Страницы: 1 2 пенсии по старости) и о взыскании с администрации пансионата в пользу инвалида более 10 тыс. рублей, переплаченных им за период с октября 2002 года по октябрь 2003 года. Большинство граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, получают социальную пенсию, средний размер которой около 600 рублей (за исключением инвалидов с детства). Сумма двух пенсий, получаемых инвалидами ВОВ и другими гражданами, проживающими в указанных учреждениях, составляет около 4000 рублей. С граждан, получающих социальную пенсию, взимается 75 процентов этой пенсии. Они ежемесячно платят около 470 рублей (примерно 18 процентов от ежемесячной стоимости содержания). Граждане, имеющие право на одновременное получение двух пенсий, в частности инвалиды ВОВ, в случае взимания с них платы 75 процентов с суммы двух пенсий ежемесячно оплачивают стационарное обслуживание в размере около 2500 рублей, что составляет 100 процентов ежемесячной стоимости содержания. Уполномоченный обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с предложением о нормативном закреплении размера платы за стационарное обслуживание в фиксированном, строго определенном, одинаковом для всех категорий граждан. С учетом того, что нарушение прав инвалидов, проживающих в домах-интернатах, носит массовый характер, Уполномоченный обратился к Председателю Фонда социального страхования Российской Федерации Ю. Косыреву с предложением внести в Правительство законопроект об исключении пункта 9 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" как противоречащего Гражданскому кодексу Российской Федерации и нарушающего принцип равенства граждан в сфере социальной защиты. Согласно ГК РФ возмещение вреда производится только тому лицу, чье право нарушено в результате причиненных ему убытков. Поэтому удержание 75 процентов из ежемесячных страховых выплат на счет учреждения неправомерно. Федеральным законодательством в 2003 году указанная норма из упомянутого Федерального закона исключена. В результате восстановлены права более 10 тыс. инвалидов, проживающих в домах-интернатах, которые теперь будут в полном объеме получать выплаты по возмещению вреда здоровью. Сложная ситуация создалась с присвоением звания "Ветеран труда". Условия присвоения этого звания закреплены Федеральным законом "О ветеранах". Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1270 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", согласно которому это звание гражданам присваивается по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти ряда субъектов Федерации, нарушая права граждан, в течение длительного времени необоснованно отказывали им в присвоении звания "Ветеран труда". Генпрокуратура России согласилась с предложением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации признать, что награждение единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования" следует считать награждением ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", установленного Федеральным законом "О ветеранах". В защиту права гражданина Л. Уполномоченный обратился с заявлением в Ленинский районный суд г. Краснодара об оспаривании неправомерных действий администрации Краснодарского края, отказавшей Л. в присвоении звания "Ветеран труда". Своим решением суд удовлетворил заявление Уполномоченного (вх. N Л-82). Присвоение звания "Ветеран труда" позволяет гражданину получить значительные льготы после назначения ему трудовой пенсии, установленные Федеральным законом "О ветеранах", позволяет улучшить материальное положение ветеранов труда, обеспечивает им почет и уважение. Право на жилище - гарантированная возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Конституция Российской Федерации.) Наиболее характерными и распространенными нарушениями конституционного права граждан на жилище являются случаи их выселения с занимаемой площади без предоставления другого жилья; лишение права собственности добросовестного приобретателя на жилое помещение в результате признания судом сделки купли-продажи квартиры недействительной; выселение проживающих из ведомственной жилой площади в общежитии в связи со сменой собственника предприятия, в ведении которого ранее находилось общежитие либо жилая площадь; выселение граждан со служебной площади в связи с прекращением трудовых отношений с предприятием, которое предоставило жилье своему работнику; неправомерный отказ в постановке на льготную очередь. Малоимущим категориям населения, нуждающимся в жилище, Конституция Российской Федерации предусматривает бесплатное либо за доступную плату предоставление жилья. Однако для многих очередников на получение бесплатной жилой площади период ожидания в очереди длится от 10 до 20 и более лет. Не иссякает поток обращений граждан, пострадавших от политических репрессий. Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья. При этом нередки случаи неисполнения Закона должностными лицами администраций некоторых субъектов Российской Федерации. Характерным примером служит жалоба гражданки С. на незаконные действия должностных лиц администрации г. Самары, нарушивших ее право на улучшение жилищных условий как пострадавшей от политических репрессий (вх. N С-1082). До этого заявительница неоднократно обращалась в администрацию г. Самары с просьбой о предоставлении ей жилого помещения. Ей неоднократно отказывали, говоря, что финансирование строительства жилья для такой категории граждан должно осуществляться не из бюджета Самарской области, а из федерального бюджета, откуда средства на такие цели не поступали. Однако согласно Правилам предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию названного Закона расходы, связанные с реализаций вышеуказанного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2003 год. По результатам проверки, проведенной по инициативе Уполномоченного, главе администрации г. Самары внесено представление об устранении нарушений законодательства. В адрес губернатора Самарской области, Самарской областной Думы и Самарской городской Думы прокуратурой направлена информация о сложившейся ситуации и предложение предусмотреть в бюджете на 2003 год финансовые средства на реализацию жилищных прав реабилитированных. Однако денежные средства на это в бюджете г. Самары на 2003 год так и не были предусмотрены. Проведенной по ходатайству Уполномоченного прокурорской проверкой было выявлено, что, помимо заявительницы, в списках очередности на получение жилой площади в администрации г. Самары состоят еще 58 граждан, пострадавших от политических репрессий, в отношении которых имеют место те же нарушения закона. Для пресечения дальнейшего нарушения закона главе администрации г. Самары было направлено заключение Уполномоченного о нарушении администрацией жилищных прав граждан, пострадавших от политических репрессий, с предложением принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав 58 граждан. Однако никаких конкретных действий для строительства, либо приобретения площади администрацией г. Самары не осуществляется. Повторное заключение Уполномоченного также осталось без ответа. В данном случае имело место ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей главой администрации г. Самары, выразившееся в нарушении установленных законом сроков рассмотрения направленного ему заключения и пренебрежении законных требований Уполномоченного. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение должностных обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме, влечет наложение административного штрафа. Уполномоченный обратился к прокурору г. Самары с ходатайством о возбуждении административного производства в отношении главы администрации г. Самары. Прокурором г. Самары внесено представление об устранении нарушения закона главе г. Самары. Однако данная мера прокурорского реагирования неэффективна и несоразмерна правонарушению. Поэтому Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации с просьбой об указании прокурору г. Самары на необходимость осуществления конкретных мероприятий по надзору за исполнением законов. К социально уязвимым категориям населения относятся военнослужащие и члены их семей. Федеральным законом "О статусе военнослужащих" установлены гарантии государства по предоставлению военнослужащим жилых помещений. В то же время каждая пятая из поступающих на имя Уполномоченного жалоб военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей касается нарушения права на жилище. Это свидетельствует о том, что жилищная проблема в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации в течение ряда лет продолжает оставаться чрезвычайно напряженной. На протяжении последних пяти лет количество военнослужащих, нуждающихся в жилье, остается практически неизменным. Только в Минобороны России в жилье нуждаются более 150 тыс. семей военнослужащих. Среднее пребывание в очереди для получения жилья составляет 6,5 - 7 лет. Если не изменить сложившееся положение, для обеспечения военнослужащих квартирами потребуется не одно десятилетие. Аналогичное положение с обеспечением жильем сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В настоящее время Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" не в состоянии решить весь комплекс жилищных проблем. Количество выделяемых сертификатов явно недостаточно. Размер субсидии по ним на момент реализации в ряде регионов России на 20 - 30 процентов ниже реальной рыночной стоимости жилья. Брошены на произвол судьбы свыше 160 тыс. семей ветеранов военной службы. Получения государственных жилищных сертификатов по избранному после увольнения постоянному месту жительства они ожидают в среднем 8 - 10 лет, а то и более. В течение этого времени люди вынуждены снимать временное жилье. При этом