150  |  350  | формирование                |
| преподавания русского языка | средства        |      |     |     |       |       | учебнометодических          |
| и литературы в школах       |                 |      |     |     |       |       | программ преподавания       |
| русской диаспоры            |                 |      |     |     |       |       | русского языка и            |
|                             |                 |      |     |     |       |       | литературы в школах         |
|                             |                 |      |     |     |       |       | русской диаспоры            |
|-----------------------------|-----------------|------|-----|-----|-------|-------|-----------------------------|
| 16. Разработка концепций    | средства        |  4000| 1000| 1000| 1000  | 1000  | создание                    |
| языкового образования и     | бюджетов        |      |     |     |       |       | экспериментальных           |
| подготовка                  | субъектов       |      |     |     |       |       | программ русского языка     |
| экспериментальных           | Российской      |      |     |     |       |       | для национальных            |
| образовательных программ    | ской            |      |     |     |       |       | общеобразовательных         |

Страницы: 1  2  


Оглавление