О СОЗДАНИИ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 4 августа 2004 г. N 01-06/28315 (Д) В связи с запросами таможенных органов и в целях исполнения Приказа ГТК России от 23.12.2003 N 1520 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2004, рег. N 5439) (далее - Положение) разъясняем следующее. 1. Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда таможенными органами могут создаваться зоны таможенного контроля. Кодексом определены цели, для которых создаются зоны таможенного контроля, а также места, в которых такие зоны могут создаваться. Так, в соответствии с п. 1 ст. 362 Кодекса зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. При этом зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах производства таможенного оформления товаров, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Кодексом. Необходимо учитывать, что соответствующая территория может приобретать статус зоны таможенного контроля на основании: - положений Кодекса (статьи 100, 216 и 260 Кодекса), при этом издания отдельного приказа таможенного органа не требуется; - приказа или распоряжения соответствующего таможенного органа. 2. Постоянными зонами таможенного контроля являются, в частности, помещения и (или) открытые площадки, предусмотренные статьями 100, 107, 216 и 260 Кодекса. Такие помещения и (или) открытые площадки должны быть обустроены и оборудованы в соответствии с требованиями Кодекса, их границы должны быть обозначены в порядке, установленном Положением. Кроме того, статус постоянных зон таможенного контроля приобретают места, указанные в статьях 78 и 116 Кодекса, после проведения мероприятий, предусмотренных Кодексом, согласования таможенным органом их места расположения, а также обозначения границ этих постоянных зон таможенного контроля в соответствии с Положением. 3. Постоянные зоны таможенного контроля, расположенные вдоль таможенной границы Российской Федерации, создаются в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N 624 "О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 42, ст. 4074). При этом места расположения (пределы) создаваемых постоянных зон таможенного контроля должны быть согласованы с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и Пограничной службой ФСБ России. 4. Постоянные зоны таможенного контроля могут создаваться для целей, предусмотренных п. 1 ст. 362 Кодекса, на территории пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 362 Кодекса и Положением. Указанные постоянные зоны таможенного контроля, а также постоянные зоны таможенного контроля, поименованные в ст. 100, ст. 107 и ст. 216 Кодекса и расположенные на территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, являются местами доставки товаров при внутреннем таможенном транзите из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, а также при международном таможенном транзите товаров из места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места убытия с таможенной территории Российской Федерации. 5. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться исключительно для целей, предусмотренных частью первой п. 1 ст. 362 Кодекса, в местах производства таможенного оформления вне мест совершения таможенных операций (статья 406 Кодекса) на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций, а также при необходимости осуществления таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. Следует учитывать, что Кодекс не предусматривает иных оснований для создания временной зоны таможенного контроля. Обращаем внимание на то, что в соответствующих случаях созданию зоны таможенного контроля должно предшествовать оформление в установленном порядке решения начальника таможенного органа: а) о возможности совершения таможенных операций вне места нахождения таможенного органа (ст. 406 Кодекса); б) о временном хранении товаров на складе получателя, не являющемся складом временного хранения (ст. 117 Кодекса); в) о проведении таможенного осмотра (ст. 371 Кодекса), таможенного досмотра товаров и транспортных средств (ст. 372 Кодекса), обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля; г) о вынесении постановления об аресте товаров и транспортных средств (статьи 377 и 391 Кодекса). Создание зоны таможенного контроля (как постоянной, так и временной) не носит обязательного характера, а также не является необходимым условием для: а) производства таможенного оформления (ст. 62 Кодекса); б) совершения таможенных операций вне места нахождения таможенного органа (ст. 406 Кодекса); в) осуществления таможенного наблюдения (ст. 370 Кодекса); г) стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. 6. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля (п. 5 ст. 362 Кодекса). При этом в случае остановки транспортного средства органами внутренних дел при их взаимодействии с таможенными органами вне зоны таможенного контроля время проверки товаров, перевозимых на этом транспортном средстве, составляет не более двух часов, принудительное помещение указанных транспортных средств на склад временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении (п. 2 ст. 410 Кодекса). 7. Обращаем внимание на то, что ст. 362 Кодекса не предусматривает создание зоны таможенного контроля непосредственно для целей проведения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений (ст. 367 Кодекса), а также для целей проверки товаров и документов на них (статья 410 Кодекса), перегрузки товаров, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. С учетом изложенного решение о создании зоны таможенного контроля может быть принято таможенным органом только в порядке и для целей, предусмотренных Кодексом и Положением, при наличии достаточных оснований (например, необходимость обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций, обеспечение сохранности товаров и транспортных средств). При этом следует учитывать, что создание зоны таможенного контроля также влечет за собой дополнительную ответственность таможенного органа за обеспечение соблюдения требований, установленных п. 4 ст. 362 Кодекса, а в случаях, когда созданная в установленном порядке постоянная зона таможенного контроля используется для проверки товаров или является местом доставки товаров при внутреннем таможенном транзите (п. 1 ст. 85 Кодекса), - за обеспечение возможности круглосуточного поступления товаров и транспортных средств в указанную постоянную зону таможенного контроля, а также и ответственность за их сохранность. 8. В связи с нарушениями порядка создания зон таможенного контроля, установленного Положением, следует обратить особое внимание на необходимость строгого соблюдения требований Кодекса и пунктов 5 и 7 Положения, определяющих цели создания зон таможенного контроля и содержание правовых актов таможенного органа, в соответствии с которыми создаются подобные зоны. Статс-секретарь - заместитель председателя Комитета генерал-полковник таможенной службы Ю.Ф.АЗАРОВ 4 августа 2004 г. N 01-06/28315 |