предусмотренная законом денежная компенсация за наем жилых помещений им не выплачивается. Крайне медленно решается вопрос отселения из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами. За последние пять лет из закрытых военных городков Минобороны России отселено около 4,5 тыс. семей, тогда как общее количество таких семей в настоящее время составляет свыше 58 тысяч. Отсутствие перспектив в решении жилищной проблемы лишает военнослужащих уверенности в завтрашнем дне. Падение престижа военной службы негативно сказывается на комплектовании военной организации государства и ставит под сомнение успех военной реформы в целом. Отчаянное положение "бездомных" военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов привело к тому, что они маршем, целой колонной в октябре 2003 года пешком прошли расстояние от Смоленска до Москвы. По мнению участников этого марша, около 570 тыс. семей действующих и уволенных в запас военнослужащих и работников правоохранительных органов не имеют крыши над головой. Минобороны России и другие силовые ведомства вынуждены заниматься решением проблемы обеспечения жильем военных, уволенных или увольняемых со службы по сокращению в ущерб бесквартирным офицерам, которые продолжают службу. Из-за очень низкого уровня финансирования семьи молодых офицеров (более 50 тыс.) по десять и более лет живут в неблагоустроенных помещениях, казармах или тратят значительную часть своего невысокого жалования на наем квартиры. В 2003 году по обращениям Уполномоченного военными прокурорами выявлены 2,5 тыс. нарушений жилищного законодательства, за что к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 320 должностных лиц, к материальной - более 100 человек, отменено около 200 незаконных правовых актов командования, которые ограничивали или ущемляли права конкретных военнослужащих. Восстановлены нарушенные права более 7 тыс. военнослужащих, 317 семей военных получили жилье после обращения Уполномоченного по правам человека в органы прокуратуры по поступившим жалобам. По обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченным приняты меры по разрешению ситуации, сложившейся в г. Курске по обеспечению жилыми помещениями российских военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных Сил в связи с ликвидацией воинских формирований на территории Прибалтики (вх. N Б-581). Военнослужащим (всего 120 семей) еще в 1994 году в соответствии с одобренной Президентом Российской Федерации программой обеспечения жильем увольняемых в запас или отставку российских военнослужащих и межправительственным российско-американским соглашением было обещано предоставление жилья в г. Курске. Однако строительство предназначенных для них двух 16-этажных 95-квартирных домов в 1997 году было прекращено и до 2002 года большинство из этих граждан на территории Российской Федерации обеспечено не было. По результатам рассмотрения обращения Уполномоченного Правительство Российской Федерации приняло решение о дополнительном выпуске в 2003 году 117 сертификатов для Курской области. Основной причиной критической ситуации с обеспечением жильем защитников Отечества является недостаточный уровень финансирования государством строительства (покупки) жилья для этой категории граждан. В июле 2003 года Уполномоченный обратился к Президенту Российской Федерации, Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину с предложением принять необходимые безотлагательные меры по обеспечению жилищных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Однако для реализации Программы "Государственные жилищные сертификаты" в 2004 году предусмотрено увеличение по сравнению с 2003 годом средств федерального бюджета всего на 20 процентов. А государственные капитальные вложения для обеспечения жильем кадровых военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан предполагается увеличить всего на 6 млн. рублей! В настоящее время около двух процентов населения России - более 2,5 млн. человек - проживает в ветхом и аварийном жилом фонде. Ввиду недостаточных объемов финансирования федеральная программа переселения из ветхого и аварийного жилья на 2003 год выполнена менее чем на одну треть планируемых показателей. В последние годы увеличивается количество обрушений аварийных жилых домов, сопровождающихся человеческими жертвами и большим материальным ущербом. В обращении гражданки Д. из с. Корткерос к Уполномоченному по правам человека в Республике Коми сообщалось, что ее семья в составе 5 человек, где трое детей инвалидов, причем один из них инфицирован туберкулезом, проживает в бывшей кладовке общежития на площади в 12 кв. м. Заключение местного центра госсанэпиднадзора: санитарно-гигиенические условия для проживания в комнате не пригодны. Многократные обращения гражданки Д. в различные инстанции положительного результата не дали. Уполномоченный обратился к главе администрации Корткеросского района с просьбой решить проблему семьи Д. К сожалению, глава администрации отделался отпиской, исказив существующие факты. Уполномоченным по правам человека в Республике Коми был сделан очередной запрос главе администрации района с рекомендацией в месячный срок восстановить нарушенные права граждан. После неоднократных напоминаний, спустя полтора месяца пришел очередной формальный ответ за подписью заместителя главы администрации. Налицо здесь явное нежелание главы района изыскать возможность улучшить жилищные условия семье. Тем более что не все резервы района использованы. (Л.М. Вокуев, Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, г. Сыктывкар, 2003 г., стр. 14 - 16.) "Парламентская газета" 22 октября 2003 года опубликовала статью, рассказавшую о том, как общежитие обанкротившегося Камышинского кузнечно-литейного завода было продано вместе с проживающими людьми и новый собственник зимой, в тридцатиградусный мороз, отключил тепло, газ, электричество и воду. Обращения жильцов "замороженного" дома к администрации и в прокуратуру города ни к чему не привели, хотя имелись все основания для расторжения неправомерной сделки. Нарушения прав граждан, проживающих в общежитиях семейного типа, стали распространенным явлением во многих субъектах Российской Федерации. Проанализировав поступившие обращения граждан, проживающих в общежитиях министерств, ведомств и предприятий, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился к Генеральному прокурору и Председателю Верховного Суда Российской Федерации с ходатайством обобщить судебную практику дел, связанных с противозаконным выселением граждан из общежитий без предоставления другой жилой площади. Остро стоит проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число этой категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по-прежнему растет. Так, в Вологодской области в льготной очереди на получение жилой площади стоят 987 выпускников-сирот, из них 367 - более 10 лет. Каждый второй выпускник детского дома Курганской области не имеет жилья. Аналогичная ситуация складывается во всех регионах. Основной причиной невыполнения требований законодательства по обеспечению детей жильем во внеочередном порядке является самоустранение органов местного самоуправления от решения этой проблемы, недостаточное финансирование региональных программ "Дети-сироты", отсутствие резервного жилищного фонда. Детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми сохранено жилое помещение, порой вопреки их интересам возвращают по прежнему месту жительства к родителям, лишенным родительских прав. При рассмотрении жалобы сироты С., Ярославская область, было установлено, что исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов было принято решение о сохранении до его совершеннолетия жилой площади, однако жилое помещение родственниками было приватизировано и продано. С. неоднократно обращался в администрацию района об оказании ему помощи. Только после вмешательства Уполномоченного администрацией области выделены средства на приобретение жилья и куплена двухкомнатная квартира (вх. N C-25). Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - гарантированная возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Охрана здоровья граждан подразумевает совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Важнейшие принципы охраны здоровья закреплены в Федеральном законе "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" определены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Все виды и объем первичной медико-социальной и специализированной медицинской помощи оказываются бесплатно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако на практике территориальные программы гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью профинансированы в некоторых субъектах до 50 процентов, в 39 субъектах эти программы недофинансируются на четверть, в Ивановской области дефицит средств на базовую программу ОМС составляет 36 процентов ("Ваше право", N 15, 2003 г.). В результате большой разрыв в финансировании бесплатной медицинской помощи в расчете на одного жителя по регионам ведет к снижению доступности бесплатной медицинской помощи для значительной части населения. В последние годы россиянам приходится довольствоваться низким качеством отечественной медицины, имеют место трудности в получении бесплатного лечения. Результат сложившейся ситуации в системе ОМС - ухудшение здоровья нации. Уровень первичной заболеваемости за последние 5 лет увеличился почти на 10 процентов, а общей - на 15 процентов ("Ваше право", N 15, 2003 г.). Детская смертность в России устойчиво держится на отметке 15 младенцев на 1000 родившихся, что в 3 - 4 раза выше, чем в любой развитой стране ("Труд", 18 декабря 2002 года). В начале 2003 года в роддоме г. Краснотурьинска в результате халатности медицинских работников скончалось шестеро младенцев, получивших опасный вирус редкой формы пневмонии через инкубаторы для новорожденных. По данным директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии академика А. Кулакова, около 40 процентов детей в России рождаются больными и нуждаются в лечении, подчас дорогостоящем. В Свердловской области, где свыше 3 млн. человек проживают на экологически неблагополучных территориях, каждый ребенок переносит по три заболевания уже на первом году жизни. Между тем депутаты Государственной Думы отказались включить в бюджет 2003 года квоту на содержание новорожденных в роддомах, ограничившись той ежедневной суммой в 100 рублей, которая выдается на содержание беременных и рожениц. Это значит, что за лечение младенцев будут платить родители ("Труд", 18 декабря 2002 г.). Проведенная в 2002 году диспансеризация детей также показала необнадеживающие результаты. По словам заместителя министра здравоохранения О. Шараповой, к школе каждый пятый ребенок имеет отклонения в здоровье, а к 4-му классу количество больных детей, имеющих хроническую патологию, удваивается. К последнему же школьному звонку до 40 процентов выпускников имеют по два-три диагноза. А между тем за последние два года закрыты свыше двух тысяч детских больниц, поликлиник и родильных домов ("Парламентская газета", 3 апреля 2003 г.). За последнее десятилетие на 50 процентов увеличились психические заболевания среди взрослых и в 2,5 раза у детей ("Трибуна", 26 декабря 2001 года). В настоящее время тяжелыми психическими недугами страдают 3,8 млн. человек. Рост неврозов, психопатии чаще отмечается у социально незащищенного населения, у пострадавших от военных действий, стихийных бедствий, техногенных катастроф, беженцев. Увеличивается число совершаемых больными общественно опасных деяний. По словам академика Т. Дмитриевой, психиатрия находится в бедственном положении, хотя каждый пятый инвалид в России - в результате психического заболевания. Депрессиями страдают 50 процентов пациентов, перенесших инфаркт, и 70 - 80 - перенесших инсульт. В системе ОМС психиатрии просто нет, а бюджетных средств не хватает. Нет денег на современные эффективные препараты. Многие больницы не могут обеспечить пациентам лекарства, полноценное питание, нормальные условия содержания. Катастрофически не хватает молодых специалистов: психиатров, психологов, работников социальной сферы. Алкоголизация населения остается злободневной проблемой. По данным Минздрава России, заболеваемость алкоголизмом в России выросла почти на 30 процентов, а алкогольными психозами - более чем на 50 процентов. В тяжелое болезненное пьянство вовлечено больше 2,6 млн. россиян. По результатам исследования Независимого института социальной политики, половина больных, оказавшихся в стационаре, отдают деньги за так называемое "бесплатное" лечение. По существу, в последние годы совершился несанкционированный переход на платное лечение. Гражданка С. из Омска рассказывает, что когда ее 15-летнего сына поместили в городскую больницу с диагнозом "острый лимфобластный лейкоз", лечащий врач приготовил список необходимых для лечения медикаментов и расходных материалов. Среди них присутствовали медицинские препараты, которые в соответствии с приказом Главного управления здравоохранения администрации Омской области закупаются за счет средств бюджета и средств ОМС. Приобретение препаратов по списку обошлось семье в 310 тыс. рублей. И этими деньгами лечение сына не ограничилось: за предварительное высокодозное лечение химиопреператами с тотальным облучением в Новосибирском детском онкологическом центре предложили заплатить 380 тыс. рублей (вх. N С-276). Подобных жалоб в почте, адресованной Уполномоченному, немало. В связи с этим представляется правильной оценка заслуженного врача России А. Карпачева из Волгоградской области, который назвал болезнь российской медицины "хроническая прогрессирующая коррупция" ("АиФ", N 3, 2004 год). Неуклонно растет число людей, получивших производственные травмы различной степени тяжести, а также страдающих разнообразными профессиональными заболеваниями. Например, в Новосибирской области ежегодно травмируются более 3 тыс. человек, из них 250 в результате остаются инвалидами ("Парламентская газета", 16 сентября 2003 года). Эффективно действовавшая в прежние времена система ведомственного и отраслевого управления охраной труда оказалась разрушенной. Поскольку сегодня масса предприятий является частной собственностью, особое внимание следует уделить созданию механизма, способного повысить заинтересованность самих работодателей в создании безопасных условий труда. Больным и инвалидам местные медицинские учреждения по различным причинам отказывают в выдаче направления на госпитализацию или санаторно-курортное лечение по показаниям, в предоставлении лекарств, в том числе необходимых препаратов на положенных условиях - бесплатно или по 50-процентной скидке. Только после обращения Уполномоченного к соответствующим должностным лицам региональных министерств, комитетов по социальной защите и социальным гарантиям были восстановлены права инвалида I группы С. из Рязанской области (вх. N С-1410), инвалида II группы М. из г. Саратова (вх. N М-1155), участника ликвидации последствий в 1957 году на производственном объединении "Маяк" П. из Москвы (вх. N ПР-П-31), инвалида ВОВ И. из Алтайского края (вх. N И-137), инвалида I группы С. из Саратовской области (вх. N К-271), инвалида II группы Щ. из Ростовской области (вх. N Щ-54), К. из Краснодарского края (вх. N К-1882), С. из г. Ижевска (вх. N С-1254), распространены льготы и компенсации, предусмотренные Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на граждан - ветеранов подразделений особого риска (вх. N З-244, Л-128, 634). Значительная часть населения Российской Федерации проживает на экологически неблагополучных территориях, из-за чего заболеваемость и смертность населения там значительно выше, чем в иных регионах России. Однако предприятия-загрязнители не спешат выполнять предписания органов государственно-эпидемиологического надзора, а также мероприятия, предусмотренные региональными и федеральными программами. Уполномоченный обратился к Председателю Правительства Российской Федерации М. Касьянову и предложил усилить контроль со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти за деятельностью предприятий-загрязнителей, создать правовой механизм, регулирующий организацию санитарно-защитных зон предприятий и защищающий при этом права жителей на благоприятную окружающую среду, оказать необходимую финансовую помощь субъектам Российской Федерации для переселения граждан из санитарно-защитных зон, проведения мероприятий по охране окружающей среды и здоровья населения. Правительство Российской Федерации поручило Министерству природных ресурсов, Минздраву и Госстрою России проработать предложения, содержащиеся в обращении Уполномоченного. Граждане, проживающие в г. Злынка Брянской области, отнесенном к зоне отселения (в результате аварии на Чернобыльской АЭС), в своем обращении говорят о невозможности приобретения ими в аптечных учреждениях города бесплатных лекарств по рецептам врачей (вх. N КЛ-1562). Причина - в невозмещении территориальными органами федерального казначейства Минфина России по Брянской области этим учреждениям соответствующих расходов. Это связано с тем, что в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного приобретения гражданами, постоянного проживающими (работающими) на загрязненной территории, эти лекарства значатся только под международными непатентованными (а не торговыми) наименованиями. Нерешенность данной проблемы ведет к нарушению прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эта проблема должна быть разрешена путем достижения соглашения между Минфином и Минздравом России в вопросе возмещения расходов аптечным учреждениям. В связи с этим Уполномоченный обратился в министерства с предложением о направлении совместного разъяснения для органов здравоохранения и федерального казначейства по разрешению вопроса. В 2002 году Правительством Российской Федерации был принят за основу проект Концепции модернизации системы ОМС. Проблемы страховой медицины рассмотрены на заседании Президиума Госсовета, на очереди рассмотрение законопроекта "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Реформирование данного вида страхования должно быть нацелено на то, чтобы оказание бесплатной медицинской помощи перестало быть фикцией и на деле гарантировалось государством. Культурные права Право на образование предполагает общедоступное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; право выбора родителями формы обучения своих детей и обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии с собственными убеждениями. Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основное общее образование является обязательным. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Однако в настоящее время требование обязательности основного общего среднего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста. (Конституция 1978 года закрепляла обязательность среднего общего образования и бесплатность всех уровней основного образования.) В основе российской государственной политики в области образования находится Федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом, и рассчитанная до 2005 года. Программа обеспечивает развитие единого образовательного пространства страны с учетом национальных особенностей. Основные положения Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности региона. В настоящее время в системе государственного образования работает около 9 тыс. национальных школ. Учащимся предоставляется возможность изучать более 80 языков народов России, в том числе языки коренных народов Севера, а также языки народов стран ближнего зарубежья. Однако в России около 2 млн. неграмотных детей. Ситуация в образовательной системе в целом ухудшается. При этом доля расходов на финансирование образования, предусмотренная бюджетом на 2003 год, составила немногим более 4 процентов. Недофинансирование сказывается на материально-технической базе. Крайне низкий уровень заработной платы в сфере образования ведет к оттоку подготовленных преподавательских кадров, а значит, к снижению уровня образования. Особенно сложна ситуация в малых городах и деревнях. Министр образования Российской Федерации В. Филиппов привел такие данные: 515 тыс. сельских школ, то есть каждая третья, нуждаются в капитальном ремонте, причем 3 тыс. из них находятся в аварийном состоянии. "Масштабно стареют" учебные лаборатории, оборудование, спортивный инвентарь, библиотеки. Во многих школах даже находиться опасно. Об этом свидетельствуют частые пожары, в которых, как это было в Якутии и Дагестане в апреле 2003 года, гибнут люди. Школа с. Сиртич (Республика Дагестан), построенная еще в 1968 году, деревянная, с печным отоплением, находится в аварийном состоянии (вх. N КЛ-1048). Построенное же новое двухэтажное здание, по информации заявителей, все равно не сможет вместить всех детей. Кроме того, заявители указывали на факты хищения при строительстве и финансовые нарушения. Не менее остро стоят и другие проблемы, в том числе нравственная и правовая - взаимоотношения между учителем и учеником. С одной стороны, ученик - сторона, безусловно, слабая. Однако, с другой стороны, зачастую ученик чувствует себя вполне защищенным, зная, что родители смогут заставить педагога поставить "нужную" отметку. Традиционные отношения между учителем-наставником и учеником уступили место новым, еще не устоявшимся отношениям, которые порой подменяются хамством, коммерческим расчетом. Не всегда школа выступает в роли жертвы. Она также все чаще служит источником детской озлобленности. К Уполномоченному обратилась гражданка Б. в связи с нарушением прав ее сына директором Обутковской средней школы Макушинского района Курганской области (вх. N Б-979). Из жалобы следует, что директор школы, злоупотребляя своим служебным положением, нарушает права учащихся, грубо обращается с сыном заявительницы, не соблюдает нормы служебной этики, создает конфликтную ситуацию. Прокуратурой Макушинского района Курганской области была проведена проверка, которая подтвердила эти факты. Уполномоченный обратился к директору Департамента гуманитарной сферы и социальной политики правительства Курганской области для принятия мер по разрешению сложной ситуации. В системе образовательных учреждений страны имеются также учреждения специализированной направленности. Среди них - образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Минобразования России, на начало 2003 года в стране насчитывалось около 700 тыс. детей-сирот. По данным неправительственных правозащитных организаций, эта цифра значительно выше (Московская Хельсинкская группа. Права человека в регионах Российской Федерации. 2002. М., 2003). Сегодня детские дома и интернаты испытывают значительные трудности: не хватает одежды, продуктов, медикаментов, в аварийном состоянии находятся здания, снизился образовательный уровень воспитанников, повсеместно не соблюдаются нормативы финансирования интернатных учреждений. В обращении, пришедшем из Гагаринской школы-интерната (Смоленская область), говорится о таких нарушениях прав детей, как создание нездоровой психологический обстановки, неудовлетворительная деятельность администрации по организации воспитательного процесса, охраны жизни и здоровья детей, о финансовых нарушениях, нарушении законодательства об усыновлении (вх. N К-2317). После обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в прокуратуру Смоленской области и по результатам расследования прокуратурой было внесено представление в адрес администрации школы-интерната с требованием устранить выявленные нарушения федерального законодательства. Одному из воспитателей объявлен выговор, директор школы-интерната уволен. Среди специализированных образовательных учреждений особое место занимают школы и интернаты для детей-инвалидов. В настоящее время в России 2 млн. детей-инвалидов, по оценкам неправительственных организаций, или около 500 тыс. - по официальным сведениям. (Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации. 2002 год"). По официальной статистике, в 2002/03 учебном году менее 150 тыс. таких детей занимались в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные получают образование в специализированных учреждениях либо не обучаются в школе вообще. В целом по России существует около 2 тыс. специализированных коррекционных школ, что недостаточно. По оценкам независимых экспертов, большинство детей-инвалидов в России подвергаются дискриминации в сфере образования. В коллективном обращении родителей детей-инвалидов, обучающихся в интернате N 3 Центрального района г. Тольятти, сообщалось, что дети вынуждены тратить значительное время на дорогу до интерната, что негативно сказывается на состоянии их здоровья (вх. N КЛ-1366). Около 200 детей вынуждены ездить на другой конец города. После обращения Уполномоченного в администрацию Самарской области некоторым заявителям был предложен вариант перевода детей в специализированную общеобразовательную школу-интернат для слабовидящих детей, где реализуются программы обучения для детей, отстающих в развитии. Сложным является вопрос: должны ли дети-инвалиды обучаться в обычных школах. Тут расходятся и мнения педагогов, и мнения родителей. К Уполномоченному обратились родители и сотрудники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида N 295 ЦАО г. Москвы в связи с опасностью закрытия школы (вх. N КЛ-1446). После обращения Уполномоченного в Департамент образования правительства Москвы были даны заверения, что в ближайшее время школа будет функционировать и финансироваться согласно штатному расписанию. Однако отделение детей-инвалидов от остальных учеников, очевидно, не является единственным путем решения их проблем. Родители учеников школы N 18 г. Владимира по вопросу реорганизации школы обратились к Уполномоченному (вх. N КЛ-1350). На базе данного учебного заведения были созданы классы для детей с задержкой психического развития и рядом иных медицинских показаний. В школе учатся дети из разных районов, однако они не смогли достичь взаимопонимания с коллективом и освоить обычную программу. В результате реорганизации учащиеся должны будут вернуться в образовательные учреждения, где они обучались ранее, что, по мнению заявителей, может оказать негативное влияние на их психическое и умственное состояние. Что касается получения высшего образования, то по состоянию на начало 2003 года в России было 633 государственных вуза, 16 вузов субъектов Федерации, 14 муниципальных вузов и 471 негосударственный вуз. В них обучались 5,4 млн. студентов. Из них в бюджетных только 2,8 миллиона, или столько же, сколько в 1970 году. Эти цифры не говорят о расширении доступности образования для всех слоев населения. Российские семьи (свыше 90 процентов) стремятся к тому, чтобы их дети получили высшее образование. Примерно 90 процентов из них готовы идти даже на высокие материальные затраты. Всего в вузы поступают не менее 55 процентов выпускников школ. Между тем создается мнение о том, что отечественная экономика не нуждается в таком количестве специалистов с высшим образованием. Ее потребности составляют лишь 25 процентов. ("Независимая газета", 30 января 2004 года). Снижается качество образования. Если в 1993 году один преподаватель приходился на 10 студентов, то сейчас - уже на 20. Помимо этого, торговля дипломами, по мнению ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В. Садовничего, "стала сродни наркобизнесу" ("Российская газета", 14 мая 2003 года). Высокий стандарт российского образования еще в недалеком прошлом являлся национальным достоянием. Одним из важных вопросов в этой сфере является качество дипломов о высшем образовании. Студенты негосударственных учебных заведений по их окончании зачастую получают всякого рода сертификаты, правовое значение которых весьма неопределенно. Сложная ситуация сложилась в уникальном учебном заведении - Государственном специализированном институте искусств (ГСИИ) (вх. N ПР-Г-52). Это единственный в мире институт искусств, где учатся люди со слуховыми, зрительными и двигательными ограничениями. В 1991 году был создан Центр творческой реабилитации инвалидов, а ГСИИ создали как его структурное подразделение. Сейчас институт не имеет аккредитации и устава и живет по уставу Центра, на всех документах института, включая дипломы и студенческие билеты, стоит печать Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов. В связи с этим у выпускников института возникают сложности при поступлении в аспирантуру, на работу. По просьбе студентов и педагогов ГСИИ Уполномоченный обратился в Генпрокуратуру России с предложением провести проверку законности деятельности руководства института. Уполномоченный обратил внимание на то, что обучение протекает в обстановке противостояния администрации и обучающихся, постоянных конфликтов, что плохо отражается на уровне получаемых знаний и препятствует цели деятельности учебного заведения. Кроме того, студентами ГСИИ являются лица, состояние здоровья которых не позволяет им испытывать дополнительные физические и моральные перегрузки. В связи с этим подобное поведение администрации по отношению к студентам недопустимо. Российское законодательство в области образования не содержит дискриминационных положений. Россия ратифицировала Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Однако на практике российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в сфере образования. В Иркутском государственном лингвистическом университете сложилась ситуация, при которой студентке 1-го курса С. руководством учреждения было отказано в переносе дня сдачи экзамена с субботы на любой другой день (вх. N С-663). Заявительница является членом религиозного объединения Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, которые согласно канонам своей веры не могут посещать учебные заведения по субботам. Попытки достичь понимания с администрацией университета, а также с представителями аппарата губернатора области не увенчались успехом. После обращения Уполномоченного в Департамент науки и высшей школы администрации Иркутской области ректору Иркутского государственного лингвистического университета было предписано издать приказ, разрешавший пересдачу экзамена. Интересной представляется проблема, связанная с возможностью реализации лицами, отбывающими наказание, своего права на получение среднеспециального, а также высшего образования. К Уполномоченному по правам человека в Пермской области поступила жалоба от гражданина К., отбывающего наказание в учреждении АМ-244/3, желающего получить высшее образование. Заявитель обратился в Пермский государственный университет, где ему было отказано в поступлении, так как в ПГУ отсутствует дистанционная форма обучения. Уполномоченным по правам человека в Пермской области были направлены запросы в Департамент образования Пермской области, в Главное управление исполнения наказаний Минюста России по Пермской области. Как сообщил председатель Департамента образования, "в Пермской области отсутствует практика работы высших учебных заведений с указанной категорией осужденных". В связи с этим нужно отметить, что во Всеобщей декларации прав человека, равно как и в российской Конституции, прописано право каждого человека на образование. Гарантии обеспечения прав граждан на получение образования закреплены Законом Российской Федерации "Об образовании". В соответствии с ним "право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации". В соответствии с названным Законом "гражданам Российской Федерации гарантируется получение образования независимо от ... наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом". Препятствием для реализации прав данной категории граждан на получение высшего образования является неразвитость форм и методов организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Также законодательством не регламентирован механизм получения высшего образования лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Конвенции ООН "О борьбе с дискриминацией в области образования" "выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение ... которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования и, в частности, для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа...". В данном случае, когда достаточно большая категория граждан лишена возможности воспользоваться правами, говорить об "общедоступности образования, адаптивности системы образования" в исправительных учреждениях в целом по России нельзя. Данный факт в свете Конвенции ООН может трактоваться как дискриминация в области образования. Когда речь идет о реализации права гражданина на образование, доводы должностных лиц об отсутствии денежных средств представляются необоснованными. Получение высшего образования могло бы в дальнейшем оказать положительное влияние при социальной реабилитации (адаптации) лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. В ответ на обращение Уполномоченного к начальнику ГУИН Минюста России по Пермской области был получен ответ следующего содержания: "ГУИН Минюста России по Пермской области разделяет Вашу озабоченность предоставлением права осужденным в получении высшего образования на территории Пермской области. В Вашем "Обращении" со ссылкой на Департамент образования отмечено, что "в Пермской области отсутствует практика работы высших учебных заведений с категорией осужденных". В мае месяце т.г. в подведомственных исправительных учреждениях, исполняющих наказания, был проведен очередной опрос осужденных, желающих получить высшее образование и имеющих возможность оплачивать расходы на эти цели. Результаты опроса следующие: желают обучаться в вузе 82 человека, из них имеют возможность оплатить стоимость обучения - 12 человек по следующим направлениям образования: экономическое, юридическое, техническое. Возможность получения высшего образования для осужденных имеется в Московском инженерно-физическом институте. При получении пакета документов из МИФИ об условиях поступления и обучения вышеуказанная информация будет доведена до заинтересованных осужденных". На федерального Уполномоченного возложена задача правового просвещения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Как показывают практика и научные исследования, осведомленность граждан России о своих правах и свободах находится на чрезвычайно низком уровне. Обучение в области прав человека и методов их защиты должно стать общенациональной задачей, требующей координации действий государственных и неправительственных структур. Для этого следует добиться существенного прогресса в распространении знаний о правах человека как универсальной ценности XXI века. Эта цель предполагает обновление системы образования и просвещения, включение курсов по правам человека в программы общеобразовательных школ, средних специальных образовательных учреждений, высших учебных заведений, создание специальных просветительских передач на радио и телевидении, а также рубрик в центральных и региональных печатных изданиях. Кроме того, необходимо осуществление научных разработок по вопросам формирования культуры прав человека у различных социальных и возрастных слоев населения. Для осуществления этих задач требуется формирование законодательной базы, создание эффективной государственной системы правового просвещения и образования в данной области. В связи с этим еще в 1999 году Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступил с инициативой принятия Федеральной целевой программы "Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты". Данная Программа призвана стать одним из средств обеспечения права на бесплатность образования, так как в ней заложены гарантии бесплатного правового образования и просвещения в области прав человека. Необходимость принятия Программы определяется международными обязательствами, которые взяла на себя Россия. Однако предложение Уполномоченного не было осуществлено в связи с проблемами финансирования, ресурсного обеспечения и механизмов реализации. В связи с этим Уполномоченный выступил инициатором разработки концепции федеральной целевой программы, которая в 2003 году и была подготовлена совместно с Московским центром мирокультурных стратегий и разослана во все субъекты Российской Федерации, министерства и ведомства, неправительственные правозащитные организации. С 2000 года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проводит совместно с различными юридическими вузами России Международный конкурс среди студентов юридических вузов (факультетов). Этот конкурс проводится с целью распространения и популяризации знаний о международных правовых стандартах в области прав человека и отражении их в национальном законодательстве и правоприменительной практике. Конкурс стимулирует широкое привлечение студентов-юристов к научной работе над правозащитной тематикой. За весь период проведения конкурса в финал вышли 123 студента. Тематика студенческих работ различна: "Европейский суд по правам человека: статус, полномочия, порядок подачи индивидуальной жалобы", "О некоторых аспектах деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав и свобод граждан России, находящихся за рубежом", "Конституционно-правовые аспекты и совершенствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" и другие. Участие студентов в конкурсе способствует подготовке юристов нового поколения, способных на практике отстаивать общечеловеческие ценности и идеалы, улучшению деятельности правоохранительных органов по защите прав и законных интересов граждан, а также активизации работы по предупреждению преступности. В 2002 - 2003 годах Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации совместно с Министерством образования России был проведен Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся "Права ребенка в новом веке". В конкурсе приняли участие 250 школьников из 43 субъектов России. Авторы лучших работ приняли участие во Всероссийской видеоконференции "Детский правовой марафон". В ходе марафона школьники смогли обсудить актуальные проблемы осуществления своих прав, предложить варианты реформирования российского законодательства в области прав ребенка. Придавая первостепенное значение правовому просвещению и образованию в сфере защиты прав человека среди будущих юристов, Уполномоченный поставил вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 - юриспруденция, квалификация - юрист. В настоящее время в указанный ГОСТ не входит предмет "Права человека" в качестве дисциплины, обязательной для изучения в высших учебных юридических заведениях. Уполномоченный предложил внести в вышеуказанный ГОСТ, цикл ОПД.Н-Р.01, самостоятельный предмет "Права человека". С 2003 года создаются общественные приемные при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации для оказания консультативной помощи по восстановлению нарушенных прав и свобод наименее социально защищенных граждан. Такие приемные созданы в Московской академии экономики и права, при губернаторе Рязанской области. В настоящее время решается вопрос об открытии общественной приемной при администрации города Астрахани. Право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества подразумевает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конституция Российской Федерации). Прошло более 10 лет с тех пор, как наша страна присоединилась к Конвенции по охране культурного и природного наследия человечества, принятой в 1972 году по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО. Бессмертные творения мастеров являются выражением, квинтэссенцией национального творческого гения и потому живут в восприятии все новых и новых поколений. Результатом принятия Конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный Комитет. С момента присоединения России в феврале 1991 года к Конвенции Секретариат Совета Европы и Правительство Российской Федерации установили рабочие контакты в области сохранения национального культурного наследия. За годы существования Комитета в Список выдающихся памятников мировой культуры были внесены некоторые отечественные памятники: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лавра; "Золотые ворота", Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, центр Санкт-Петербурга и многие другие. Конституция Российской Федерации закрепила право каждого на доступ к культурным ценностям и обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Обеспечивать права народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры - одна из важнейших задач Правительства России, администраций субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" регулируют отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации и направлены на реализацию конституционного права на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия России в интересах настоящего и будущего поколений страны. Россия богата памятниками истории и культуры. Они сближают народы, делают людей духовно близкими. В этом их извечная миссия. Однако, несмотря на то, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, во многих регионах страны нарушаются основные принципы их охраны. Во всех регионах России имеет место нарушение Конституции Российской Федерации о культурных правах граждан и особенно детей на доступ к культурному наследию, культурному образованию, просвещению. Россияне тратят на свое культурное развитие 220 рублей в год. По мнению вице-премьера Правительства Российской Федерации Г. Кареловой, сейчас важно не допустить культурного разрыва между поколениями и социальными группами, ощутимого тем больше, чем сильнее расслаивается российское общество. Через десять лет, когда с бедностью будет покончено, мы столкнемся ... с полным духовным обнищанием значительной части населения страны. ("Российская газета", 27 июня 2003 года). 2003 год стал "рекордным" по числу жалоб и обращений граждан в связи с фактами уничтожения памятников истории и культуры. Только из Нижнего Новгорода поступило 15 коллективных жалоб (500 подписей) в связи со сносом зданий в границах исторической территории "Старый Нижний Новгород". Квартал в границах улиц Белинского - Ашхабадской - Генкиной - Тверской представляет собой оазис с цельной застройкой городской среды. Он является зримым воплощением градостроительных идей середины 20-х годов XX века - мечты о "городе-саде". Выяснилось, что градостроительная практика характеризуется несанкционированным строительством именно в этой, исторической части города. Результатом обращения Уполномоченного к губернатору Нижегородской области и в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства стала рекомендация предоставить проектно-планировочную документацию на рассмотрение в Главгосэкспертизу при Госстрое России. Губернатор направил прокурору области распоряжение администрации города о застройке квартала для рассмотрения вопроса о его соответствии требованиям действующего законодательства. Снос исторической застройки в Нижнем Новгороде был приостановлен. Российский фонд культуры обратился к Уполномоченному за помощью по фактам массового сноса зданий исторического центра Уфы на основании коллективной жалобы работников культуры Республики Башкортостан (вх. N КЛ-909). Обращения с просьбами о содействии в восстановлении прав граждан на доступ к культурным ценностям поступили из Архангельской, Ленинградской областей, Санкт-Петербурга. В течение всего года не прекращались обращения москвичей (более 1000 человек), обеспокоенных возможным уничтожением уникального достопримечательного места столицы - Патриарших прудов. При содействии Уполномоченного прекращена застройка Патриарших прудов в Москве. Много жалоб от жителей района Марьина роща по вопросу строительства развлекательного центра театра "Сатирикон". В ходе строительства предполагается уничтожение части сквера по Шереметьевской улице, отнесенного к территории Природного комплекса Москвы. Однако сквер этот является единственным рекреационным пространством для жителей района. Ответ заместителя мэра Москвы на запрос Уполномоченного не дал ясного ответа на вопрос, почему работа по подготовке и разработке проекта не была согласована со специально уполномоченным органом по охране окружающей природной среды. Не была проведена экологическая экспертиза. Около 30 запросов и обращений Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации направил в Генпрокуратуру России, Минкультуры России, Госстрой России, Союз архитекторов России, Правительство Москвы, в администрации субъектов Федерации, указав на необходимость предотвратить разрушение особо ценной исторической среды, памятников истории и культуры. Было рекомендовано усилить контроль за соблюдением российского законодательства и международных норм в сфере сохранения культурного наследия. В ходе поездки Уполномоченного в Ново-Иерусалимский монастырь, Московская область, - комплекс, объединяющий музей и действующий монастырь, - выявились проблемы, не позволяющие многие годы восстановить сооружение монастыря. Уполномоченный в январе 2003 года обратился в ЮНЕСКО с предложением о включении Ново-Иерусалимского монастыря в список памятников культурного наследия. Кроме того, он обратился в федеральные органы власти с предложением о выделении средств на развитие музея и восстановление монастырского ансамбля. Инициатива Уполномоченного была поддержана. В сентябре 2003 года состоялась конференция "Проблема сохранения уникальных памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря". Завершение восстановительных работ и возврат былого величия монастыря является важной и посильной задачей. Не только памятники старины, но и музеи, посвященные недавним событиям отечественной истории, порой оказываются в сложном положении. 18 декабря 2002 года на канале НТВ был показан репортаж о ситуации вокруг "Государственного музея Курской битвы" - мемориала погибшим в селе Поныри Курской области. Сообщалось о том, что в связи с отсутствием должного финансирования приостановлены реставрационные работы, а коллектив музея объявил голодовку из-за регулярных задержек заработной платы. В результате обращения Уполномоченного к губернатору Курской области губернатором было принято решение о выделении дополнительных средств для музея. К 60-летию Курской битвы были проведены реставрационные работы, и памятник смогли посетить участники юбилейных торжеств. Одной из наиболее серьезных и сложных проблем является проблема обеспечения конституционного права человека на культуру и его нравственное здоровье. Негативное воздействие средств массовой информации, особенно электронных, нередко пропагандирующих насилие, порнографию, пьянство, нравственное разложение, грубо нарушает конституционные права граждан на культуру и нравственное здоровье. Государство не обеспечивает защиту человека, особенно детей, от негативного воздействия СМИ. К сожалению, на экранах телевидения не находят достойного места передачи, связанные с историко-культурным просвещением и образованием, приобщением населения к высоким образцам современного искусства и культурным ценностям. В настоящее время отсутствуют необходимые правовые, методические, организационные и материально-технические основы защиты прав граждан от социально неприемлемого информационного воздействия, а также его предупреждения. Действующими законодательными и подзаконными актами слабо регламентируется деятельность субъектов информационной и просветительской сферы. При гарантированной свободе публичного выражения мнения не конкретизируется ответственность юридического или физического лица за распространение антиобщественных, антигуманных материалов, за злоупотребления свободой информации. В течение 2003 года Совет Федерации, ряд комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации активно прорабатывали предложения по совершенствованию законодательства и нормативной базы в области деятельности СМИ. Современное государство вынуждено учитывать, что "информационная глобализация" постоянно увеличивает число действующих в ней субъектов. В России сейчас имеются уже около 3 тыс. лицензированных вещателей. Для предотвращения социально вредных форм информационного воздействия на общество необходима прежде всего воля государства, а также его правовая, финансовая и организационно-техническая поддержка. Региональные теле- и радиокомпании, имеющие в своем арсенале достойные и интересные программы и передачи о жизни России, не могут попасть на центральные каналы. На телевидении остался практически единственный канал "Культура", уделяющий значительное внимание программам о культуре, "интеллектуальному" кино, документальным фильмам. На радио ситуация критическая. К Уполномоченному обратился коллектив Санкт-Петербургской консерватории, а также Российского Государственного архива литературы и искусства с просьбой обратить внимание на планируемое сокращение вещания радиостанции "Орфей" (вх. N С-1084). Эта единственная в стране радиостанция, где звучит только классика, уже не впервые испытывает затруднения. Уполномоченный обратился в Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций с просьбой оказать содействие в разрешении сложной ситуации. Министерство не поддержало действия руководства радиостанции по сокращению объема вещания канала и рекомендовало активизировать работу по изысканию дополнительных средств. В июне 2003 года состоялось расширенное заседание экспертного совета при Уполномоченном, посвященное теме "Средства массовой информации и защита нравственности". Экспертный совет предложил обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой о необходимости разработки и принятия федеральной целевой программы по совершенствованию государственной политики в области средств массовой информации. Кроме того, было предложено разработать и принять законодательные и нормативные акты: о введении в действие стандартов, определяющих требования к содержанию передач, рекламы, а также норм, предотвращающих монополию СМИ; об усилении государственного контроля за деятельностью телевидения. Властям субъектов Российской Федерации предложено поддержать инициативу Государственной Думы по подготовке специальных нормативов по регламентации эфирного времени центральных каналов с учетом обеспечения региональных теле-, радиокомпаний, имеющих программы и передачи о жизни регионов. 9 апреля 2003 года было подписано Генеральное соглашение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Президента Российского фонда культуры о взаимодействии в защите прав граждан на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры. Сохранение объектов культурного наследия - это забота и ответственность как органов государственной власти и местного самоуправления, так и конфессиональных центров, направленная на формирование и реализацию системы правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер для рационального их использования в образовательных и нравственных целях. Результаты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году, анализ поступающих жалоб и обращений, публикаций средств массовой информации свидетельствуют о том, что, к сожалению, грубые нарушения охватывают подавляющее большинство прав и свобод человека и гражданина, гарантированных международными договорами и Конституцией Российской Федерации. Особенно тревожит увеличение числа обращений в связи с нарушениями основополагающих прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, на достоинство. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина - высшая ценность демократического правового государства. Они являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В целях обеспечения соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права Уполномоченный стремился обеспечивать защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, содействовать совершенствованию законодательства, способствовать развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Важным представляется вопрос укрепления института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. Это всецело отвечает положениям Конституции Российской Федерации, согласно которым защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С учетом того, что регулирование в этой области находится в ведении Российской Федерации, основы деятельности региональных уполномоченных должны быть регламентированы федеральным законом. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" не регламентирует взаимоотношения между федеральным и региональными уполномоченными, разграничение их компетенции, порядка рассмотрения обращений граждан. В связи с этим Государственной Думе предложен законопроект "Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации". Однако до настоящего времени этот законопроект официально к рассмотрению не принят. Сохраняется пробел в законодательстве в сфере регулирования единообразных правил рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Целесообразно ускорить процесс принятия Федерального закона "Об обращениях граждан". В развитие конституционного права на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина Уполномоченным предлагались меры, направленные на развитие российской судебной системы, в частности, принятие Федерального закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", в том числе в части учреждения специальных судов - ювенальной юстиции, административной юрисдикции. Это позволило бы создать четкие юридические механизмы и процедуры защиты прав человека, отвечающие современным мировым стандартам, способствовало бы эффективному разрешению дел различных категорий. При доработке принятого Государственной Думой в первом чтении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не было принято замечание Уполномоченного, касающееся порядка пересмотра решения по делу. В частности, предлагалось предусмотреть возможность обжалования гражданином постановления о наложении административного наказания в суд по месту жительства гражданина. Однако в КоАП установлено, что жалобы на такие решения могут быть поданы только в суд по месту нахождения органа, наложившего наказание. Такое положение существенно сужает право граждан на судебную защиту. На федеральном уровне пока еще не выработана целостная идеология защиты жертв преступных посягательств, не гарантирована безопасность свидетелей, потерпевших и иных граждан, содействующих уголовному судопроизводству. Так, например, в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" среди основных понятий отсутствует определение жертвы террористического акта, что оставляет вне поля правового регулирования один из важнейших аспектов данной проблемы. Чрезмерно затянулся процесс принятия Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Без него отсутствует правовая основа для существенной социальной поддержки активному противодействию преступности. Нет и специального комплексного антикоррупционного законодательства, которое учитывало бы, в частности, положения Конвенции об уголовной ответственности за коррупционные действия, принятой Советом Европы в 1999 году. В сфере экономических и социальных прав не отлажены механизмы защиты трудовых прав, система взаимоотношений трудящихся с работодателями, представителями различных ветвей власти. Установление минимального размера оплаты труда ниже прожиточного минимума привело к ситуации, когда значительная часть населения получает заработную плату, на которую невозможно прожить. Граждане, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, справедливо ставят вопрос об ответственности государства за создавшееся положение, при котором миллионы граждан не получили заработанные деньги. Принятый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" позволяет сделать это. В стране не создан страховой фонд, предназначенный для выплаты заработной платы работникам предприятий, признанных банкротами. Блок законодательных актов, устанавливающих меры социальной защиты граждан, в условиях хронического недофинансирования исполняется далеко не в полном объеме. Нередко предаются забвению установленные в законах обязательства перед пенсионерами, ветеранами, инвалидами, жертвами политических репрессий, бывшими малолетними узниками фашизма, лицами, пострадавшими от воздействия радиации. Практикой стало принятие федеральных законов, приостанавливающих на определенный период предоставление тех или иных социальных благ. Например, в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" статьей 104 предусматривалось приостановление на год действия статьи 49 ("Пересмотр пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий при повышении стоимости жизни и оплаты труда") Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Исходя из Конституции Российской Федерации, устанавливающей недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, Уполномоченный обратился в Государственную Думу с предложением исключить статью 104 из законопроекта. Предложение было принято. Однако не нашло понимания предложение Уполномоченного, внесенное еще в 1998 году, - о принятии федерального закона, освобождающего пенсионеров от уплаты госпошлины по делам об имущественных спорах. Уполномоченный неоднократно обращал внимание властей на необходимость присоединения России к принятой Советом Европы Социальной хартии. Ее ратификация должна обозначить новую ступень в развитии национальной системы социальной защиты населения. Представляется актуальной постановка вопроса о подготовке и принятии Социального кодекса Российской Федерации. Важное место в деятельности Уполномоченного уделяется проблемам сохранения окружающей среды. Однако такая деятельность должна иметь единую нормативно-правовую концепцию. Целесообразно принятие Экологического кодекса Российской Федерации, который содержал бы, в частности, положение об обязанности компенсировать нанесенный в результате хозяйственной деятельности экологический ущерб. Ни один из трех внесенных в Государственную Думу законопроектов о дополнении Налогового кодекса специальной главой "Экологический налог" так и не дошел до стадии рассмотрения в первом чтении. Вместе с тем не составило особого труда принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации", значительно упростившего, в частности, порядок перевода лесных земель в нелесные. А это создает условия для нарушения конституционного права на благоприятную окружающую среду населения России. Одной из важных законодательных мер, направленных на обеспечение свободного доступа к информации, представляется принятие Федерального закона "О праве на информацию". Такой Закон необходим для того, чтобы устранить неосновательные ограничения в этой сфере, предусмотреть ответственность должностных лиц и организаций, нарушающих право на получение информации, но одновременно установить допустимые пределы в выборе способов поиска и получения информации. Реальные же ограничения могут содержаться лишь в специальных законах, таких как "О государственной тайне", "О коммерческой тайне". Тяжелы боевые потери на Северном Кавказе. Но не менее ощутимы и "мирные" потери. Необходимо в Законе "О государственной защите потерпевших и других участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений" отразить вопросы государственной защиты военнослужащих, как свидетелей, так и потерпевших в результате нарушений уставных правил взаимоотношений. Государственной Думой отклонен и снят с рассмотрения принятый в первом чтении проект Федерального закона "О профессиональных союзах военнослужащих", подготовленный аппаратом Уполномоченного. В нем содержались реальные правовые основания для формирования армейских профессиональных союзов, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Длительное время нарушало конституционное право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской отсутствие соответствующего федерального закона. Однако и вступивший в силу с 1 января 2004 года Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" имеет ряд недочетов, включая чрезмерно большой срок и экстерриториальный принцип ее прохождения. Не имеют военнослужащие и достойного уровня денежного содержания. Еще в 2000 году Уполномоченный одним из первых поднял проблему несоразмерности денежного содержания военнослужащих размеру оплаты труда иных государственных служащих. Федеральным законом эта ситуация была исправлена. Но наряду с незначительным увеличением денежного содержания отменен ряд имевшихся у военнослужащих льгот, хотя еще в ноябре 2001 года Уполномоченный обращался к депутатам Государственной Думы о недопустимости принятия законов, отменяющих социальные льготы военнослужащим и тем более лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Достаточно остро в стране стоят вопросы усиления законодательных гарантий прав ребенка. Чрезвычайно важно, что с 1995 года федеральными органами исполнительной власти (например, в лице Минтруда России) проводится мониторинг российского законодательства на его соответствие Конвенции о правах ребенка. Между тем особое внимание должно уделяться тем несовершеннолетним, кто более других ущемлен в правах. Так, например, необходимо принять специальный закон об охране прав детей-инвалидов, что позволит создать правовые предпосылки для жизни ребенка-инвалида в семье, а не в детском учреждении, не в стенах дома инвалидов. Следует принять нормативные правовые акты о деятельности реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и условиях труда работников таких центров. Охрана прав и законных интересов ребенка требует также принятия законов о защите здоровья несовершеннолетних, об основных принципах организации комиссий по делам несовершеннолетних и многих других. Необходимы специальные программы по ликвидации беспризорности, противодействию таким антисоциальным явлениям в среде несовершеннолетних, как пьянство, наркомания, проституция. Заслуживает поддержки инициатива создания института Уполномоченного по правам ребенка - как на федеральном, так и на региональном уровнях. Внимание Уполномоченного обращено и на государственную миграционную политику, вопросы приобретения гражданства Российской Федерации. Отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных процессов приводит к неравномерной миграционной нагрузке на регионы. Актуальным представляется принятие Миграционного кодекса Российской Федерации, устанавливающего в этой сфере единую государственную политику. В сфере внимания Уполномоченного находятся лица, страдающие психическими расстройствами. По мнению психиатров, социальных работников, исполнение российского законодательства в этой сфере не привело ни к ликвидации дискриминации психически больных людей в обществе, ни к устранению правовой незащищенности работников, оказывающих психиатрическую помощь. Необходимо дальнейшее повышение доступности Уполномоченного по правам человека для населения. Здесь необходимо расширение информационного поля, доведение до самых широких слоев населения во всех регионах России сведений о государственном правозащитном институте, его задачах и целях, методах работы. Также должен идти процесс повышения правовой культуры населения страны, приобретения знаний о гарантированных законами правах и свободах и умения их защищать через имеющиеся государственные и общественные институты. Аппарату Уполномоченного следует продолжить традиции сбора объективной и честной информации о положении дел с правами человека в стране, выхода с этой целью на самые широкие круги населения. Слишком много людей не в состоянии самостоятельно сформулировать на бумаге свои проблемы и нужды. Многие просто не верят в то, что государственный чиновник не ответит им отпиской, а возможность добраться до Москвы попросту закрыта для многих сограждан. Поэтому чрезвычайно важно продолжение таких инициатив аппарата Уполномоченного, как проведение телефонных "горячих линий", "выездных приемных" в различных регионах, совместных мероприятий с депутатами Государственной Думы, законодательных органов субъектов Российской Федерации, региональными уполномоченными, комиссиями по правам человека, неправительственными правозащитными организациями. Формируется опыт создания в стране общественных приемных (юридических клиник) на базе вузов, что позволит обеспечить бесплатной юридической помощью тысячи граждан в различных уголках страны. Показателем доступности Уполномоченного является также быстрое реагирование на информацию о грубых и массовых нарушениях прав человека. В этих же целях Уполномоченный неоднократно выезжал в Чеченскую Республику, другие республики Северного Кавказа, эксперты аппарата посещали места природных и техногенных бедствий, районы массовых отключений электроэнергии и тепла. В этом ряду - налаживание контактов с международными правозащитными организациями, а также с национальными омбудсманами зарубежных стран по вопросам гуманитарного трансграничного взаимодействия. Для эффективной работы государственного правозащитного института необходимо становление его как органа, в который люди верят и куда хотят обращаться. Необходимо сказать решительное "нет" практике бюрократических отписок. Для этого требуется прежде всего квалифицированный и профессионально подготовленный состав сотрудников аппарата, внимание и чуткость. Необходимо устанавливать эффективную обратную взаимосвязь с лицом, обратившимся в аппарат федерального Уполномоченного, своевременно информировать его о ходе расследования, сообщать о запросах, направленных по жалобе органам и должностным лицам, результатах и принятых решениях. Необходима быстрая и адекватная реакция государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц на обращения и запросы Уполномоченного. Нередки случаи, когда на письма следуют формальные ответы-отписки и Уполномоченному приходится обращаться в более высокие инстанции. Имеются и случаи, когда некоторые должностные лица попросту не дают ответа. Такая практика недопустима. В случае необходимости целесообразно освещение нетерпимых противоправных действий соответствующих должностных лиц в средствах массовой информации, в том числе с использованием возможностей неправительственных правозащитных организаций. Государственные и муниципальные служащие, нарушающие права человека, должны привлекаться к дисциплинарной и судебной ответственности. Важное место в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации занимают обобщение и анализ реальной ситуации с правами человека в стране на основе поступающих жалоб, сообщений средств массовой информации, неправительственных правозащитных организаций и выдвижение конкретных предложений и инициатив, направленных на развитие демократических институтов в России, совершенствование российского законодательства в сфере прав человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, на урегулирование кризисных ситуаций, преодоление гуманитарных последствий террористических актов, экологических и техногенных бедствий. Ежегодные и специальные доклады федерального Уполномоченного, имеющие целью подробное информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации, должны стать настольной книгой каждого, в том числе высокопоставленного чиновника. Приоритетная задача Уполномоченного - налаживание системы прочного взаимодействия по вопросам, входящим в компетенцию федерального Уполномоченного, с органами государственной власти, местного самоуправления и официальными лицами. Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должны стать предметом рассмотрения Правительства Российской Федерации для принятия конкретных мер по улучшению положения с правами человека в стране. Специальные доклады следует рассматривать на заседаниях коллегий министерств, проблемы которых анализируются в соответствующих докладах. Перед российским обществом стоят ответственные задачи по продолжению курса реформ, повышению стандарта жизни населения. Их выполнение позволит России занять достойное место в мире. Последовательная защита прав граждан будет способствовать снижению и предупреждению социальной напряженности в обществе, что окажет непосредственное содействие решению сложных текущих и перспективных проблем страны в целом. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.МИРОНОВ 10 февраля 2004 года Страницы: 1 2 |